Проект "Зимующие птицы" (средняя группа) | Мой кабинет. Работа №345071. Номер работы: №345071
В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как не когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Проект «Зимующие птицы»
(средняя группа)
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: с 23 по 27 ноября 2020 учебный год.
Возраст детей: 4-5 лет.
Участники:
Дети средней группы;
Воспитатели;
Родители.
Актуальность. В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как не когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Осенью перед птицами встают также жизненно важные вопросы: как прокормиться. Птицы, которые улетают от нас на зиму, едят разных насекомых, жуков, мух. Когда становится холодно, и насекомые прячутся в щели, птицы не могут их достать, поэтому они улетают от нас в теплые края, где тепло и много корма. А весной, когда природа оживает перелетные птицы снова возвращаются в родные края.
Наша задача – расширять представления детей о птицах, зимующих в нашей местности, а также о птицах, которые улетают из нашего поселка, с их видами и особенностями; воспитывать желание заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время и в осенний период.
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.
Познакомить с зимующими птицами.
Развивать наблюдательность, познавательную активность детей.
Развивать связную устную речь детей при ответах на вопросы и составлении предложений.
Расширять представления детей о взаимосвязи между живой и неживой природой, о роли человека в жизни
птиц
, о значении подкормки
птиц
.
Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
Привлечь родителей воспитанников в изготовление кормушек для птиц, их подкормке.
Воспитывать внимательное и бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
Методы работы:
Сбор информации;
Изучение;
Беседы;
Наблюдения;
Обобщение;
Фотографирование;
Анализ.
Ожидаемый результат:
- формирование представлений о жизнедеятельности зимующих птиц;
- формирование умения совместно с родителями изготовить кормушку из разного материала;
- развитие у детей любознательности, познавательной активности;
- формирование осознанного отношения к объектам живой природы;
- развитие практических действий по охране природы;
- воспитание любви и бережного отношения к птицам.
I Этап. Подготовительный (разработка проекта)
Деятельность педагогов и родителей:
Определение проблемы, постановка цели и задач;
Определение методов работы;
Подбор методической, научной и художественной литературы, а также иллюстрационного материала;
Подбор материалов для изобразительной, продуктивной и исследовательской деятельности детей;
Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности.
Подготовка и подбор презентаций, короткометражных фильмов на данную тему;
Введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;
Определение круга актуальных и посильных по данному возрасту задач.
Привлечь родителей к совместной работе с детьми
к изготовлению кормушек
для зимующих птиц (повесить у себя во дворе).
Предложить поиграть с детьми в игру «Назови птицу» (по дороге домой или с использованием картинок)
.
Консультация для родителей:
«Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
II Этап. Основной (выполнение проекта)
Работа с детьми:
Пословицы и поговорки о птицах
У всякой пташки свои замашки.
Вольному воробью и соловей в клетке завидует.
Малые птички свивают малые гнёзда.
Добрая наседка одним глазом зерно видит, другим глазом — коршуна.
Птицу обманывают кормом, а человека — словом.
Ворон каркал, каркал, да и докаркался.
Летать не умеет, а крыльями машет.
Видно птицу по полёту.
Птице даны крылья, а человеку — разум.
Загадки про птиц
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Кочующие и осёдлые птицы
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом. (Клёст)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка - ... (Воробей)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ... (Cорока)
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло. (Сова)
Все время стучит, деревья долбит. Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)
Носят серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь- кружат двадцать пар кричат:
- Карр! Карр! Карр! (Ворона)
Детки домик смастерили
И на дерево прибили.
Поселился в нем певец…
Как зовут его? … (Скворец)
Солнце греет у порога,
Тают снежные сугробы,
И бегут рекой ручьи,
С юга к нам летят … (Грачи)
Брюшко в крапинках как будто,
Он поет, бывает, утром.
У птицы невысокий рост,
Называют ее … . (Дрозд)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Кто по тропочке идёт
Быстрыми шажками,
Длинным хвостиком трясёт?
Догадайтесь сами! (Трясогузка)
Раньше всех из птиц встаёт,
Солнцу песенку поёт,
Всё живое поднимает,
Как ту птичку называют? (Жаворонок)
Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
Что за птица? Знаешь? – …. (Утка)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
В чужие гнёзда эта птица,
Подбросить яйца мастерица.
Ку-ку кричит подружка…
А как зовут? … (Кукушка)
Приметы
Найти перо — исполнится заветное желание.
Увидеть перед важным делом высоко летающих птиц — к удаче.
Красивое птичье пение рядом с человеком — к счастью.
Неожиданное появление воробья в комнате — к новостям.
Увидеть голубя на подоконнике своего окна — к хорошим новостям.
Стучится синица в окно — к скорым новостям.
Увидеть над собой орла — к счастью и радости.
По крыше прыгает сорока — больной выздоровеет.
Скороговорки про птиц
Приучить сороку –
Одна морока,
А сорок сорок –
Сорок морок.
Клёст клювом клюёт,
а клюв крест-накрест.
Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.
Тары- бары, растабары,
Прилетели две гагары,
Рассказали про пожары,
Улетели на базары.
Чистил чиж чижихе четки…
Чистил щёткой четки четко
Зрелые гроздья рябины
рдели, дразня черных
горластых дроздов
Кукушке подружка
Шепнула на ушко:
– Верни по-хорошему
Кружку, кукушка!
Пел перепел за деревней.
Пел тетерев средь деревьев.
Перепел пел-пел
Тетерева перепел.
Отчаянно очень
В начале причала
Нам чайка о чём-то
Печально кричала
Дидактические игры
Дидактическая игра «Где, какая птица находится»
Цель: формировать умение узнавать зимующих птиц и перелётных птиц, правильно их называть; развивать умение ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», «под», «над», «на»
Дидактическая игра «Какая птица лишняя»
Цель: упражнять в узнавании зимующих птиц по внешнему виду; уточнить понятие «перелётные птицы», вспомнить их названия, уметь различать с зимующими птиц, развивать внимание, память.
Дидактическая игра «Птицы нашего края»
Цель: формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания. Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках. Воспитывать любовь к природе родного края.
Дидактическая игра «Узнай птицу по силуэту»
Цель: способствовать закреплению знаний детей о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.
Дидактическая игра «Сравни птиц»
Цель: обобщить знания детей о перелетных птицах, их повадках, образе жизни;
Дидактическая игра «Что лишнее»
Цель: развитие зрительной и слуховой памяти и мышления, активизация словаря детей.
Дидактическая игра «Кого не стало»
Цель: формировать грамматические категории, образование существительных в родительном падеже.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Цель: обобщить знания детей о перелетных и зимующих птицах, их повадках, образе жизни и отличиях друг от друга.
Словесные игры
Словесная игра «В мире птиц»
Цель: закрепить знание детей о птицах.
Словесная игра «Скажи ласково»
Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.
Словесная игра «Продолжи, найди причину»
Цель: закрепить у детей умение понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки.
Расширять круг представлений о зимующих и перелётных птицах.
Настольно-печатные игры
Настольно-печатная игра «Зоологическое лото. Птицы»
Цель: закреплять знания о различных видах птиц (зимующие, перелетные, домашние, птицы холодных стран, птицы жарких стран); развитие познавательных процессов; способствовать формированию познавательной активности дошкольников.
Настольно-печатная игра «Зимующие и перелетные птицы»
Цель: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие; закрепить у детей умение понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки.
Настольно-печатная игра «Кто где живет»
Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах; развивать речь детей, обогащать их словарь;
«Кто чем питается?»
Цель: закрепить знание детей о питании птиц; устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц; знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании. Развивать память, внимание, речь. Расширять круг представлений о зимующих и перелётных птицах.
Настольно-печатная игра «Собери картинку. Птицы»
Цель: продолжать формировать знания детей о зимующих птицах; развивать у детей познавательный интерес, логическое мышление, память и речь; побуждать детей широко и творчески использовать в играх полученные знания; воспитывать любовь к природе, тренировать мелкую моторику пальце рук, а также формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 2,4,6 части.
Подвижные игры
Подвижная игра «Совушка»
Цель: учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.
Подвижная игра «Птичка и птенчики»
Цель: упражнять в умении использовать для игры всю площадку; выполнять игровые действия; изменять направление движения по сигналу; формировать потребность в двигательной активности.
Подвижная игра «Птички и кошка»
Цель: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость.
Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы» (русская народная)
Цель: развивать двигательные навыки; закреплять представление о поведении птиц зимой.
Подвижная игра «Вороны и воробьи»
Цель: развитие внимания, эмоциональной отзывчивости детей, обучение действиям в парах и по одному.
Подвижная игра «Кот и воробышки»
Цель: упражнять в умении сохранять направление движения и изменении его в зависимости от ситуации; развивать внимание; умение действовать только после произнесения условной фразы.
Подвижная игра «Гуси-лебеди»
Цель: развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увертыванием. Содействовать развитию речи.
Подвижная игра «Где кто живёт?»
Цель: закреплять представление детей о том, кто где живет. Развивать ловкость, быстроту реакций.
Подвижная игра «Воробышки и автомобиль»
Цель: развивать умение рассредоточиваться по всей площади зала; быстроту реакции; пространственную ориентацию; формировать потребность в двигательной активности.
Подвижная игра «Перелет птиц»
Цель: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге и равновесии.
Подвижная игра «Лети, голубок»
Цели: закрепить умение ориентироваться в цветовых тонах по их названию; развить внимание, целенаправленность, выдержку; воспитывать желание сотрудничать с педагогом; сформировать эмоциональную отзывчивость на общение со сверстниками.
Подвижная игра «Сокол и голуби»
Цель: упражнять детей в беге с увертыванием.
Подвижная игра «Птички и клетка»
Цель: повышение мотивации к игровой деятельности, упражнять бег – в положении полусидя с ускорением и замедлением темпа передвижения.
Физкультминутка
«Перелетные птицы»
Цель: предупредить утомление, обеспечить кратковременный активный отдых для детей.
Гимнастика для глаз
«Птичка полетела»
Цель: профилактика нарушений зрения дошкольников.
Пальчиковая гимнастика
«Дятел»
Цель: развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Развитие тонких движений пальцев рук.
Дыхательная гимнастика
«Птичка»
Цели: согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки; формирование углубленного дыхания, ритмичного глубокого вдоха.
Наблюдение
Наблюдение за синицей, наблюдение за зимующими птицами, наблюдение за вороной, наблюдение за голубями
Цель: уточнять и расширять представления о разнообразии птиц, формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров). Учить видеть особенности в их строении и поведении.
Наблюдение за гнездами птиц
Цель: рассмотреть гнезда, свитые на деревьях; обратить внимание на форму и размер; вспомнить какие и чьи гнезда мы видели в книгах; воспитывать интерес и бережное отношение к птицам.
Обратить внимание детей как ведут себя птицы в ожидании корма и во время кормёжки
Цель: знакомить с повадками птиц.
Наблюдать за птичьими следами на снегу
Цель: учит ориентироваться на территории детского сада, находить птичьи следы «читать их», передавая в речи свои рассуждения и выводы.
Рассматривание оперения птиц
Цель: учить различать птиц по размеру и цвету и по оперению. Отражать результаты своих наблюдений в речи.
Элементарный бытовой труд
Изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц
Цель: привлечь детей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Вместе с детьми выносить корм на прогулку
Цель: приучать птиц к месту кормёжки.
Непосредственная образовательная деятельность
ФЦКМ (формирование целостности картины мира) «Зимующие птицы»
Цель: расширять и систематизировать представление детей о зимующих птицах.
Задачи:
Формирование экологической культуры у детей;
Воспитание бережного отношения к
птицам
.
Закреплять умение сравнивать разных
птиц
, выделяя общее и различия.
Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу в дидактических играх;
Продолжать развивать навыки восприятия звуков. Обогащать впечатление детей;
Воспитывать доброжелательное отношение к
птицам
;
Вызывать стремление беречь их, помогать
зимующим птицам
Познавательное развитие (конструирование) «Зимующие птицы»
Цель: научить детей делать птиц из бумаги.
Задачи:
Закреплять умение детей складывать круг пополам;
Продолжать учить детей сгибать по линии назад и загибать вперёд части поделки;
Воспитывать аккуратность в складывании и наклеивании деталей»
Координировать речь с движением, развивать мелкую моторику;
Совершенствовать грамматический строй речи;
Развивать связную речь;
Развивать творческую фантазию;
Воспитывать отзывчивость и дружелюбие.
Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Красивая птичка»
Цель: развитие у детей творческих способностей и интереса к рисованию.
Задачи:
Учить детей рисовать птичку, передавая форму тела (овальная), частей, красивое оперение;
Упражнять в рисовании красками, кистью;
Расширять представления о красоте, образные представления;
Развивать образное восприятие, воображение;
Воспитывать гуманное отношение к окружающему;
Художественно-эстетическое развитие (аппликация) «Воробей»
Цель: расширять знания детей о зимующих птицах.
Задачи:
1. Закреплять умение работать с ножницами;
2. Упражнять в срезании углов у прямоугольников, округляя их;
3. Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
4. Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
Стихотворения:
Н.В. Заболоцкий «Что за чудо: в зимний день»,
В. Звягин «На дворе — морозище»,
Т. Зайцева «Улетели птичьи стаи»,
И. Беляков «На дворе белым-бело»,
Э. Чумичева «Всюду иней серебрится»,
Ю. Синицын «Спозаранок скачут птицы»,
А. Барто «Побелело за окошком»,
З. Александрова «Мы кормушку смастерили»,
А. Прокофьев «Выбегай поскорей», «Мы столовую открыли»
Рассказы:
Ю. Дмитриев «Снегирь»,
Г. Скребицкий и В. Чаплина «Чем дятел зимой кормится»,
Н. Плавильщиков «Не видевши, не поверишь»,
В. Бианки «Стая птиц под снегом», «Кусок хлеба»,
И. Полуянов «Гвоздик»
Беседы:
«Что ты знаешь о птицах?», «Птицы нашего края»
III Итог:
Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной и познавательной для всех участников проекта.
Благодаря данному проекту мы пополнили предметно-развивающую среду литературой, иллюстрациями, картотеками загадок, пословиц, а также изготовили шапки-маски зимующих птиц для игр детей.
Дети с большим удовольствием слушали рассказы, сказки, стихи о зимующих птицах, отгадывали загадки, играли в разные дидактические и подвижные игры, рисовали птиц, раскрашивали картинки по теме.
Укрепились детско-родительские отношения. Многие родители приняли активное участие в изготовлении кормушек, принесли различный корм для птиц, иллюстрации и раскраски для детей в группу
В результате проведенной работы, дети узнали: какие птицы остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму, как различить птиц по окраске, какие корма предпочитают птицы (например: голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало).
Но главный результат проекта — это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети стали более добрыми, отзывчивыми.
Литература:
Воронкевич
О.А. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Санкт-Петербург, 2004.
Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004
Чарушин Е.И. Воробей. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» в средней группе детского сада. – Воронеж: ООО «Учитель», 2013
Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 4-6лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. –
Воронеж: ЧП
Лакоценин
С. С., 2007;
Давыдова О. И., Майер А. А.,
Богославец
Г. А, Проекты в работе с семь
е
й. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012 (Библиотека журнала «Управление ДОУ»;
Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Средняя группа: Методическое пособие / Под ред. Г. М.
Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С.
Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гуверн
е
ров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д»,
2000;
Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3—7 лет.