Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проект "Занимательная математика" | Кулиш Елена Владимировна. Работа №338707

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Повышение у детей среднего дошкольного возраста интереса к математическим представлениям посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения.

 Задачи:Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП.

2.Учить способам практической деятельности в области математики.

3.Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение.

4.Формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.

5. Воспитывать уважительное  и дружеское отношение

друг другу. 

Актуальность:В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и использование знаний математики для создания предметов и конечного результата труда. Дети учатся считать, складывать и вычитать, решать задачи. Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать совместно с родителями проект по овладению детьми среднего дошкольного возраста - умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух.

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 355 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткосрочный проект в средней группе

«Занимательная математика»

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Кулиш Е.В.

 

 

 

 

 

2024г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Информационная карта проекта……………………………………………………………................3

2. Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии математических представлений……………………………………………………………………………………………..4

3. Демонстрационный, раздаточный, занимательный материал по теме: «Занимательная математика».………………………………………………………………………………………………..5

4. План реализации проекта……………………………………………………………………………….8

5. Определение уровня сформированности элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………………………..11

6. Интеграция разных видов деятельности в процессе формирования и развития математических представлений…………………………………………………………………….......................................14

7. Формы организации детской деятельности по развитию математических представлений……………………………………………………………………………………………...16

8. Список дидактических игр. Перечень ссылок на электронные и интерактивные игры для дошкольников……………………………………………………………………………………………...17

9. Методические рекомендации для родителей по математическому развитию в условиях семьи………………………………………………………………………………………………….........19

10. Консультация для родителей воспитанников «Математика в профессиях»………………………22

11.Использованные информационные ресурсы……………………………………………....................25

Приложение 1. Технологическая карта ООД по ФЭМП «Занимательная математика»………………………………………………………………………………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

п/п

 

Содержание проекта

1.

Тема

«Занимательная математика»

2.

Возраст детей

средняя группа, 4-5 лет.

3.

Сроки реализации проекта

15-30 сентября – 2022г.

4.

Итоговое мероприятие, дата проведения

Итоговое занятие «Занимательная математика» -15.02.2023г.

5.

Тип

Групповой.

Практико-ориентированный

6.

Вид

Краткосрочный

7.

Цель

Повышение у детей среднего дошкольного возраста интереса к математическим представлениям посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения.

 

8.

Задачи

1.Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП.

2.Учить способам практической деятельности в области математики.

3.Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение.

4.Формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.

5. Воспитывать уважительное и дружеское отношение

друг другу.

9.

Актуальность

 

В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и использование знаний математики для создания предметов и конечного результата труда. Дети учатся считать, складывать и вычитать, решать задачи. Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать совместно с родителями проект по овладению детьми среднего дошкольного возраста - умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух.

С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток мы уточняем и закрепляем представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Используя занимательную математику, мы ставим дошкольников в условия поиска, пробуждаем интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.

Исходя из данного вопроса, предложена идея данного проекта.

10.

Участники

Воспитанники средней группы, воспитатели, родители

11.

Ожидаемые результаты

1. Повышение уровня знаний детей по разделу ФЭМП.

2. Расширение у воспитанников представлений об использовании математических знаний. Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

3. Развитие умения применять математические знания в повседневной жизни.

 

2. РОЛЬ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

 

Вопросы моделирования, организации и роли развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях на сегодняшний день особо актуальны в связи с внедрением государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ГОС ДО).

Развивающая предметно-пространственная среда представляет собой специально организованное пространство, которое обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

С самых ранних лет у детей начинают формироваться элементарные математические представления. Именно математика позволяет ознакомить ребёнка с такими понятиями, как: количество, счет, величина, форма предметов, научить ориентироваться в пространстве и во времени. Математика считается сложной наукой для освоения, в том числе и для дошкольников. Поэтому при формировании математических представлений воспитатель подбирает не только содержание изучаемого материала, но и форму, методы, средства его представления и подачи, которые должны отозваться заинтересованностью, познавательной активностью со стороны ребенка. Ведущим видом деятельности детей и соответственно формой работы с ними является игра. В связи с этим для создания благоприятных условий развития детей во время игры педагоги-практики должны уделять внимание и проявлять заинтересованность в обновлении и обогащении предметно-развивающей среды в группе своих воспитанников, в том числе и для формирования элементарных математических представлений. Правильно оборудованная предметно-пространственная среда помогает педагогу быстрей и качественней сформировать те или иные математические представления у детей.

Таким образом, неотъемлемой частью развития математических способностей у дошкольников является обогащенная и правильно составленная предметно-развивающая среда. Как правило, модель предметно-развивающей среды состоит из трех компонентов: предметное содержание, пространственная организация, и их изменение во времени. К предметному содержанию математического развития детей дошкольного возраста, относятся три группы предметов: игры, дидактический, учебно-методический материал и оборудование. Под играми имеется в виду игровой материал, используя который ребенок самостоятельно или со сверстниками, взрослыми осуществляет игровые действия (например, строит модель какого-либо предмета из кубиков, геометрического конструктора, собирает картинку-пазл, решает головоломки, проходит лабиринты и т.п.). Разнообразные модели, дидактический материал, учебно-методические пособия, рабочие тетради на печатной основе, необходимы взрослому для организации и проведения обучения детей (например, пособия для реализации работы по учебно-методическому комплекту, методическая литература для воспитателей, обучающие книги для детей и т.п.). Для осуществления детьми разнообразной деятельности математического содержания, например экспериментирования, измерения, моделирования, необходимо оборудование, такое как: весы, гири, емкости, линейки, счетные палочки, природный материал и т.п.

С точки зрения пространственной организации предметно-развивающей среды по формированию элементарных математических представлений дошкольников можно создать математический уголок. Оборудование уголка следует осуществлять с активным, но посильным участием детей, что поспособствует созданию у них положительного отношения к материалу, интереса, желания играть, тем самым постигать новое, закреплять уже известное, развиваться. В художественном оформлении уголка необходимо использовать узоры, орнаменты из геометрических фигур разных по величине и цвету, цифры, сюжетные картинки с героями из детской литературы, выполняющими математические операции по измерению, делению на равные части, взвешиванию и т.п. Следует подбирать игровой материал для математического уголка согласно возрастным возможностям и уровню развития детей конкретной возрастной группы; размещать достаточное количество разнообразного занимательного материала, чтобы каждый ребенок группы мог выбрать игру, которая его заинтересовала.

Рассмотрим возможное наполнение предметного содержания развивающей среды для формирования математических представлений согласно разделам: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени. При составлении перечня содержания развивающей среды мы ссылались на собственный педагогический опыт и анализ педагогической литературы.

Для формирования представлений о количестве и счете в математический уголок можно поместить: палочки Кюизенера, дидактический материал М. Монтессори (штанги, коробка с веретенами, золотые бусины); разнообразный счетный материал (например, набор объемных пособий – кубиков и других игрушек, картонные трафареты фруктов, овощей, животных, денег и т.п.); счетные палочки; цифровые и числовые карточки; листы с заданиями для самостоятельного выполнения (например, на состав числа); дидактические игры (например, магазин), направленные на развитие навыков счета, понятия числа; настольные игры (например, с использованием игрового поля с числовой дорожкой, кубика и фишек).

 

 

Для формирования представлений о величине предметов в математический уголок можно поместить: блоки Дьенеша; набор объемных пособий, разных по величине, также можно включить картонные трафареты предметов; бросовый материал; дидактические пособия М. Монтессори (например, «красные штанги», «розовая башенка», «коричневая лестница», «цветные цилиндры», «блоки с цилиндрами-вкладышами»); пособия на сравнение длины, высоты, ширины, на измерение объема жидких и сыпучих веществ; весы и предметы для сравнения их веса; условные мерки, линейки и предметы, для измерения длины.

Для формирования представлений о форме предметов в математический уголок можно поместить: дидактический материал М. Монтессори (например, «конструктивные треугольники», «геометрический комод», «геометрические тела»), модели геометрических фигур и объемных тел, развивающие блоки Дьенеша, картонные трафареты разных форм.

Для формирования ориентировки в пространстве в математический уголок можно поместить: дидактический материал в картинках «Учусь ориентироваться в пространстве», различные игровые карточки с картинками.

Для формирования ориентировки во времени в математический уголок можно поместить: дидактический материал «Время суток», определение времени по часам, календари, часы, настольно-печатные игры (например, «когда это бывает?»).

По мере освоения игр, вводятся более сложные игры с новым занимательным, еще не знакомым ребенку материалом. Главная задача педагога: создать интерес к проявлению самостоятельности в играх, поддержанию и дальнейшему развитию у детей интереса к занимательным математическим играм. Чтобы добиться самостоятельной деятельности дошкольников в уголке, воспитателю необходимо воспользоваться рекомендациям Т.В. Турунтаевой:

Доступно объяснять правила игры, знакомить с общими способами действий. Дети достаточно хорошо усваивают игровые действия, их способы и подходы к решению задач.

Рекомендуется совместно играть как с одним ребёнком, так и с подгруппой детей.

Создавать элементарные проблемно-поисковые ситуации в совместной игровой деятельностью с ребёнком, но не забывать учитывать их возрастные особенности.

Организовывать разнообразные формы деятельности в уголке. Сюда могут входить: соревнования, конкурсы, викторины, вечера досуга, математических развлечений и многое другое.

Создание в группе уголка с наличием математического материала дает наиболее продуктивный и положительный результат, если учитывать выше представленные рекомендации: дети учатся рассуждать; обосновывать ход своих мыслей, поиск решения задач; находить не один, а несколько способов решения проблемных математических ситуаций, которые перед ним ставятся. У детей появляется желание занимать своё свободное время не только развлекательными играми, но и играми, которые требуют внимания, применения знаний, логических приемов мышления, т.е. умственного напряжения и интеллектуального усилия. Поэтому к началу их обучения в школе формируется стремление достигать результата и уверенность в своих сила.

Основываясь на всем вышесказанном можно сделать вывод о том, что подобранная с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка предметно-развивающая среда для формирования и развития математических представлений имеет огромное влияние на развитие ребенка. С помощью нее можно вовлечь детей в познавательное пространство, и они, сами того не замечая, будут развиваться. Таким образом, правильно смоделированная воспитателем математическая развивающая среда будет способствовать развитию ребенка и поможет педагогу в работе с детьми.


 

 

3. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ, РАЗДАТОЧНЫЙ, ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

ПО ТЕМЕ:

«МАТЕМАТИКА В ПРОФЕССИЯХ»

 

В данном разделе предложены ссылки на наглядный, раздаточный и другой занимательный материал, которым могут воспользоваться воспитатели средних групп для организации образовательной деятельности по теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы реализации проекта

 

 

п/п

Содержание

Сроки исполнения

Результат

 

I этап. Подготовительный

 

 

 

Воспитатели:

 

 

 

 

Сбор и анализ литературы по данной теме;

Разработка плана реализации проекта;

Разработка дидактических игр, пособий;

Подборка иллюстративного материала;

Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мультфильмов по теме;

Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр;

Подготовка материала для изобразительной деятельности;

Подбор художественной и познавательной литературы для чтения детям.

 

 

 

 

 

 

С родителями:

 

 

 

 

-Информировать родителей о теме проекта;

ривлечь родителей к оснащению группы игровыми материалами;

Консультации:

«Значение дидактических игр в умственном развитии детей дошкольного возраста», 

«Уличная математика»

«Веселая математика дома»

«Математические игры»

«Правое и левое. Как научить ребенка не путать стороны»,

«Удивительный мир математики».

Домашнее задание родителям и детям (сочини сказку о геометрической фигуре).

 

.

 

 

С воспитанниками:

 

 

 

Просмотр компьютерной презентации: 

«Паровозик ЧухЧух учит цифры»«Паровозик ЧухЧух учит фигуры».

 

.

 

 

II этап. Реализация проекта

 

 

Познавательное развитие

 

 

НОД «Геометрические фигуры», «Цифры», «Количество и счёт», 

«Сравнение по ширине и высоте».

 

 

Конструирование:

(постройки из крупного и мелкого строительного материала) 

«Дом»«Гараж», Мост», «Кроватки для медведей»«Башни»

 

.

 

Социально-коммуникативное развитие

 

 

Беседы: «Зачем нужен счет?»«Что такое цифра?»«Удивительный мир чисел»

 

Дидактические игры:

«Цвет и форма»«Найди и назови»

«Продолжи ряд»«Далеко и близко»

«Украсим платок»«Сосчитай фигуры»,

«Весёлый счёт», «Покажи столько же»,

«Построй дорожку», «Найди фигуру»,

«Чудесный мешочек», «Четвертый лишний», «Ребусы», «Головоломки», «Лабиринты», «Геоконт», «Счетные палочки».

«Блоки Дьенеша»,

«Палочки Кюизенера»,

«Кораблик Брызг-брызг», «Игровизоры», «Ларчик» (Воскобович),

 

 

Игровая деятельность

«Магнитная мозаика», головоломка «геометрические фигуры»

«Сложи узор»,

лото «цвета и фигуры».

Сюжетно - ролевые игры

«Магазин»«Детский сад»«Дорога», Семья», «Зоопарк».

 

 

Речевое развитие

 

Заучивание считалок, стихов, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта.

Досуг: «Вечер загадок и отгадок»

Чтение математических сказок: «Необыкновенные приключения в городе математических загадок». 

Чтение русских народных сказок

«Три медведя»«Волк и семеро козлят»

«Теремок»«Колобок»«Репка».

- Расскажи, в каких сказках есть числа:

«Три медведя», «Волк и

семеро козлят», «Три поросенка»«12 месяцев», «Белоснежка и

семь гномов», «Сказка о царе Салтане» (33 богатыря).

.

 

Физическое развитие

 

Подвижные игры

«Найди свой домик»

«Ловишки из круга»«Бездомный заяц»

«Бегом за мячом»«Найди, где спрятано?»

«Свободное место»«Карусели»,

«Волк и зайцы»«Третий лишний»

«На одной ножке по дорожке»,

«Ловишки на одной ноге».

Физкультминутки

«Один - два»

«Угадай сколько»

«Назови три предмета»

«Большие и маленькие».

.

 

Художественно-эстетическое развитие

 

 

 

Аппликация «Овощи на тарелке»

 

 

 

 

 

Лепка «Пирамидка»

 

 

 

 

Рисование: «Гусеница»

 

Раскрашивание математических раскрасок (по номерам, рисование цифр, раскрашивание цифр).

 

 

 

III этап. Заключительный

 

 

 

Обобщение результатов работы в различной форме, их анализ, выводы, составление рекомендаций.

Вечер досуга с родителями «Приключения в стране геометрических фигур» (представление авторских сказок родителей и детей о геометрических фигурах)

 

 

 

 

Результат проекта: В результате успешной реализации проекта активизировались познавательные интересы детей и родителей в области математики. Дети получили элементарные математические представления о числах, геометрических фигурах, ориентировка во времени, в пространстве. Более выразительной стала речь и движения детей. Повысилась компетентность родителей по вопросам использования игр и упражнений, направленных на математическое развитие детей.

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×