Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры младших школьников | Сметанина Ангелина Валерьевна. Работа №350779
Аннотация. В статье рассматривается проектная деятельность как эффективный инструмент для формирования экологической культуры у младших школьников. Под экологической культурой понимается совокупность знаний, умений и ценностей, способствующих осознанному отношению к окружающей среде. Автор обсуждает основные преимущества проектной деятельности, методические подходы к организации проектов, а также предлагает примеры успешных проектов, которые могут быть реализованы в условиях начальной школы. Описываются роли учителя и учащихся в процессе проектирования, а также результаты, которые можно ожидать от участия в проектной деятельности.
Ключевые слова: проектная деятельность, экологическая культура, младшие школьники, начальная школа, педагогические технологии, формирования ценностей.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Сметанина Ангелина Валерьевна, учитель начальных классов
“МОУ "СОШ № 40”, Челябинская область, г. Магнитогорск
Аннотация. В статье рассматривается проектная деятельность как эффективный инструмент для формирования экологической культуры у младших школьников. Под экологической культурой понимается совокупность знаний, умений и ценностей, способствующих осознанному отношению к окружающей среде. Автор обсуждает основные преимущества проектной деятельности, методические подходы к организации проектов, а также предлагает примеры успешных проектов, которые могут быть реализованы в условиях начальной школы. Описываются роли учителя и учащихся в процессе проектирования, а также результаты, которые можно ожидать от участия в проектной деятельности.
Ключевые слова: проектная деятельность, экологическая культура, младшие школьники, начальная школа, педагогические технологии, формирования ценностей.
Современное образование требует от учителей не только передачи знаний, но и воспитания у учащихся устойчивого интереса к изучению окружающего мира, заботы о природе и активного участия в решении экологических проблем. В этом контексте проектная деятельность выступает как мощный инструмент формирования экологической культуры у младших школьников. Она предоставляет возможность детям исследовать, анализировать и находить решения экологических задач через практическую деятельность и сотрудничество.
1. Понимание экологической культуры
Экологическая культура включает в себя не только знания о природе, но и умения активно защищать ее, превращая осознание необходимости заботы о окружающей среде в повседневную практику. Формирование экологической культуры — это процесс, требующий активной позиции как со стороны учителей, так и родителей. Проектная деятельность помогает привить ребятам такие ценности, как забота о природе, ответственность за свои действия и деятельное участие в жизни общества.
2. Преимущества проектной деятельности
Активное участие учащихся
Проектная деятельность активирует учащихся, побуждает их к поиску информации, самостоятельному решению задач и активно вовлекает в процесс коллективной работы. Это делает обучение более интересным и продуктивным.
Развитие критического мышления
Работа над проектами способствует развитию критического мышления, позволяя ученикам анализировать проблемы и находить к ним творческие решения. Учащиеся учатся обосновывать свои взгляды и аргументированно представлять результаты своей работы.
Социальная ответственность
Проекты экологической направленности помогают детям осознать важность своей роли в обществе, развивают навыки гражданской активности и формируют чувство ответственности за состояние окружающей среды.
3. Методические подходы к организации проектной деятельности
Определение темы проекта
Темы проектов должны быть актуальными и интересными для детей. Примеры тем: "Наши любимые растения", "Как мы можем помочь животным", "Экология нашего района". Главное — выбрать такие темы, которые вызывают у школьников эмоциональный отклик и заинтересованность.
Этапы работы над проектом
Процесс включает в себя несколько этапов:
Подготовительный этап: ознакомление с темой, обсуждение вопросов и проблем.
Исследовательский этап: сбор информации, проведения интервью, поездок в природу и лабораторные исследования.
Создание продукта проекта: подготовка доклада, презентации, создание газеты, выставки или видеофильма.
Презентация результатов: представление итогов работы перед классом, родителями или широкой аудиторией.
Роли участников
Роль учителя в проектной деятельности — не только в том, чтобы передавать знания, но и в помощи учащимся в организации работы, в поиске информации и в поддержке их идей. Учитель создает условия для активного участия детей и направляет их усилия на достижение результата.
4. Примеры успешных проектов
"Экологический след" — проект, в рамках которого учащиеся исследуют, какими экологическими привычками обладают их семьи, ведут "экологический дневник", а затем разрабатывают рекомендации по улучшению экологической ситуации в своем доме.
"Сохраним природу вместе" — проект, в котором школьники проводят акцию по очистке парка или берега реки, изучают виды мусора и его влияние на природу, а затем создают плакаты о рациональном обращении с отходами.
"Зелёная карта" — проект, цель которого — создать карту зеленых территорий в своем районе, провести наблюдения за флорой и фауной, а также разработать рекомендации по озеленению.
Проектная деятельность — это важный элемент образовательного процесса, который способствует формированию экологической культуры у младших школьников. Она не только увеличивает уровень знаний учеников, но и формирует у них активную гражданскую позицию и осознанное отношение к окружающей среде. Педагоги, обращая внимание на актуальные экологические проблемы и вовлекая детей в проектную работу, способны значительно повысить интерес и ответственность детей за сохранение природы. Поддерживая инициативы учащихся и организуя увлекательные проекты, мы можем привить им любовь к окружающему миру и желание заботиться о нем.
Список литературы
Асадулаева Фатима Рамазановна, Джегистаева Лариса Исаевна, Батырова Айна Магометовна Проектная деятельность как средство экологического воспитания младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №74-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-ekologicheskogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov
Зайцева Светлана Александровна, Рыжечкина Лариса Игоревна Формирование экологической культуры младших школьников средствами учебных проектов // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekologicheskoy-kultury-mladshih-shkolnikov-sredstvami-uchebnyh-proektov
Конопля Ю. В. Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры младших школьников при изучении предмета "Окружающий мир" // Теория и практика современной науки. 2023. №1 (91). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-formirovaniya-ekologicheskoy-kultury-mladshih-shkolnikov-pri-izuchenii-predmeta-okruzhayuschiy