Проект в группе в подготовительной группе через сюжетно-ролевую игру». | Маркусевич Наталья андреевна. Работа №330115
Проект для подготовительной группы детского сада " Приобщение детей к русским истокам через сюжетно-ролевую игру", включает в себя основные темы проекта актуальность темы, цели и задачи. Три этапа выполнения.
В наше время мы по-новому начали относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых русский народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Очень важно, не упускать важные смысловые моменты при пересказе русских народных сказок, вводить в свою речь слова и выражения из фольклорных произведений, в ходе игр применять присказки, считалки, скороговорки, зазывалки, потешки, поговорки. Ведь чем больше дети услышат и запомнят в детстве, тем богаче, ярче и выразительнее будет их речь. Окружающим всегда приятна беседа с доброжелательным, культурным человеком. А культурный человек – это человек с хорошими манерами и богатой, образной речью.
Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.
Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №41 комбинированного вида»
Проект в группе в подготовительной группе «Лимпопо»
по теме
«Приобщение детей к истокам русской культуры через сюжетно-ролевую игру».
п. Войсковицы 2023год.
Методический паспорт проекта
Тип проекта: информационно-игровой
Продолжительность проекта: 2 недели
Вид проекта: познавательно-творческий
Участники проекта: дети, родители, музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитатели.
Целевая группа: дети 6-7 лет
Актуальность проекта:
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи
начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу,
к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому
и настоящему, ко всему человечеству.»
Д. С. Лихачёв
В наше время мы по-новому начали относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых русский народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Очень важно, не упускать важные смысловые моменты при пересказе русских народных сказок, вводить в свою речь слова и выражения из фольклорных произведений, в ходе игр применять присказки, считалки, скороговорки, зазывалки, потешки, поговорки. Ведь чем больше дети услышат и запомнят в детстве, тем богаче, ярче и выразительнее будет их речь. Окружающим всегда приятна беседа с доброжелательным, культурным человеком. А культурный человек – это человек с хорошими манерами и богатой, образной речью.
Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.
Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Актуальность занятий с детьми в процессе сюжетно-ролевых игр , объясняется важностью данной деятельности, основанной на игре, общении дошкольников со сверстниками и взрослыми, возможности узнать поближе русскую культуру. Развитие коммуникативных навыков средствами театрализованных представлений актуально и важно для дошкольников, ведь скоро им предстоит идти в школу.
Цель: сформировать и систематизировать знания детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через народную игру, привлечь к участию родителей.
Задачи:
-формировать систему знаний о русской народной культуре и истории;
-формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству
-знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
-воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа;
-обогащать словарный запас детей.
Ожидаемые результаты для детей: в результате данного проекта повысился интерес детей к русским народным играм, дети осознанно выполняют правила игр, появилось желание самостоятельно играть в знакомые русские народные игры.
Этапы реализации проекта:
I этап. Подготовительный.
- подбор материала, игр по теме.
- составление картотек.
-изготовление атрибутов
- разработка перспективного плана
Основной этап:
-разучивание считалок, зазывалок, поговорок;
- оформление картотек русских народных игр;
- изготовление масок и костюмов;
- изготовление атрибутов;
Ознакомление детей с русскими народными играми:
-знакомство с содержанием игры
-объяснение содержания игры
-разучивание игр
-проведение игр
Образовательная область «Речевое развитие».
-овладение речью как средством общения и культуры.
-коммуникативно-деятельный подход к развитию речи.
-обогащение мотивации речевой деятельности.
-работа над выразительностью речи.
-чтение художественной литературы.
-культура и техника речи.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
-воспитывать культуру поведения.
-учить работать в коллективе.
-учить согласовывать свои действия с действиями партнера.
-формирование коммуникативных умений.
через сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно-ролевые игры: «Чаепитие у самовара», «Хоровод»;
обрядовые игры «Гори гори ясно», «Ручеёк»;
игры-забавы «Колечко», «Горелки».
Слушание песни: «Во поле берёзка стояла», «Ах вы лапти, мои лапти».
Образовательная область «Познавательное развитие».
-беседа «Что такое русская игра»
-беседа «Русский самовар и чаепитие на Руси»
-беседа «Традиции и обычаи русского народа»
-поставленные задачи побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие».
- формирование представлений о видах искусства.
-заучивание русских зазывалок, закликалок на ярмарку, поговорок.
-чтение русских народных сказок.
III этап. Завершающий.
Итоговое мероприятие:
Музыкальная театрализованная игра «Ярмарка».
Учебно-тематическое планирование:
Занятия проходят в помещении музыкального зале, групповой комнате, на улице. Занятия построены в игровой форме с использованием познавательных и занимательных ситуаций, музыкального сопровождения и игр. Учебный материал подается таким образом, чтобы дети могли получить удовольствие, радость и в тоже время, необходимые им навыки и умения для развития творческих способностей. Конечным продуктом проекта является музыкальная театрализованная игра с использованием различных форм и методов театрализованной деятельности.
План реализации проекта: (сентябрь)
1 неделя:
1. Беседа «Что такое русская игра»
Цель: познакомить детей с русско-народными играми, рассказать, как появились игры на Руси, пополнить новый словарный запас детей (познакомить с новыми словами, которые встречаются в играх, объяснить значение).
2.Заучивание с детьми считалок
Цель – определение ведущего в игре, распределение ролей и очерёдности в игре. Любая считалка учит детей следовать правилам игры, ведь водящий выбирается объективно, по воле случая.
3.Познакомить с русской народной игрой «Ручеёк»
Цель: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.
4.Познакомить с русской народной игрой «Гори гори ясно»
Цель: развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве.
5. Беседа «Традиции и обычаи русского народа»
Цели: получение знаний о народных календарных праздниках; систематизация сведений о русских праздниках; воспитывать любовь к русской национальной культуре.
6. Прослушивание песен «Во поле берёзка стояла», «Ах вы лапти-мои лапти».
Цель: знакомство детей с русско-народными песнями.
2 неделя:
1.Беседа «Русский самовар и чаепитие на Руси»
Цель: познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси.
2. Сюжетно-ролевая игра «У самовара»
Цель: сформировать представление о русской традиции: встречать гостей, угощать чаем.
3.Игры-забавы «Колечко», «Горелки»
Цель: следовать правилам игры, развивать реакцию, внимание.
4. Чтение русских народных сказок.
«Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Кот, Петух и Лиса»), «Гуси-лебеди».
Цель: воспитывать у детей любовь к книгам, а также любовь к русским народным сказкам; развивать у детей устойчивый интерес к сказке, как к произведению искусства; раскрытие творческих способностей детей.
5. Музыкальная театрализованная игра «Ярмарка».
Цель: развитие коммуникативных навыков средствами театрализованных представлений.
Работа и взаимодействие с родителями. Успешную работу с детьми по развитию детей невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Для привлечения внимания со стороны родителей были проведены консультации «Русские народные игры». Совместное чаепитие у самовара с родителями.
Построение взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников строится на следующих принципах:
- сотрудничество;
- открытость образовательного процесса;
- учёт мнения родителей;
- вовлечение родителей (законных представителей) в жизнь дошкольного учреждения.
Основные формы работы с родителями:
-беседа – консультация (вопросы развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка)
- совместное изготовление атрибутов и декораций.
-фотоотчёты в социальных сетях.