Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проектная деятельность как основа развития личности обучающегося. | Людмила Яковлевна Мигрина. Работа №346347

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Убеждена, что на основе проектного метода обучения можно не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. А условия таковы: при выборе темы проекта учитываю индивидуальные возможности каждого ученика: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям. 

Проектная деятельность как основа развития личности обучающегося.
Мигрина Людмила Яковлевна, учитель технологии ОГБОУ
Новооскольская СОШ с УИОПБелгородской области
Особенность ФГОС нового поколения – ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Именно в этой связи особенно актуальной становится проектная работа, которую принято относить к инновационным педагогическим технологиям, фиксируя внимание на ее новизне. При ближайшем рассмотрении идея проектной работы не нова, а лишь обновлена. В проектной работе есть огромный потенциал, т.к. этот вид работы формирует самостоятельность в добывании знаний и способствует усилению положительной мотивации в обучении, развивает личность ребёнка. Цель проектного обучения - создать условия, при которых обучающиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают творческие умения. Личностно деятельностный подход принципиально важен для организации проектной деятельности. Необходимым этапом работы над проектом является объективная оценка конечных и промежуточных результатов своих действий. Выбор проектной деятельности зависит от возраста, интересов, уровня развития. Учитель формирует мотивацию учеников, проводит консультации по выбору тем проекта, по содержанию проекта, оказывает помощь в подборе материала, отслеживает деятельность каждого участника проекта, координирует действия всех участников, выступает в качестве эксперта на защите проекта, делает анализ проделанной работы, оценивает каждого участника проекта. Как мы видим, роль учителя в проектной технологии очень велика, именно от нас зависят и процесс, и результаты, поэтому мы должны: создать мотивацию, образовательную среду; определить, чему должны научиться обучающиеся в результате работы; уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений; представлять возможные способы презентации ситуаций для осмысления проблемы исследования; консультировать; -иметь критерии объективной оценки; уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом. В целом в работе над проектом учитель: помогает обучающимся в поиске нужных источников информации; сам является одним из источников; координирует весь процесс; поощряет учеников; поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы обучающихся над проектом. Организуя проектную деятельность, учитываю следующее:
Проект – это цельная работа, её нельзя не закончить, остановиться посередине, так как оценивается конечный продукт, представляющий собой объективно новое знание и опыт.
Проект – это сложная работа, состоящая из принципиально разных видов деятельности: составление плана, работа с информацией, работа с людьми, анализ полученных материалов, составление рекомендаций, - все подвиды деятельности объединены цельностью.
Обязательным моментом является присутствие реальной практической деятельности (а не просто её моделирование) – практика в данном случае является системообразующим компонентом, непосредственно связанным с формированием мировоззрения ученика.
Выполнение проекта предполагает работу с первичной информацией (не существующей до начала работы), которая учит делать умозаключения.
Учитель выступает в роли координатора, не навязывая своего мнения. Для меня, как и для кадет, это очередная ступенька в развитии наших отношений, потому что сначала мы выполняли просто творческие работы, а потом возникла необходимость создать продукт, в котором будет видно участие каждого, это способ погружения в тему. При этом учатся не только дети, но и педагог.
Убеждена, что на основе проектного метода обучения можно не только разбудить дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. А условия таковы: при выборе темы проекта учитываю индивидуальные возможности каждого ученика: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям. Индивидуальная работа с учащимися – это познание личности каждого, особенностей характера и привычек. Принимая ученика таким какой он есть, делаю все возможное, чтобы хорошее и доброе в душе в сочетании с желанием и способностями стали основанием для создания задуманного изделия. Привлекательность проектного метода обучения состоит также в том, что в процессе работы над проектом у девочек развиваются организационные и рефлексивные способности. Они учатся планировать свою деятельность, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учёбе и улучшает результаты обучения. Во все времена конечным результатом обучения является высоко-образованная, эстетически развитая творческая личность. А любая личность должна уметь свободно мыслить и принимать самостоятельные решения. К этому и стремится современная школа. И мое твердое убеждение состоит в том, что основная задача педагога – научить ребенка мыслить творчески. В трудовом обучении нельзя быть автократом и сдерживать инициативу учащихся, нужно идти навстречу детям и предоставлять больше возможностей для выбора вида трудовой деятельности предлагать более широкий спектр работ на уроках труда, поощрять инициативу. Свою работу я планирую так, чтобы помочь ученику максимально развить в себе способность к самостоятельному мышлению, а значит, - к творчеству. Как при этом учитывать особенности ребенка, его интересы? Что происходит с его личностью? Вот, пожалуй, главные вопросы, волнующие меня, когда обдумывались новые формы работы, стимулирующие личностный рост каждого ученика. Творческий проект, хорош еще и тем, что работы учащихся можно предоставлять для участия в конкурсах. Проектное обучение использую в своей работе. Планирование уроков технологии для девочек 5-8 классов составлено таким образом, что в течение учебного года все учащиеся выполняют творческие проекты. Темы проектов обговариваются в начале учебного года, согласуются с общеобразовательной программой по технологии. По тематике проекты дети выбирают самые разные. В ходе этапов проекта ставятся цель и задачи работы, выдвигаются требования дизайн-спецификации, выполняются эскизы идей, выбираются и исследуются материалы и способы обработки, проводится дизайн-анализ будущего проекта, рассчитывается его себестоимость и изготавливается изделие, имеющее практическую значимость для ребёнка. Индивидуальные творческие проекты защищаются с использованием компьютерных презентаций в конце учебного года. Считаю, что особенностью системы выполнения проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося. Опыт показывает, что работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, воспитывает обязательность выполнения заданий, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе, свободу в выражении идей, их отстаивании и в то же время способствует доброжелательности при всех обстоятельствах. При выборе темы проекта учитываю индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их возможностям. Принимаю ученика таким, какой он есть. Считаю, что индивидуальная работа с учащимися - это познание личности каждого, чтобы хорошее и доброе в душе в сочетании с желанием и способностями стали основанием для создания задуманного изделия. Проектное обучение создаёт положительную мотивацию для развития творческих способностей. Использование проектной технологии, оцениваю по качеству обучающихся на 4 и 5 и по количеству учащихся ставшими победителями и призёрами районных олимпиад и участию в конкурсах. Так проект Композиция обрядовая свадебная кукла выполненный ученицей 8 класса Фироновой Татьяной на Всероссийском конкурсе Первые шаги , был удостоен диплома II степени. В течение трех последних лет моя воспитанница Тюфанова Анна занимала призовые места на областных Олимпиадах по технологии, где проектная работа является обязательной. Успехи в творческой деятельности, помогают детям вырасти в собственных глазах, и глазах своих сверстников, приводят к признанию и принятию молодежным сообществом, что немаловажно для подростка. Внедрение в образовательный процесс метода проектов открывает значительные возможности для развития самостоятельности, коммуникативных навыков, организационных и рефлексивных способностей школьников. Успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика. В итоге активная разносторонняя проектная деятельность способствует формированию личности, способной к творческой преобразовательной деятельности
Список используемой литературы:
1. Кларин М. В. Педагогические технологии в учебном процессе. – М.. 1989.
2. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в школе. – С. 2006.
3. www.festival.1sentember.ru
HYPER13PAGE HYPER15
1
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×