Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проект "Валенок" ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Мышкина Светлана Анатольевна, Утробина Наталья Михайловна

 

 

 

 

 

 

Педагогический проект

 

"Русский валенок!"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мышкина Светлана Анатольевна-воспитатель

первой квалификационной категории

Утробина Наталья Михайловна- воспитатель

первой квалификационной категории

МКДОУ №157

 

Киров 2016год

 

Тип проекта: творчески–исследовательский, краткосрочный.           

  Актуальность:

    Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. Каждый народ не должен терять своих корней, забывать о своем культурном прошлом. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил историю и культуру своей нации     Реализация проекта «Русский валенок» направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению,  поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближают детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей  не хватает времени, чтобы передать ребенку свои знания, связанные с истоками народного творчества.

Анализ исходной ситуациипроанализировав уровень знаний детей о ремёслах нашего края, пришли к выводу, что он недостаточно сформирован. 

Проблема: как заинтересовать детей в познании народных традиций своих предков, познакомить детей с историей одного из самых распространённых промыслов Вятки – катания валенок.

Гипотеза проекта: если создать необходимую развивающую среду в группе, помочь ребенку накопить необходимые знания по выбранной теме , то можно заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению,  поддержать у детей и родителей потребность в совместной  творческой деятельности. 
Дети и родители получат знания о русском валенке, захотят носить эту обувь,  расширится сотрудничество родителей и педагогов в вопросах воспитания детей.

Цель: 
формирование  у детей знаний о народной культуре, приобщение к ценностям семейных и национальных традиций русского народа.

Задачи проекта:

  • развивать интерес детей к народному быту;
  • познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок, их изготовлении;
  • формировать у детей потребность получать новые знания об истории народного костюма;
  • поддерживать у детей и родителей потребность в совместной творческой деятельности.

 

 

 

Ожидаемые результаты: у детей сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления; интерес к истории, национальным традициям.

Время реализации проекта:   февраль-март

Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, музыкальная,  

Формы реализации проекта:

·        Тематические занятия по ознакомлению с окружающим.

·        Создание в группе мини-музея  русской избы.

·        Занятия по изодеятельности (украшение макета валенка: рисование, аппликация).

·        Украшение валенок детьми совместно с родителями.

·        Составление и отгадывание загадок.

·        Разучивание русских народных  подвижных игр.

Презентация проекта: совместное развлечение для детей старших и подготовительных групп детского сада «Праздник масленицы».

Этапы проекта: 1 - Организационный этап, 2 – Этап реализация проекта,

3 – Обобщающий этап.

Содержание деятельности на каждом этапе

 

Этапы реализации проекта

Содержание

деятельности

Ответствен-ный

Сроки проведе-ния

Подготовительный

Выбор темы

 Составление плана работы

воспитатели.

1-2 дня

Реализация проекта

1.создание экспозиции в группе мини- музея русской избы;

 2.беседы с показом видео-презентаций: «История мужской и женской обуви», «Мастера своего дела», «Жили-были крестьяне».

3.Разработка сценария развлечения.

4.Подбор информации в книгах, журналах, в интернете

5.Рассказы родителей, родственников: «Как мы жили, что носили», «Что носили наши бабушки и дедушки», «Где на вятской земле катают валенки».

6.Поделка макетов валенок, рисунков и других творческих работ.

7.Чтение художественной литературы: Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”, Сергей Гришунин “Дедушкины валенки”, Владимир Новиков. Сказка “Теплые валенки”;

8.Рассматривание иллюстраций, фотографий разных видов валенок, обсуждение их;

9.Разучивание песен, стихов,  прослушивание аудио записи русской народной песни “валенки”

10.Дидактические, подвижные игры;

Решение проблемной задачи: “Как можно использовать валенки не по назначению

Музыкальный руководитель,

воспитатели

2 недели

Обобщающий

Проведение совместного развлечения с детьми

 старших и подготовительных групп

 " Праздник Масленицы".

Музыкальный руководитель,

воспитатели.

март

 

    Воспитание на народных традициях несет дошкольникам не только радость, эмоциональный и творческий подъем, но и становится неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта и музыкальных способностей. Народная культура - важнейшее средство приобщения ребенка к общечеловеческим духовным ценностям .

Составив план наших действий, мы  в первую очередь организовали мини-музей русской избы. Чтобы показать детям как жили наши предки. Какие предметы обихода использовали.

Тут же представили выставку валенок, украшенных родителями.

 

    Провели беседы: «История мужской и женской обуви», «Мастера своего дела», «Жили-были крестьяне» с показом видео презентаций о производстве изготовления валенок, необходимых материалов и инструментов.

       Дедушка-Всеведушка:  Садитесь вот здесь, на лавочку, а я расскажу вам об этом промысле, и надеюсь, это знание поможет вам.

Валенки – удобная и целебная обувь. В валенках не страшны самые лютые морозы. Чистая овечья шерсть, свалянная теплыми руками мастера, дает человеку силу и душевный покой.

Надо сказать, что технология изготовления за последние триста лет совсем не изменилась: и сейчас валенки делают точно так же, как и деды, и прадеды мои. Изготовление валенок – дело не простое, здесь нужна физическая сила и много терпения, на которое способны немногие. Для того, чтобы сделать валенки, нужны сноровка и умение, но самое главное – это любовь мастера к своему делу и к людям, которые будут носить эту обувь. Может, потому так удобно и комфортно носить валенки, что они сохраняют тепло своих создателей. Как и прежде, ремесло валяния передается от мастера к мастеру из поколения в поколение.

Валяльщик в былые времена – почитаемый на Руси мастер, и корни его мастерства уходят в века. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод, чему свидетельствуют фотографии времен Великой Отечественной войны. Без валенок было бы невозможно освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.

Вы уже знаете, что валенки изготавливаются из овечьей шерсти. После того, как овечку остригли, шерсть моют и вычесывают, потом прогоняют через шерстобитную машину, в результате получается тонкое мягкое полотно.

Его долго сглаживают пальцами, чтобы шерсть слиплась. Затем, словно из пластилина, лепят из полученной заготовки форму валенка и вываривают ее в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась еще плотнее. Эта заготовка уже отдаленно напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет форму обычного валенка и нужного размера.

По завершении всех этих процедур валенок отправляют сушиться, и его остается только побрить, чтобы он стал гладким и блестящим.

В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства. Ведущие модельеры предвещают даже то, что в ХХI веке валенок будет самой модной обувью!

Узнав как одевались наши предки, из каких экологических материалов шили одежду и обувь, дети могли окунуться в историю русского народа, примерив и сарафан, и валенки, и лапти.

 

 

                     

 

 

 

Разработали  сценарий развлечения "Масленицы". Разучивали народные  песни, стихи , прибаутки, частушки, хороводные игры, заклички.

 

 Читали книги: Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”, Сергей Гришунин “Дедушкины валенки”, Владимир Новиков. Сказка “Теплые валенки”

 Подбирали интересную  информацию вместе с детьми в книгах, журналах, в интернете, из рассказов родителей, родственников: «Как мы жили, что носили», «Что носили наши бабушки и дедушки», «Где на вятской земле катают валенки»

 

 

 Рассматривали  иллюстрации, фотографии разных видов валенок, обсуждали как  и чем их украсили люди. Попробовали себя в роли модельеров и украсили вырезанные макеты валенок и рисовали эскизы сами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решали проблемную задачу: “Как можно использовать валенки не по назначению".

В мини-музее были представлены самовары разных размеров. Познакомили детей как пользовались самоваром  и утюгом , когда электричества ещё не было и показали их устройство, вызвав тем самым немалый интерес у детей.

Организовали чаепитие "В кругу с самоваром". Такое чаепитие доставило много позитивных эмоций и дети предложили в праздники всегда устраивать посиделки вокруг самовара.

 

Валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было! В них – праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь. И мы познакомились с историей празднования на Руси Масленичной недели. И в завершении проекта провели развлечение для детей на улице "Проводы масленицы".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка результативности работы над проектом.

.

Реализация задач данного проекта проходила через все виды деятельности, а работа была организована по художественно-эстетическому направлению деятельности ДОУ.

Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении народной культуры, повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам, сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления. Каждый из участников проекта попробовал себя в роли модельера, украсил свои валенки, Пение частушек,  русских народных песен, чтение потешек, исполнение танца в валенках, хоровода, способствовали глубже прочувствовать народный быт.

 В ходе реализации проекта создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта, реализованы творческие способности взрослых и детей.

           Хотелось бы верить, что приобретенные знания, опыт оставят свой след в сознании каждого участника проекта. В дальнейшем такая форма работы будет использоваться в приобщении дошкольников к истокам народной культуры.


Литература:

1.     Анчикова Т.П., Виноградова М.Ю. “Праздник русского валенка”, Журнал “Воспитатель”, № 4, 2008 г., с.70-75.  

2.     М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

3.     О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

4.     Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

5.     Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по  государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

6.     Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

7.     Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

 

 

 

 

Приложение №1

ПРАЗДНИК РУССКОГО ВАЛЕНКА

Сценарий музыкального развлечения для детей и родителей

Предварительная работа с детьми и родителями.

·         Отгадывание загадок, разучивание стихов и частушек, танца с валенками.

·         Знакомство с историей русского валенка.

·         Художественное оформление детских валенок.

·         Разучивание русского танца с родителями и детьми.

Оборудование: валенки детские и взрослые, гармошка детская, фуражка с цветком, ширма, самовар, чашка. Декорация: Стоит печка, на печке – валенки. На центральной стене рушники, салфетки, самодельные дорожки, контуры валенок, вырезанные из картона и раскрашенные, деревенские половики, расписные платки.

В зале звучат русские народные песни, большими буквами написано «Выставка «Русские валенки».

Действующие лица:

1-й скоморох – ребенок,

2-й скоморох – ребенок,

Ванюша – ребенок,

Дуняша – взрослый,

Дедушка – взрослый.

Забегают в зал два скомороха.

1-й скоморох: К вам на праздник по дорожке,

                          Прибежали скоморошки.

2-й скоморох: Я – скоморох Прошка, а он – скоморох Тимошка.

1-й скоморох: Пришли мы вас позабавить,

                          С праздничком поздравить!

2-й скоморох: Людей посмотреть, да себя показать!

Вместе: Сейчас начинаем представление всей Европе на удивление!

Под русскую народную мелодию «Прялица» выходит Дуняша и танцует.

Дуняша:     Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости!

                     Если валенок вам дорог,

Если в доме, на работе

У вас валенок в почете,

Мы вас, как своих друзей,

Приглашаем поскорей

На праздник русского валенка.

Вместе: Валенки, валенки – красивые да модные!

Дуняша: Ребята, вы знаете, что валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было! В них – праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь.

Русский танец с гармонистом. 

1-й скоморох: У кого там хмурый вид, снова музыка звучит!

2-й скоморох: Мы грустить не разрешаем, и играть здесь начинаем!

Конкурс: «Бой валенками». Участвуют двое мальчиков, которые получают по валенку, встают на лавку и стараются сбить противника.

Дуняша: Вижу я издалека, едет Ваня к нам сюда,

                Едет прямо в хоровод, расступитесь честной народ!

Хоровод «Как на тоненький ледок», русская народная мелодия.

Девочка: Ой, Ванюша, ты не ушибся?

Ваня: Нет… Я падал понарошку, рассмешить хотел немножко!

Девочка (Дуняше): А у нашего Ванюшки большое горюшко:

                                   Валенки с дырой! Стоит один под горой.

Дуняша: так пойдёмте к моему дедушке. Он быстро вам валенки подошьет. Он на все руки мастер. Снег-снежочек отряхнем да во горницу войдём. А вот и мой дедушка, дедушка Всеведушка!

Появляется Дедушка-Всеведушка.

Дедушка-Всеведушка: деточки мои родные, очень даже дорогие. Рад вас видеть, проходите, мою избу посмотрите. (Дети рассаживаются на скамейки) Все уселись? Сегодня у нас веселье, праздника продолжение!

Дуняша: дедушка выручай, подшей валеночки.

Дедушка-Всеведушка: что ж, это можно, а вы, ребята, чтоб веселей работалось, частушки б спели да поиграли, порадовали старика.

Ребята поют частушки.

Частушки

         Начинаю петь частушку,

         Первую, начальную

         Я хочу развеселить

         Публику печальную.

                                             

         Раздайся, народ,

         Меня пляска берет

         Пойду, попляшу,

         На народ погляжу!

         Чтоб прогнать мороз и стужу,

         Мы в ладоши хлопаем,

         В валенках через сугробы

         Радостные топаем!

         

         Подарила маменька

         Беленькие валенки.

         С ними я не расстаюсь,

         Даже спать я в них ложусь!

         А я валенки надену,

         Выпью простокваши,

         Вся душа истосковалась

         По любимой Маше.

         Наши девки маленьки

         Чуть побольше валенка.

         Ну, а как заголосят,

         Всех в округе удивят.

           Охоньки да охоньки,

           Какие парни махоньки,

           Из-за кочек, из-за пней

           Не видать наших парней.

           Тетеньки и дяденьки,

           Все носите валенки.

           Реже станете болеть

           И начнете молодеть!

           Моя Милка маленькая,

           Чуть побольше валенка,

           В валенки обуется,

           Как пузырь надуется.

           

          Если кто меня обидит –

          Я не плачу, не реву,

          Сразу валенок снимаю,

          Подзатыльник им даю!

          Мы про валенки частушки

          Еще долго можем петь,

          Так что, хлопая в ладошки,

          Вы все можете вспотеть!

        Мы вам пели и плясали,

        Дорогая публика,

        Не держитесь за карманы,

        Не возьмем ни рублика.

         Дедушка-Всеведушка: Ребята, а вы знаете, как делают валенки, из чего?

        Дети: Отвечают.

       Дедушка-Всеведушка:  Садитесь вот здесь, на лавочку, а я расскажу вам об этом промысле, и надеюсь, это знание поможет вам.

Валенки – удобная и целебная обувь. В валенках не страшны самые лютые морозы. Чистая овечья шерсть, свалянная теплыми руками мастера, дает человеку силу и душевный покой.

Надо сказать, что технология изготовления за последние триста лет совсем не изменилась: и сейчас валенки делают точно так же, как и деды, и прадеды мои. Изготовление валенок – дело не простое, здесь нужна физическая сила и много терпения, на которое способны немногие. Для того, чтобы сделать валенки, нужны сноровка и умение, но самое главное – это любовь мастера к своему делу и к людям, которые будут носить эту обувь. Может, потому так удобно и комфортно носить валенки, что они сохраняют тепло своих создателей. Как и прежде, ремесло валяния передается от мастера к мастеру из поколения в поколение.

Валяльщик в былые времена – почитаемый на Руси мастер, и корни его мастерства уходят в века. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод, чему свидетельствуют фотографии времен Великой Отечественной войны. Без валенок было бы невозможно освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.

Вы уже знаете, что валенки изготавливаются из овечьей шерсти. После того, как овечку остригли, шерсть моют и вычесывают, потом прогоняют через шерстобитную машину, в результате получается тонкое мягкое полотно.

Его долго сглаживают пальцами, чтобы шерсть слиплась. Затем, словно из пластилина, лепят из полученной заготовки форму валенка и вываривают ее в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась еще плотнее. Эта заготовка уже отдаленно напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет форму обычного валенка и нужного размера.

По завершении всех этих процедур валенок отправляют сушиться, и его остается только побрить, чтобы он стал гладким и блестящим.

В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства. Ведущие модельеры предвещают даже то, что в ХХI веке валенок будет самой модной обувью!

Дуняша: Дедушка, спасибо тебе за интересный рассказ о валенках. Как мы теперь знаем, валенки – не только полезная натуральная обувь, но и, как теперь утверждают дизайнеры, модная. 

Дедушка-Всеведушка: ну вот, принимайте работу, новые валенки на вырост!

Показ новейших моделей валенок, декорированных родителями и детьми (под музыку дети представляют дизайнерские модели валенок).

        Дуняша: Великолепные валенки. Во славу их наши родители сейчас подарят нам замечательный танец.

Танец «Валенки» (исполняют родители с детьми). 

1.     Игра «Пробеги в валенках до сугроба и обратно».

2.     Конкурс для родителей (Проскакать в валенках на скакалках).

Дуняша: Как же нам, дедушка тебя за работу отблагодарить?

Дедушка: А, я, Дедушка-Всеведушка,

                   Долго живя, много видал,

                   Что на свете знаю,

                   К себе в решето собираю.

Все бы мне про валеночки что-нибудь рассказали, а я бы к себе в решето положил. У меня в нем много чего: и загадки, и пословицы, и потешки.

1-й ребенок:     Баю, баю – баюньки,

Скатаем Маше валенки,

Валенки по ножкам,

Бегать по дорожкам,

К бабушке по прянички,

К дедушке по яблочки.

2-й ребенок:    Без шубы и валенок –

И зима без конца.

3-й ребенок:     Как у Даши маленькой чёсаные валенки

А шуба багряная, а личико румяное.

Вот какая Даша красавица,

Красавица наша!

Дедушка: А теперь загадки:

    Не ботиночки, не сапожки,

    Но их тоже носят ножки, в них мы

    Бегаем зимой, утром – в садик,

    Днем – домой. (Валенки)

Треплют, катают, а зиму таскают (Валенки)

Весь в шерсти, а кожи нет (Валенки)

Да, отгадка одна – это валенки.

Дедушка: спасибо вам, ребята, прибавилось в моём решете. За это я хочу вас позабавить, посмешить и немножко даже удивить. А ну-ка, валенки, появитесь, попляшите, порезвитесь.

Театр Валенок показывают дети и скоморохи.

Дуняша: Я тоже знаю одну забаву, в старину в крещение девушки бросали валенок за порог – куда нос укажет, оттуда жди сватов. Надо только сказать слова: «Брошу валенок через забор, ступай валенок к миленочку во двор». Ну, а жених в валенках считался состоятельным человеком.

1-й скоморох: Ай, да веселье, всем на удивление.

2-й скоморох: А чтоб было ещё веселей, танцевать выходите все скорей!

Танец «Кадриль». Дедушка дарит детям валенок, а дети дарят гостям и дедушке валенки из теста.

Дуняша:  Ну вот и подошел к концу наш замечательный праздник. Но зимы не кончаются. Они приходят к нам каждый год, дарят морозные дни и новые встречи с валенками. Так пусть же валенки остаются традиционной российской любимой обувью.

 

Дети под веселую русскую народную мелодию выходят из зала.

Пожалуйста, подождите.
x
×