проект «Умные игры» Сенсорное развитие детей среднего возраста | Силютина Татьяна Леонидовна. Работа №319452
Актуальность
В образовательной программе младших дошкольников основным является сенсорное развитие ( содержанием и приемами сенсорного развития являются: зрение (цвет, форма, величина) осязание ( вес. температура. Фактура) обоняние ( запахи); слух (звуки); вкус), которое составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Возраст от 3- 4 лет наиболее благоприятный для развития восприятия, совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире, предметов и явлений.
Познание неизвестного объекта проводится с помощью всех анализаторов.
Правильное восприятие формы, величины, цвета, и др. свойств и качеств необходимо для успешного усвоения многих дисциплин, от этого зависит формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.
Для того. Чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире необходимо обучать ребенка основным умственным действиям и правилам восприятия.
Силютина Татьяна Леонтьевна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 57»
г. Бийск Алтайский край
проект «Умные игры»
Сенсорное развитие детей среднего возраста ,
через дидактическую игру
Проект «Умные игры»
Образовательная область - познавательное
Тип проекта - смешанный
Вид проекта: исследовательско - творческий
По составу : групповой ( воспитатель, дети, родители)
По срокам реализации: краткосрочный
Цель:
Развитие сенсорных навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
Апробировать комплекс дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей.
Создать условия для развития познавательной активности каждого ребенка.
Учить детей играть в дидактические настольные игры , соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие.
Развивать наглядно – образное ,предметно- действенное мышление.
Воспитывать у детей чувство взаимопомощи в совместном выполнении задания.
Обогащать родительских представлений об умственном развитии детей младшего дошкольного возраста, с особенностями сенсорного развития; активизировать педагогический опыт родителей.
Актуальность
В образовательной программе младших дошкольников основным является сенсорное развитие ( содержанием и приемами сенсорного развития являются: зрение (цвет, форма, величина) осязание ( вес. температура. Фактура) обоняние ( запахи); слух (звуки); вкус), которое составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Возраст от 3- 4 лет наиболее благоприятный для развития восприятия, совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире, предметов и явлений.
Познание неизвестного объекта проводится с помощью всех анализаторов.
Правильное восприятие формы, величины, цвета, и др. свойств и качеств необходимо для успешного усвоения многих дисциплин, от этого зависит формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.
Для того. Чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире необходимо обучать ребенка основным умственным действиям и правилам восприятия.
Предварительная работа:
Изготовление дидактических игр:
1.«Подбери шарфик к шапочке»
( вязанные шапочки и шарфики)
2. «Головоломка»
( карточки - схемы с изображением животного(лиса,заяц с морковкой, выполненные из нетрадиционных
материалов)
Материал и оборудование:
Наборы дидактических игр:
«Подбери шарфик к шапочке»
«Головоломки»
«Развивающее лото»
«Подбери предмет по форме и цвету»
«Разноцветные бусы»
Ожидаемый результат:
Обогащение предметно - развивающей среды группы.
Обогащение педагогического опыта родителей по сенсорному воспитанию.
Формирование устойчивого интереса к играм и игрушкам, способствующим сенсорному развитию.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Этапы проекта:
1 этап - организационный
Создание развивающей игры
1.Приобретение игрового материала.
2.Создание в группе «Центра сенсорного развития».
3.Наглядный материал по активизации сенсорного опыта детей.
4.Игрушки для развития тактильных ощущений и мелкой моторики
пальцев рук
Работа с родителями:
Семинар «Сенсорное воспитание - фундамент умственного
развитя
ребенка.
2 этап - практический
Дидактические игры:
«Подбери шарфик к шапочке»
«Сравни шарфики по длине, ширине»
«Найди такой же шарфик»
«Определи на»
«Головоломка»
«Собери разноцветные бусы»
«Подбери предмет по форме и цвету»
«Собери пирамидку»
«Определи на ощупь»
«Определи качество предмета» ( пушистый, мягкий)
З этап- заключительный
Дети с удовольствием играют в дидактические игры, объединяются в пары,подгруппы.
Сформировано умение классифицировать предметы по форме, цвету, величине,используя приемы наложения и приложения; желание угадывать предмет, используя тактильный метод.
Создан «Центр сенсорного развития»
Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию . познакомились со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям.
Дидактическая игра
«Подбери шарфик к шапочке»
Цель:
закреплять знания детей о форме и цвете предметов, сравнение предметов путем наложения и приложения, путем визуального сравнения; результаты сравнения предметов по величине обозначать словами «короткий - длинный ;широкий - узкий; различные - одинаковые»
Учить различать предметы на ощупь, рассказывать о свойствах предметов
( мягкий - твердый); тяжесть предметов (тяжелый - легкий).
Развивать зрительное восприятие и произвольное внимание.
Игровой материал : вязаные шарфики и шапочки четырех цветов
( синий, красный, желтый, зеленый); разного размера: широкие - узкие; длинные – короткие.
Оборудование:
вязаные шарфики и шапочки ( связанные руками воспитателя)
Ход игры:
Перед детьми проблемная ситуация – определить на ощупь, что находиться внутри коробки ( предположение детей).
Дети поочередно достают из коробки вязаные шарфики; воспитатель предлагает сравнить их по длине, ширине, используя прием наложения и приложения, результат сравнения обозначать словами: «широкий- узкий; шире- уже; короткий – длинный – короче - уже», определить свойства предмета ( мягкий - твердый).
Воспитатель предлагает подобрать к шарфику шапочку ( шапочки находятся в открытой коробочке, на столе) , чтобы они были одинаковые по цвету.
Выигрывает тот, кто первый правильно выполнит задание, обоснует свое решение.
Дидактическая игра - головоломка
«Собери изображение»
Цель:
закреплять знания о геометрических фигурах, умение подбирать предмет по образцу, соотносить по форме, цвету. Размеру.
Развивать логическое мышление, зрительное восприятие,
произвольное внимание; коммуникативные навыки общения.
Оборудование:
карточки – схемы с изображением модели животного ( лиса с колобком, заяц с морковкой), детали – модели животных( изготовлены руками воспитателя), выполненные из нетрадиционного материала ( губки)
Ход игры:
Воспитатель предлагают детям взять лоточки с деталями – моделей животных, карточку – схему с изображением животного и, используя метод подбора, наложения выложить животного. Выигрывает тот, кто
совместно и правильно выложит изображение.
Дидактическая игра
«Развивающее лото»
Цель:
Формировать у детей знания о форме и цвете предмета.
Развивать внимание, умение сравнивать , точно определять и подбирать , координировать движения рук.
Оборудование:
Карточки с изображением фигур, фишки - фигуры.
Правило игры:
Все фигуры перемешиваются и складываются в мешочек. Водящий вынимает фигуры из мешочка и спрашивает: «У кого такая . фигура?» . Играющие укладывают на карточку фишки в соответствии с цветом формой. Победитель тот, кто первым закроет карточку.
Настольная развивающая игра:
«Подбери по цвету и форме»
Цель:
Закрепить представление о форме и цвете.
Развивать зрительное восприятие , произвольное внимание.
Оборудование: 4 игровых поля, 48 карточек.
Правило игры:
Карточки перетасовываются и раздаются поровну всем участникам игры. Играющие складывают карточки в стопку лицевой стороной вверх( или вниз картинками в любом порядке)
При помощи считалки выбирается тот , кто начинает игру. Этот участник берет верхнюю карточку из своей стопки и смотрит, подходит ли его предмет по цвету или форме изображенному на первом квадрате игрового поля. Если подходит , кладет карточку на этот квадрат игрового поля, если не подходит , откладывает в сторону. Следующий участник берет карточку и смотрит , соответствует ли она второму квадрату игрового поля. Затем в игру поочередно вступают другие участники . Участник имеет право на внеочередной ход, если предмет, изображенный на его карточке, подходит к фигуре на игровом поле и по цвету, и по форме.
Когда карточки в стопке играющего заканчиваются , он может брать карточки , которые отложены в сторону. Когда нет подходящей карточки, играющий пропускает ход.
Выигрывает тот, кто первым выложит на игровом поле свои карточки
Литература:
Играем с цветом Л.А.
Ремезова
Развитие восприятия у детей (форма, цвет, звук) Т. В.
Башаева
«Угадай как нас зовут»
Л.А.Венгер
Разноцветные сказки. Н.В.
Нищева
Воспитание сенсорной культуры ребенка Л.А.
Венгер
,
Э Г Пилюгтна
Работа детского сада с семьей Л.Е.Осипова.