Проект: «Ум ребенка на кончиках пальцев» | Кудрявцева Виктория Мухарбековна. Работа №338291
Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребёнком окружающего мира. Развивая мелкую моторику, мы активизирует соседние зоны мозга, отвечающие за речь, а формирование речи способствует развитию мышления. Вовремя начатое развитие и воспитание обеспечивает стабильное развитие психических процессов, сенсорной сферы, двигательной активности, что в свою очередь обеспечит развитие мелкой моторики рук.
Проект
Тема: «Ум ребенка на кончиках пальцев»
Цель:
Совершенствовать развитие мелкой моторики рук, способствующей формированию речи и развитию мышления.
Задачи:
Формировать контроль над мышечными ощущениями, положительный эмоциональный настрой.
Совершенствовать мелкую моторику пальцев и координированных игровых, пластических движений левой и правой руки, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.
Способствовать усвоению интонации и ритма речи, силы голоса, речевого дыхания, правильному произношению звуков и слов.
Обогащать эмоциональный опыт детей
с помощью
пальчиковых игр с использованием литературных текстов, как средство общения, развития речи и познания окружающего мира.
Развивать воображение, фантазию, концентрированность, внимание, умение подражать взрослому, вслушиваться в смысл речи.
Продолжительность: краткосрочный.
Классификация: групповой, комплексно - развивающийся.
Гипотеза:
Совершенствование мелкой моторики - один из способов умственного развития детей дошкольного возраста.
К.Д. Ушинский писал: «Мечтать легко и приятно, но думать трудно». Чтобы приучить ребенка к умственному труду, необходимо сделать его интересным и занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами. Я разработала свою методическую комплексную систему работы и
выразила ее в проектной деятельности.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы.
Обоснование
«Ум ребенка на кончиках пальцев»
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
И.П. Павлов.
Сколько нового и интересного окружает наших детей, им хочется все попробовать, почувствовать, понять и передать в своих делах и творческих способностях (лепке, рисовании). Чтобы ребенок мог передать окружающий мир в его реальном виде, необходимо его правильно изучить, исследовать и дать характеристику.
Современный человек прекрасно понимает мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций.
Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, толкает к созиданию поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребенке с рождения. Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливые стремления ребенка, узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях?
Вовремя начатое развитие и воспитание обеспечивает стабильное развитие психических процессов, сенсорной сферы, двигательной активности, что в свою очередь обеспечит развитие мелкой моторики рук.
Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенка окружающего мира. Научить ребенка думать, приучить его к умственному труду – нелегкая задача, но решаемая.
О том, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев», сказал известный педагог В.А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь, а формирование речи способствует развитию мышления.
Оказывается, что в настоящее время у большинства современных детей отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Вспомните, сейчас даже в детские сады стали приносить обувь на липучках. А еще 20 лет назад взрослым, а вместе с ними и детям большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать полы, чистить и выбивать ковры и т.д. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины, кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы.
Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитие моторики рук. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов – ножниц, лопаток, застегивание, расстёгивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развитие общей моторики и речи.
Следствие слабого развития общей моторики и, в частности руки – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключить, что, если с речью не все в порядке, это наверняка проблема с моторикой.
К сожалению, о проблемах детей с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой, и это оборачивается большой нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Поэтому развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание. И начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Самое легкое упражнение - легкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. Здесь находится очень важная точка – центр развития речи. Ее стимуляция необходима для речевого аппарата малыша. Помимо ладошки, очень важно воздействовать на пальчики: каждый пальчик необходимо поглаживать со всех сторон.
Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – оказывает благоприятное воздействие на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на почки, печень, мизинца - на сердце. Поэтому пальчиковая
гимнастика не только оказывает положительное влияние на речевые функции, но и на здоровье ребенка.
Поэтому, когда передо мной встал вопрос, какой вид деятельности выбрать приоритетным в своей работе с детьми на данном этапе, я выбрала тему «Ум на кончиках пальцев».
Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического, психического и умственного развития. Разнообразные действия руками, пальчиковые и словесные игры, стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Они также направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, ориентировке в пространстве, способствуют развитию познания окружающего мира. Помимо этого, развивают силу голоса, темп речи, речевое дыхание, зрительную и слуховую память, развивают общую и тонкую моторику, мимику, дыхание, координацию движений, сенсорные и интеллектуальные действия, а в дальнейшем, и творческие способности ребенка.
Сенсорные процессы также неотрывно связаны с действием органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз. С помощью руки мы ощущаем его, определяем твердый или мягкий, шероховатый или гладкий. Звуки, издаваемые любым предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущение и восприятие - непосредственное, чувственное познание действительности. Развитие процессов ощущения и восприятия значительно обгоняет развитие мышления. По умелости детской руки специалисты делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и мозга.
Проблемы с мелкой моторикой встречаются практически у всех детей в начальной стадии изодеятельности. Это во многом тормозит не только процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития.
Ведущую роль в этом процессе отведена игре. В игровой форме процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра – вид деятельности, где ребенок преодолевает трудности умственной работы, не замечая, что его учат. В своей работе я использую основной принцип дидактики – от простого к сложному. Подбираю занятия и игры, их интенсивность в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Развивая общую и мелкую моторику в игре, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, внимание, способность сосредотачиваться, формируются добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.
В заключении хочу сказать: «Каждый взрослый человек, у которого есть самая драгоценная жемчужина на свете - ребенок, мечтает видеть его талантливым, умным, удачливым, а самое главное - счастливым!»
Но невозможно быть счастливым человеком, потеряв чувство цвета, стремление к созиданию, гармонии, желанию творить прекрасное, поэтому учить этому следует ребенка с раннего возраста.
Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики рук, используя пальчиковые игры, и продолжая работу по развитию сенсорного воспитания, развитию мышления и речи детей.
Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речевых зон и положительно воздействуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. По насыщенности зонами кисть не уступает уху и стопе. Движение руки и пальцев, сопровождаемые стихами, положительно влияют на развитие детской речи.
В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, поэтому ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.
В устной речи любого народа можно встретить короткие стишки, которые сопровождаются движениями пальцев, например: «Сорока – ворона».
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и
ритмических движений
пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умения подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то речь станет более четкой, ритмичной, яркой, усилится
контроль за
выполняемыми движениями.
Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенное положение рук и последовательность движений.
У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказать» целые истории.
В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладения навыками письма.
С чего может начинаться такая работа?
Начинать нужно с ежедневного массажа кистей рук и пальцев по 2 – 3 минуты.
Поглаживать и растирать ладошки вверх – вниз.
Разминать и растирать каждый палец вдоль и поперек.
Растирать пальчик спиралевидными движениями.
Катать между ладошками и пальчиками шарики, палочки разного размера.
Рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины, пластилина, теста.
Перекладывать из одной коробки в другую мелкие предметы: бусинки, пуговки и т.д. одной рукой или одновременно двумя.
Перед тем, как дети начнут выполнять упражнения с пальчиками, я знакомлю их со стихотворением, обращаю на образные слова, расположение кисти пальцев, а потом предлагаю детям всем вместе проговорить слова четверостишья, все стихотворение, а потом с имитацией показать на пальцах.
Упражнение по развитию мелкой моторики можно разделить на 3 группы:
1 группа – упражнения для кистей рук.
Благодаря этим упражнениям, стараюсь развивать у детей подражательную способность. Дети учатся напрягать и расслаблять мышцы, сохранять положение пальцев некоторое время, учатся переключаться с одного движения на другое. Эти упражнения просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Начинаю с простых упражнений, например:
«Фонарики»
«Фонарики зажглись» «Фонарики погасли»
(пальцы выпрямить) (пальцы сжать)
«Утенок»
- «Ты утенок, не пищи,
Лучше маму поищи» - сжимание и разжимание пальцев рук.
Или: «Тесто мнем, мнем, мнем, (энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки)
Тесто жмем, жмем, жмем, (одновременно и поочередно)
Пироги печем!» (руками совершаем движения, как будто лепим
пирожки).
«Шарик»
«Я надул упругий шарик
(руками надувается шар)
Укусил его комарик, -
(делается кистями выпуклое движение).
Лопнул шарик, не беда,
новый шар надую я».
2 группа – упражнения для пальцев условно статические.
Эти упражнения требуют более точных движений, одновременно стараюсь совершенствовать полученные раннее навыки. К этой группе относятся такие упражнения, как: «Зайчик», «Кошка», «Ножницы», «Петух», «Очки», Домик» и др. Эти упражнения с произношением текста и выполнением фигур из пальцев.
Указательный и средний пальцы вытянуть вперед,
Мизинец и безымянный прижать к ладони большим
«Зайчик» пальцем.
В: удерживать пальцы в таком положении на счет до 5
Большой, безымянный и мизинец
«Ножницы прижать к ладони.
Указательный и средний вытянуть вперед.
В: пальцы то сходятся, то расходятся, имитируя движения ножниц.
Сделать двумя руками колечки. Поднести к глазам, имитируя очки.
«Вот колечки – посмотри,
Превращаются в очки».
3 группа – упражнения для пальцев динамические.
Развивают точную координацию движений;
Учат сгибать и разгибать пальцы;
Учат противопоставлять большой палец остальным, пальцы рук.
Это такие игры, как «Семья», «Пальчики здороваются», «В гости», «Пальчики ложатся спать» и др.
Игра «Семья»
«Сжать пальчики в кулачок.
Затем по очереди разгибать их,
начиная с большого пальца
проговаривая слова».
«Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – Я, вот и вся моя семья».
Чтобы освободить детей от эмоциональной закрепощенности, предлагаю детям прислушиваться к звучанию слов, а также использую пластические, имитационные движения, сопровождаемые стихотворным текстом, в которых дети слышат правильное произношение слов, звуков, силу голоса, темп речи.
В своей работе использую этюды и имитацию разных явлений природы, динамические паузы, физ. минутки и т.д., например, динамическая пауза «Солнечные зайчики», «Дождик». Эти игры провожу в медленном и быстром темпе.
Игра «Дождик»
«Капля – раз, капля – два - (хлопки),
Капля медленно сперва,
Кап, кап, кап, кап, стали капли поспевать,
Капля каплю догонять
Кап, кап, кап, кап - (хлопки учащаются).
Зонтик поскорей откроем, от дождя себя укроем» – (руки над головой, как домик).
Игра «Ветер»
«Рано утром ветерок прилетает на лужок – (набираем воздух),
Дует и летает, Веточки качает» - (делают плавный выдох, плавно качая руками вверху).
Помимо игр использую потешки, прибаутки, русские народные игры.
Все упражнения выполняем
Вначале медленно, а затем с ускорением, при этом дети должны удерживать положение руки, кисти и пальцев, правильно переключатся с одного движения на другой;
Упражнения отрабатываются одной рукой, затем другой и обеими;
При показе использую рисуночный вариант, чтобы дети могли самостоятельно поэтапно выполнить это задание;
Новые упражнения добавляю постепенно.
Хочу отметить, что вся эта работа ведется совместно с родителями. Провожу консультации, индивидуальные беседы, мастер – классы по показу этого материала.
Использование цветных бельевых прищепок, на мой взгляд, - готовый тренажер. Многократное повторение движения сжимания и разжимания прищепок с усилием, дает отличную тренировку пальчикам рук. В этих упражнениях надо научить ребенка брать прищепки тремя пальчиками и прикреплять их, например: иголки к ежу, ушки и хвостик - зайчику, дождь – к облаку. Можно поочередно «кусать» ногтевые фаланги от большого пальца к мизинчику и обратно.
Сухой пальчиковый бассейн – наполнен мелкими камешками, горохом, фасолью, колпачками. Механическое воздействие этих предметов действует на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев.
Использование массажных мячей, шишек, карандашей с ребрами, грецкие орехи, катушки, игры с волчками, бусинками при перекатывании воздействуют тоже на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение (приложение).
Таким образом, уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем лучше он развивается. Поэтому, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.
Диагностика развития мелкой моторики пальцев рук
I. Обследование тонких движений пальцев руки:
Умеет сжимать пальцы в кулак и выпрямлять их.
Сгибает каждый из пальцев попеременно на правой и на левой руке («Пальчики прячутся»).
Соединяет пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).
Подражает имитационным движениям взрослого.
Выполняет игровые пластические координированные движения рук.
Повторяет совместно
со
взрослым стихотворные тексты в соответствии с имитацией руки.
Правильно использует силу голоса, ритм речи, речевое дыхание.
II. Обследование действий с предметами.
Выкладывает узор из мозаики.
Самостоятельно может застегнуть пуговицы.
Укладывает в коробку правой и левой руками по одной 5 палочек.
Дотрагивается указательным пальцем до носа «Пальчик с носиком».
Результаты мониторинга:
Высокий уровень - справляется самостоятельно, в полном объеме;
Средний уровень - справляется с помощью взрослого, недостаточно четко понимает и выполняет задание;
Низкий уровень - ребенок с заданием не справляется.