Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проект "Зимующие птицы" (средняя группа) | Мой кабинет. Работа №345071. Номер работы: №345071

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как не когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Проект «Зимующие птицы»

(средняя группа)

 

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: с 23 по 27 ноября 2020 учебный год.

Возраст детей: 4-5 лет.

Участники:

Дети средней группы;

Воспитатели;

Родители.

 

Актуальность. В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как не когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Осенью перед птицами встают также жизненно важные вопросы: как прокормиться. Птицы, которые улетают от нас на зиму, едят разных насекомых, жуков, мух. Когда становится холодно, и насекомые прячутся в щели, птицы не могут их достать, поэтому они улетают от нас в теплые края, где тепло и много корма. А весной, когда природа оживает перелетные птицы снова возвращаются в родные края.

Наша задача – расширять представления детей о птицах, зимующих в нашей местности, а также о птицах, которые улетают из нашего поселка, с их видами и особенностями; воспитывать желание заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время и в осенний период.

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.

Познакомить с зимующими птицами.

Развивать наблюдательность, познавательную активность детей.

Развивать связную устную речь детей при ответах на вопросы и составлении предложений.

Расширять представления детей о взаимосвязи между живой и неживой природой, о роли человека в жизни

птиц

, о значении подкормки

птиц

.

Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

Привлечь родителей воспитанников в изготовление кормушек для птиц, их подкормке.

Воспитывать внимательное и бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.

 

Методы работы:

Сбор информации;

Изучение;

Беседы;

Наблюдения;

Обобщение;

Фотографирование;

Анализ.

 

Ожидаемый результат:

- формирование представлений о жизнедеятельности зимующих птиц;

- формирование умения совместно с родителями изготовить кормушку из разного материала;

- развитие у детей любознательности, познавательной активности;

- формирование осознанного отношения к объектам живой природы;

- развитие практических действий по охране природы;

- воспитание любви и бережного отношения к птицам.

 

I Этап. Подготовительный (разработка проекта)

Деятельность педагогов и родителей:

Определение проблемы, постановка цели и задач;

Определение методов работы;

Подбор методической, научной и художественной литературы, а также иллюстрационного материала;

Подбор материалов для изобразительной, продуктивной и исследовательской деятельности детей;

Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности.

Подготовка и подбор презентаций, короткометражных фильмов на данную тему;

Введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;

Определение круга актуальных и посильных по данному возрасту задач.

Привлечь родителей к совместной работе с детьми

к изготовлению кормушек

для зимующих птиц (повесить у себя во дворе).

Предложить поиграть с детьми в игру «Назови птицу» (по дороге домой или с использованием картинок)

.

Консультация для родителей:

«Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

 

II Этап. Основной (выполнение проекта)

Работа с детьми:

 

Пословицы и поговорки о птицах

 

У всякой пташки свои замашки.

Вольному воробью и соловей в клетке завидует.

Малые птички свивают малые гнёзда.

Добрая наседка одним глазом зерно видит, другим глазом — коршуна.

Птицу обманывают кормом, а человека — словом.

Ворон каркал, каркал, да и докаркался.

Летать не умеет, а крыльями машет.

Видно птицу по полёту.

Птице даны крылья, а человеку — разум.

 

 

 

Загадки про птиц

 

Зимующие птицы

 

Перелетные птицы

Кочующие и осёдлые птицы

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

 

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым –

Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом. (Клёст)

 

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

 

Найдешь её в своём дворе,

Она на радость детворе.

Ты обижать её не смей!

Эта птичка - ... (Воробей)

 

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её ... (Cорока)

 

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло. (Сова)

 

Все время стучит, деревья долбит. Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)

 

Носят серенький жилет,

Но у крыльев чёрный цвет.

Видишь- кружат двадцать пар кричат:

- Карр! Карр! Карр! (Ворона)

Детки домик смастерили

И на дерево прибили.

Поселился в нем певец…

Как зовут его? … (Скворец)

 

Солнце греет у порога,

Тают снежные сугробы,

И бегут рекой ручьи,

С юга к нам летят … (Грачи)

 

Брюшко в крапинках как будто,

Он поет, бывает, утром.

У птицы невысокий рост,

Называют ее … . (Дрозд)

 

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

 

Кто по тропочке идёт

Быстрыми шажками,

Длинным хвостиком трясёт?

Догадайтесь сами! (Трясогузка)

 

Раньше всех из птиц встаёт,

Солнцу песенку поёт,

Всё живое поднимает,

Как ту птичку называют? (Жаворонок)

 

Может плавать и нырять,

В небе высоко летать.

Мне скажи через минутку.

Что за птица? Знаешь? – …. (Утка)

 

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад —

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

 

В чужие гнёзда эта птица,

Подбросить яйца мастерица.

Ку-ку кричит подружка…

А как зовут? … (Кукушка)

 

 

 

 

Приметы

 

Найти перо — исполнится заветное желание.

Увидеть перед важным делом высоко летающих птиц — к удаче.

Красивое птичье пение рядом с человеком — к счастью.

Неожиданное появление воробья в комнате — к новостям.

Увидеть голубя на подоконнике своего окна — к хорошим новостям.

Стучится синица в окно — к скорым новостям.

Увидеть над собой орла — к счастью и радости.

По крыше прыгает сорока — больной выздоровеет.

 

Скороговорки про птиц

 

Приучить сороку –

Одна морока,

А сорок сорок

Сорок морок.

 

Клёст клювом клюёт,

а клюв крест-накрест.

 

Дятел лечит древний дуб,

Добрый дятел дубу люб.

 

Тары- бары, растабары,

Прилетели две гагары,

Рассказали про пожары,

Улетели на базары.

 

Чистил чиж чижихе четки…

Чистил щёткой четки четко

Зрелые гроздья рябины

рдели, дразня черных

горластых дроздов

 

Кукушке подружка

Шепнула на ушко:

– Верни по-хорошему

Кружку, кукушка!

 

Пел перепел за деревней.

Пел тетерев средь деревьев.

Перепел пел-пел

Тетерева перепел.

 

Отчаянно очень

В начале причала

Нам чайка о чём-то

Печально кричала

 

Дидактические игры

 

Дидактическая игра «Где, какая птица находится»

Цель: формировать умение узнавать зимующих птиц и перелётных птиц, правильно их называть; развивать умение ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», «под», «над», «на»

Дидактическая игра «Какая птица лишняя»

Цель: упражнять в узнавании зимующих птиц по внешнему виду; уточнить понятие «перелётные птицы», вспомнить их названия, уметь различать с зимующими птиц, развивать внимание, память.

Дидактическая игра «Птицы нашего края»

Цель: формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания. Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках. Воспитывать любовь к природе родного края.

Дидактическая игра «Узнай птицу по силуэту»

Цель: способствовать закреплению знаний детей о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

Дидактическая игра «Сравни птиц»

Цель: обобщить знания детей о перелетных птицах, их повадках, образе жизни;

Дидактическая игра «Что лишнее»

Цель: развитие зрительной и слуховой памяти и мышления, активизация словаря детей.

Дидактическая игра «Кого не стало»

Цель: формировать грамматические категории, образование существительных в родительном падеже.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Цель: обобщить знания детей о перелетных и зимующих птицах, их повадках, образе жизни и отличиях друг от друга.

 

Словесные игры

 

Словесная игра «В мире птиц»

Цель: закрепить знание детей о птицах.

Словесная игра «Скажи ласково»

Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.

Словесная игра «Продолжи, найди причину»

Цель: закрепить у детей умение понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки.

Расширять круг представлений о зимующих и перелётных птицах.

 

Настольно-печатные игры

 

Настольно-печатная игра «Зоологическое лото. Птицы»

Цель: закреплять знания о различных видах птиц (зимующие, перелетные, домашние, птицы холодных стран, птицы жарких стран); развитие познавательных процессов; способствовать формированию познавательной активности дошкольников.

Настольно-печатная игра «Зимующие и перелетные птицы»

Цель: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие; закрепить у детей умение понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки.

Настольно-печатная игра «Кто где живет»

Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах; развивать речь детей, обогащать их словарь;

«Кто чем питается?»

Цель: закрепить знание детей о питании птиц; устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц; знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании. Развивать память, внимание, речь. Расширять круг представлений о зимующих и перелётных птицах.

Настольно-печатная игра «Собери картинку. Птицы»

Цель: продолжать формировать знания детей о зимующих птицах; развивать у детей познавательный интерес, логическое мышление, память и речь; побуждать детей широко и творчески использовать в играх полученные знания; воспитывать любовь к природе, тренировать мелкую моторику пальце рук, а также формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 2,4,6 части.

 

Подвижные игры

 

Подвижная игра «Совушка»

Цель: учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.

Подвижная игра «Птичка и птенчики»

Цель: упражнять в умении использовать для игры всю площадку; выполнять игровые действия; изменять направление движения по сигналу; формировать потребность в двигательной активности.

Подвижная игра «Птички и кошка»

Цель: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость.

Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы» (русская народная)

Цель: развивать двигательные навыки; закреплять представление о поведении птиц зимой.

Подвижная игра «Вороны и воробьи»

Цель: развитие внимания, эмоциональной отзывчивости детей, обучение действиям в парах и по одному.

Подвижная игра «Кот и воробышки»

Цель: упражнять в умении сохранять направление движения и изменении его в зависимости от ситуации; развивать внимание; умение действовать только после произнесения условной фразы.

Подвижная игра «Гуси-лебеди»

Цель: развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увертыванием. Содействовать развитию речи.

Подвижная игра «Где кто живёт?»

Цель: закреплять представление детей о том, кто где живет. Развивать ловкость, быстроту реакций.

Подвижная игра «Воробышки и автомобиль»

Цель: развивать умение рассредоточиваться по всей площади зала; быстроту реакции; пространственную ориентацию; формировать потребность в двигательной активности.

Подвижная игра «Перелет птиц»

Цель: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге и равновесии.

Подвижная игра «Лети, голубок»

Цели: закрепить умение ориентироваться в цветовых тонах по их названию; развить внимание, целенаправленность, выдержку; воспитывать желание сотрудничать с педагогом; сформировать эмоциональную отзывчивость на общение со сверстниками.

Подвижная игра «Сокол и голуби»

Цель: упражнять детей в беге с увертыванием.

Подвижная игра «Птички и клетка»

Цель: повышение мотивации к игровой деятельности, упражнять бег – в положении полусидя с ускорением и замедлением темпа передвижения.

 

Физкультминутка

«Перелетные птицы»

Цель: предупредить утомление, обеспечить кратковременный активный отдых для детей.

 

Гимнастика для глаз

«Птичка полетела»

Цель: профилактика нарушений зрения дошкольников.

 

Пальчиковая гимнастика

«Дятел»

Цель: развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Развитие тонких движений пальцев рук.

 

Дыхательная гимнастика

«Птичка»

Цели: согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки; формирование углубленного дыхания, ритмичного глубокого вдоха.

 

Наблюдение

Наблюдение за синицей, наблюдение за зимующими птицами, наблюдение за вороной, наблюдение за голубями

Цель: уточнять и расширять представления о разнообразии птиц, формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров). Учить видеть особенности в их строении и поведении.

Наблюдение за гнездами птиц

Цель: рассмотреть гнезда, свитые на деревьях; обратить внимание на форму и размер; вспомнить какие и чьи гнезда мы видели в книгах; воспитывать интерес и бережное отношение к птицам.

Обратить внимание детей как ведут себя птицы в ожидании корма и во время кормёжки

Цель: знакомить с повадками птиц.

Наблюдать за птичьими следами на снегу

Цель: учит ориентироваться на территории детского сада, находить птичьи следы «читать их», передавая в речи свои рассуждения и выводы.

Рассматривание оперения птиц

Цель: учить различать птиц по размеру и цвету и по оперению. Отражать результаты своих наблюдений в речи.

 

Элементарный бытовой труд

Изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц

Цель: привлечь детей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Вместе с детьми выносить корм на прогулку

Цель: приучать птиц к месту кормёжки.

 

Непосредственная образовательная деятельность

 

ФЦКМ (формирование целостности картины мира) «Зимующие птицы»

Цель: расширять и систематизировать представление детей о зимующих птицах.

Задачи:

Формирование экологической культуры у детей;

Воспитание бережного отношения к

птицам

.

Закреплять умение сравнивать разных

птиц

, выделяя общее и различия.

Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;

Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу в дидактических играх;

Продолжать развивать навыки восприятия звуков. Обогащать впечатление детей;

Воспитывать доброжелательное отношение к

птицам

;

Вызывать стремление беречь их, помогать

зимующим птицам

 

Познавательное развитие (конструирование) «Зимующие птицы»

Цель: научить детей делать птиц из бумаги.

Задачи:

Закреплять умение детей складывать круг пополам;

Продолжать учить детей сгибать по линии назад и загибать вперёд части поделки;

Воспитывать аккуратность в складывании и наклеивании деталей»

Координировать речь с движением, развивать мелкую моторику;

Совершенствовать грамматический строй речи;

Развивать связную речь;

Развивать творческую фантазию;

Воспитывать отзывчивость и дружелюбие.

 

Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Красивая птичка»

Цель: развитие у детей творческих способностей и интереса к рисованию.

Задачи:

Учить детей рисовать птичку, передавая форму тела (овальная), частей, красивое оперение;

Упражнять в рисовании красками, кистью;

Расширять представления о красоте, образные представления;

Развивать образное восприятие, воображение;

Воспитывать гуманное отношение к окружающему;

 

Художественно-эстетическое развитие (аппликация) «Воробей»

Цель: расширять знания детей о зимующих птицах.

Задачи:

1. Закреплять умение работать с ножницами;

2. Упражнять в срезании углов у прямоугольников, округляя их;

3. Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.

4. Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.

 

Стихотворения:

Н.В. Заболоцкий «Что за чудо: в зимний день»,

В. Звягин «На дворе — морозище»,

Т. Зайцева «Улетели птичьи стаи»,

И. Беляков «На дворе белым-бело»,

Э. Чумичева «Всюду иней серебрится»,

Ю. Синицын «Спозаранок скачут птицы»,

А. Барто «Побелело за окошком»,

З. Александрова «Мы кормушку смастерили»,

А. Прокофьев «Выбегай поскорей», «Мы столовую открыли»

 

Рассказы:

Ю. Дмитриев «Снегирь»,

Г. Скребицкий и В. Чаплина «Чем дятел зимой кормится»,

Н. Плавильщиков «Не видевши, не поверишь»,

В. Бианки «Стая птиц под снегом», «Кусок хлеба»,

И. Полуянов «Гвоздик»

 

Беседы:

«Что ты знаешь о птицах?», «Птицы нашего края»

 

 

III Итог:

Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной и познавательной для всех участников проекта.

Благодаря данному проекту мы пополнили предметно-развивающую среду литературой, иллюстрациями, картотеками загадок, пословиц, а также изготовили шапки-маски зимующих птиц для игр детей.

Дети с большим удовольствием слушали рассказы, сказки, стихи о зимующих птицах, отгадывали загадки, играли в разные дидактические и подвижные игры, рисовали птиц, раскрашивали картинки по теме.

Укрепились детско-родительские отношения. Многие родители приняли активное участие в изготовлении кормушек, принесли различный корм для птиц, иллюстрации и раскраски для детей в группу

В результате проведенной работы, дети узнали: какие птицы остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму, как различить птиц по окраске, какие корма предпочитают птицы (например: голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало).

Но главный результат проекта — это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети стали более добрыми, отзывчивыми.

 

Литература:

 

Воронкевич

О.А. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Санкт-Петербург, 2004.

Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004

Чарушин Е.И. Воробей. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» в средней группе детского сада. – Воронеж: ООО «Учитель», 2013

Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 4-6лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. –

Воронеж: ЧП

Лакоценин

С. С., 2007;

Давыдова О. И., Майер А. А.,

Богославец

Г. А, Проекты в работе с семь

е

й. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012 (Библиотека журнала «Управление ДОУ»;

Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Средняя группа: Методическое пособие / Под ред. Г. М.

Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С.

Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гуверн

е

ров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д»,

2000;

Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3—7 лет.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×