Проект "В мире праздника, затей" | Прачева Вероника Геннадьевна. Работа №330946
Проект "В мире праздника, затей" - долгосрочный, для всех возрастных групп ДОУ. Цель проекта: создание благоприятных условий для творческой личности дошкольника через праздники и развлечения.Развивать творческого мышления, воображения, самостоятельность, проявление инициативы, стремление применять навыки в повседневной жизни на праздниках и развлечениях. Развитие коммуникативных навыков, творческое сотрудничество детей между собой, детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздника.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20»
Изобильненского муниципального округа Ставропольского края
Проект
Художественно – эстетической деятельности дошкольников
«В мире праздника, затей»
музыкального руководителя Прачевой Вероники Геннадьевны
п. Рыздвяный
«Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор единственное средство развивать ум ребёнка, обучать его и сохранять детство»
В.А. Сухомлинский
Введение
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда внедряются Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования и усложняются задачи, стоящие перед педагогами-дошкольниками, очень важной остается задача развитие творческой и активной личности дошкольника.
Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, О.М. Дьяченко, А.Н. Волков и другие. Развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка в целом и является уникальным средством развития творческих способностей дошкольников через праздники и развлечения. Данная тема актуальна тем, что творчество детей является системообразующей в интеграции искусства в учебно-воспитательном процессе:
- интегрируется содержание разных образовательных областей;
- создаются условия для познавательной деятельности;
- создаются условия для поисковой совместной деятельности
дошкольников, педагогов и родителей;
- формируются коммуникативные качества;
- расширяется социальный опыт;
- развиваются творческие способности.
Таким образом, творческая деятельность – это обширная отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных качеств воспитанников, их умений и компетенций, что является так же актуальным в свете ФГОС ДО.
Кроме того, развитие творческой личности дошкольника является источником развития чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует и участия родителей. Родители могут исполнять роли, принимать участие в изготовлении декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Актуальность создания проекта
Праздник - душа народа, это всегда выдающиеся события, веселье. Дети любят праздники и развлечения за новизну человеческих отношений, за необычность личного самовыражения, за образность, карнавальность, сюрпризность, эмоциональность, а главное, за возможность «себя показать и других посмотреть». Праздники и развлечения объединяют в себе различные виды искусств, поэтому они прежде сего развивают у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности. В дошкольном возрасте создаётся основа, на которой строится всё последующее воспитание и обучение, формируется активная личность человека. Для этого перед ребёнком ставятся творческие задачи, требующие от личности глубокой активности, чтобы перед ребёнком постоянно возникала необходимость напрягать ум, мыслить, анализировать, обобщать факты, находить правильное решение. А главное развивать у детей стремление к творчеству, сохранить присущую у детей жизнерадостность, ведь жизнерадостные дети проявляют больше любознательности, более скоры на догадку, вымысел, фантазию. Только на праздниках и развлечениях, у ребёнка развиваются художественные музыкальные способности, формируются разнообразные эмоции и чувства, высокий художественный вкус. Именно поэтому актуально становится разработка проекта «В мире праздника, затей».
Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности активные, творческие, умеющие думать, мыслить, творить.
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для творческой личности дошкольника через праздники и развлечения.
Тактические цели:
1. Создать условия для развития творческой активности, творческого потенциала детей.
2. Сформировать самостоятельность, инициативу и стремление
приминать навыки в повседневной жизни на праздниках и развлечениях.
3. Организовать необходимые условия для успешной реализации проектной деятельности.
Задачи:
1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
2. Развитие познавательных способностей: знакомить с мировым искусством – музыкой, театром – с целью воспитания эстетической отзывчивости в душах детей.
3. Развитие творческого мышления, воображения.
4. Развитие самостоятельности, проявление инициативы, стремление применять навыки в повседневной жизни на праздниках и развлечениях.
5. Развитие коммуникативных навыков, творческое сотрудничество детей между собой, детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздника.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение эмоциональной отзывчивости, заинтересованности детей творческим процессом, усиление познавательной активности.
2.Применение полученных навыков самостоятельно в повседневной жизни, на ООД в ДОУ, открытых мероприятиях, районных смотрах, конкурсах.
3.Улучшение диагностических показателей по всем видам музыкальной
деятельности.
4. Стабилизация эмоционально-психического состояния детей.
Продукт:
1. Сценарий праздника, развлечения.
2. Постановка музыкального спектакля.
3. Выступления детей на праздниках и развлечениях, концертной деятельности.
4. Костюмы для выступлений.
5. Оформление музыкального зала к праздникам и развлечениям.
Аннотация проекта
В нашем детском саду широко используется проектная деятельность. Основная задача моего проекта, как музыкального руководителя, состоит в том, чтобы приобщить ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать активность у детей, музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к миру, стремление творчески сопереживать воспринимаемому. Воспитывать чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируя опыт нравственного поведения в обществе. Размышляя над этим, я пришла к выводу, что нужно помочь детям раскрыть свои таланты. Дошкольники с удовольствием превращаются в артистов, включаются в театрализацию, воплощают образы. Поэтому в основу данного проекта положены следующие идеи:
1. Развитие свободной творческой личности ребёнка.
2. Развитие благоприятных межличностных отношений между детьми и взрослыми.
3.Развитие самостоятельной активности ребёнка, повышающую самооценку.
4. Развитие познавательных способностей.
5. Достижение высоких результатов в усвоении знаний, навыков.
Принципы формирования проекта «В мире праздника, затей»
1. Принцип развивающего образования, целью которого является
развитие ребёнка.
2. Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
3. Принцип интеграции образовательных областей (физическая
культура, социализация, коммуникация, познание, чтение, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
4. Решение программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
5. Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них, является игра.
6. Принцип гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Работая над проектной деятельностью, я изучила теоретические и практические исследования отечественных педагогов - Л.С. Киселевой, Т.А. Данилиной, М.П. Зуйковой, Т.С. Лагода, О.С. Евдокимовой, В.Н. Журавлевой, Т.Г. Казаковой, которые рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников. Как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. А также работу Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста», где автор отмечает, что метод проектной деятельности это комплексный, реализующий самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учитывающий возрастные, индивидуальные особенности детей, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и что самое важное, это надёжный инструмент для саморазвития ребёнка. Педагоги Веракса Н.Е., Веракса А.Н. в своей работе «Проектная деятельность дошкольников» рассматривают проектную деятельность, как один из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста, который основан на понимании роли личности ребёнка в системе дошкольного образования.
Анализируя, работы отечественных педагогов, я пришла к выводу, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно - ориентировано подхода к образованию. В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребенка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, это в свою очередь способствует личностному развитию ребенка.
Пути решения проекта:
1. Продумать «образ будущего» проекта, представить модель того, что собираюсь создавать.
2. Учесть требования и мнения всех участников будущего проекта (дети, родители, воспитатели).
3. Разработать систему реализации идей проекта, на основе реальной практики и возможностей МБДОУ «Детский сад №20» ИГОСК.
4. Оценить риски реализации проекта (сезонная заболеваемость детей, материально технические проблемы и т. д)
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 1 учебный год: с 01. 09. 2023 г. по 30. 05. 2024 г.
№ п/п
Этапы
Цель
Сроки
1.
Подготовительно – проектировочный этап
1. Анкетирование и организация родителей для помощи в проведении данного проекта.
2. Подбор материала и репертуара, изготовление
атрибутов, подготовка
аудиозаписей.
3.Составление плана календарных праздников и развлечений
сентябрь – октябрь 2023 г.
2.
Практический этап
1. Выступление детей на праздниках, развлечениях, занятий.
2.Консультаций для
родителей «Как организовать праздник для детей»
3. Консультаций для
родителей «Совместное творчество с ребёнком»
4. Консультаций для
воспитателей и специалистов «Роль ведущего на празднике»
5. Консультаций для
воспитателей и специалистов «Праздничные утренники»
6.Совместные концерты с
родителями, социальными
партнёрами.
7. Пополнение портфолио.
октябрь 2023 г. - май 2024 г.
3.
Обобщающе –
результативный этап
1.Обобщение опыта,
презентация проекта на семинаре музыкальных руководителей.
2. Публикации проекта в СМИ
октябрь 2023 – май 2024
4.
Презентация проекта
1.Презентация на
педагогическом совете.
2. Показ презентации о
работе над проектом на итоговом родительском
собрании.
3.Награждение детей – участников всех мероприятий.
май 2024 г.
План мероприятий с детьми
№ п/п
Направление
Тема мероприятия
Форма проведения
1.
«Физическое развитие»
День Нептуна
Спортивно -развлекательный досуг
День защитника отечества – тематический досуг
«День защиты детей»
Развлечение
Подвижные игры
Военно – спортивное мероприятие
Музыкально-танцевальная композиция «Дружба»
2.
«Социально-коммуникативное развитие»
«Этот день Победы!» -
«Вторая мама!»
Тематический досуг
Концерт
3.
«Познавательное развитие»
«Я живу в стране – Россия!» -
«Светофор, наш лучший друг!» - тематический досуг
Музыкально – тематическое мероприятие
Тематическо – познавательное развлечение для детей ДОУ
4.
«Речевое развитие»
«Рождественские Колядки»
«Пасха», «Троица»
Концертная деятельность, совместно с социальными партнёрами
5.
«Художественно-эстетическое развитие»
«Осень к нам пришла!» - музыкальный праздник
«Скоро, скоро Новый год!»
«Масленица, дорогая!» -
«Веселинка – Юморинка!»
День космонавтики
День памяти и скорби – день начала Великой Отечественной войны
«Мамин праздник»
«До свиданья, детский сад!» -
Совместная деятельность в
режимных моментах
Праздник для детей
Музыкально – спортивное развлечение
Музыкальный праздник совместно с родителями
Музыкальный
Праздник,
совместная работа с
родителями
Ресурсное обеспечение проекта
Информационные ресурсы:
1.http://e-koncept.ru/2016/76508.htm.
2. https://творчество-наука.рф
3. https://multiurok.ru
4. http://sd-mo.ru
5. Семинары, практикумы по вопросам темы проекта.
Учебно – методические ресурсы:
1. Нормативно-правовые
2. Научно-методические
3. Кадровые
4. Информационные.
Фонд методического кабинета:
1. Библиотека
2. Игротека
3. Аудиотека , фонотека
Материально – технические ресурсы:
1. Игрушки для музыкальных сказок.
2. Музыкальное сопровождение.
3. Музыкальный центр с микрофоном.
4. Музыкальные, дидактические, подвижные игры.
5. Иллюстрации, реквизиты, атрибуты.
Финансовые ресурсы:
1.Бюджетные средства учреждения.
2.Внебюджетные средства учреждения.
3.Спонсорская помощь.
Критерии оценивания проекта производиться:
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательно -
образовательного процесса дошкольника.
Риски и пути их преодоления
Риски
Пути преодоления
1.Нежелание родителей посещать совместные праздники или занятость родителей на работе.
2. Низкий уровень посещаемости
из-за сезонного повышения заболеваемости детей, карантинных мероприятий.
3. Материально – технические
проблемы.
1. Привлечение родителей или иных представителей детей, путем проведения открытых концертов, вечеров развлечений, удобный график проведения мероприятий, свободное посещение.
2. Профилактические мероприятия по оздоровлению детского коллектива.
3.Совместная работа (изготовление атрибутов, костюма, реквизита) с воспитателями, родителями.
Выводы
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, а одной и наиболее эффективных в наши дни стала проектная деятельность.
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только создать благоприятную творческую среду для формирования мотивации к творческой деятельности, но и дадут толчок для развития творческой личности, повышение у детей интереса ко всем видам музыкальной деятельности, качества выполнения задач музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с реализацией ФГОС ДО.
Литература
1.
Зацепина М. Б., Жукова Г. Е. «Музыкальное воспитание в детском саду 3 -4 года. М., МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2021.
2.
Зацепина М. Б., Жукова Г. Е. «Музыкальное воспитание в детском саду 4 - 5 лет. М., МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2021.
3.
Зацепина М. Б., Жукова Г. Е. «Музыкальное воспитание в детском саду 5 - 6 лет. М., МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2021.
4.
Зацепина М. Б., Жукова Г. Е. «Музыкальное воспитание в детском саду 6 - 7 лет. М., МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2021.
5.
Мерзляков С. И. «Учим петь детей 4 - 5 лет» Москва, «ТЦ Сфера», 2019
6.
Мещерякова С. Ю., Галигузова Л. Н. «Художественно – эстетическое развитие детей: методические материалы к комплексной образовательной программе для раннего возраста «Первые шаги» М., ООО «Русское слово – учебник», 2019.
7.
Радынова О. П. «Слушаем и рисуем музыку» для занятий с детьми 3 – 4 лет М., ООО «Русское слово – учебник», 2020.
8.
Радынова О. П. «Слушаем и рисуем музыку» для занятий с детьми 4 – 5 лет М., ООО «Русское слово – учебник», 2020.
9.
Радынова О. П. «Слушаем и рисуем музыку» для занятий с детьми 5 – 6 лет М., ООО «Русское слово – учебник», 2020.
10.
Радынова О. П. «Слушаем и рисуем музыку» для занятий с детьми 6 – 7 лет М., ООО «Русское слово – учебник», 2020.