ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА | Мой кабинет. Работа №352040
Статья посвящена проектированию учебных заданий, направленных на поиск конкретной информации в тексте для развития читательской грамотности на уроках английского языка. Рассматривается важность развития умения находить и анализировать информацию в текстах, а также приводятся примеры эффективных заданий, которые способствуют формированию у учащихся навыков критического мышления и поискового чтения. Статья акцентирует внимание на значении читательской грамотности как ключевого компонента успешного овладения иностранным языком.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Елизарова Эльвира Арамовна, учитель английского языка
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 28 города Сочи им. Героя Гражданской войны Блинова Михаила Федосеевича Краснодарского края
Аннотация. Статья посвящена проектированию учебных заданий, направленных на поиск конкретной информации в тексте для развития читательской грамотности на уроках английского языка. Рассматривается важность развития умения находить и анализировать информацию в текстах, а также приводятся примеры эффективных заданий, которые способствуют формированию у учащихся навыков критического мышления и поискового чтения. Статья акцентирует внимание на значении читательской грамотности как ключевого компонента успешного овладения иностранным языком.
Ключевые слова: читательская грамотность, английский язык, учебные задания, поиск информации, критическое мышление, текст.
Читательская грамотность играет важную роль в изучении английского языка, так как она помогает ученикам понимать содержание текстов, находить необходимую информацию и анализировать её. Умение искать и интерпретировать информацию в текстах на иностранном языке не только способствует улучшению языковых навыков, но и развивает критическое мышление. Проектирование учебных заданий, ориентированных на поиск конкретной информации, является одной из важнейших задач учителя английского языка.
Для развития читательской грамотности на уроках английского языка важно создать задания, которые будут побуждать учащихся к активному поиску информации в тексте. Это могут быть вопросы, требующие точных ответов, задания на заполнение таблиц, составление схем и диаграмм, поиск ключевых слов и фраз, а также упражнения, стимулирующие учащихся к обсуждению и анализу полученной информации.
Например, после прочтения текста об известных достопримечательностях Лондона можно предложить ученикам найти информацию о конкретных местах и ответить на вопросы: «В каком году был построен Тауэрский мост?», «Какова высота Биг-Бена?» или «Где находится Букингемский дворец?». Такие задания помогают учащимся сосредоточиться на деталях и искать конкретные факты в тексте, что развивает их внимание и улучшает навыки поискового чтения.
Еще один эффективный подход к развитию читательской грамотности — это создание заданий, которые требуют нахождения противоречивой информации или анализа нескольких источников. Например, можно предложить ученикам прочитать два текста на одну тему, но с разными точками зрения, и попросить их найти различия в представленных фактах или аргументации. Это не только помогает развивать умение находить информацию, но и учит анализировать тексты, сравнивать данные и делать выводы. Такие задания особенно актуальны при работе с аутентичными текстами, которые могут содержать разнообразные мнения и факты.
Для младших школьников можно использовать задания, которые требуют нахождения и выделения ключевых слов или фраз. Например, после прочтения сказки или короткой истории можно попросить учащихся найти слова, описывающие главного героя, его действия или место действия. Это помогает детям сосредоточиться на важной информации и лучше понять содержание текста.
Другим примером задания является составление вопросов к тексту. Ученики могут работать в парах, читая текст и составляя вопросы для своих одноклассников. Это стимулирует их внимательно прочитывать текст, выделять ключевую информацию и находить интересные факты, которые могут привлечь внимание других. Такой метод не только развивает читательскую грамотность, но и способствует повышению мотивации к изучению языка, так как учащиеся участвуют в процессе создания заданий и активно взаимодействуют друг с другом.
Учебные задания могут также включать элементы проектной деятельности, где ученики работают над поиском информации по определенной теме и создают итоговый продукт, например, презентацию, плакат или буклет. Например, после изучения темы «Праздники в Великобритании» можно предложить учащимся найти информацию о различных традициях и подготовить презентацию с ключевыми фактами о каждом празднике. Это способствует развитию не только читательской грамотности, но и навыков публичных выступлений и проектной работы.
Важной частью проектирования заданий является учет уровня подготовки и интересов учащихся. Например, для старших классов можно использовать задания с более сложными текстами, требующие анализа научных статей, газетных материалов или новостных репортажей. В то время как для младших школьников подойдут тексты с простым языком и иллюстрациями, чтобы облегчить процесс поиска информации. Важно также выбирать темы, которые будут интересны учащимся и соответствовать их уровню языковой подготовки.
Эффективные задания для развития читательской грамотности должны учитывать разнообразие текстов. Это могут быть как художественные произведения, так и научно-популярные статьи, новостные заметки, рекламные объявления, инструкции и письма. Использование различных типов текстов помогает ученикам адаптироваться к разнообразным ситуациям и задачам, с которыми они могут столкнуться в реальной жизни.
Включение заданий на поиск информации в повседневную практику позволяет учащимся не только улучшать свои навыки чтения на английском языке, но и подготавливает их к будущим экзаменам и тестам, где умение быстро находить и анализировать информацию является важным компонентом. Например, задания формата «найдите в тексте пример использования будущего времени» или «укажите, какие аргументы использует автор» помогают ученикам научиться быстро ориентироваться в тексте и выделять ключевые моменты.
Таким образом, проектирование учебных заданий, направленных на поиск конкретной информации в тексте, играет важную роль в процессе обучения английскому языку. Эти задания развивают у учеников навыки критического мышления, учат их находить и анализировать информацию, способствуют повышению мотивации к изучению языка и делают процесс обучения более увлекательным и продуктивным. Учитель, использующий разнообразные подходы к проектированию заданий, способствует успешному развитию читательской грамотности своих учеников, подготавливая их к реальной жизни и дальнейшему обучению.