Проект урока по ОРКСЭ "Россия- наша Родина" | Овсепян Анаит Геворковна. Работа №222435
Автор: Овсепян Анаит Геворковна
"Россия - наша Родина".Познакомить учащихся с символами России. Знаменитыми людьми, являющимися гордостью шашей страны. Прививать гордось и любовь к Родине. Объяснить значения слов "Отечество", "Родина". Родины, как многонациональной и многоконфессиональной, страны, где мирно сощуществуют люди 140 национальностей.
Фамилия, имя, отчество (полностью)
Овсепян Анаит Геворковна
Район
Ленинский ,город Нижний Новгород
Место работы
МБОУ средняя общеобразовательная школа № 97
Должность
Учитель начальных классов
Общая информация
Модуль
Основы православной культуры
УМК
Школа России
Тема урока
Россия -наша Родина
Тип урока
Изучение нового материала
Цель, задачи
Цель: формирование целостного образа России как многонационального государства, воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам России(флаг, герб, гимн),формирование уважительного отношения к разным светским и духовным традициям, формирование чувства гордости за свою Родину, способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументированно отстаивать свою точку зрения.
*Задачи: получить знания, понимание и принятие ценностей :Отечество, Родина ,Россия, семья как основа религиозно-культурной традиции многонационального народа России . Воспитание толерантности.
*Научиться работать с картой, работать в паре ,в группе.
*Узнать что такое духовный мир человека, культурные традиции ,для чего они существуют.
*Овладеть навыками смыслового чтения текста, развивать навыки сотрудничества со сверстниками.
Необходимое оборудование
Проектор ,экран ,компьютер ,колонки.
Дидактическое обеспечение
Выставка книг о России ,флаг, герб ,карта , презентация ,запись песни С чего начинается Родина? ,мелодия гимна России, рабочие тетради , листочки для самостоятельной работы " Составь пословицы
Планируемые результаты урока
личностные
Смыслоопределение , самоопределение
предметные
Формирование изучаемых понятий
метапредметные(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
целеполагание ,планирование взаимоконтроля ,осуществление информационного поиска, структурирование заданий, построение речевого высказывания, анализ , сравнение ,установление причинно- следственных связей
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*
Рабочие тетради , представление продукта работы группы
Литература и Интернет-ресурсы
Основная
Учебник Основы православной культуры 4-5 классы. А. В .Кураев .М .Просвещение 2012.Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева.М.:Просвещение,2011.
Дополнительная
Толковый, словообразовательный словарь
Толковый, словообразовательный словарь
Standart.edu.ru .www.booksite.ru ,festival.1september.ru ,pedagogika-cultura.narod.ru
ЭОРы
Гимн России ,Песня С чего начинается Родина
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу), выделения содержательной области (могу).
-Вот опять звенит звонок.
Приглашает на урок.
-Начнём наш урок с доброй улыбки .Я желаю вам сегодня добра.
Приветствуйте друг друга доброй улыбкой.
-Вспомните правила работы в команде ,покажите ,что вы-команда.
Дети улыбаются учителю, друг другу.
Учащиеся в командах берутся за руки
Коммуникативные
(установление контакта для совместной работы)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.
1.-Как вы думаете ,почему сегодня на уроке перед нами карта России?
-Что можно увидеть на этой карте?
-По вашему мнению ,с чего начинается Родина?(варианты ответов)
2.Слушание песни С чего начинается Родина?
С чего начинается Родина
Музыка: В. Баснер Слова: М. Матусовский
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе,
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина...
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки что во поле
Под ветром склоняясь, растет.
А может она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина...
С окошек горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где - то в шкафу мы нашли,
А может она начинается
Со стука вагонных колес,
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается Родина...
--
жет- Как вы думаете, о чём наш урок?
жетжет выбрать сам п
Работа в группах:
1..Дети обсуждают вопросы и находят ответы на них (возможные варианты ответов :мы живём в России ,Россия-наша Родина .На карте можно увидеть города, реки, моря, то ,что территория большая и так далее).
2.Слушают песню
Коммуникативные: распределение объёма работы между членами группы помощь в затруднении.
Регулятивные : развиваются регулятивные УУД ,так ,как происходит прогнозирование целеполагание , ориентация на предстоящую деятельность на уроке принятие учебной задачи.
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
Тема нашего урока Россия - наша Родина .Слайд № 1.
-Откройте учебник на стр. 4 ,прочитайте тему урока .
-Как вы понимаете слово Родина?
-А теперь прочитайте толкование слова в толковом словаре .
-Закончите предложения…
-Наше государство -…
-Символы государства - …Слайды № 3-5
- Глава государства. Слайд №6
-Столица России -…
-Россияне - люди разных - …
-Высокое чувство любви к Родине…
-Сила Родины – …
-Как государство защищает права своих граждан …Слайд №7
Дети высказываются.
Открывают учебники ,читают тему урока : Россия – наша Родина .
Отвечают на вопрос.
-Родина ,это то место ,где мы родились и живём .
Работа в малых группах:
В толковом словаре найдите научное толкование слова Родина .
2)Подберите однокоренные слова к слову Родина.
Демонстрация достижений групп
3)Сверяют с таблицей Гнездо слов Родина .Слайд №2.
Ответы учащихся
-Россия
-герб ,гимн ,флаг .
-президент – В .В .Путин.
-Москва
-национальностей
- патриотизм людей
- в труде её граждан
-Конституция – основной
Закон России
Коммуникативные(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, учащиеся рассматривая вопросы рассуждают ,аргументируют мнения, внимательно слушают друг друга ,взаимодействую
Познавательные :поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные : развитие регулирующего компонента учебной деятельности-самоконтроля.
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).
Решаем проблему ,открываем новые знания:
1.Просмотр презентации .Слайды №8 ,9
Чтение стихотворения Слайд №10
Славься, великая,МногоязыкаяБратских российскихНародов семья.Стой, окружённая,ВооружённаяДревней твердынейСедого Кремля!Здравствуй, любимое,НеколебимоеЗнамя, струящееРазума свет!Славная дедами,БравымивнукамиДружных российскихНародов семья.
Крепни победами,Ширься науками,Вечно нетленнаяСлавы земля!(Н. Асеев)
2.Беседа:
-Что нас объединяет ? Единая Россия, общая земля , общая история ,общие законы ,общий язык ,общие ценности, духовные традиции.
-И Родину ,и ценности мы получаем в дар от предшествующих поколений .Ценности живут в духовных традициях . Без них жизнь человека обесценивается и теряет смысл Главная ценность России-люди их жизнь , труд ,культура .Важнейшие ценности человека-семья,Отечество,вера,любовь,свобода,справедливость,милосердие,честь,достоинство,образование,труд,красота,гармония(записать на доске).Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое ,полезное и вредное.
Физкультминутка.
Смотрят презентацию.
Записывают в рабочие тетради:
.Главная ценность России-люди , их жизнь , труд ,культура .
Важнейшие ценности человека -семья,Отечество,вера,любовь,свобода,,достоинство,образование,труд,красота,гармония
Коммуникативные :сотрудничество в поиске и сборе информации рассматривая вопросы рассуждают ,аргументируют мнения ,слушают друг друга и взаимодействуют.
Познавательные :получают новые знания
Регулятивные :развитие регулирующего компонента учебной деятельности-самоконтроля.
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.
А теперь откройте учебники и прочитайте что нового вы узнаете на уроке .
Слайд №11
.
Вопрос для обсуждения:
-Что такое, по- вашему ,духовные традиции?
Духовные традиции-ценности идеалы жизненный опыт передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России относятся христианство ,прежде всего русское православие ислам ,буддизм ,иудаизм , светская этика.
Развитие критического мышления :
Работа в парах. Задание:
Чтение текста и работа с помощью приёма маркировки:
Знаю +
Новое н
Не понял ?
( подчеркнуть в тексте основные мысли темы) ,
2)Проверка : - ? Где поставили н ? Давайте обсудим.
-Что оказалось самым интересным ,важным ?
Учащиеся читают
*Что такое духовный мир человека.
*Что такое культурные традиции и для чего они существуют .
Работа в парах:
1)Выписывают в рабочие тетради основные мысли текста.
Духовный мир
Культурные традиции
2)Находят в тексте те вопросы ,о которых еще не говорили на уроке.
-Мир, окружающий нас ,бесконечен и многообразен . Вещи , предметы ,среди которых живёт человек , явления природы - это материальный мир .Но есть и другой мир – духовный. Духовный мир – это книги, произведения искусства, отношения между людьми. Этот мир ещё называют миром культуры .
Культурные традиции –это богатство нашей многонациональной страны .
3)На доске и тетрадях появляются новые слов : добро, честь ,справедливость ,милосердие
Коммуникативные :учебное сотрудничество
Регулятивные :оценка-выделение и осознание обучающимся того ,что уже усвоено
Развиваются личностные УУД
Познавательные :подведение под понятие
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).
.Коллективное обсуждение результатов работы (самооценка и оценка ответов учениками класса).
Вывод: Людей ,живущих в нашей стране ,объединяют общие ценности и идеалы ,которые помогают каждому наполнить свою жизнь духовным смыслом . Они нередко говорят на разных языках , но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Познавательные-презентационные:представлять информацию
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Самостоятельная работа
- О любви к Родной земле рассказывают нам и народные пословицы.
- Поработайте в малых группах, попробуйте составить эти пословицы, соединив части линиями.
Нет ничего на свете краше,
Родимая сторона — мать,
Всякому мила
Чужбина — калина,
На чужбине родная землица
Береги землю родимую,
1.Дети в группах составляют пословицы , соединив части линиями.
2.После презентации своих работ, сравнивают с эталоном . Слайд № 12
..во сне снится.
...Родина — малина.
...как мать любимую.
...своя сторона.
...чем родина наша.
...а чужая — мачех
Регулятивные :оценка-выделение и осознание учащимися того ,что уже усвоено
Личностные (развиваются личностные УУД ,поскольку задания направлены на осознание смысла закрепление навыков дружеского общения)
Познавательные -презентационные
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Повторение :
-Какие слова и словосочетания в названии нашего учебника стали теперь понятнее?
-Как можно точнее объяснить их смысл?
-Какими из них можно дополнить наш список на доске и в рабочих тетрадях?
1.Обсуждают в парах и отвечают на вопросы.
-Стали понятнее словосочетания духовный мир, культурные традиции, вечные ценности, такие ,как добро ,честь ,милосердие, справедливость и так далее .
2.Дополняют список на доске и в тетрадях новыми словами и словосочетаниями.
Личностные :Ценить и принимать базовые ценности :Родина ,Отечество Россия ,семья и т д.
Коммуникативные: Участвовать в диалоге ;слушать и понимать других высказывать свою точку зрения.
Регулятивные
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
Рефлексия.
1. -Что узнали нового?
-Что вам понравилось?
2. -Закончите предложения:
Я не ожидал, что…
Оказывается…
Самым неожиданным для меня было…
Мне больше всего…
3. Показ слайдов №№ 13 -16 Великие сыны России. После чего спросить:
-Как стать таким, чтобы Родина гордилась тобой? Слайд №17
И на такой эмоциональной ноте заканчиваем урок. Благодарим друг друга за урок .
1.Ответы учащихся
.
2.Записывают домашнее задание .Слайд №18
Держа за руки, дарят друг другу свои улыбки.
Личностные . Нравственно-этическая ориентация
Коммуникативные:
Самовыражение
Регулятивные. Самооценка
КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ
ГБОУ ДПО НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ