Проект учителя-дефектолога по развитию мелкой моторики у воспитанников с ЗПР «Волшебный сундучок». | Леонова Ксения Сергеевна . Работа №349999
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии. Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются средством повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
Проект учителя-дефектолога по развитию мелкой моторики у воспитанников с ЗПР «Волшебный сундучок».
Цель проекта «Волшебный сундучок»
Организация совместного творчества обучающихся и родителей, развивая при этом речь у обучающихся через укрепление мелкой моторики пальцев рук посредством приобщения их к декоративно-прикладному искусству.
Проект раскрывает задачи и содержание работы по развитию мелкой моторики рук.
Актуальность проекта:
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии. Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются средством повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции школьного образования признают незаменимое развития мелкой моторики на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.
В процессе проектной деятельности необходимо ориентировать родителей на правильный выбор видов деятельности для детей, взаимодействие с ребёнком в процессе этой деятельности.
Цель проекта: развивать тонкую моторику рук через декоративно –прикладную деятельность, способствовать развитию речи через привлечение ребенка в новые формы деятельности, организовать родителей на совместную деятельность с детьми , пропагандировать педагогические знания среди родителей.
Задачи для педагога:
• научить родителей создавать условия для проведения совместной деятельности с детьми;
• показать формы, способы и приёмы проведения совместной деятельности с детьми;
• развивать речь детей, расширять словарный запас.
Задачи для детей:
• развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;
Задачи для родителей:
• учитывать опыт детей, приобретенный в период школьного обучения;
• создавать благоприятные условия для общения и сотрудничества с ребенком.
Средства достижения поставленных задач:
• информационные листы для родителей;
• знакомство с историей новогодней игрушки;
•сбор и подготовка необходимого материала;
• выбор игрушек и способов росписи;
• представление продуктов проекта на муниципальную выставку «Зимние фантазии»;
• представление фотоматериалов на областную виртуальную выставку «Мы разные-мы равные»
Условия:
Кабинет учителя–дефектолога.
Предполагаемый результат:
• развитие интереса к художественному творчеству;
• увеличение словарного запаса , эмоциональности и выразительности речи
• рост речевой активности в других видах деятельности;
• развитие мимики, моторики пальцев рук, внимания, памяти, воображения;
• рост активности родителей , поиск и освоение новых форм и способов взаимодействия с детьми и педагогами;
Этапы проекта:
I. Организационно-подготовительный этап:
*Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
*обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.
*Подготовка материала:
* изготовление деревянных болванок для новогодних игрушек;
*подбор декоративного материала (акриловые краски и лак, кисти, пайетки, бисер, блестки, шнур и др.)
II. Основной этап реализации проекта:
*составление перспективного плана проведения занятий ;
* разработка рекомендаций для родителей ;
* обучение родителей организации и проведению совместной деятельности с ребенком;
*работа по оформлению новогодних игрушек;
*подготовка изделий для участия в муниципальной выставке.
III. Заключительный этап
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
* тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей обучающейся , объема информации, которая может быть ей воспринята, что положительно повлияло на работу Сафии;
* наблюдалась положительная реакция и эмоциональный отклик девочки на предложенный ей новый вид работы ;
* возросла речевая активность обучающейся, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память.