Проект "Валенок" ☼
Автор: Мышкина Светлана Анатольевна, Утробина Наталья Михайловна
Педагогический проект
"Русский валенок!"
Мышкина Светлана Анатольевна-воспитатель
первой квалификационной категории
Утробина Наталья Михайловна- воспитатель
первой квалификационной категории
МКДОУ №157
Киров 2016год
Тип проекта: творчески–исследовательский, краткосрочный.
Актуальность:
Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. Каждый народ не должен терять своих корней, забывать о своем культурном прошлом. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил историю и культуру своей нации Реализация проекта «Русский валенок» направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближают детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей не хватает времени, чтобы передать ребенку свои знания, связанные с истоками народного творчества.
Анализ исходной ситуации: проанализировав уровень знаний детей о ремёслах нашего края, пришли к выводу, что он недостаточно сформирован.
Проблема: как заинтересовать детей в познании народных традиций своих предков, познакомить детей с историей одного из самых распространённых промыслов Вятки – катания валенок.
Гипотеза проекта: если создать необходимую развивающую среду в группе, помочь ребенку накопить необходимые знания по выбранной теме , то можно заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддержать у детей и родителей потребность в совместной творческой деятельности.
Дети и родители получат знания о русском валенке, захотят носить эту обувь, расширится сотрудничество родителей и педагогов в вопросах воспитания детей.
Цель:
формирование у детей знаний о народной культуре, приобщение к ценностям семейных и национальных традиций русского народа.
Задачи проекта:
- развивать интерес детей к народному быту;
- познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок, их изготовлении;
- формировать у детей потребность получать новые знания об истории народного костюма;
- поддерживать у детей и родителей потребность в совместной творческой деятельности.
Ожидаемые результаты: у детей сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления; интерес к истории, национальным традициям.
Время реализации проекта: февраль-март
Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, музыкальная,
Формы реализации проекта:
· Тематические занятия по ознакомлению с окружающим.
· Создание в группе мини-музея русской избы.
· Занятия по изодеятельности (украшение макета валенка: рисование, аппликация).
· Украшение валенок детьми совместно с родителями.
· Составление и отгадывание загадок.
· Разучивание русских народных подвижных игр.
Презентация проекта: совместное развлечение для детей старших и подготовительных групп детского сада «Праздник масленицы».
Этапы проекта: 1 - Организационный этап, 2 – Этап реализация проекта,
3 – Обобщающий этап.
Содержание деятельности на каждом этапе
Этапы реализации проекта | Содержание деятельности | Ответствен-ный | Сроки проведе-ния |
Подготовительный | Выбор темы Составление плана работы | воспитатели. | 1-2 дня |
Реализация проекта | 1.создание экспозиции в группе мини- музея русской избы; 2.беседы с показом видео-презентаций: «История мужской и женской обуви», «Мастера своего дела», «Жили-были крестьяне». 3.Разработка сценария развлечения. 4.Подбор информации в книгах, журналах, в интернете 5.Рассказы родителей, родственников: «Как мы жили, что носили», «Что носили наши бабушки и дедушки», «Где на вятской земле катают валенки». 6.Поделка макетов валенок, рисунков и других творческих работ. 7.Чтение художественной литературы: Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”, Сергей Гришунин “Дедушкины валенки”, Владимир Новиков. Сказка “Теплые валенки”; 8.Рассматривание иллюстраций, фотографий разных видов валенок, обсуждение их; 9.Разучивание песен, стихов, прослушивание аудио записи русской народной песни “валенки” 10.Дидактические, подвижные игры; Решение проблемной задачи: “Как можно использовать валенки не по назначению | Музыкальный руководитель, воспитатели | 2 недели |
Обобщающий | Проведение совместного развлечения с детьми старших и подготовительных групп " Праздник Масленицы". | Музыкальный руководитель, воспитатели. | март |
Воспитание на народных традициях несет дошкольникам не только радость, эмоциональный и творческий подъем, но и становится неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта и музыкальных способностей. Народная культура - важнейшее средство приобщения ребенка к общечеловеческим духовным ценностям .
Составив план наших действий, мы в первую очередь организовали мини-музей русской избы. Чтобы показать детям как жили наши предки. Какие предметы обихода использовали.
Тут же представили выставку валенок, украшенных родителями.
Провели беседы: «История мужской и женской обуви», «Мастера своего дела», «Жили-были крестьяне» с показом видео презентаций о производстве изготовления валенок, необходимых материалов и инструментов.
Дедушка-Всеведушка: Садитесь вот здесь, на лавочку, а я расскажу вам об этом промысле, и надеюсь, это знание поможет вам.
Валенки – удобная и целебная обувь. В валенках не страшны самые лютые морозы. Чистая овечья шерсть, свалянная теплыми руками мастера, дает человеку силу и душевный покой.
Надо сказать, что технология изготовления за последние триста лет совсем не изменилась: и сейчас валенки делают точно так же, как и деды, и прадеды мои. Изготовление валенок – дело не простое, здесь нужна физическая сила и много терпения, на которое способны немногие. Для того, чтобы сделать валенки, нужны сноровка и умение, но самое главное – это любовь мастера к своему делу и к людям, которые будут носить эту обувь. Может, потому так удобно и комфортно носить валенки, что они сохраняют тепло своих создателей. Как и прежде, ремесло валяния передается от мастера к мастеру из поколения в поколение.
Валяльщик в былые времена – почитаемый на Руси мастер, и корни его мастерства уходят в века. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод, чему свидетельствуют фотографии времен Великой Отечественной войны. Без валенок было бы невозможно освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.
Вы уже знаете, что валенки изготавливаются из овечьей шерсти. После того, как овечку остригли, шерсть моют и вычесывают, потом прогоняют через шерстобитную машину, в результате получается тонкое мягкое полотно.
Его долго сглаживают пальцами, чтобы шерсть слиплась. Затем, словно из пластилина, лепят из полученной заготовки форму валенка и вываривают ее в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась еще плотнее. Эта заготовка уже отдаленно напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет форму обычного валенка и нужного размера.
По завершении всех этих процедур валенок отправляют сушиться, и его остается только побрить, чтобы он стал гладким и блестящим.
В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства. Ведущие модельеры предвещают даже то, что в ХХI веке валенок будет самой модной обувью!
Узнав как одевались наши предки, из каких экологических материалов шили одежду и обувь, дети могли окунуться в историю русского народа, примерив и сарафан, и валенки, и лапти.
Разработали сценарий развлечения "Масленицы". Разучивали народные песни, стихи , прибаутки, частушки, хороводные игры, заклички.
Читали книги: Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”, Сергей Гришунин “Дедушкины валенки”, Владимир Новиков. Сказка “Теплые валенки”
Подбирали интересную информацию вместе с детьми в книгах, журналах, в интернете, из рассказов родителей, родственников: «Как мы жили, что носили», «Что носили наши бабушки и дедушки», «Где на вятской земле катают валенки»
Рассматривали иллюстрации, фотографии разных видов валенок, обсуждали как и чем их украсили люди. Попробовали себя в роли модельеров и украсили вырезанные макеты валенок и рисовали эскизы сами.
Решали проблемную задачу: “Как можно использовать валенки не по назначению".
В мини-музее были представлены самовары разных размеров. Познакомили детей как пользовались самоваром и утюгом , когда электричества ещё не было и показали их устройство, вызвав тем самым немалый интерес у детей.
Организовали чаепитие "В кругу с самоваром". Такое чаепитие доставило много позитивных эмоций и дети предложили в праздники всегда устраивать посиделки вокруг самовара.
Валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было! В них – праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь. И мы познакомились с историей празднования на Руси Масленичной недели. И в завершении проекта провели развлечение для детей на улице "Проводы масленицы".
Оценка результативности работы над проектом.
.
Реализация задач данного проекта проходила через все виды деятельности, а работа была организована по художественно-эстетическому направлению деятельности ДОУ.
Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении народной культуры, повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам, сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления. Каждый из участников проекта попробовал себя в роли модельера, украсил свои валенки, Пение частушек, русских народных песен, чтение потешек, исполнение танца в валенках, хоровода, способствовали глубже прочувствовать народный быт.
В ходе реализации проекта создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта, реализованы творческие способности взрослых и детей.
Хотелось бы верить, что приобретенные знания, опыт оставят свой след в сознании каждого участника проекта. В дальнейшем такая форма работы будет использоваться в приобщении дошкольников к истокам народной культуры.
Литература:
1. Анчикова Т.П., Виноградова М.Ю. “Праздник русского валенка”, Журнал “Воспитатель”, № 4, 2008 г., с.70-75.
2. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
3. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
5. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
6. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
7. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Приложение №1
ПРАЗДНИК РУССКОГО ВАЛЕНКА
Сценарий музыкального развлечения для детей и родителей
Предварительная работа с детьми и родителями.
· Отгадывание загадок, разучивание стихов и частушек, танца с валенками.
· Знакомство с историей русского валенка.
· Художественное оформление детских валенок.
· Разучивание русского танца с родителями и детьми.
Оборудование: валенки детские и взрослые, гармошка детская, фуражка с цветком, ширма, самовар, чашка. Декорация: Стоит печка, на печке – валенки. На центральной стене рушники, салфетки, самодельные дорожки, контуры валенок, вырезанные из картона и раскрашенные, деревенские половики, расписные платки.
В зале звучат русские народные песни, большими буквами написано «Выставка «Русские валенки».
Действующие лица:
1-й скоморох – ребенок,
2-й скоморох – ребенок,
Ванюша – ребенок,
Дуняша – взрослый,
Дедушка – взрослый.
Забегают в зал два скомороха.
1-й скоморох: К вам на праздник по дорожке,
Прибежали скоморошки.
2-й скоморох: Я – скоморох Прошка, а он – скоморох Тимошка.
1-й скоморох: Пришли мы вас позабавить,
С праздничком поздравить!
2-й скоморох: Людей посмотреть, да себя показать!
Вместе: Сейчас начинаем представление всей Европе на удивление!
Под русскую народную мелодию «Прялица» выходит Дуняша и танцует.
Дуняша: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости!
Если валенок вам дорог,
Если в доме, на работе
У вас валенок в почете,
Мы вас, как своих друзей,
Приглашаем поскорей
На праздник русского валенка.
Вместе: Валенки, валенки – красивые да модные!
Дуняша: Ребята, вы знаете, что валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было! В них – праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь.
Русский танец с гармонистом.
1-й скоморох: У кого там хмурый вид, снова музыка звучит!
2-й скоморох: Мы грустить не разрешаем, и играть здесь начинаем!
Конкурс: «Бой валенками». Участвуют двое мальчиков, которые получают по валенку, встают на лавку и стараются сбить противника.
Дуняша: Вижу я издалека, едет Ваня к нам сюда,
Едет прямо в хоровод, расступитесь честной народ!
Хоровод «Как на тоненький ледок», русская народная мелодия.
Девочка: Ой, Ванюша, ты не ушибся?
Ваня: Нет… Я падал понарошку, рассмешить хотел немножко!
Девочка (Дуняше): А у нашего Ванюшки большое горюшко:
Валенки с дырой! Стоит один под горой.
Дуняша: так пойдёмте к моему дедушке. Он быстро вам валенки подошьет. Он на все руки мастер. Снег-снежочек отряхнем да во горницу войдём. А вот и мой дедушка, дедушка Всеведушка!
Появляется Дедушка-Всеведушка.
Дедушка-Всеведушка: деточки мои родные, очень даже дорогие. Рад вас видеть, проходите, мою избу посмотрите. (Дети рассаживаются на скамейки) Все уселись? Сегодня у нас веселье, праздника продолжение!
Дуняша: дедушка выручай, подшей валеночки.
Дедушка-Всеведушка: что ж, это можно, а вы, ребята, чтоб веселей работалось, частушки б спели да поиграли, порадовали старика.
Ребята поют частушки.
Частушки
Начинаю петь частушку,
Первую, начальную
Я хочу развеселить
Публику печальную.
Раздайся, народ,
Меня пляска берет
Пойду, попляшу,
На народ погляжу!
Чтоб прогнать мороз и стужу,
Мы в ладоши хлопаем,
В валенках через сугробы
Радостные топаем!
Подарила маменька
Беленькие валенки.
С ними я не расстаюсь,
Даже спать я в них ложусь!
А я валенки надену,
Выпью простокваши,
Вся душа истосковалась
По любимой Маше.
Наши девки маленьки
Чуть побольше валенка.
Ну, а как заголосят,
Всех в округе удивят.
Охоньки да охоньки,
Какие парни махоньки,
Из-за кочек, из-за пней
Не видать наших парней.
Тетеньки и дяденьки,
Все носите валенки.
Реже станете болеть
И начнете молодеть!
Моя Милка маленькая,
Чуть побольше валенка,
В валенки обуется,
Как пузырь надуется.
Если кто меня обидит –
Я не плачу, не реву,
Сразу валенок снимаю,
Подзатыльник им даю!
Мы про валенки частушки
Еще долго можем петь,
Так что, хлопая в ладошки,
Вы все можете вспотеть!
Мы вам пели и плясали,
Дорогая публика,
Не держитесь за карманы,
Не возьмем ни рублика.
Дедушка-Всеведушка: Ребята, а вы знаете, как делают валенки, из чего?
Дети: Отвечают.
Дедушка-Всеведушка: Садитесь вот здесь, на лавочку, а я расскажу вам об этом промысле, и надеюсь, это знание поможет вам.
Валенки – удобная и целебная обувь. В валенках не страшны самые лютые морозы. Чистая овечья шерсть, свалянная теплыми руками мастера, дает человеку силу и душевный покой.
Надо сказать, что технология изготовления за последние триста лет совсем не изменилась: и сейчас валенки делают точно так же, как и деды, и прадеды мои. Изготовление валенок – дело не простое, здесь нужна физическая сила и много терпения, на которое способны немногие. Для того, чтобы сделать валенки, нужны сноровка и умение, но самое главное – это любовь мастера к своему делу и к людям, которые будут носить эту обувь. Может, потому так удобно и комфортно носить валенки, что они сохраняют тепло своих создателей. Как и прежде, ремесло валяния передается от мастера к мастеру из поколения в поколение.
Валяльщик в былые времена – почитаемый на Руси мастер, и корни его мастерства уходят в века. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод, чему свидетельствуют фотографии времен Великой Отечественной войны. Без валенок было бы невозможно освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.
Вы уже знаете, что валенки изготавливаются из овечьей шерсти. После того, как овечку остригли, шерсть моют и вычесывают, потом прогоняют через шерстобитную машину, в результате получается тонкое мягкое полотно.
Его долго сглаживают пальцами, чтобы шерсть слиплась. Затем, словно из пластилина, лепят из полученной заготовки форму валенка и вываривают ее в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась еще плотнее. Эта заготовка уже отдаленно напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет форму обычного валенка и нужного размера.
По завершении всех этих процедур валенок отправляют сушиться, и его остается только побрить, чтобы он стал гладким и блестящим.
В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства. Ведущие модельеры предвещают даже то, что в ХХI веке валенок будет самой модной обувью!
Дуняша: Дедушка, спасибо тебе за интересный рассказ о валенках. Как мы теперь знаем, валенки – не только полезная натуральная обувь, но и, как теперь утверждают дизайнеры, модная.
Дедушка-Всеведушка: ну вот, принимайте работу, новые валенки на вырост!
Показ новейших моделей валенок, декорированных родителями и детьми (под музыку дети представляют дизайнерские модели валенок).
Дуняша: Великолепные валенки. Во славу их наши родители сейчас подарят нам замечательный танец.
Танец «Валенки» (исполняют родители с детьми).
1. Игра «Пробеги в валенках до сугроба и обратно».
2. Конкурс для родителей (Проскакать в валенках на скакалках).
Дуняша: Как же нам, дедушка тебя за работу отблагодарить?
Дедушка: А, я, Дедушка-Всеведушка,
Долго живя, много видал,
Что на свете знаю,
К себе в решето собираю.
Все бы мне про валеночки что-нибудь рассказали, а я бы к себе в решето положил. У меня в нем много чего: и загадки, и пословицы, и потешки.
1-й ребенок: Баю, баю – баюньки,
Скатаем Маше валенки,
Валенки по ножкам,
Бегать по дорожкам,
К бабушке по прянички,
К дедушке по яблочки.
2-й ребенок: Без шубы и валенок –
И зима без конца.
3-й ребенок: Как у Даши маленькой чёсаные валенки
А шуба багряная, а личико румяное.
Вот какая Даша красавица,
Красавица наша!
Дедушка: А теперь загадки:
Не ботиночки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки, в них мы
Бегаем зимой, утром – в садик,
Днем – домой. (Валенки)
Треплют, катают, а зиму таскают (Валенки)
Весь в шерсти, а кожи нет (Валенки)
Да, отгадка одна – это валенки.
Дедушка: спасибо вам, ребята, прибавилось в моём решете. За это я хочу вас позабавить, посмешить и немножко даже удивить. А ну-ка, валенки, появитесь, попляшите, порезвитесь.
Театр Валенок показывают дети и скоморохи.
Дуняша: Я тоже знаю одну забаву, в старину в крещение девушки бросали валенок за порог – куда нос укажет, оттуда жди сватов. Надо только сказать слова: «Брошу валенок через забор, ступай валенок к миленочку во двор». Ну, а жених в валенках считался состоятельным человеком.
1-й скоморох: Ай, да веселье, всем на удивление.
2-й скоморох: А чтоб было ещё веселей, танцевать выходите все скорей!
Танец «Кадриль». Дедушка дарит детям валенок, а дети дарят гостям и дедушке валенки из теста.
Дуняша: Ну вот и подошел к концу наш замечательный праздник. Но зимы не кончаются. Они приходят к нам каждый год, дарят морозные дни и новые встречи с валенками. Так пусть же валенки остаются традиционной российской любимой обувью.
Дети под веселую русскую народную мелодию выходят из зала.