"ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ" | Жамсаранова Светлана Нимаевна, ГБПОУ "«Колледж традиционных искусств народов Забайкалья». Работа №296358
Автор: Жамсаранова Светлана Нимаевна, ГБПОУ "«Колледж традиционных искусств народов Забайкалья»
Успешная личность, креативный студент, востребованный профессионал, увлеченный заинтересованный человек – это возможно в будущем только тогда, когда в настоящем создана особая образовательная среда. И тогда у студента появляется возможность проявить свой потенциал, поддержать и раскрыть свою индивидуальность, тогда можно стремиться к воспитанию успешной креативной личности! Изучением проблемы креативности занимались многие исследователи - С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский [1]. Именно «креативность» в последнее время все чаще выступает как ведущий фактор успешности человека, определяет готовность личности изменяться, отказываться от стереотипов, от банальных рассуждений, от привычного взгляда на вещи [1]. Креативность как важное качество личности – является одной из компетенций будущего. Какие еще навыки и компетенции будут нужны студенту, чтобы быть успешным?
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ (УСПЕШНОЙ) ЛИЧНОСТИ
В данной работе представлен инновационный педагогический опыт совместной со студентами работы над образовательными проектами. Актуальность данной темы подтверждают результаты анкетирования, проведенного среди студентов первого курса: 85% опрошенных считают важной проектно-исследовательскую деятельность; 73% опрошенных хотели бы заниматься проектно-исследовательской деятельностью в рамках изучения учебной дисциплины; 12% - не умеют ставить цель, задачи, обосновать гипотезу для осуществления подобной деятельности.
Успешная личность, креативный студент, востребованный профессионал, увлеченный заинтересованный человек – это возможно в будущем только тогда, когда в настоящем создана особая образовательная среда. И тогда у студента появляется возможность проявить свой потенциал, поддержать и раскрыть свою индивидуальность, тогда можно стремиться к воспитанию успешной креативной личности! Изучением проблемы креативности занимались многие исследователи - С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский [1]. Именно «креативность» в последнее время все чаще выступает как ведущий фактор успешности человека, определяет готовность личности изменяться, отказываться от стереотипов, от банальных рассуждений, от привычного взгляда на вещи [1]. Креативность как важное качество личности – является одной из компетенций будущего. Какие еще навыки и компетенции будут нужны студенту, чтобы быть успешным?
Для жизни в современном обществе обязательными становятся качества личности такие как: способность быстро осваиваться в новом коллективе, находить общий язык с людьми разных профессий, религий, культур, ориентироваться в окружающем мире, осваивать новые профессии и области знаний. Эти качества можно отнести к группе «ключевых компетенций». И для их формирования также требуется особая образовательная среда, особые педагогические технологии.
Метапредметность в образовании, межпредметный подход используется в учебной и внеучебной работе для формирования «общекультурных» компетенций – эффективные способы организации свободного времени, познание общечеловеческой культуры и освоение особенностей картины мира.
К «учебно-познавательным компетенциям» относятся креативные навыки познавательной деятельности: способность отличить факты от домыслов, измерительные навыки, знания статистических методов познания.
Обязательным в современном мире становится владение «информационными компетенциями». Студенты приобретают умения и навыки по ориентированию в информационном пространстве с использованием как реальных информационных источников, так и информационных технологий.
Невозможно представить современный образовательный процесс, построенный без учета «коммуникативных компетенций», таких как: знания языков общения, способов взаимодействия, навыков работы в группе.
В учебной и внеучебной работе со студентами, особенно первого курса, происходит углубление, развитие, а нередко и формирование «социальных компетенций» - это способность брать на себя ответственность и быстро принимать решения [2].
Междисциплинарный подход, метапредметность и формирование различных компетенций могут быть успешно реализованы при использовании проектного метода в обучении. Поиск необходимого решения, постановка проблемы, выполнение задачи, активизация процессов анализа-синтеза – это то, чем часто не владеют первокурсники, обычно хорошо усвоившие школьную теорию. И тогда им предлагается проектирование в учебном процессе, т.е. представление того, что должно быть и как должно быть. Первый этап каждого учебного проекта – это задание для самостоятельной работы над проблемой, а чаще и само задание, сформулированное в виде проблемы.
На следующем этапе проектной деятельности организуется взаимодействие в группе или между группами студентов, выполняющих проектное задание, часто в различных образовательных областях (например, физическая культура и дисциплины естественно-научного цикла). Здесь необходимо отметить, что один из важных показателей эффективности проектной работы – это личностный рост студента, это его постоянное уверенное целенаправленное движение от проекта к проекту. Это и возможно реализовать в рамках работы проектной группы.
Результаты учебных проектов могут быть самые разнообразные, от видеоролика и фотоотчета, до методических материалов для учебных занятий.
Таким образом, проектирование учебной или внеучебной деятельности проходит обязательные рабочие этапы:
- выбор темы (на этом этапе инициатива исходит от студентов);
- сбор информации, теоретическая подготовка проекта;
- работа с проектом, определение его формы и практической части;
- результаты проекта (продукт проектной деятельности);
- защита проекта, использование его в ходе учебных занятий.
Итак, для выполнения проекта студенты ставят перед собой конкретную достижимую цель, определяют задачи, планируют этапы достижения цели, проводят теоретический анализ изучаемого материала с использованием разнообразных источников. Далее прогнозируют возможные результаты, моделируют процессы, получают доказательства или опровергают свою гипотезу. Важным и во многом необходимым элементом проекта является представление и обсуждение результатов уже проведенной работы, демонстрация моделей, опытов, процессов и явлений, происходящих в экспериментальной части исследования.
Во внеучебной деятельности проекты (продукты проектной деятельности) могут быть использованы в профориентационной работе (видеоролик, фотогалерея). Видеоролик «Колледж глазами студента» был использован при проведении встречи с учащимися 9-11х классов СОШ №1228, вызвал живую реакцию и отклик среди школьников. Такие формы внеурочной проектной деятельности как разработка сценария для экскурсии, студенческая конференция, предметная неделя, интеллектуальная игра, викторина – уже широко применяются на практике.
Давно известно, что добиться прочного усвоения знаний, закрепления практических умений и появления необходимых навыков можно различными методами. Самые распространенные из них – многократное повторение, заучивание, воспроизведение готового учебного материала. Но есть и другой путь – развитие навыков творческой деятельности, умений самостоятельно ставить и решать задачи поискового, проектного или исследовательского характера.
Как мы все знаем, процесс обучения двусторонний. А это значит, что его эффективность зависит не только от преподавателя, но и от самого студента. Для успешного обучения, на наш взгляд, не заставлять нужно студента, а заинтересовывать! Необходимо вовлечь студента в такую работу, при выполнении которой, он не только получает или обобщает свои теоретические знания, но и практически решает поставленные задачи, при этом ясно осознавая изучаемое. И, также, имеет возможность видеть практические результаты своего труда. Нет сомнений в том, что подобные методы наиболее эффективны.
Проектно-исследовательская деятельность студентов разнообразна – это и поиск неизвестных фактов и новых теоретических знаний, и открытие новых способов практической деятельности.
При решении проблемных задач студенты формируют и затем совершенствуют у себя не только общеучебные, но и специальные, профессиональные умения. Умения анализировать, выполнять сравнение, осуществлять моделирование процессов, проводить мысленный эксперимент и прогнозировать результаты – все они востребованы в профессиональной деятельности любого специалиста и формируют личность успешного профессионала.
Использование проектного метода в учебной работе может проводиться с разными целями: получение новых знаний, приобретение умений применять полученные знания, для изучения конкретных процессов, явлений, фактов.
Для педагога очень важно не только руководить проектами и направлять образовательную деятельность, развивая у студентов универсальные учебные действия; не только способствовать личностному росту и развитию обучающихся, но важно найти среди них единомышленников, заинтересованных, успешных и активных, из которых можно создать команду. Именно такую задачу перед собой мы поставили в этом учебном году. И параллельно с проведением исследовательской работы в рамках одной учебной дисциплины (подготовка учебных проектов, написание рефератов, создание презентаций и др.) была организована рабочая группа студентов 1, 2 и 3 курсов нашего колледжа. Особенностью данной рабочей группы является то, что ее деятельность осуществляется с использованием междисциплинарного подхода.
Объединенные идеей здорового образа жизни (ЗОЖ) и проблемами сохранения здоровья у подрастающего поколения, студенты проводят исследования, опираясь на теоретические основы множества наук – биология, химия, физиология, физическая культура, микробиология, социология и др., используют различные методики проведения экспериментов, соединяя и сочетая их. Это не только способствует складыванию целостной картины окружающего мира, но и помогает определить свое место в нем, спрогнозировать свое здоровое развитие, сформировать качества успешной личности, востребованного профессионала.
Выполнение исследовательской работы в рамках каждого проекта и совместное обсуждение ее хода, результатов и итогов привело к тому, что студенты в ходе публичных выступлений приобрели ораторские способности, отточили логику изложения материала. В процессе научных споров исчезли их нерешительность, стеснение, инертность и неактивность.
Развитие креативного мышления студентов осуществляется наиболее успешно при условии создания креативной образовательной среды, для которой проектная учебная и внеучебная образовательная деятельность становятся главными. Поэтому работа над проектами продолжается. Творческие задачи, сценарии, планы проведения мастер-классов, викторины - каждый студент может совершить свое открытие на этом пути.
Проектная деятельность развивает творческие способности обучающихся, вызывает оригинальность их суждений и точность проводимого эксперимента, обеспечивает многостороннее системное взаимодействие студентов и преподавателей.
Считаем, что вовлечение студентов в проектно-исследовательскую деятельность способствует не только повышению качества получаемого ими образования, но и активно формирует необходимые для успешного профессионала компетенции.
Список использованных источников:
1. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. Мастера психологии / Е. П. Ильин. – CПб.: Питер, 2009. – 443 с
2. Лукша, П.О. Экономика культуры – штрихи к науке нового века. /Гуманитарные технологии. Аналитический портал * ISSN 2310-17792
• • ISSN 2310-1792 ISSN 2310-1792• ISSN 2310-1792• ISSN 2310-1792