«Проектирование образовательного процесса по музыкальному воспитанию» | Маликова Лариса Владимировна. Работа №222885
Автор: Маликова Лариса Владимировна
Мастер-класс проводился для повышения профессиональной компетентности музыкальных руководителей в вопросе проектирования образовательной деятельности по музыкальному воспитанию детей младшего и среднего возраста. Проводилась сначала теоретическая часть, в которой я познакомила коллег с принципами, особенностями образовательной программы "Мозаика", а также и трудностями , с которыми наш коллектив столкнулся. Затем предложила составит план-конспект вечера развлечения по теме недели "Зимние забавы" , сформировав три фокус-группы. А с остальной аудиторией мы составляли план-конспект по той же теме, но только с учетом парциальных программ. В завершении мастер-класса были подведены итоги составления план-конспектов.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №66
муниципального образования город Новороссийск
Тема мастер-класса:
«Проектирование образовательного процесса по музыкальному воспитанию»
Музыкальный руководитель:
Маликова Лариса Владимировна
Аннотация мастер- класса
Участники: музыкальные руководители и воспитатели дошкольных организаций.
Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности музыкальных руководителей в вопросе проектирования образовательной деятельности по музыкальному воспитанию детей младшего и среднего возраста.
Задачи:
- познакомить участников с особенностями планирования музыкальной деятельности по программе « Мозаика»
- совершенствование практических умений планирования образовательного процесса с учетом образовательной программы « Мозаика»;
- повышение профессиональной компетентности педагогов;
- рефлексия собственного профессионального мастерства;
- создание условий для передачи знаний и умений, обмена опытом эффективного обучения и воспитания между педагогами;
- развитие речевых навыков, навыков взаимодействия, проявления творческой активности.
Предполагаемые результаты:
- повышение уровня собственной компетенции;
-реализация успешной деятельности участников мастер- класса;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в проектировании музыкальной деятельности с учетом особенностей ОП
« Мозаика»;
Мастер- класс
«Проектирование образовательного процесса по музыкальному воспитанию».
Разработка вечеров развлечения по теме недели
« Зимние забавы»
Современное время ставит перед педагогическими коллективами важную задачу: качественно реализовывать Стандарт дошкольного образования.
В настоящее время у дошкольных образовательных организаций существует большой выбор образовательных программ.
Наш коллектив остановил свой выбор на образовательной программе «Мозаика», авторами-составителями которой являются: В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева.
В данной программе, нас привлекли принципы образовательного процесса:
- смещение акцента с подготовки к школе на социализацию ребенка;
- формирование личностных качеств, необходимых для жизни в быстро
меняющихся условиях: мобильное гибкое проектирование развивающей среды; образовательного процесса; создание ситуации выбора;
Другими факторами, привлекшими наше внимание стали особенности программы « Мозаика»:
- отсутствие жестко регламентированных форм организации детей;
- гибкий режим воспитательно - образовательного процесса, позволяющий ребенку включиться в режимные моменты с учетом его индивидуальных особенностей.
-организация образовательного процесса по «принципу « клуба по интересам»;
Конечно же, мы столкнулись и с трудностями при проектировании Организованной деятельности на основе Программно-методического комплекса « Мозаичный ПАРК» - необходимость глубокого погружения в материал при полном отсутствии конспектов, программы по музыкальному воспитанию.
Что же делать в такой ситуации?
При планировании по программе Мозаика педагогами учитываются: цели и задачи на конкретный промежуток времени (неделю) с учетом образовательной программы и в соответствии с примерным комплексно-тематическим планированием — на неделю. В планировании участвуют все педагоги: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по ФК, узкие специалисты. Участниками образовательной деятельности подбираются оптимальные формы, средства и методы для реализации поставленных задач.
С целью минимизации бумажного планирования авторы программы допускают составление план - конспектов организованной деятельности с детьми.
В чем же основные отличия конспекта и плана - конспекта? (выслушать участников)
Согласна с Вами, в плане конспекте мы прописываем цель, задачи и основные моменты, формы работы конкретной деятельности, например:
Тема вечера развлечения
Цель:
Задачи:
Интеграция образовательных областей
Формы, репертуар организованной деятельности
1………
2……..
3…..
4….
Как же это работает в практической деятельности, попробуем с Вами сегодня разобраться…
- Есть среди вас, те, кто работает по специальности музыкального руководителя:
не более 5 лет – 1 фокус
- группа
о
т 5 до 10 лет
- 2фокус группа
у кого стаж работы б
олее 20 лет – 3 фокус группа
-Уважаемы педагоги, сейчас мы хотели бы вам предложить составить план - конспект вечера развлечения по теме недели: « Зимние забавы», тема месяца
«Наши любимые игры. игрушки, занятия»
Каждой группе представлены подсказки - (Тема месяца, тема недели, задачи возрасту по музыкальному воспитанию, примерный репертуар, предложенный ОП «Мозаика», а также готовая форма в которую вы будете вписывать цель, задачи и основные моменты, формы деятельности с детьми)
Время, отведенное на работу – 5 минут
Напоминание: План тематической недели должен обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста и интеграцию образовательных областей…..
Самостоятельная работа малых групп
Работа с аудиторией…
- Уважаемые коллеги, Мы знаем, что Основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.
В содержание части формируемой участниками образовательного процесса включают парциальные программы…..
Пока наши участники фокус - групп работают, помогите мне подобрать музыкальный материал по этой же теме недели « Зимние забавы» только с учетом парциальных программ музыкального воспитания……….
Работа с аудиторией……
Обсуждение карточек с участниками фокус- групп
-коллеги, я предлагаю вам озвучить содержание Ваших карточек
Рефлексия
-Уважаемые коллеги, были ли у Вас затруднения при составлении плана- конспекта?
-Есть ли в ваших планах что-то общее?
- Чем отличаются Ваши планы?
- Как вы думаете почему?
- Думаю, что участие в практической работе способствовало пониманию принципов планирования образовательной деятельности по музыкальному воспитанию по программе « Мозаика»
Тема месяца : « Наши любимые игры, игрушки»
Тема недели « Зимние забавы»
Тема вечера развлечения:____________________________________________
_________________________________________________________________
Цель:____________________________________________________________
_________________________________________________________________
Задачи:__________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Интеграция образовательных областей:_______________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Формы, репертуар организованной деятельности:
________________________________________________________________
_________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Развитие детей в процессе овладения музыкальной деятельностью
( ОП « Мозаика»)
Задачи возраста:
• развивать слушательские, певческие навыки, сопровождать
своё «пение звучащими жестами», использовать простейшие рит-
мические инструменты (бубны, клавесы, колокольчики и т. д.);
• развивать ритмичность и выразительность движений.
Слушание музыки
Вызывать эмоциональную отзывчивость на музыку разного ха-
рактера (спокойный — энергичный, печальный — весёлый). По-
буждать детей самостоятельно высказываться о прослушанной
музыке. Формировать представления о средствах музыкальной вы-
разительности: регистре, динамике, тембре, темпе. Выразительно
передавать характер музыки в движении с предметами и без них.
Пение
Учить петь выразительно, протяжно, подвижно. Правильно пе-
редавать мелодию, брать дыхание между фразами. Одновременно
начинать и заканчивать пение. Петь с инструментальным сопро-
Содержание и методика реализации программы... 175
вождением и без него. Учить сопровождать своё пение звучащими
жестами, ритмическими и мелодическими инструментами.
Музыкально-двигательное развитие
Учить двигаться в соответствии с характером музыки, динами-
кой, регистрами. Самостоятельно менять движение в соответствии с
2—3-частной формой музыки, двигаться в умеренном, быстром темпе.
Учить инсценировать песни, хороводы, выразительно передавать иг-
ровые образы, выполнять танцевальные движения (прямой галоп, по-
скоки, кружение, прыжки на месте, выставление ноги на пятку). Вы-
полнять действия с предметами. Воспитывать желание, умение быть
ведущими в различных пространственных построениях (круг, змейка,
квадрат). Развивать мышечные и тактильные ощущения кистей рук
как подготовка к тонким, дифференцированным движениям пальцев.
Элементарное музицирование
Формировать умение исполнять простейшие мелодии на музы-
кальных инструментах (погремушки, деревянные ложки, барабан,
металлофон). Учить играть со звуком, словом; побуждать к самосто-
ятельному поиску извлечения звука. Способствовать придумыва-
нию несложных сюжетов, коллективному воплощению их.
Примерный музыкальный репертуар
Восприятие музыки. «Осень» (из цикла «Времена года»), муз.
А. Вивальди; В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»; «Слон»,
муз. К. Сен-Санса; «Окликание дождя», муз. А. Лядова, сл. народ-
ные; «Лягушка», муз. В. Рябикова, «Плач куклы», муз. Т. Попатен-
ко; «Новая кукла», муз. П. Чайковского; «Колокольчики звенят»,
муз. В. Моцарта; «Воробушки», муз. М. Красева; «Гроза», муз.
А. Жилинского; «Курочка-рябушечка», рус. нар.; «Куры и петухи»,
муз. К. Сен-Санса; «Пришло лето», муз. О. Юдахиной, сл. И. Чер-
ницкой; «Скакалки», муз. А. Хачатуряна; «Конь», муз. М. Красева,
сл. М. Клоковой; «Песенка про двух утят», муз. Е. Попляновой, сл.
Н. Пикулевой, «Табакерка», муз. В. Агафонникова.
Пение. «Дождик», рус. нар. мелодия; «Воробей», муз. В. Ребикова,
сл. неизвестного автора; «Сорока», чеш. нар. мелодия; «Две тетери»,
рус. нар., обр. В. Агафонникова; «Кастрюля-хитрюля», муз. Е. Поп-
ляновой, сл. Н. Пикулевой; «Танец около ёлки», муз. Ю. Слонова,
сл. И. Михайловой; «Весенняя полечка», муз. и сл. Олифировой;
«Радуется солнышко», муз. и сл. В. Степанова; «Зима прошла», муз.
Н. Метлова, сл. М. Клоковой; «Дождик, дождик», муз. В. Астровой,
сл. И. Токмаковой; «Кто пасётся на лугу», муз. А. Пахмутовой, сл.
Ю. Черных; «Тень, тень, потетень», рус. нар.; «Козлята», муз. В. Ки-
рюшина; «Солнечные зайчики», муз. Е. Попляновой, сл. Н. Пикуле-
вой; «Жучок», муз. Золотарева, сл. А. Гангова.
Музыкально-двигательное развитие. «Бег», муз. Р. Леденёва;
«Марш», муз. Т. Ломовой; «Скачут по дорожке», муз. А. Филиппен-
ко; «Козонька рогатая», рус. нар.; «Весёлые ладошки», муз. Е. Мак-
шанцевой; «Передай мячик», муз. Л. Виноградовой; «Марьино
окошко», рус. нар.; «Солнышко», муз. Е. Макшанцевой; «Птички»,
муз. И. Сафаровой (пальчиковая игра); «Колодец», автор И. Евдо-
кимов (пальчиковая игра); «Овечки», автор А. Седунов (пальчико-
вая игра); «Весёлые мячики», муз. Т. Сатулиной; «Пружинка», муз.
Т. Ломовой; «Бычок», рус. нар.; «Снежная баба», рус. нар.; «Жмур-
ки с мишкой», муз. Ф. Флотова; «Карнавальный танец» (Бразилия);
«Здороваемся — прощаемся», чеш. нар. мелодия; «Здравствуй, паль-
чик» (пальчиковая игра); «Прогулка», муз. М. Раухвергера; «Тете-
ря», рус. нар.; «Чижик-чижачок», рус. нар.; «Медведь и зайцы», муз.
В. Рябинова; «Облака» (пальчиковая игра); «Ходит конь по береж-
ку» (пальчиковая игра); «Тень-тень-потетень», рус. нар.; «Летели две
птички», рус. нар.; «Уголки», рус. нар. игра; «Шёл козёл дорогою»,
рус. нар.; «Разгонялка», рус. нар. игра; «Дружные пальчики» (пальчи-
ковая игра), «Пружинки» (игровые упражнения).
Элементарное музицирование. «Колокольчик», рус. нар.; «В гости
к музыкальным инструментам», «Ёжик и бычок», муз. Л. Виногра-
довой, «Сова и синица», сл. В. Берестова; «Прислушайтесь» — озву-
чивание стихов.
Игры. «Найди музыку в себе», «Найди музыку вокруг», «Играем
вместе», «Мячики прыгают, мячики покатились».