Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проект «Знакомство с национальными традициями, культурой и бытом коми-пермяцкого народа» | Фотина Наталья Сергеевна, Посохина Ольга Юрьевна, Тетерлева Татьяна Геннадьевна. Работа №345988

Дата публикации:
Автор:
Описание:

МАДОУ «Двуреченский детский сад «Семицветик»

 

Проект

«Знакомство с национальными традициями, культурой и бытом коми-пермяцкого народа»

 

Разработчики проекта:

Посохина Ольга Юрьевна, старший воспитатель

МАДОУ «Двуреченский детский сад «Семицветик»

Фотина Наталья Сергеевна, воспитатель

МАДОУ «Двуреченский детский сад «Семицветик»

Тетерлева Татьяна Геннадьевна,

педагог дополнительного образования

МАОУДО «ДЮЦ «Импульс»

 

Актуальность:

Формирование нравственно–патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного детства. В этот период ребенок с легкостью и с большим интересом знакомится с традициями и культурой народов России: заучивает и обыгрывает народные потешки и детские песенки, учит народные пословицы и поговорки, читает народные сказки и былины, принимает активное участие в играх различных народов, танцует народные танцы на  праздниках и развлечениях, с интересом погружается в изучение семейных традиций и т.д. Погружение в культуру народов России становится для ребенка дошкольного возраста одним из способов познания окружающего социального мира. 

В дошкольном возрасте ребенок через организованную деятельность и игру начинает ощущать себя представителем одной из национальностей, проживающих на территории нашей страны, начинает понимает, что рядом с ним живут представители различных национальностей с другими традициями и обычаями, приобщается к системе национальных ценностей народов России и т.д.

У детей старшего дошкольного возраста активно формируется чувство «гражданственности»: они ощущают себя гражданами России, знают государственные символы РФ, обладают первоначальными знаниями о нашей стране (самые простые географические и исторические данные о нашей стране, животный и растительный мир и т.д.). У детей старшего дошкольного возраста появляется чувство гордости за страну, за народы, проживающие на ее территории, формируется чувство «сопричастности» к великим событиям нашей страны и т.д.

В рамках работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста нами разработан проект по ознакомлению с национальными традициями, культурой и бытом коми-пермяцкого народа. 

На территории Пермского края проживают представители различных национальностей, в том числе и коми-пермяки. По данным Всероссийской переписи населения 2020 (2021) года, коми-пермяками себя назвали 55786 жителей России. Основным местом компактного проживания коми-пермяков является Коми-Пермяцкий округ – административно-территориальная единица с особым статусом в составе Пермского края. Почти 42 000 жителей Коми-Пермяцкого округа считают себя коми-пермяками. С информацией о коми-пермяках можно подробнее познакомиться на сайте Министерства по делам Коми- Пермяцкого округа Пермского края: https://minkpo.permkrai.ru/komi-permyatskiy-okrug/etnokultura

Цель проекта: формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с традициями, культурными и историческими особенностями коми-пермяцкого народа, проживающего на территории Пермского края.

Задачи:

1.      Дать воспитанникам старшего дошкольного возраста знания о коми-пермяцком народе;

2.      Формировать у детей познавательный интерес к традициям и обычаям коми-пермяцкого народа;

3.      Познакомить с основными промыслами народа, национальным костюмом и бытом;

4.      Развивать творческие способности и представления детей о декоративно - прикладном искусстве коми-пермяков, о характерных особенностях национального орнамента;

5.      Формировать интерес и уважительное отношение к коми-пермяцкому фольклору;

6.      Формировать интерес к народным играм коми-пермяков;

7.      Привлечь родителей воспитанников к участию в данном проекте.

Тип проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: c 20 февраля по 21 марта 2024 года.

Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, педагоги ДОУ, родители (законные представители воспитанников).

Формы работы:

·        Групповые беседы с воспитанниками;

·        Просмотры тематических альбомов с воспитанниками;

·        Просмотры презентаций с воспитанниками;

·        Виртуальные экскурсии;

·        Занятия с воспитанниками;

·        Совместные игры (подвижные народные игры);

·        Развлечения для воспитанников и т.д.

 

Ожидаемые результаты:

1.                 У воспитанников сформировался познавательный интерес к коми-пермяцкому народу и его культуре и традициям;

2.                 Воспитанники познакомились с основными промыслами коми- пермяцкого народа, с его национальным костюмом, бытом коми- крестьян;

3.                 Расширились представления о декоративно-прикладном искусстве данного народа, о характерных особенностях коми- орнамента;

4.                 Повысился интерес к  народным играм коми- пермяков;

5.                 Воспитанники познакомились с фольклором коми-пермяцкого народа;

6.                 Родители воспитанников стали активными участниками проекта;

7.                 Трансляция педагогического опыта по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями коми-пермяцкого народа в рамках профессиональных мероприятий педагогических сообществ, педагогических конференций различного уровня и т.д.

Риски проекта:

1.            Низкая мотивация родителей к сотрудничеству, низкая заинтересованность и активность родителей.  Решение этой проблемы возможно через привлечение к досуговой деятельности с детьми, информирование родителей посредством наглядно-информационных ресурсов: фотоотчеты, стенгазеты, отзывы, благодарности;

2.            Риск недостаточности временных ресурсов для качественной подготовки мероприятий. Решение –  заимствование опыта, методических разработок, пособий у коллег, привлечение социальных партнеров;

3.            Материалы о коми-пермяцком народе ориентированы в основном на школьников. Решение - необходимо адаптировать данные материалы для детей дошкольного возраста;

4.            Риск недостаточных знаний у педагогов о традициях и обычаях коми-пермяцкого народа для реализации проекта. Необходимо провести предварительную работу по ознакомлению педагогов с традициями и бытом коми-пермяцкого народа.

 

Этапы реализации проекта:

Подготовительный:

- Ознакомление педагогов детского сада с культурой и традициями коми-пермяцкого народа;

-  Составление перспективного плана работы по реализации проекта;

- Подбор потешек, сказок, рассказов, загадок, пословиц из коми-пермяцкого фольклора, подбор к ним подходящих иллюстраций;

- Подбор иллюстраций о быте коми-пермяцкого народа;

- Создание и пополнение развивающей предметно-пространственной среды групп по теме «Культура и традиции коми-пермяцкого народа»: создание тематических альбомов для воспитанников старшего дошкольного возраста о Коми-Пермяцком округе, о коми-пермяцком народе и т.д.;

- Информирование родителей воспитанников о реализации данного проекта, включение активных родителей в организацию мероприятий проекта.

Основной

- Проведение с воспитанниками бесед о коми-пермяцком народе, его традициях и культуре, быте;

-  Просмотр презентации  о национальной одежде коми-пермяков (материалы с сайтов https://xn--c1ajfbilcr1a.xn--p1ai/komi-permyaki/natsionalynaya-odezhda.html  и https://www.subbotin-permyak.com/gallery/82-komi-permyackaya-narodnaya-odezhda.html  );

- Виртуальные экскурсии в ГКБУК «Коми-Пермяцкий краеведческий музей им П.И. Субботина- Пермяка»: https://subbotin-permyak.com/ecsposicii:

- Виртуальные экскурсии по Коми-Пермяцкому округу (ответственные родители воспитанников);

- Знакомство воспитанников с коми-пермяцкими сказками: https://www.youtube.com/watch?v=dCAMXSgCXgI;

https://www.youtube.com/watch?v=kLeBBktbinA;

https://www.youtube.com/watch?v=PQkQwItRNo8 и др.;

- Просмотры тематических альбомов о быте, культуре и традициях, декоративно-прикладном искусстве коми-пермяцкого народа, созданных педагогами групп и т.д.

Заключительный:

- Отгадываем кроссворд с воспитанниками о  коми-пермяцком народе;

- Организация развлечения для детей «Коми-пермяцкие забавы «Пестерок» (в организации мероприятия принимают участие музыкальные руководители и родители воспитанников).

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план работы:

 

Мероприятия

Срок

Ответственные

Ожидаемые результаты

Беседа «Коми-пермяки»

20.02.2024

Фотина Н.С., воспитатель

 

Воспитанники познакомились с коми-пермяцким народом.

Беседа «Музыкальные коми-пермяцкие инструменты»

22.02.2024

Соколова Н.Ю., музыкальный руководитель

Воспитаники познакомились с народными коми-пермяцкими музыкальными инструментами

Просмотр презентации «Национальный коми-пермяцкий костюм»

 

27.02.2024

Тетерляева Т.Г.,

педагог дополнительного

образования

Воспитанники познакомились с особенностями национального костюма коми-пермяков

Просмотр презентации «В каких домах жили коми-пермяки»

29.02.2024

Фотина Н.С.

Воспитанники познакомились с бытом коми-пермяцкого народа

Виртуальная экскурсия в ГКБУК «Коми-Пермяцкий краеведческий музей им П.И. Субботина- Пермяка»

 

06.03.2024

Посохина О.Ю.

Воспитанники актуализировали информацию о культуре и традициях, быте коми-пермяцкого народа.

Знакомство с коми-пермяцкими сказками

 

11.03.2024

Воспитатели групп

Воспитанники

познакомились со сказками коми-пермяцкого народа

Занятие «Коми-пермяцкие мастера»

13.03.2024

Воспитатели групп

Воспитанники познакомились с ремеслами коми-пермяков.

Занятие «Орнаменты коми-пермяков»

15.03.2024

Воспитатели групп

Воспитанники познакомились с традиционными орнаментами коми-пермяков. Рисование и лепка орнаментов/ элементов орнамента.

Спортивное развлечение «Народные подвижные игры коми-пермяков»

18.03.2024

Оглезнева Т.П.,

инструктор по физической культуре

Воспитанники поиграли в национальные подвижные игры коми-пермяков

Рассматривание воспитанниками тематических альбомов  о культуре и традициях, быте коми-пермяцкого народа

18.03.2024

Воспитатели групп

Воспитанники могут самостоятельно взять и посмотреть тематические альбомы о коми-пермяцком народе ( актуализация знаний)

Просмотр презентации о Коми-Пермяцком автономном округе

19.03.2024

Родители воспитанников

Воспитанники получали информацию о Коми-Пермяцком автономном округе (место проживания коми-пермяков)

Кроссворд о коми-пермяцком народе

20.03.2024

Фотина Н.С.

Тетерляева Т.Г.

Актуализация знаний о коми-пермяцком народе

«Коми-пермяцкие забавы «Пестерок»

21.03.2024

Фотина Н.С.

Тетерляева Т.Г.

Посохина О.Ю.

Родители воспитанников

Развлечение для воспитанников

 

 

Дальнейшее развитие проекта:

·                    Знакомство воспитанников старшего дошкольного возраста с культурой и традициями татарского и башкирского народа, проживающих на территории Пермского края;

·                    Накопление методических разработок бесед, занятий с воспитанниками по ознакомлению с культурой и традициями народов Пермского края                  (России);

·                    Трансляция опыта работы по разработке и реализации проектов по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в рамках профессиональных мероприятий педагогических сообществ, педагогических конференций различного уровня и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.                 Вавилова Л. Д. Ознакомление детей дошкольного возраста с коми краем. Сыктывкар, 1993.

2.                 Жуковская Р.И., Виногладова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., Просвещение, 1985.

3.                 Зайцева Н. Ф. Рабочая учебная программа по разделу «Краеведение» для детей старшего дошкольного возраста к программе «Парма». Сыктывкар, 2010.

4.                 Хабарова Т. В. «Организация физкультурно – оздоровительная работы в дошкольном учреждении: Методическое пособие к программе «Парма».- Сыктывкар: КРИРО и ПК, 2003.-196 стр.

 

МАДОУ «Двуреченский детский сад «Семицветик»

 

Проект

«Знакомство с национальными традициями, культурой и бытом коми-пермяцкого народа»

 

Разработчики проекта:

Посохина Ольга Юрьевна, старший воспитатель

МАДОУ «Двуреченский детский сад «Семицветик»

Фотина Наталья Сергеевна, воспитатель

МАДОУ «Двуреченский детский сад «Семицветик»

Тетерлева Татьяна Геннадьевна,

педагог дополнительного образования

МАОУДО «ДЮЦ «Импульс»

 

Актуальность:

Формирование нравственно–патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного детства. В этот период ребенок с легкостью и с большим интересом знакомится с традициями и культурой народов России: заучивает и обыгрывает народные потешки и детские песенки, учит народные пословицы и поговорки, читает народные сказки и былины, принимает активное участие в играх различных народов, танцует народные танцы на праздниках и развлечениях, с интересом погружается в изучение семейных традиций и т.д. Погружение в культуру народов России становится для ребенка дошкольного возраста одним из способов познания окружающего социального мира.

В дошкольном возрасте ребенок через организованную деятельность и игру начинает ощущать себя представителем одной из национальностей, проживающих на территории нашей страны, начинает понимает, что рядом с ним живут представители различных национальностей с другими традициями и обычаями, приобщается к системе национальных ценностей народов России и т.д.

У детей старшего дошкольного возраста активно формируется чувство «гражданственности»: они ощущают себя гражданами России, знают государственные символы РФ, обладают первоначальными знаниями о нашей стране (самые простые географические и исторические данные о нашей стране, животный и растительный мир и т.д.). У детей старшего дошкольного возраста появляется чувство гордости за страну, за народы, проживающие на ее территории, формируется чувство «сопричастности» к великим событиям нашей страны и т.д.

В рамках работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста нами разработан проект по ознакомлению с национальными традициями, культурой и бытом коми-пермяцкого народа.

На территории Пермского края проживают представители различных национальностей, в том числе и коми-пермяки. По данным Всероссийской переписи населения 2020 (2021) года, коми-пермяками себя назвали 55786 жителей России. Основным местом компактного проживания коми-пермяков является Коми-Пермяцкий округ – административно-территориальная единица с особым статусом в составе Пермского края. Почти 42 000 жителей Коми-Пермяцкого округа считают себя коми-пермяками. С информацией о коми-пермяках можно подробнее познакомиться на сайте Министерства по делам Коми- Пермяцкого округа Пермского края: https://minkpo.permkrai.ru/komi-permyatskiy-okrug/etnokultura

Цель проекта: формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с традициями, культурными и историческими особенностями коми-пермяцкого народа, проживающего на территории Пермского края.

Задачи:

Дать

воспитанникам старшего дошкольного возраста

знания о коми-пермяцком народе;

Формировать у детей познавательный интерес к традициям и обычаям коми-пермяцкого народа;

Познако

мить с основными промыслами народа, национальным костюмом и бытом;

Развивать творческие способности и представления

детей о декоративно - прикладном

искусстве коми

-пермяков

, о характерных особенностях

национального орнамента;

Формировать интерес и

у

важительное отношение к коми-пермяцкому

фольклору;

Формировать

интерес к народным

играм коми-пермяков;

Привлечь родителей воспитанников к участию в данном проекте.

Тип проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: c 20 февраля по 21 марта 2024 года.

Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, педагоги ДОУ, родители (законные представители воспитанников).

Формы работы:

Групповые беседы с воспитанниками;

Просмотры тематических альбомов с воспитанниками;

Просмотры презентаций с воспитанниками;

Виртуальные экскурсии;

Занятия с воспитанниками;

Совместные игры (подвижные народные игры);

Развлечения для воспитанников и т.д.

 

Ожидаемые результаты:

У

воспитанников

сформировался познавательный интерес к коми-пермяцкому народу и его

культуре и

традициям

;

Воспитанники п

ознакомились с основными промыслами коми

- пермяцкого

народа,

с его

национальным костюмом, бытом коми

- крестьян;

Расширились представления

о декоративно-прикладном

искусстве

данного народа

, о характерн

ых особенностях коми

-

орнамента;

Повысился интерес

к народным

играм

коми- пермяков;

Воспитанники познакомились с фольклором коми-пермяцкого народа;

Родители воспитанников стали активными участниками проекта;

Трансляция педагогического опыта по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями коми-пермяцкого

народа в рамках

профессиональных

мероприятий педагогических сообществ, педагогических конференций

различного уровня и т.д.

Риски проекта:

Низкая мотивация родителей к сотрудничеству, низкая заинтересованность и активность родителей. Решение этой проблемы возможно через привлечение к досуговой деятельности с детьми, информирование родителей посредством наглядно-информационных ресурсов: фотоотчеты, ст

енгазеты, отзывы, благодарности;

Риск недостаточности временных ресурсов для качественной подготовки мероприятий. Решение – заимствование опыта, методических разработок, пособий у коллег, пр

ивлечение социальных партнеров;

Материалы о коми-пермяцком народе ориентированы в основном на школьников

. Решение -

необходимо адаптировать данные материалы для детей дошкольного возраста;

Риск недостаточных знаний у педагогов

о традициях и обычаях коми-пермяцкого народа для реализации проекта

. Необходимо провести предварительную работу по ознакомлению педагогов с традициями и бытом коми-пермяцкого народа.

 

Этапы реализации проекта:

Подготовительный:

- Ознакомление педагогов детского сада с культурой и традициями коми-пермяцкого народа;

- Составление перспективного плана работы по реализации проекта;

- Подбор потешек, сказок, рассказов, загадок, пословиц из коми-пермяцкого фольклора, подбор к ним подходящих иллюстраций;

- Подбор иллюстраций о быте коми-пермяцкого народа;

- Создание и пополнение развивающей предметно-пространственной среды групп по теме «Культура и традиции коми-пермяцкого народа»: создание тематических альбомов для воспитанников старшего дошкольного возраста о Коми-Пермяцком округе, о коми-пермяцком народе и т.д.;

- Информирование родителей воспитанников о реализации данного проекта, включение активных родителей в организацию мероприятий проекта.

Основной

- Проведение с воспитанниками бесед о коми-пермяцком народе, его традициях и культуре, быте;

- Просмотр презентации о национальной одежде коми-пермяков (материалы с сайтов https://xn--c1ajfbilcr1a.xn--p1ai/komi-permyaki/natsionalynaya-odezhda.html и https://www.subbotin-permyak.com/gallery/82-komi-permyackaya-narodnaya-odezhda.html );

- Виртуальные экскурсии в ГКБУК «Коми-Пермяцкий краеведческий музей им П.И. Субботина- Пермяка»: https://subbotin-permyak.com/ecsposicii:

- Виртуальные экскурсии по Коми-Пермяцкому округу (ответственные родители воспитанников);

- Знакомство воспитанников с коми-пермяцкими сказками: https://www.youtube.com/watch?v=dCAMXSgCXgI;

https://www.youtube.com/watch?v=kLeBBktbinA;

https://www.youtube.com/watch?v=PQkQwItRNo8 и др.;

- Просмотры тематических альбомов о быте, культуре и традициях, декоративно-прикладном искусстве коми-пермяцкого народа, созданных педагогами групп и т.д.

Заключительный:

- Отгадываем кроссворд с воспитанниками о коми-пермяцком народе;

- Организация развлечения для детей «Коми-пермяцкие забавы «Пестерок» (в организации мероприятия принимают участие музыкальные руководители и родители воспитанников).

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план работы:

 

Мероприятия

Срок

Ответственные

Ожидаемые результаты

Беседа «Коми-пермяки»

20.02.2024

Фотина Н.С., воспитатель

 

Воспитанники познакомились с коми-пермяцким народом.

Беседа «Музыкальные коми-пермяцкие инструменты»

22.02.2024

Соколова Н.Ю., музыкальный руководитель

Воспитаники познакомились с народными коми-пермяцкими музыкальными инструментами

Просмотр презентации «Национальный коми-пермяцкий костюм»

 

27.02.2024

Тетерляева Т.Г.,

педагог дополнительного

образования

Воспитанники познакомились с особенностями национального костюма коми-пермяков

Просмотр презентации «В каких домах жили коми-пермяки»

29.02.2024

Фотина Н.С.

Воспитанники познакомились с бытом коми-пермяцкого народа

Виртуальная экскурсия в ГКБУК «Коми-Пермяцкий краеведческий музей им П.И. Субботина- Пермяка»

 

06.03.2024

Посохина О.Ю.

Воспитанники актуализировали информацию о культуре и традициях, быте коми-пермяцкого народа.

Знакомство с коми-пермяцкими сказками

 

11.03.2024

Воспитатели групп

Воспитанники

познакомились со сказками коми-пермяцкого народа

Занятие «Коми-пермяцкие мастера»

13.03.2024

Воспитатели групп

Воспитанники познакомились с ремеслами коми-пермяков.

Занятие «Орнаменты коми-пермяков»

15.03.2024

Воспитатели групп

Воспитанники познакомились с традиционными орнаментами коми-пермяков. Рисование и лепка орнаментов/ элементов орнамента.

Спортивное развлечение «Народные подвижные игры коми-пермяков»

18.03.2024

Оглезнева Т.П.,

инструктор по физической культуре

Воспитанники поиграли в национальные подвижные игры коми-пермяков

Рассматривание воспитанниками тематических альбомов о культуре и традициях, быте коми-пермяцкого народа

18.03.2024

Воспитатели групп

Воспитанники могут самостоятельно взять и посмотреть тематические альбомы о коми-пермяцком народе ( актуализация знаний)

Просмотр презентации о Коми-Пермяцком автономном округе

19.03.2024

Родители воспитанников

Воспитанники получали информацию о Коми-Пермяцком автономном округе (место проживания коми-пермяков)

Кроссворд о коми-пермяцком народе

20.03.2024

Фотина Н.С.

Тетерляева Т.Г.

Актуализация знаний о коми-пермяцком народе

«Коми-пермяцкие забавы «Пестерок»

21.03.2024

Фотина Н.С.

Тетерляева Т.Г.

Посохина О.Ю.

Родители воспитанников

Развлечение для воспитанников

 

 

Дальнейшее развитие проекта:

Знакомство воспитанников старшего дошкольного возраста с культурой и традициями

татарского и башкирского народа, проживающих на территории Пермского края;

Накопление методических разработок бесед, занятий с воспитанниками по ознакомлению с культурой и традициями народов Пермского края

(

России);

Трансляция опыта работы по разработке и реализации проектов по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в рамках профессиональных мероприятий педагогических сообществ, педагогических конференций различного уровня и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

Вавилова Л. Д. Ознакомление детей дошкольного возраста с

коми

краем. Сыктывкар, 1993.

Жуковская Р.И.,

Виногладова

Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., Просвещение, 1985.

Зайцева Н. Ф. Рабочая учебная программа по разделу «Краеведение» для детей старшего дошкольного возраста к программе «Парма». Сыктывкар, 2010.

Хабарова Т. В. «Организация

физкультурно

– оздоровительная работы в дошкольном учреждении: Методическое пособие к программе «Парма

».-

Сыктывкар: КРИРО и ПК, 2003.-196 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×