Проект "В подводном царстве" Огород на окне | Макарова Светлана Владимировна. Работа №318974
Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер- рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами с удовольствием посадили бы чудо растение, поливали его, ухаживали за ним. В дошкольный период ребенок проходит самый интенсивный и духовный, и интеллектуальный путь развития. Огромный интерес ребенка к миру природы, эмоциональность, особая восприимчивость, тесная связь между ним и взрослым делает этот период в жизни человека основополагающим. Вот и возникла у нас идея создать свой огород на окне, который призван развивать экологические ценности природы. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.
Если у детей развивать навыки по выращиванию рассады, то у них формируются знания о растениях как, о живых организмах, которые растут и развиваются, и дарят окружающим свою красоту и пользу.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 п.Бреды»
_______________________________________________________________________________________________
457315, Российская Федерация, Челябинская область, п. Бреды, ул. Маяковского 17, телефон:8(35141)3-41-99, Е-mail: mkdoubredy@mail.ru
познавательно – исследовательский
проект
«В подводном царстве в цветочном государстве»
2 младшая группа
Воспитатель Макарова С.В.
2023г
Тип проекта: познавательно – исследовательский
Вид проекта: групповой , краткосрочный (март-апрель).
Участники проекта: педагоги, родители , дети 2 младшей группы.
Актуальность
Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер- рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами с удовольствием посадили бы чудо растение, поливали его, ухаживали за ним. В дошкольный период ребенок проходит самый интенсивный и духовный, и интеллектуальный путь развития. Огромный интерес ребенка к миру природы, эмоциональность, особая восприимчивость, тесная связь между ним и взрослым делает этот период в жизни человека основополагающим. Вот и возникла у нас идея создать свой огород на окне, который призван развивать экологические ценности природы. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.
Если у детей развивать навыки по выращиванию рассады, то у них формируются знания о растениях как, о живых организмах, которые растут и развиваются, и дарят окружающим свою красоту и пользу.
Однажды, во время прогулки, мы с детьми наблюдали за участком и обратили внимание на клумбы. Снег уже начал подтаивать, и они стояли пустые и невзрачные. И тут возник вопрос: «Как украсить клумбы цветами, где их взять?»
Мы с детьми пришли к решению, что надо посадить цветы. А так как на улице еще очень холодно, посадить их нужно в группе рядом с нашими комнатными «жителями», цветами. Декоративные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Дети видят вокруг себя (дома, в группе детского сада) самые разнообразные растения, часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», но остаются пассивными наблюдателями, не зная, ни названий этих растений, ни правил ухода за ними, ни для чего они нужны людям. Так возникла необходимость дать детям более глубокие и широкие знания о цветах. А чтобы усилить интерес детей к предстоящей деятельности, оформить огород на окне в сказочном стиле
Проблема: Ежегодно наш детский сад участвует в районном конкурсе «Оазис», чтобы внести свой вклад в общее дело по оформлению территории ДОУ, необходимо вырастить качественную рассаду декоративных растений.
Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать. Наша Земля не сможет существовать без растений. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, название, потребности. Сорвать цветок может каждый, а вот вырастить его и рассказать о нем, далеко не все.
Для формирования у детей представлений о разнообразии растений, их росте и развитии я создала проект: «В подводном царстве, в цветочном государстве» (наш прогулочный участок оформлен в морском стиле).
Цель проекта: Дать детям знания о строении и жизнедеятельности растений, через выращивание комнатных цветов и рассады цветов для клумбы.
Задачи:
1.Образовательная: познакомить с ростом и строением растений, а именно цветами настурцией, петуньей, бархатцами, геранью, каланхое, фиалкой, хлорофитумом;
2. Развивающая: формировать навыки исследовательской деятельности и учить устанавливать причинно-следственные связи между ростом и развитием растения, и условиями его выращивания.
3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к растениям, желание ухаживать за ними; воспитывать умение видеть красоту в окружающем нас мире
Формы деятельности по реализации проекта:
познавательная,
трудовая,
исследовательская,
игровая,
художественное творчество,
художественная литература.
Инновационные методы реализации проекта:
Использование интерактивного оборудования: интерактивный стол «Уникум»; интерактивный пол; интерактивная песочница;
Эбру
-рисование;
Здоровьесберегающие
технологии:
пескотерапия
,
сказкотерапия
, музыкотерапия
Взаимодействие с родителями:
Консультации: «Огород на окне»
«Юные цветоводы»
Мастер-класс с детьми и родителями: «Подарок для мамы ко Дню матери».
Акции: «Подари цветок детскому саду», «Оформи цветочный горшок»
Анкетирование «Цветы в жизни ребенка»
Совместная деятельность родителей и детей:
Выставка рисунков и поделок на тему: «Цветы»;
Изготовление странички для коллекции «Семена цветов»;
Памятка для родителей «Комнатные растения»
Онлайн:
Консультация: «Украсим мир цветами»
Фото к презентации «Дети и цветы»
Помощь в приобретении посадочного материала: семян, рассады цветов для участка, грунта для посадки семян;
Оказание помощи в подборе аудио- и видеоматериалов;
Подготовка и изготовление дидактических игр;
Предполагаемый результат проекта:
Дети имеют обобщённые представления о посадке цветов (из семян
и отростков
)
,
на
рассаду
.
Дети получили знания о том, что:
- растению для роста необходимы свет, тепло, вода, воздух, земля;
- растение состоит из корня, стебля, листа, цветка;
- растения отличаются друг от друга;
- состояние растения зависит от ухода человека;
Дети г
отовы участвовать в практических делах по улучшению природной среды
детского сада
(посадка, уход за цветами);
Умеют любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасное творение природы - не мять, не рвать без надобности.
Пустующие клумбы на участке группы засажены цветами, которые вырастили сами дети, с помощью взрослых.
Схема реализации проекта
I этап (подготовительный)
Подбор и изучение методической и художественной литературы по теме проекта;
Подобрка игр природоведческого содержания, направленных на развитие познавательной активности;
Разработка бесед разных видов (первично – ознакомительные, углубленно – познавательные, ситуативные);
Целевых прогулок, опытов.
Подготовка материалов и оборудования: семена цветов (настурция, петунья и бархатцы), отростков герани, фиалки, каланхое, хлорофитума, контейнеры с землей, пленка пищевая, пульверизатор, лейки, грабельки, палочки для рыхления, лопатки.
II этап (основной, практический)
Пополнение развивающей среды
- Пополнение центра экологии необходимым оборудованием.
- Оснащение центра экологии в группе новым растением (Фиалка).
- Оформление альбома «Опасные комнатные растения».
- Карточки – схемы ухода за комнатным растением.
- Картотека дидактических игр по знакомству с комнатными растениями.
Совместная и самостоятельная деятельность:
Раскрашивание цветов по трафарету, рисование асфальтовыми и восковыми мелками, карандашами и красками, гуашью.
Изготовление коллективной аппликации «Цветы на лугу», «Цветочная клумба»;
Коллективная работа (лепка из пластилина) «Ваза с цветами».
Рисование в песочнице цветов.
Эбру- рисование «Сказочные цветы»
Рисование в нетрадиционной форме «Цветочная фантазия»
Рассматривание картин из серии «Цветы», «Весна».
Рассматривание иллюстраций с изображением цветов: полевых, комнатных, садовых; цветников, цветочных клумб, альпийских горок.
Рассматриваем и сравниваем между собой семена растений (настурции похожи на арахис, бархатцев – на маленькую стрелу, календулы – на полумесяц, но светло-коричневого цвета) и учимся определять семена по внешнему виду.
Рассматривание алгоритмов «Уход за растениями», высаживаемых цветов; таблиц с инвентарем;
Наблюдения за посадкой, поливом и ростом цветов (отмечать рост по шкале) с детьми.
Экологические беседы с применением интерактивного оборудования: «Родина цветов»; «Лекарственные свойства цветов»; «Правила обращения с цветами»; «Части цветов»; «Что нужно растениям для жизни?»; «Как ухаживать за растениями?»
Ситуативный разговор: «Как мы ухаживаем за цветами».
Трудовая деятельность: посадка семян; уход за ростками растений: поливаем , прореживаем, рыхлим почву и поворачиваем ёмкость с рассадой к солнышку, т.к. саженцы тянутся к солнышку.
Труд в уголке природы (уход за комнатными растениями – полив, уборка пыли с листьев).
Правила безопасного обращения с оборудованием по уходу за растениями.
Рассматривание частей цветов под лупой.
Проведение опытов и экспериментов с растениями;
Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы», П.И.Чайковского «Вальс цветов»;
Просмотр мультипликационных фильмов «Просто так», «Букет цветов»;
Просмотр презентаций «Уход за цветами», «Условия, необходимые для роста растений», «Как растет цветок»;
Игры:
-Подвижные игры: «Вейся венок», «Раз, два, три – к цветочку беги!», «Цветы и ветер», «Живая клумба», «Собери букет», «Догони цветок»
-Игра-забава «Я садовником родился…»
-Игровое упражнение «Веселые одуванчики»
-Сюжетно-ролевая игра «Магазин цветов»
-
Д
идактическая игра «Собери цветы в вазу», «Подбери картинку»
,
«Собери цветочек», «Ромашка», «Собери
букет
»,
«Найди пару»
, «Четверты
й лишний»
, «По
сади цветок»,
«Угадай цветок»;
Пальчиковые игры: «Цветы», «Цветок», «Мак», «Пчелки и жуки»;
Чтение художественной литературы
Чтение стихов В.Степанова, Е.Благининой «Огонёк», словацкая сказка «У солнышка в гостях», А.К.Толстой «Колокольчики мои…», Я.Колас «Цветок».
Загадывание загадок, заучивание стихов, составление описательных рассказов.
III этап (заключительный)
Оформление материалов проекта: Создание фотоотчёта по проекту.
Онлайн - презентация «Дети и цветы»
Итоговое мероприятие: развлечение «Праздник цветов»
Участие в муниципальном конкурсе «Огород на окне»