Проектная деятельность как способ вовлечения школьников в изучение английского языка | Бондаренко Антонина Михайловна. Работа №352983
Аннотация. Проектная деятельность становится важным инструментом в изучении английского языка, так как она мотивирует школьников, делает процесс обучения более практикоориентированным и увлекательным. Данная статья рассматривает основные подходы к организации проектной деятельности на уроках английского языка для учащихся школы. Обсуждаются ключевые принципы, этапы работы над проектами, их типы и влияние на развитие языковых навыков. Особое внимание уделяется роли учителя в организации проектной работы и создании условий для самостоятельного и творческого участия школьников.
Ключевые слова: проектная деятельность, английский язык, вовлечение школьников, языковые навыки, мотивация, коммуникативный подход, творчество, обучение.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ВОВЛЕЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Бондаренко Антонина Михайловна, учитель английского языка
МКОУ "Добринская СОШ", Воронежская область, с. Добрино
Аннотация. Проектная деятельность становится важным инструментом в изучении английского языка, так как она мотивирует школьников, делает процесс обучения более практикоориентированным и увлекательным. Данная статья рассматривает основные подходы к организации проектной деятельности на уроках английского языка для учащихся школы. Обсуждаются ключевые принципы, этапы работы над проектами, их типы и влияние на развитие языковых навыков. Особое внимание уделяется роли учителя в организации проектной работы и создании условий для самостоятельного и творческого участия школьников.
Ключевые слова: проектная деятельность, английский язык, вовлечение школьников, языковые навыки, мотивация, коммуникативный подход, творчество, обучение.
В современном образовательном процессе особое внимание уделяется активным и интерактивным методам обучения, которые помогают учащимся не только усваивать знания, но и применять их на практике. Одним из таких методов является проектная деятельность. Она представляет собой форму учебной работы, в которой школьники решают практическую задачу, связанную с изучаемым материалом, в данном случае с английским языком.
Для учеников 2-11 классов проектная деятельность служит мощным стимулом к изучению языка, так как она позволяет использовать полученные знания в реальных коммуникативных ситуациях. Включение проектов в учебный процесс способствует развитию у школьников навыков работы в команде, критического мышления и творческого подхода.
1. Проектная деятельность в контексте изучения английского языка
Почему проектная деятельность эффективна?
Проектная работа базируется на нескольких принципах, которые делают её особенно полезной в изучении иностранного языка:
Практическая направленность. Ученики создают продукт (презентацию, видеоролик, газету и т.д.), используя языковые знания на практике.
Творческий подход. Проекты позволяют проявить креативность, делая обучение интересным и увлекательным.
Коммуникативная цель. В процессе выполнения проекта учащиеся активно используют язык для взаимодействия друг с другом и с учителем.
Типы проектов
Проекты могут быть различными по содержанию и форме:
Исследовательские – учащиеся проводят исследования, связанные с культурой стран изучаемого языка (например, "Традиции празднования Рождества в Англии").
Информационные – составление и представление информации (например, создание путеводителя по Лондону).
Практико-ориентированные – проекты, направленные на решение конкретной задачи (например, организация классного мероприятия на английском языке).
Творческие – написание сценариев, создание видеороликов, иллюстрированных книжек и т.д.
Социальные – проекты, направленные на взаимодействие с сообществом (например, проведение уроков английского языка для младших классов).
2. Этапы работы над проектом
Организация проектной деятельности требует четкого планирования. Основные этапы:
Постановка цели. Учитель совместно с учениками определяет тему и задачи проекта.
Планирование. Разрабатывается план действий, распределяются роли в команде, подбираются ресурсы.
Исследование и сбор информации. Учащиеся проводят поиск и обработку информации на английском языке.
Создание продукта. Учащиеся разрабатывают конечный продукт, будь то презентация, видео, плакат или другой результат.
Презентация. Готовый проект представляется аудитории (одноклассникам, учителям или даже родителям).
Рефлексия. Обсуждаются результаты работы, выявляются успехи и сложности.
3. Роль учителя в проектной деятельности
Учитель английского языка выступает не только источником знаний, но и координатором и вдохновителем. Его задачи включают:
Мотивация учеников. Учитель должен объяснить важность проекта и увлечь детей идеей.
Помощь в организации работы. Учитель помогает распределять роли, искать материалы, контролирует соблюдение сроков.
Поддержка языковой практики. Учитель обучает необходимой лексике и грамматике, а также исправляет ошибки в процессе работы.
Оценка результатов. Учитель оценивает не только конечный продукт, но и усилия, командную работу и процесс.
4. Примеры проектов для разных возрастных групп
Младшие классы (2-4 классы):
Создание коллажа "My Family".
Составление сказки или рассказа с иллюстрациями.
Мини-театр на английском языке.
Средние классы (5-8 классы):
Проект "A Day in the Life of a British Schoolchild".
Создание туристического буклета о странах изучаемого языка.
Организация классного мероприятия на английском.
Старшие классы (9-11 классы):
Подготовка дебатов на английском языке по актуальным темам.
Съёмка короткометражного фильма.
Исследование "Английский язык в профессии моей мечты".
5. Преимущества проектной деятельности
Проектная деятельность способствует развитию не только языковых навыков, но и личностных качеств:
Мотивация. Ученики видят практическое применение изучаемого материала.
Улучшение языковых навыков. Работа над проектами включает все аспекты языка: чтение, письмо, говорение и слушание.
Развитие soft skills. Проекты помогают развивать навыки коммуникации, критического мышления, планирования и работы в команде.
6. Возможные трудности и пути их преодоления
Несмотря на очевидные преимущества, проектная деятельность может сопровождаться трудностями:
Недостаток времени. Решение: интеграция проектной работы в регулярные уроки.
Различный уровень подготовки учеников. Решение: создание смешанных команд, где более сильные ученики помогают менее подготовленным.
Языковой барьер. Решение: предоставление языковой поддержки, работа с примерными текстами.
Проектная деятельность на уроках английского языка является эффективным инструментом, который помогает вовлечь школьников в процесс изучения языка, развить их творческие способности и навыки общения. Она делает процесс обучения более живым и интересным, позволяя использовать язык в реальных ситуациях. Для успешной реализации проектов важно, чтобы учитель играл активную роль, мотивировал учеников и создавал условия для их успешной работы.
Список литературы
Костюченко Ольга Сергеевна МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Огарёв-Online.
2020. №12 (149). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-proektov-kak-sposob-aktivizatsii-poznavatelnoy-deyatelnosti-na-urokah-inostrannogo-yazyka
Хабибуллина Эльвина
Фаниловна
, Кулакова Кристина Александровна ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // E-
Scio
.
2021. №1 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-metodicheskie-usloviya-realizatsii-proektno-issledovatelskoy-deyatelnosti-shkolnikov-na-urokah-inostrannogo-yazyka
Юсуфова Л. О. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ // Вестник СПИ. 2022. №1 (41).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-ispolzovaniyu-metoda-proektov-v-obuchenii-shkolnikov-inostrannomu-yazyku