Проект "Волшебство кинетического песка" | Боруленкова Екатерина Александровна. Работа №287552
Автор: Боруленкова Екатерина Александровна
Одна из таких технологий – это песочная терапия, а кинетический песок является очень распространённым игровым материалом в развивающей предметно-пространственной среде современного ДОУ.В современном детском саду игры с песком используют как средство для развития тактильного восприятия, мелкой моторики рук, наглядно образного мышления, творческих способностей; диагностики и коррекции нарушений поведения, страхов, агрессии, проблем во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми; адаптации к условиям дошкольного учреждения; обучения (пространственная ориентировка).
«Волшебство кинетического песка»
К.Д. Ушинский писал:
«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!».
Тип проекта: долгосрочный, творческий, практический, игровой.
Участники проекта: дети, воспитатель, родители воспитанников.
Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь-май).
Актуальность проекта:
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов ДОУ к поиску инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях ДОУ. Одна из таких технологий – это песочная терапия, а кинетический песок является очень распространённым игровым материалом в развивающей предметно-пространственной среде современного ДОУ.
В современном детском саду игры с песком используют как средство для развития тактильного восприятия, мелкой моторики рук, наглядно образного мышления, творческих способностей; диагностики и коррекции нарушений поведения, страхов, агрессии, проблем во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми; адаптации к условиям дошкольного учреждения; обучения (пространственная ориентировка). Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что увлекательные занятия с кинетическим песком стимулирует у детей интерес, и побуждает малыша к активному развитию и творчеству. Используя в работе с детьми раннего возраста кинетический песок, мы развиваем активность, любознательность, сенсорное восприятие, мелкую моторику рук, речь, а также кругозор детей. Увлекательная игра в песок развивает мышление, память, внимание, воображение. Кроме того, формируется положительный эмоциональный настрой, усидчивость, навыки практического экспериментирования. Песок — это универсальное средство для творчества и терапии, который оказывает развивающее действие на детей.
Цель проекта:
изучение
свойств и особенностей песка, его возможностей в работе с детьми.
Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование кинетического песка в продуктивных видах деятельности.
Задачи проекта:
способствовать развитию познавательной активности детей, развивать интерес к сотрудничеству, произвольность, способность к творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности;
способствовать устойчивости эмоционально-положительного самочувствия и активности каждого ребёнка;
обогащать и активизировать словарь детей
;
воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства, самоуважения;
формировать у детей умение слышать слово воспитателя и выполнять игровые действия с песком по образцу
;
И
спользовать игровые приемы в процессе непосредственной образовательной деятельности по сенсорному развитию с помощью кинетического песка;
В
ключать детей и родителей в совместную творческую деятельность;
С
оздать развивающую среду, способствующую сенсорному развитию детей раннего возраста
.
Ожидаемые результаты.
Для детей:
развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
развитие мелкой моторики рук;
формирование у детей умения выполнять игровые действия с кинетическим песком по образцу и по собственному замыслу.
Совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
Создается комфортная обстановка для пребывания детей в группе во время прохождения периода адаптации, период адаптации проходит легче
Для родителей:
родители вовлечены в педагогический процесс ДОУ;
укреплена заинтересованность в сотрудничестве с детским садо
м.
Устанавливаются доверительные отношения между ребенком, педагогом и родителями.
Для педагогов:
обобщен и распространен педагогический опыт по реализации проекта.
Методы и формы работы с детьми:
Анализ ресурсного обеспечения;
Наблюдения за детьми в разных видах деятельности;
Игры с кинетическим песком на развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика на песке.
Игры с цветным кинетическим песком. (На закрепление цвета)
Игры с кинетическим песком, уточняющие представления детей о предметах и их качествах (цвет, форма, размер, количество, расположение в пространстве)
Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия с использованием кинетического песка. Совместные занятия родителей и детей.
Анкетирование родителей.
В качестве ведущих методов выступили игровой, наглядно-зрительный и наглядно-слуховой методы в сочетании со словесным, проблемно-поисковы
м
. Широко использовались словесные пояснения, указания, вопросы к детям.
Реализацию проекта осуществляется в три этапа:
I этап – подготовительный.
Перспективное планирование проекта.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Просветительская работа с родителями в форме консультаций, оформление
информационного уголка для родителей и педагогов.
II этап – основной (практический).
Реализация проекта в соответствии с планом.
III этап – заключительный.
Анализ проведённой работы.
- Анкетирование родителей по результатам адаптации (реализации проекта).
- Организация фотовыставки по проекту «Из жизни детей в детском саду»;
- Совместная деятельность с родителями и детьми «А у нас сегодня гости».
Предварительная работа.
Подбор и изучение методической литературы по данной теме (проблеме).
Приобретение кинетического песка, подбор игрушек, атрибутов для игровой деятельности.
Составление картотеки игр с кинетическим песком.
Подготовка фонотеки негромкой, спокойной музыки, песен для прослушивания детьми.
Подготовка места для игр с кинетическим песком.
Перспективный план
№ п/п
Месяц
Название НОД
Цель
1.
сентябрь
«Что такое песок?»
Познакомить детей с обычным песком.
2.
«В гостях у Песочной Феи. Знакомство»
Познакомить детей с новой игрушкой – Песочной Феей, которая любит детей, игрушки. Познакомить с правилами поведения в гостях у феи.
3.
«Волшебный песок»
Познакомить детей с кинетическим песком.
4.
«Готовим печенье и кексики»
Познакомить детей со свойствами кинетического песка.
5.
октябрь
«Разноцветные куличики»
Знакомство детей с основными цветами: красный, синий, желтый, зеленый.
6.
«Печенье разной формы»
Знакомство детей с геометрическими формами: круг, квадрат, треугольник.
7.
«Большое и маленькое ведерко»
Знакомство детей с величинами: большой и маленький.
8.
«Лепка по интересу»
Учить детей самостоятельно лепить, заранее придумывая цвет, форму и величину предмета.
9.
ноябрь
«Песочные прятки»
(контейнер, песок, киндер-игрушки, лопатки, палочки, кисточки)
Познакомить детей с новыми игрушками. Учить находить игрушки, спрятанные в песке.
10.
«Конфетки разной формы»
Знакомство детей с геометрическими формами: круг, квадрат, треугольник.
11.
«Построим башню»
Знакомство детей с величинами: большой и маленький.
12.
«Песочный круг»
(различные предметы: камешки, пуговицы, и др.; контейнер, песок)
Учить детей рисовать круг на песке и украшать его различными предметами.
13.
декабрь
«Песочный праздник»
Знакомство детей с основными цветами: красный, синий, желтый, зеленый. Учить с помощью формочек делать разноцветные пирожные.
14.
«Найди предмет такой же формы»
Учить детей соотносить форму пластиковой формочки с формой куличика.
15.
«Спрячь большой, спрячь маленький»
Учить детей соотносить величину предметов: большое ведерко с большим куличиком, маленькое ведерко с маленьким куличиком.
16.
январь
«Ведерко и песок»
Учить детей соотносить цвет песка с цветом ведерка.
17.
«Домик для фигуры»
Учить детей соотносить форму домика с формой фигуры.
18.
«Пирожки для Матрешки»
Учить детей соотносить величину предметов: большой матрешке – большой пирожок, маленькой матрешке – маленький.
19.
«Лепка по интересу»
Учить детей самостоятельно лепить, заранее придумывая цвет, форму и величину предмета.
20.
февраль
«Крыша для домика»
Учить детей соотносить цвет домика с цветом крыши.
21.
«Угадай, чей след»
Учить детей соотносить форму пластиковой формочки со следом на песке.
22.
«Большие и маленькие отпечатки»
Учить детей соотносить величину предметов с их отпечатками.
23.
«Секретики»
(глубокий контейнер, песок, палочки, кисточки, перышки)
Подготовить с детьми «секретики», используя различные предметы. Учить детей поочередно искать «секретики», используя лишь перышко или тонкую кисточку, палочку.
24.
март
«Разноцветные звездочки»
Знакомство детей с основными цветами: красный, синий, желтый, зеленый.
25.
«Волшебные бусы»
Учить детей делать формы, опираясь на название фигуры, воспринимаемые на слух.
26.
«Домики для мишек»
Учить детей определять величину предметов: большой и маленький.
27.
«Лепка по интересу»
Учить детей самостоятельно лепить, заранее придумывая цвет, форму и величину предмета.
28.
апрель
«Песочные строители»
Учить детей выбирать формочки нужной формы и делать отпечаток в определенном месте.
29.
«Необыкновенные следы»
Развитие тактильной чувствительности, воображения.
30.
май
Итоговое занятие
«Пирожные для мамы и папы»
Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми; создать благоприятную атмосферу при работе. Познакомить родителей с итогами работы за год. Закреплять сенсорные навыки детей младшего дошкольного возраста. Развиваем глазомер и мелкую моторику рук ребенка; чувство формы.
Взаимодействие с родителями:
Консультация: «Необычные материалы для развития детей: Кинетический песок».
Папка-передвижка: «Кинетический песок своими руками. Способ приготовления».
Консультация: «Польза кинетического песка в период адаптации ребенка»
Творческая мастерская «Рисование песком»
Мастер – класс для родителей «Играя с песком, развиваемся и познаём»
Консультация: «Польза кинетического песка в период адаптации ребенка»
Заключение.
Организуя работу с кинетическим песком, обратила внимание на то, что песочная терапия – прекрасный способ установления контакта с детьми, переживающими процесс адаптации к дошкольному учреждению, она развивает коммуникативные навыки, которые служат началом успешной адаптации в период раннего возраста.
Таким образом, выполняя с детьми незатейливые упражнения в песочнице, мы стабилизируем их эмоциональное состояние. А также происходит сенсорное развитие т. к. играя с песком, формочками и другими предметами, мы обговариваем с детьми цвет, величину и форму. А играя, маленький ребенок быстрее запомнит все свойства предмета.
Значит проводя такую песочную терапию, мы помогаем малышу не только адаптироваться к дошкольному учреждению, но и познакомится и запомнить свойства предметов.
Приложения 1
Картотека игр с кинетическим песком:
«Норки для мышки»
Ребенок вместе с взрослым делает норку для мышки. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр.
«Я пеку, пеку, пеку»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.
Ход: Ребенок «выпекаете из кинетического песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая кинетический песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками гостей, кукол.
«Волшебные отпечатки на песке»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений
Ход: Педагог и малыш оставляют отпечатки своих рук на кинетическом песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т, д.
«Заборчики»
Целью данной игры является знакомство детей со свойствами песка и развитие координации движений.
Ход: Воспитатель просит сделать заборчик по кругу при помощи пластиковых формочек (За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка). Внутри импровизированного дворика можно слепить из песка фигурки животных или катать машинку.
«Игра на пианино»
Сначала предложить ребенку «исполнить произведение» на столе.
Затем – на песке. Обратить внимание на движение не только пальцев рук, но и кистей.
«Отпечатки»
Сделать отпечатки кулачков, костяшек кистей рук, пальцев. Попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира.
«Хлеб»
Муку в тесто замесили,
А из теста мы слепили
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки!
Ребенок сжимает и разжимает песок кулачками («месит»). Затем произвольно лепит изделия.
«Собери грибы»
«Ты корзину в лес бери,
Там грибы мне собери.
Удивишься ты, мой друг:
«Сколько здесь грибов вокруг!»
Рыжики, волнушки
Найди-ка на опушке!»
«Бусы для мамы»
«Что же делать? Где взять бусы для красавицы моей?
Ничего, я постараюсь, и сложу их поскорей!»
С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно бусинки на песке.
«Следы»
Предложить пройтись по проложенным дорожкам ладошками, пальчиками (сгруппированными по 2, 3, 4, 5) оставляя следы. Пофантазируйте вместе с ребенком (чьи это следы?).
«Загадка»
Педагог закапывает какую-либо игрушку в песок. Ребенок должен ее найти, и на ощупь узнать: что это или кто это?
«Секретики»
Педагогом и ребенком поочередно готовятся «секретики», используя различные предметы (фантики, пуговицы, блестки, цветочки и пр.) на поверхности песка. А затем играющим предлагается по очереди найти «секретик», используя лишь перышко или тонкую палочку.
«Сапер»
Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находится в песке в любом положении. Задача другого играющего – «сапера», откопать «мину», не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками или перышками.
«Готовим печенья и кексы»
Для этой игры вы можете использовать различные формы для выпечки, кулинарные высечки, формы для выпечки и даже скалку. Песок не прилипает к ним, после игры достаточно будет помыть формы и их снова можно использовать на кухне по прямому назначению.
Ребенку можно предложить раскатать песок как тесто. При помощи форм-вырубок можно печь печенье различной формы и устраивать настоящее чаепитие для кукол и игрушек. Используя формы для кексов испечь вкусняшки для папы с мамой. Отлично впишется в эту игру игрушечная плита, если она у вас есть.
«Тренируем навыки владения ножом»
Все родители очень хотят побыстрее научить ребенка орудовать этим опасным предметом, но при этом так же всем страшно доверить нож в неумелые ручки малыша. Кинетический песок станет отличным материалом для тренировки. Из песка вы можете сделать «хлеб», «масло» или колбаски, вручить ребенку пластиковый нож или менее опасный столовый нож и предложить нарезать хлеба или приготовить бутерброды. Продукты из кинетического песка отлично режутся даже тупыми ножами, а ребенок будет увлечен доверенной важной миссией.
«Кто выше»
У кинетического песка очень интересные свойства. С одной стороны формы, сделанные из песка очень прочные, с другой стороны, как только давление сверху достигает определенного предельного веса строение рушится. Соответственно, вы можно использовать это свойство для игры. Можно выстраивать башню из кирпичиков, можно делать из самодельных кубиков или из шариков. Если играют двое — то побеждает тот, чья башня будет выше и дольше продержится. Если вы играете на одной стороне, то просто тренируйтесь, чтобы построить башню как можно выше, из как можно большего количества элементов.
«Угадайка»
На кинетическом песке любой предмет или штампик оставляет отличный, хорошо различимый след и из этого также получается отличная развивающая игра. Возьмите несколько разнообразных предметов, разровняйте песок на столе. Попробуйте оставить следы этими предметами на песке, посмотрите с ребенком в чем их отличие. Само по себе это занятие — отличная игра, но после того, как все доступные предметы оставили свой след на песке, можно пойти дальше и играть в угадайку. Один из играющих берет любой предмет и оставляет им след на песке, а второму играющему нужно угадать — что же за предмет оставил след на песке. Периодически меняйтесь с ребенком ролями.
«Лепим из кинетического песка»
Передать всю прелесть кинетического песка на словах или фотографиях очень сложно, ее нужно прочувствовать, попробовав песок руками! Кинетический песок отлично подходит для лепки фигур формочками.
Вы можете лепить из него различные формы и изучать их с ребенком, используя в качестве формочек фигурки из сортера или предложить ребенку трафареты.
План-конспект занятия с кинетическим песком
в группе раннего возраста
“В гостях у Песочной Феи. Знакомство”
Задачи:
знакомство детей с песочницей, правилами игры с песком; развитие тактильной чувствительности, сенсорных представлений; развивать речь, обогащать словарный запас, учить проговаривать свои ощущения; развитие мелкой моторики; снижение психофизического напряжения; регуляция мышечного напряжения, расслабления; вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Оборудование:
пластиковые короба, кинетический песок, Песочная Фея (маленькая куколка), колокольчик, таз с водой и полотенца для мытья рук.
Ход занятия:
Взрослый знакомит детей со своей игрушкой – Песочной Феей: “Песочная Фея – это добрая волшебница, которая любит детей, игрушки, ей очень хочется познакомиться с вами. Песочная Фея приглашает всех к себе в гости в песочницу, в свой песочный мир”.
От имени Феи педагог рассказывает о правилах поведения в песочнице: “Песочная Фея просит тебя, малыш, беречь песчинки – не выбрасывать их из песочницы. Если случайно песок высыпался – покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Песочная Фея любит, когда у детей чистые ручки и носики”.
Педагог от имени Феи просит нежно, а потом сильно поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно. Ребенок легко, а потом с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу. Ребенок дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной, перетирает песок между пальцами, ладонями (старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения).
От имени Феи педагог говорит: “В моей стране может идти необычный песочный дождик. Вы сами можете устроить такой дождик. Смотрите, как это происходит”. Ребенок медленно или быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Занятие в песочнице заканчивается ритуалом прощания – звоном колокольчика, мытьем рук.
План-конспект занятия с кинетическим песком
в группе раннего возраста
“Знакомство с песком”
Задачи:
знакомство детей с песочницей, правилами игры с песком; развивать речь, обогащать словарный запас, учить проговаривать свои ощущения; развивать мелкую моторику; снижение психофизического напряжения; вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Оборудование:
пластиковые короба, кинетический песок, колокольчик, таз с водой и полотенца для мытья рук.
Ход занятия:
Воспитатель: здравствуйте, ребята. Сегодня мы познакомимся с песком, но не с простым, а с волшебным.
Упражнение «Волшебство»
Воспитатель: Потрогайте песок. Положите на него ладошки, погладьте песочек. Посмотрите, какой он мягкий, нежный. Скажите, какой он?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй, песочек» (Дети здороваются.) Песочку грустно и одиноко. Давайте попробуем его развеселить! Как можно его развеселить?
Ответы детей.
Воспитатель: А я вам предлагаю так: пощекочите песок пальчиками – сначала одной рукой, затем другой рукой. А теперь обеими ручками. (Дети выполняют.) Ребята, скажите, что мы будем с нашим песочком?
Ответы детей.
Воспитатель: как мы будем щекотать песочек?
Дети проговаривают и показывают.
Воспитатель: Я думаю, ему стало веселее. А вы как думаете, развеселили мы песочек или нет?
Ответы детей.
Воспитатель: как вы думаете, что можно делать с песком? А чего нельзя делать, когда играем с песком?
Ответы детей.
Воспитатель: теперь давайте поиграем!
Игра «Тучки и дождик»
Воспитатель: набираем песок в кулачки и постепенно высыпаем. (Повторить 2-5 раз.) Берем песок тремя пальчиками и высыпаем (Повторить 2-5 раз.) Касаемся поверхности песка кончиками пальцев, оставляем следы, как после дождя.
Сколько на песке следов оставили детские пальчики! Что же это за следы? (Ответы детей.)
Наши пальчики устали, давайте с ними поиграем.
Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять»
Дети сжимают пальцы в кулачки
Раз, два, три, четыре, пять –
По одному загибают пальцы.
Вышли пальчики гулять.
Показывают ладошки.
Раз, два, три, четыре, пять –
По одному загибают пальцы.
В домик спрятались опять.
Показывают ладошки.
Занятие в песочнице заканчивается ритуалом прощания – звоном колокольчика, мытьем рук.
Конспект НОД «Разноцветные куличики»
Цель: знакомство детей с основными цветами: красным, синим, зеленым и желтым.
Материал: кинетический песок четырех основных цветов, формочки для куличиков также четырех основных цветов.
Ход НООД:
Воспитатель вместе с детьми рассматривает кинетический песок разного цвета, лежащий на столе перед ними, говорят, какого цвета песок: красный, синий и т.д.
Проводится игра «Здравствуй-здравствуй!»
Здравствуйте ручки – здравствуйте! (дети поднимают руки вверх)
Здравствуйте пальчики – здравствуйте! (дети хлопают в ладоши)
Здравствуй песочек – здравствуй! (дети кладут ладони на песок)
Будем играть, строить, лепить? Да! (дети слегка ударяют по песку на столе несколько раз)
В гости к детям приходит кукла Катя и приносит с собой разноцветные формочки для куличиков. Кукла Катя жалуется, на то, что ей подарили такие красивые формочки, но она не умеет делать куличики и просит детей научить ее. Дети соглашаются.
Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
Солнышко в глазки (ладони лежат на песке, пальцы раздвинуты)
Светит ребяткам (ритмично водим по поверхности песка ладонями вправо-влево)
Мы поиграем (сжимаем и разжимаем кулачки, как бы прячем пальчики)
С солнышком в прятки!
Воспитатель проводит объяснение и показ способов заполнения формочек песком с помощью пальчиков. Затем переворачивает формочку и делает куличик. Далее дети самостоятельно лепят куличики, используя формочки.
По окончании проводится анализ работ: воспитатель показывает кукле Кате, какие замечательные разноцветные куличики получились. Называет цвета куличиков.
Кукла Катя уходит.
Дети прощаются с кинетическим песком.
Игра «Пока-пока!»
Пока-пока песочек! (дети похлопывают по песку)
Пока-пока песочек! (дети машут песку ладошкой)
Конспект итогового НООД детей и родителей «Пирожные для мамы и папы»
Цели:
Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми; создать благоприятную атмосферу при работе.
Познакомить родителей с итогами работы за год;
Закреплять сенсорные навыки детей младшего дошкольного возраста;
Развиваем глазомер и мелкую моторику рук ребенка; чувство формы.
Задачи:
Создание пластической композиции на тарелочке с 2-3 мелкими деталями разных по цвету, форме и размеру (по замыслу детей и родителей);
Вызвать интерес к созданию пластической композиции из кинетического песка.
Материалы и инструменты: кинетический песок разного цвета, формочки для лепки, стеки, пластмассовые тарелочки для пирожных.
Содержание НООД:
Воспитатель говорит вступительное слово: «Сегодня у нас необычное занятие, к нам в гости пришли ваши мамы и папы. Поэтому будем работать вместе». Родители присаживаются поближе к детям.
Игра «Здравствуй песок!»
Здравствуй наш песочек! (дотронутся до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной)
В гости к тебе пальчики спешат (дотронуться поочередно пальцами одной, потом второй руки)
В гости к тебе ладошки спешат (дотронуться до песка ладошками – правой и левой)
Поиграть с тобой хотят! (пропустить песок между ладоней, пальцев)
Воспитатель: «Сегодня мы с Вами будет поварами-кулинарами. Мы будем печь пирожные для мам и пап. Я предлагаю Вам совместно придумать, какие у вас будут пирожные и слепить их из песка, используя формочки»
Пальчиковая гимнастика «Пирожки»
Я пеку, пеку, пеку (то одна, то другая рука сверху)
Всем друзьям по пирожку:
Пирожок для мышки, (поочередно загибают пальцы)
Для заиньки-малышки,
Для лягушки пирожок,
Мишка, съешь и ты дружок!
Пирожок тебе, лиса.
Очень вкусная игра! (хлопают в ладоши)
Родители и дети самостоятельно лепят пирожные и выкладывают их на тарелочки.
По окончании лепки каждая пара рассказывает про свое пирожное – какого оно цвета, какой формы, какого размера.
Упражнение «Прощание с песком!»
До свидания, песок, будем мы прощаться! (поглаживание ладонями песка)
Но на долго с тобой не будем расставаться! (помахать ладонями)
Приложение 2
Консультация для родителей
«Необычные материалы для развития детей:Кинетический песок»
Песок – один из самых доступных развивающих материалов для ребенка, с которым с удовольствием играют все без исключения дети. Игры с песком способствуют развитию мелкой моторики и творческого мышления. Есть у песка и минусы: дворовые песочницы не всегда отличаются чистотой и безопасностью, часто песок пачкается, бывает слишком сухим или влажным для лепки.
Все эти недостатки отсутствуют у кинетического песка – современного и безопасного материала для игр и развития. Он обладает удивительными свойствами, отлично удерживает любую форму, но при этом рассыпается от малейшего прикосновения. На ощупь кинетический песок ближе всего к слегка влажному морскому, однако, жидкость в нем не содержится. При играх с этим материалом одежда и руки ребенка остаются абсолютно чистыми, а на поверхностях от него не остается жирных следов.
Кинетический песок на 98 % состоит из натурального песка, а на 2% из полимера, но эти 2% имеют огромное значение. Песок не застывает и не вызывает аллергических реакций, так как не содержит глютен и казеин. 100% безопасен и не токсичен. Он не рассыпается на мелкие крупинки и не оставляет жирных следов как пластилин. Волшебная текстура массы настолько приятна на ощупь и невероятна по эффектам, что завораживает детей и взрослых не менее чем строительство замков из песка на морском побережье. Дети останутся довольны интересной игрой, а родители не будут переживать за испачканную мебель, комнату и руки ребенка. Этот песок развивает мелкую моторику и творческие навыки у детей.
Чем еще хорош и практичен кинетический песок?
Без проблем собирается. Даже если ребенок играет им в квартире, вам не придется ходить за ним с пылесосом и веником – весь песок оказывается в руках одним легким движением.
Не требует много места. Обычную песочницу не поставишь в квартире, т.к. это объемная и не слишком гигиеничная конструкция. Кинетический песок займет минимум свободного места и легко поместится где-нибудь на полке или под кроватью. Это касается даже самых объемных наборов.
Оптимальная влажность. Благодаря особому составу кинетический песок не нужно смачивать водой или специальными средствами, чтобы он лепился. При этом такая влажность сохраняется постоянно, песок, в отличие от обычного, не высыхает и в любой момент готов к использованию.
Чистота и экологичность. В кинетическом песке отсутствуют микробы, бактерии грязь и мусор. При желании пользоваться им может только ваш ребенок, что исключает возможность заражения.
Этот материал не испачкает обои или мебель и подходит для игр на любых поверхностях, будь то кухонный стол или ваш любимый диван. Песок не оставляет пятен или отпечатков, а запах от него практически отсутствует.
Конечно, главное преимущество этого необычного современного материала заключается в том, что дети от него в восторге и готовы возиться с песком часами.
Кроме преимуществ, кинетический песок также имеет несколько недостатков:
- Наличие неприятного запаха сразу после открытия упаковки с кинетическим песком. Запах полностью выветривается через несколько часов.
- Отсутствует сыпучесть песка. Его нельзя пересевать через мельницу.
- Высокая цена является главным недостатком по сравнению с обычным песком. Однако большое количество преимуществ делает его популярным и востребованным в наше время для обеспечения эффективного роста и развития каждого ребенка.
Санитарно-гигиенические характеристики
- Кинетическим песком практически невозможно засорить глаза.
- Песок не поддерживает развитие микроорганизмов и не имеет запаха, не токсичен, не вызывает аллергии.
- Продукт не боится воды, в случае смачивания после просушки сохраняет прежние свойства.
- В случае неосторожного заглатывания силикон и кварц не взаимодействуют с желудочным соком и через определенное время выходят из организма естественным путем, не вызывая дискомфорта.
- Не требует специальных условий хранения.
Инструкция по применению
Чтобы песок не потерял своих качеств, не пересыхал и не загрязнялся, при его хранении и использовании нужно соблюдать ряд правил:
- Оптимальные условия для применения – комнатная температура и влажность воздуха не выше 60%. При случайном намокании его сушат без специального подогрева.
- В помещениях с низкой влажностью кинетический песок теряет эластичность (высохнуть он не может, т.к. не содержит воды). Чтобы восстановить его подвижность, его слегка сбрызгивают водой и мнут в руках. После этого он снова станет рыхлым и текучим.
- Кинетический песок легко впитывает запахи, поэтому перед игрой необходимо тщательно помыть руки.
- Кинетический песок не боится ультрафиолета, от пыли, влаги, домашних животных его следует защитить с помощью обычной крышки. Хранить материал можно в песочнице или контейнере.
Папка-передвижка для родителей
«Кинетический песок своими руками. Способ приготовления».
Для создания массы для игры с ребенком важно использовать только натуральные компоненты. В приведенных рецептах предложены те ингредиенты, которые есть на кухне каждой хозяйки. С помощью пищевых красителей вещество можно сделать даже цветным. Если создавать кинетический песок своими руками, состав будет следующим:
крахмал картофельный или кукурузная мука - его понадобится вдвое меньше песка, то есть 2 стакана. При необходимости крахмал может быть заменен кукурузной мукой;
вода - 1 стакан;
кварцевый песок – мелкий и чистый. Вы можете приобрести его в зоомагазине (продается для кроликов, птиц и шиншилл) или в строительном магазине. Перед приготовлением самодельного кинетика многие мамы советуют прокалить его в духовке (4 стакана).
В емкость высыпаем чистый песок, я использовала. Добавляем крахмал. Прежде чем добавить крахмал к песку - предложите ребенку его потрогать, чтобы он получил новые ощущения.
При помощи ложки или руками перемешиваем песок и крахмал. Можно доверить эту миссию ребенку, он оценит это. К песочно-крахмальной смеси добавляем воду и снова все перемешиваем. Все, кинетический песок готов можно приступать к игре.
Чем полезен кинетический песок для детей:
- Игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук.
- В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность.
- Занятия в песочнице способствуют развитию творческого воображения.
- Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания. Этот материал широко используется детскими психологами.
- Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения.
Консультация для родителей «Кинетический песок для детей.»
Время мягких игрушек прошло, эра развивающих эко-игрушек настала!
Если вашего ребенка перестал привлекать красочный пластилин, а вот в песочнице малыш играется с радостью, обратите внимание на развивающий моторику кинетический песок.
Kinetic Sand – песок, являющийся чем-то средним между пластелином и песком из песочницы. Из него можно лепить различные фигуры либо вырезать их при помощи формочек, а затем он одним
движением руки превратится обратно в рассыпчатую песчаную массу. Кинетический песок на 98 % состоит из натурального песка, а на 2% из полимера, но эти 2% имеют огромное значение. Песок не застывает и не вызывает аллергических реакций. Он не рассыпается на мелкие крупинки и не оставляет жирных следов как пластилин. Волшебная текстура массы настолько приятна на ощупь и невероятна по эффектам, что завораживает детей и взрослых не менее чем строительство замков из песка на морском побережье. Дети останутся довольны интересной игрой, а родители не будут переживать за испачканную мебель, комнату и руки ребенка.
Этот песок развивает мелкую моторику и творческие навыки у детей. Песок не липнет к рукам, подходит для детей с аллергией - не содержит глютен и казеин. 100% безопасен и не токсичен.
Приложение 3
Консультация: «Польза кинетического песка в период адаптации ребенка»
С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.
Мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации. Для этого мы используем «игры с песком».
Метод sandplay (дословно - песочная игра) пока мало известен в России. Он представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, во время которого ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Это метод, имеющий за собой интересное прошлое, устоявшиеся основы теории и техники в настоящем и, надеемся, перспективное будущее. Песок - необыкновенно приятный материал: когда мы погружаем в него руки, появляется нечто похожее на рябь на воде. Можно сказать, что ребенку предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир. Ребенок не может рассказать нам о своих сложностях как взрослый, но он может сделать это при помощи песочных картин. Данный метод очень прост, но дает потрясающий эффект.
Чем полезна песочница?
Само знакомство с песком очень полезно, когда человек берёт в руки песок, начинает пересыпать его, наблюдая за движение песчинок, разравнивает или просто поглаживает, снимает стресс, общение с песком своеобразный медитативный процесс.
Кинетический песок – это удивительный и таинственный материал. Он обладает способностью притягивать человека – своей позитивностью, способностью принимать любые формы. К нему приятно прикасаться.
В песочнице быстрее устанавливаются отношения между воспитателем и ребёнком, между детьми. Игры с песком использовались М. Монтессори, К. Юнгом и другими. Они считали, что игры с песком снимают детскую раздражительность, позитивно влияют на эмоциональное состояние детей.
В играх с песком происходит снижение высокого уровня психического напряжения, как ребёнка, так и воспитателя, который в свою очередь тоже испытывает в этот период нервные перегрузки. Это ведёт к сокращению сроков адаптации.
Вначале взрослый показывает способы действия, а затем ребёнок повторяет их.
Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе, а ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе. Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.
Воспитатель естественным путем осуществляет психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучает его социально приемлемым способам нервной разрядки.
В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего «Я». Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.
Маленькие дети часто не могут выразить свои переживания из–за отсутствия активной речи. Игры с кинетическим песком могут оказаться полезными для установления взаимопонимания со взрослыми, сверстниками и новой средой пребывания в период адаптации. Так же песочная терапия стабилизирует эмоциональное состояние ребенка.
В период адаптации ребенка к детском саду игра c песком способствует:
Быстрому установлению доверительных отношений между воспитателем и ребенком;
Происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения, как ребенка, так и воспитателя;
Ребенок быстро и осмысленно осваивает нормы, правила поведения и общения в группе;
Ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующие ситуации «Расставание с родителями, встреча с неизвестным», осваивая позитивные способы поведения.
Кроме того, использование кинетической песочницы для детей раннего возраста (от года до трех лет) способствует развитию активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики и речи, общего кругозора, мышления, памяти, внимания, воображения. Кроме того, формируется положительный эмоциональный настрой, усидчивость, навыки практического экспериментирования с различными предметами, возникают зачатки самостоятельной игры. Занятия в кинетической песочнице стимулируют познавательный интерес и побуждают малыша к активному развитию.
С чего, когда и как начать работу с песком?
Для того чтобы уменьшить воздействие стрессовых факторов, игры с песком целесообразно проводить сразу после прихода детей в детский сад. Так как, именно в этот момент малыши находится в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. На занятия рекомендуется брать не всех детей, а только тех, которые тяжело адаптируются к детскому саду (тяжело расстаются по утрам с близкими, ребенка тяжело успокоить, сложно переключить и др.).
Условия организации работы с детьми в песочнице
Согласие и желание ребенка
Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий в песочнице
При работе с детьми рекомендуется использовать простые упражнения, которые основываются на таких особенностях детей раннего возраста, как: эмоциональность, впечатлительность, способность быстро заражаться, как положительными, так и отрицательными, эмоциями от взрослых и сверстников и подражать их действия.
Консультация для педагогов.
«Использовании кинетического песка в сенсорном развитии детей раннего возраста.»
Игра с песком как способ развития ребенка известен с древних времен, это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, которая стабилизирует эмоциональное состояние. Именно в игре с песком ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Песочную игротерапию можно отнести к инновационным личностно-ориентированным и здоровьесберегающим технологиям работы с детьми.
Дети, не чувствуя усталости, могут играть с песком часами, сооружая различные постройки, делая различные песочные фигуры.
Разрушая и снова сооружая. … Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений.
Несмотря на то, что песок кажется совершенно нам понятным и простым, на самом деле это удивительный материал. Его с удовольствием используют в игре дети.
Кинетический песок — это инновационный песок от швецкого производителя Waba Fun, который идеально подходит как для учебно-развивающего процесса, так и для терапевтических целей.
Кинетический песок (песок, который движется) представляет собой смесь кварцевого песка 98% и силиконовой составляющей 2 % (Е 900, связывающей его частицы между собой.
Кинетический песок не зря называют «живым» и уникальным, он обладает отличными свойствами, успешно используется для развития и терапии. Методы песочной терапии различны, можно использовать кинетический песок, классический «сыпучий» песок в песочнице, рисование песком на световых планшетах, использование песочницы в сочетании со сказкотерапией и пр. Сейчас, хотелось бы остановиться на кинетическом песке и рассмотреть подробнее методы работы с ним, ведь не зря говорят «волшебный» песок, упоминая песок кинетический.
Кинетический песок похож на влажный морской песок, при этом он сыпучий и пластичный, он «течет» сквозь пальцы и позволят лепить объемные фигуры. Песок приятен на ощупь, абсолютно нетоксичен и не вызывает аллергии. Бактерии в нем не живут, поэтому он безопасен для детей, не оставляет следов на руках и оказывает расслабляющее и терапевтическое действие
Цель использования кинетической песочницы для детей раннего возраста (от года до трех лет) — это развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики и речи, общего кругозора. Увлекательная игра в песок развивает мышление, память, внимание, воображение. Кроме того, формируется положительный эмоциональный настрой, усидчивость, навыки практического экспериментирования с различными предметами, возникают зачатки самостоятельной игры. Занятия в кинетической песочнице стимулируют познавательный интерес и побуждают малыша к активному развитию.
Занятия с кинетическим песком формируют уверенность в себе, способствуют эффективной адаптации в новом коллективе, в новой жизненной ситуации. С помощью песочных игр можно корректировать поведение ребенка, его эмоционально - личностные качества.
Какой эффект можно увидеть практически сразу, на первом занятии?
Ребенок расслабляется, уходит напряжение, происходит адаптация к новому месту и коллективу, меняется фон настроения на положительный, ребенок «раскрывается», вовлекается в самостоятельную или совместную деятельность, активно задействуется речь и коммуникативные навыки.
В последующем, после регулярных занятий, происходит то самое «волшебство», начиная от развития моторики, сенсорики, речи и заканчивая коррекцией гиперактивности, застенчивости, агрессивности.
Игры с таким песком можно использовать как часть развивающего занятия или как полное занятие. Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Ребенку необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливать жестких рамок и правил, чтобы дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики. Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребенка. Образовательную деятельность следует выстраивать с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.
Таким образом, игры с кинетическим песком для детей полезны. Играя с кинетическим песком, ребенок развивает свою фантазию, воображение, внимание, память, мелкую моторику рук, речь, коммуникативные навыки, усидчивость, умение различать цвета, фигуры.
В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений. Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира.
В результате исследования, было отмечено, что сенсорное развитие может осуществляться в разных видах деятельности - в действиях с предметами, в игре, рисовании, лепке, занятиях со строительным материалом и др.
Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый человек. Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным. Уже в самом раннем детском возрасте игрушки, показываемые взрослыми, вызывают более длительное, а поэтому лучшее восприятие, чем игрушка, просто висящая перед глазами ребёнка.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ
«Песок-помощник в сенсорном развитии детей»
К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – это кучка песка!»
Основная цель игр в песочнице, особенно для детей раннего возраста – развитие умения отличать предметы по форме, цвету, размеру, звуку.
Работа с песком предполагает различные способы познания:
Сравнение по контрасту и подобию (холодный и теплый песок);
Исследовательская деятельность: потрогать, надавить, растереть, рассыпать песок, намочить;
Рассуждение (песок состоит из крупинок, вода из капелек, камень из кристаллов);
Анализ – синтез;
Обобщение и описание (ребенок с помощью речи передает характерные признаки объекта: камешки– холодные, твердые, ракушки – ребристые, тонкие).
Предлагаем вам использовать следующие игры и упражнения с песком для развития сенсорных способностей у детей раннего возраста
«Прятки»
Вариант 1. Развиваем память
Кладем перед ребенком три игрушки. Потом просим его закрыть глаза и одну игрушку закапываем. Ребенку нужно догадаться, какая игрушка исчезла. Ее ищем вместе. Если ребенок легко справился с тремя игрушками, добавляем еще одну. Легко запоминает четыре – добавляем еще одну.
Вариант 2. Развиваем память и воображение
Ребенок закрывает глаза, а взрослый прячет игрушку. Теперь начинаем постепенно ее откапывать. Можно попробовать отгадать, что там спряталось, в тот момент, когда из песка показалась только какая-то часть игрушки.
Вариант 3. Изучаем форму предметов
Закапываем в песок несколько игрушек и предлагаем ребенку на ощупь отгадать, что это за игрушка.
«Горки»
В этой игре ребенок знакомится с понятиями «высокий» и «низкий».
С помощью ведерок, формочек насыпаем горки разной высоты. Можно использовать игрушечные грузовики, подойдут детские тележки – тачки. Грузим песок в одном месте, затем аккуратно перевозим в другое и насыпаем горки разной высоты. Сравниваем горки по высоте и ширине. Можно посоревноваться – кто насыплет горку выше. Если наливать воду на вершину песчаной горы, можно наблюдать, как вода течет, образовывая канавки, впитываясь в песок.
«Ямки»
В этой игре в песочнице мы знакомим детей с понятиями «большой» и «маленький», «глубокая» и «мелкая», «узкая» и «широкая». Для игрушек разной величины нужно построить домики – ямки. Для большой игрушки – ямку большую, для маленькой – маленькую. Каждой ямке взрослый дает дополнительное определение: глубокая, мелкая, узкая, широкая. Это обогатит словарь малыша и познакомит его с величинами.
«Куличи»
Пожалуй, это самая известная и самая любимая игра в песочнице. Если песок влажный – можно начинать делать куличики. Придется не один раз показывать и рассказывать, что куличик из влажного песка будет держать форму, а из сухого – сразу рассыплется. Мамой будет построен не один куличик, прежде чем ребенок сможет повторить действия – насыпать, не только выполнить все, утрамбовать, перевернуть, постучать и снять. Все это требует определенной ловкости и координации движений. Но тут же ребенок учится запоминать последовательность действий для достижения результата. Необходимо не только выполнить все, но еще и найти ровное место, чтобы кулич не рассыпался. Поддержка взрослого и вера в успех помогут крохе преодолевать трудности.
Взрослый может «испечь» куличик и вместе с малышом украсить его палочками, камушками, веточками. Можно разыгрывать целые действия по изготовлению торта на день рождения куклы или постройке башни из замка. Можно составлять целые композиции из куличей разной формы и высоты.
«Замки из песка»
Когда освоен процесс выпечки песочных куличей, можно переходить к строительству замка. На первом этапе помогут готовые формы – в виде башен, фрагментов стен. Можно из обычных куличей выстроить крепостную стену, если их укладывать в ряд. Куличи из больших ведер могут быть башнями. А если сверху большого кулича аккуратно поставить маленький – получится башня с украшением.
«Аппликация из песка»
Карандашом рисуем простой рисунок, потом кинетическим песком разного цвета заполняем рисунок, малыш посыпает изображение разноцветным песком. Когда клей подсохнет, остатки песка стряхиваем и получаем картину. Такая работа поможет закрепить у ребенка восприятие цвета.
Список литературы и интернет – ресурсы:
Андреенко Т.А.: Использование кинетического песка в работе с дошкольниками. - Детство-Пресс,2017
Дерягина Л.Б. Лепим куличики, пускаем кораблики. Развивающие игры с песком и водой. СПб Литера, 2006.
Грабенко Т.А., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры. – СПб, 2002.
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб., 2006.
Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: вторая группа раннего возраста - М.: 2015.
Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПБ.: 2008.
Сапожников О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: 2015.
Что такое кинетический песок и его общие характеристики? http://klubmama.ru/sovety-roditelyam/detskie-veshhi/kineticheskij-pesok.html
Игры с кинетическим песком для детей http://happykids.world/igryi-s-kineticheskim-peskom-dlya-detey/