"Проектная деятельность как средство формирования познавательных учебных действий младших школьников". | Яна Владимировна Кастова. Работа №273700
Автор: Яна Владимировна Кастова
Многие авторы отмечают, что обучение проектированию, проектной деятельности есть способ формирования проективного способа взаимодействия с миром. Поэтому проектная деятельность как педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы.
Анализ моих исследований показал, что метод проектов активизирует познавательную деятельность, развивает творческие способности школьников, повышает уровень профессиональной мотивации, развивает самостоятельность, формирует личностные качества: коммуникабельность, толерантность, ответственность; развивает навыки работы с информацией, стимулирует стремление к самореализации и самообразованию .
Проектная деятельность как средство формирования познавательных учебных действий младших школьников
Проектная деятельность позволяет наиболее целостно и системно учесть различные аспекты развития учебной деятельности школьников, как на уровне организационных условий, так и на уровне осуществления учебной деятельности.
Многие авторы отмечают, что обучение проектированию, проектной деятельности есть способ формирования проективного способа взаимодействия с миром. Поэтому проектная деятельность как педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы (Н.А.Гордеева, Н.В. Гузенко, Н.М.Конышева и др.).
Проблема проектной деятельности исследовалась в многочисленных работах отечественных и зарубежных ученых в области философии, педагогики, психологии. Научный потенциал знаний, имеющийся в педагогике, позволяет предположить, что дальнейшее исследование проблемы организации проектной деятельности учащихся связано с использованием теории и практики продуктивного обучения, объединяющего идеи и концепции продуктивного подхода, гуманизации обучения, свободного самоопределения и самореализации, развития самостоятельной творческой деятельности обучаемых.
Анализ исследований показал, что метод проектов активизирует познавательную деятельность, развивает творческие способности школьников, повышает уровень профессиональной мотивации, развивает самостоятельность, формирует личностные качества: коммуникабельность, толерантность, ответственность; развивает навыки работы с информацией, стимулирует стремление к самореализации и самообразованию .
Популярность метода проектов обусловлена тем, что в силу своей дидактической сущности он позволяет решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, добывать и анализировать необходимую информацию.
Метод проектов — это комплексный обобщающий процесс рационального сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности, позволяющий комбинировать и соединять формальные знания с практическим опытом .
Он основан на понимании роли личности ребенка в системе развития и «его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала» .
Метод проектов является ретроинновацией, получившей известность в начале XX в., основоположником которой считается американский педагог, основатель философии прагматизма Д. Дьюи. Теоретической основой метода стали его педагогические концепции, в которых большое значение придавалось обучению через деятельность, что было отражено в названии метода — метод «учения посредством делания». Д. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, опирающуюся на интерес, а итогом работы автор считал решение проблемы, воплощённой в реальном, ощутимом результате. Для нас наиболее актуальна позиция учёного, выражающаяся в том, что вся деятельность учителя должна быть направлена на формирование мышления учащихся, в основе которого лежит их личностный опыт .
По мнению Д. Дьюи, источник мышления лежит в проблеме. Основу метода проблем Д. Дьюи составляла его схема акта мышления, включающая проблемную ситуацию, анализ данных, выдвижение гипотезы, проверку гипотезы и выводы. Организуя процесс обучения согласно этой схеме, учитель формирует у школьников в ходе решения проблем приёмы творческого учения, оставляя за собой лишь общее руководство и советы по организации самостоятельной исследовательской учебной работы школьников.
В России идеи метода проектов связаны с именем выдающегося педагога П.Ф. Каптерева, который писал в своей книге «Дидактические очерки»: «Ум выше знаний, так как, владея умом, всегда можно приобрести знания, а, владея знаниями, не всегда приобретешь ум. Знание само по себе, вне отношения к развитию ума, имеет в образовании очень мало значения: всего не узнаешь, всем наукам не обучишься... Самое важное приобретение учащихся - уменье правильно мыслить и говорить, уменье учиться». В дальнейшем проектное обучение развивалось параллельно с разработками американских учёных и связано с именами П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, Н.К. Крупской и др.
Основными достоинствами использования метода проектов в контексте организации учебного процесса являются: понимание функций и роли учителя в образовательном процессе, необходимости публичного представления результата деятельности, организации экспертной оценки работы, реализации межпредметных связей, дифференцированного и индивидуального подхода в обучении, определение этапов проектной деятельности, формирование групп для работы над проектом, анализ работы, направления критики выполненных проектов.
Существенными недостатками внедрения метода проектов в учебный процесс следует считать: понимание термина «проект» в очень широком смысле, отсутствие планирования, учебных программ, построение учебного процесса только на основе метода проектов, изучение только реальных жизненных проблем, полную самостоятельность учащихся в выборе темы проекта .
Метод проектов является педагогической технологией. Н. Ю. Пахомова подчеркивает: «Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути». Рассматривая метод проектов как педагогическую технологию, мы раскрываем следующие ее компоненты.
Концептуальной основой учебного проектирования как педагогической технологии является личностно-ориентированная парадигма образования, утвердившаяся в конце 80-х годов XX века (Е.В. Бондаревская, А.Н. Леонтьев, Г.Н. Сериков, И.С. Якиманская и др.). Важную роль в становлении этой парадигмы сыграли педагоги-новаторы Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов и др. Системообразующим фактором их методов выступала уникальная и неповторимая личность учащегося.
Кроме того, важной частью концептуальной основы учебного проектирования как педагогической технологии является субъектно-ориентированный подход, согласно которому: наиболее ценностным является не результат, а процессуальная сторона проектирования; ведущая роль в учебном проектировании отводится субъектам проектной деятельности; интересы, потребности, творческие возможности создателя (субъекта) проекта признаются основным источником проектной цели и обуславливают многообразие и многоуровневость проектов.
Содержательная часть учебного проектирования связана с определением целей, задач и содержания образования. Целью учебного проектирования является общее и профессиональное обучение, воспитание и развитие.
Задачи учебных проектов обусловлены функциями и особенностями современного образования: развитие творческой активности и самостоятельности учащихся; развитие у обучающихся рефлексии, умения применять знания на практике, планировать собственную деятельность, анализировать ее ход и результаты, принимать обоснованные управленческие решения; повышение самостоятельности обучающихся; формирование у них активной гражданской позиции и социально значимых ценностей.
Результатом учебного проектирования являются образовательные проекты, под которыми мы будем понимать реальные «продукты» (интеллектуальные, материальные), полученные в результате самостоятельной, познавательной деятельности субъекта, которые обладают субъективной или объективной новизной и направлены на общее и профессиональное развитие.
Проблемой разработки и внедрения проектной деятельности на разных этапах образования занимались многие отечественные исследователи начала XX века. Однако до сих пор им не удалось достигнуть единства в определении понятия «проектная деятельность».
В исследованиях Н. В. Матяш проектная деятельность рассматривается как форма учебно-познавательной активности школьников, заключающаяся в мотивированном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческих проектов, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения.
О. А. Гребенникова отмечает, что в современной науке выделяется, как минимум, пять существенных характеристик проектной деятельности. Ученый отмечает, что проектирование это:
- вид человеческой способности, отличающий его как социальное существо от других биологических организмов;
- компонент любой деятельности, роль которого состоит в создании образа его будущего результата;
- самостоятельный вид деятельности, связанный с разработкой проекта и способов его реализации;
- особый вид познания, дающего основанное на знании, опыте и интуиции представление об объектах, которые могут возникнуть при условии реализации проектной идеи;
- методология деятельности, нацеленной на получение объективного или субъективного нового результата .
П. А. Маслов понимает проектную деятельность как совместную познавательную, творческую деятельность, направленную на овладение учащимися приемами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, удовлетворения познавательных потребностей, самореализацию и развитие личностно значимых1 качеств в процессе выполнения учебного проекта .
По мнению М.В. Чановой, проектная деятельность является технологией проблемного обучения, характеризующейся активной, самостоятельной, творческой деятельностью учащихся по созданию конкретного учебного продукта. Данное понятие отличается от известных понятий конкретизацией сущности, то есть чем является метод проектов с указанием результата (является технологией проблемного обучения с созданием конкретного учебного продукта), определением и установлением иерархичности основных признаков (характеризуется активной, самостоятельной, творческой деятельностью учащихся), также ему присуща компактность формулировки .
В тоже время термин «проектная деятельность» можно рассматривать не только с точки зрения целей, содержания и характеристик (особенностей) деятельности, но и с точки зрения субъекта в ней участвующего. Так, для педагога это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
- проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
- целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
- самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
- представлению результатов своей деятельности и хода работы;
- презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
- поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
- практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
- выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
- проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению) .
Если же рассматривать проектную деятельность со стороны обучающегося, то это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности— найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей .
Таким образом, существует множество подходов к определению понятия «проектная деятельность». Однако, наиболее точным и полным, на наш взгляд, является следующее определение: под проектной деятельностью обучающихся понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Непременным условием такой деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности .
Мы рассматриваем проектную деятельность как деятельность в рамках реализации проекта, предполагающую самостоятельное выполнение детьми младшего школьного возраста комплекса действий по решению значимой для них проблемы, завершающейся созданием продукта при эмоциональной, регулятивной и инструктирующей поддержке взрослого. Влияние проектной деятельности на развитие познавательных учебных действий определяется степенью овладения ребенком действиями практического и мыслительного характера: выделение (осознание) проблемной ситуации, формулировка проблемы, определение возможных способов решения проблемы, реализация намеченного плана, представление продукта проектной деятельности.
Существуют различные подходы к выделению этапов выполнения учебных проектов. Е.С. Полат выделяет следующие этапы выполнения учебных проектов:
- подготовительный этап: обоснование проблемы и актуальности проекта, выбор темы, определение его цели, задач и желаемых результатов, анализ предстоящей деятельности, выявление методов и средств поиска источников информации, планирование проекта (план работ), целевая презентация, предварительная экспертиза и коррекция;
- основной этап: систематизация собранного материала, оформление проекта;
- заключительный этап: заключительный контроль, защита проекта (итоговая презентация), экспертиза, рефлексия, внедрение проекта.
В процессе обучения проектная деятельность, во-первых, обеспечивает более полноценное усвоение учебных ситуаций и действий, контроля и оценки; во-вторых, принятие внешнезаданных учебных целей. Специфической особенностью проектной деятельности является ее активизирующее влияние на развитие творческой направленности личности и обеспечение творческого характера освоения действительности.
Метод проектов способствует широкому развитию у ребенка исследовательских качеств. Также, метод проективной деятельности вносит разнообразие в развитие и саморазвитие ребенка. Способствует активизации познавательной деятельности, развивает креативность и одновременно способствует формированию определенных личностных качеств, которые, как говорил А.Н. Леонтьев, развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким качествам можно отнести умение выбирать из различных источников необходимый материал, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты своей деятельности.
Проектная деятельность, предоставляя школьнику широкое поле новой для него деятельности, тем самым способствует появлению широкого круга интересов и является значимым средством развития личности школьника как субъекта учения. Она направлена на развитие познавательных процессов, стимулирует умственные действия, интенсифицирует обучение, способствует гармоничному развитию личности.
Исследования, проведенные Н.В. Матяш, Н.В. Семеновой, В.Д. Симоненко и других, показывают, что проектная деятельность оказывает большое влияние на становление личности человека. Оно способствует реализации личностно-ориентированной парадигмы образования, обеспечение целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся; формированию потребности в знаниях, высоких мотивов учения и стремления к самообразованию.
Выделяют следующие функции, выполняемые проектной деятельностью:
- управляющая функция - ориентация на цель, планирование, контроль успешности продвижения к цели;
- человекообразующая функция — сохранении и восстановлении экологии человека, его телесного и душевного здоровья, смысла жизни, личной свободы, духовности, нравственности»;
- развивающая функция - прогнозирование процессов становление социально значимых качеств личности и поддержка ее индивидуальности, качественного изменения субъектов и объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений, преобразование их внешних и внутренних связей;
- познавательная функция - конструирование содержание учебной деятельности и процесса ее реализации, выявление тенденций развития образовательной системы, проникновение в будущее;
- культуросозидательная функция — планирование способов воспроизводства и развития культуры, отбор культуросообразного содержания и воссоздание в образовательных культурах образцов и норм, направленных на воспитание человека культуры.
То есть проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, трудовой, коммуникативной, учебной, теоретической и практической деятельности. А, следовательно, именно в проектной деятельности следует осуществлять развивающее обучение.
Одна из основных черт проектной деятельности состоит в том, что она разворачивается в проблемной ситуации, которая не решается прямым действием.
Вторая особенность проектной деятельности заключается в том, что ее участники должны быть замотивированы. То есть в проектной деятельности должны быть реализованы не только понимание проблемы, но и сам замысел ребенка.
Третьей важной особенностью проектной деятельности является ее адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение и личные смыслы, он всегда ищет адресата - человека, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску, и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных школьнику.
Несмотря на общие особенности структуры, можно выделить три основных вида проектной деятельности, каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации:
творческая,
исследовательская,
нормативная.
В работе А.Д. Климовой дана классификация видов проектной деятельности:
- исследовательская (выполнение исследований и разработок, направленных на решение актуальных теоретических и практических задач, имеющих социокультурное, народно-хозяйственное и политические значение, для этого вида проекта характерны сложность и уникальность и т.д.);
- учебная (с одной стороны, эффективная образовательная технология, с помощью которой происходит обучение учеников методу проектов, с другой, результат образовательного проекта);
- учебно-организационная; структурно-организационная (не требуют больших вложений, но необходимо создание нормативной базы оплаты труда педагогов при работе во внеурочное время. Эти документы являются составной частью проекта: в них важна связь с планом работы школы, промежуточной и итоговой аттестацией; управление временем, качеством, коммуникациями, человеческими ресурсами, снабжением и поставками, рисками и т.д.);
- управленческая (имеет своей целью провести системные изменения в управлении образовательным учреждением - организационной структуре, распределении функциональных обязанностей, мониторинге, планировании, контроле и т.п.).
В последние годы проектная деятельность все больше развивается на ступени школьного образования, как звено образовательного процесса. Это явление обусловлено, по мнению Н.В. Матяш, «как потребностями современного этапа развития общества и производства, так и настоятельной необходимостью реформы традиционной образовательной системы, выражающейся в многочисленных попытках ее совершенствования».
Проектная деятельность позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, использует проблемное обучение, формирует опыт самообразовательной деятельности, поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и психомоторной областях на всех уровнях — знания, понимания, применения, анализа, синтеза.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует множество подходов к определению понятия «проектная деятельность». Однако, наиболее точным и полным, на наш взгляд, является следующее определение: под проектной деятельностью обучающихся понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием такой деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, трудовой, коммуникативной, учебной, теоретической и практической деятельности. А, следовательно, именно в проектной деятельности следует осуществлять развивающее обучение.