Проектная деятельность, как средство повышения качества образования | Поздеева Елена Сергеевна. Работа №316195
Проектная деятельность как средство повышения качества образования. Актуальность темы, выбор темы, структура работы, этапы работы.
Рассмотрению каждой темы посвящается одно занятие, которое также носит исследовательский характер. Здесь совместно с учащимися выделяются основные понятия, составляется план изучения темы, решаются «ключевые» задачи, выделяются проблемы и первоначальные цели исследования, дается обзор литературы. В итоге учащиеся должны самостоятельно выбрать тему исследования. Далее работа проходит в индивидуальном порядке через проведение консультаций.
Качество знаний учащихся остаётся проблемой номер один. Учитель – главная движущаяся сила качественного образования. Качество образования – это процесс постоянного совершенствования. Это соответствие образовательного результата ожиданиям местного сообщества, самих обучающихся и их родителей. Качественное образование в современной школе невозможно без использования ИКТ. Из чего же оно складывается?
Из высокого уровня профессионализма педагогов.
Из материально – технического обеспечения школы.
Из создания комфортности в обучении школьников, соблюдения санитарно-гигиенических норм и прочности знаний учащихся.
“Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно бесполезно” – писал Р.Киплинг.
Качество знаний – это полнота, глубина, оперативность, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, осознанность, прочность, то над чем предстоит работать, постоянно совершенствуясь, чтобы успевать идти “в ногу со временем”.
Качество знаний – это целостная совокупность, характеризующая результат учебно-познавательной деятельности учащихся.
Важное место здесь занимает проектная деятельность – учебный проект, посредством которого осуществляется влияние данной деятельности на повышение способностей школьников.
Проектная деятельность – среда, в которой ключевые компетентности формируются и могут быть оценены.
ПРОЕКТ – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта. Учебный проект – средство достижения поставленной педагогом цели, помогающее решить проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов.
МЕТОД ПРОЕКТОВ – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Организация проектной деятельности учащихся является функциональной обязанностью каждого классного руководителя или учителя предметника.
Методическое сопровождение образовательного процесса направлено на реализацию метода проектов.
Повышение качества образования при использовании учебного проекта будет происходить наиболее эффективно, если:
- учебный проект носит творческий характер;
- деятельность детей предполагает создание нового объекта внешнего или внутреннего мира;
- используется метод сверхзадач.
Целью проектной деятельности является создание технологии устойчивого развития качества образования, разработка инструментария образовательной деятельности участников образовательного процесса на пути к качеству.
1.2 Актуальность использования метода проектов
Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.
Образование – вещь весьма склонная к традиционализму. Но время от времени школу захватывают волны модных течений, таких как: тестирование, модульные, интегрированные уроки, проектная деятельность и т. д. Что-то, как и мода, уйдет, не оставив следа, а что-то – останется, разовьется, займет определенную нишу в системе образования.
Что же с проектной деятельностью? Появившись в начале прошлого века, пройдя этап массового увлечения, попав под репрессии 30-х годов, но продолжая спокойное уже существование за рубежом, в конце века она снова пожаловала к нам на волне перестройки, гуманизации и охватившей страну свободы. И сейчас она находится на пике моды: проводится огромное количество ученических конференций, выставок и ярмарок проектов. Хотя, конечно, проектная деятельность не может стать альтернативой классно-урочной системе, но метод проектов как один из методов обучения, существующий уже более века, думаю, приживется и на ниве российского образования. Есть в нем хорошо понятная педагогическая идея, содержательное методическое начало, есть привлекательные психологические моменты. Выделю два «плюса» метода проектов.
1.3 «Плюсы» метода проектов
«Плюс» первый. Одна из причин внимания к новому методу – проблема повышения мотивации учащихся к изучению предмета. Современные дети рациональны, они хотят четко понимать, зачем им нужно то или иное знание, что дает, где может пригодиться. Искушенные различного рода телекоммуникационных представлениях и развлечениях, играх и шоу, они хотят, чтобы и на уроках было интересно, ярко, броско, как в кино и на ТV. Имея доступ к информации через интернет, им скучно впитывать знания, читая учебник или слушая лекцию учителя. Новое поколение и новые реалии жизни требуют новых методов обучения. Современный человек все меньше пишет ручкой, все больше на компьютере. Жизнь диктует перемены. Так и с методикой. Надо учить по-новому. Вне всяких сомнений – проектирование относится к методам обучения, отвечающим современной жизни.
«Плюс» второй. Не будем сбрасывать со счетов, что в ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно приобретать эти знания. Это чрезвычайно важно, ведь быстро устаревающие знания, появление новых видов деятельности делают заучивание определенного объема информации бессмысленным. Знания приходится все время обновлять. Значит, этому необходимо учить. Особенность нашей сельской школы – малочисленные классы. Я считаю именно в этих условиях особенно актуально развивать умения учащихся к самообразованию, работать в группе, делиться знаниями с товарищами.
Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность , направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет прикладное значение и значим для самих открывателей.
Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
2. Определение и классификация проектов
Под проектом будем понимать совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата деятельности.
Важная роль в организации проектной деятельности учащихся – умение учителя типологизировать проект – определить в нем приоритетное направление и соответственно разработать цели, содержание и методику реализации.
Уточним особенности проектов по первому признаку классификации – уровень творчества: исполнительский, конструктивный, творческий. Об исполнительском проекте следует говорить, когда проект выполняется при непосредственном руководстве учителя, учащиеся последовательно осуществляют рекомендации педагога о порядке действий. Выполнение таких проектов целесообразно, как правило, на начальном этапе использования проектного обучения, поскольку у школьников недостаточно опыта для самостоятельного поиска. Отметим, что на данном этапе учащиеся могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы учителю желательно иметь «бланк проектов», состоящих из реально выполняемых заданий, сгруппированных по сферам интересов и подготовленности учащихся. Педагог предлагает варианты для обсуждения совместных действий, раскрывая логику построения проектной деятельности, проходя вместе с учащимися весь путь создания проекта, не навязывая своего мнения. Конструктивный уровень проекта возможен тогда, когда учащиеся способны, обсудив с учителем тему, проблему, план действий, самостоятельно выполнить проект, если учащиеся сами выдвигают идею проекта, сами разрабатывают план и реализуют его, создав реальный, качественный, обладающий новизной продукт, то можно охарактеризовать это проект как творческий.
Проекты могут выполняться индивидуально или в группах. При групповой работе школьники усваивают материал в совместной форме его изучения, обсуждения и взаимообучения с выработкой обобщенного, коллективного решения. Учащиеся в группе осваивают организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая специальный опыт практической деятельности. В групповых проектах отдельные разделы выполняются индивидуально. Но и в проектах, выполняемых индивидуально, есть элементы групповой работы, например, при проведении «мозгового штурма» или взаимной оценки первоначальных идей друг друга. Включение групповой работы в каждый проект помогает развивать навыки сотрудничества и чувства коллективной ответственности. При этом необходимо обеспечить индивидуальный подход к учащимся, давая задания, соответствующие уровню их возможностей, постепенно усложняя содержание работы.
Обладая широким диапазоном возможностей, проектное обучение может быть организовано как в одном классе, так и в разновозрастных группах, может строиться на основе индивидуальной или совместной проектной деятельности учащихся, распределяемой по содержанию, назначению, трудоемкости и обеспечению. Учителю желательно дифференцировать темы по степени сложности, при этом особое внимание уделять индивидуальным и возрастным особенностям учащихся.
Монопроекты создаются в рамках одного предмета. Например, языковые. Разумеется, работа над монопроектом предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы, но сама проблема лежит в русле какого-либо одного знания. При этом целесообразно выбирать наиболее сложные разделы или темы. Подобный проект требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время (например, в рамках научного общества учащихся, факультатива, кружка).
Межпредметные проекты выполняются, как правило, во внеурочное время.
Это – либо небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, предполагающие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.
Надпредметный проект выполняется на стыке областей знаний и выходит за рамки содержания школьных предметов, используется в качестве дополнения учебной деятельности и носит характер исследования.
Следует отметить, что выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения того или иного предмета. Результатом станет повышение интереса к предмету, сознательное применении знаний в различных ситуациях. Все это будет способствовать повышению качества знаний учащихся, развитию у них высокой мотивированности, формированию творческого потенциала.
Наряду с этим учащиеся нуждаются в целом ряде определенных интеллектуальных, творческих, коммуникативных умений, необходимых для самостоятельного решения проблемы, лежащих в основе проектной методики обучения математики. Выделяют следующие умения, которые способствуют успешному овладению проектной деятельностью:
интеллектуальные – умение работать с информацией, с текстом (выделить главную мысль, вести поиск информации в математическом тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразными справочными материалами;
творческие – умение генерировать идеи, находить не один, а несколько вариантов решения проблемы, прогнозировать последствия того или иного решения;
коммуникативные – умение вести дискуссию, слушать и слышать своего собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплять ее аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль.
3.Метод исследовательских проектов
Метод исследовательских проектов наиболее важен при работе со старшеклассниками и вместе с тем вызывает наибольшие трудности. Овладение навыками исследовательской деятельности предполагает наличие у старшеклассников системы базовых знаний (в первую очередь, понятийного аппарата исследования, сущности исследовательского процесса) и непосредственного участия в исследовательской работе. Первое условие можно реализовать через систему теоретических и практических знаний, самостоятельной работы учащихся по заданию учителя, практических занятий в научной библиотеке, с помощью реферирования и аннотирования литературы. Второе условие обеспечивается реализацией базовых знаний в процессе разработки собственного (возможно, коллективного) исследовательского проекта.
Рассмотрим основные этапы организации работы в исследовательском проекте.
Знакомство с основами исследовательской деятельности:
- понятийным аппаратом (направление и актуальность, тема и проблема, предмет и объект, гипотеза, цель задачи; новизна и значимость, теоретическая основа и база исследования);
- методами исследования (теоретические методы: анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование, аналогия, абстрагирование т. д.; эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, беседа);
- требованиями, предъявляемыми к оформлению работы.
Выбор и определение темы исследования.
Учитель предлагает учащимся список тем для проведения исследования. При выборе тематики проектов по математике следует ориентироваться на специфику этой области, где основной задачей всегда был поиск причинно-следственных связей между отдельными величинами. Темы подбираются в зависимости от состава участников, которые будут выполнять проект, при этом учитываются субъективная и объективная значимость работы, интерес и доступность изучаемого вопроса, возрастные особенности учащихся, уровень математической подготовки и профиль класса, в котором они обучаются.
Рассмотрению каждой темы посвящается одно занятие, которое также носит исследовательский характер. Здесь совместно с учащимися выделяются основные понятия, составляется план изучения темы, решаются «ключевые» задачи, выделяются проблемы и первоначальные цели исследования, дается обзор литературы. В итоге учащиеся должны самостоятельно выбрать тему исследования. Далее работа проходит в индивидуальном порядке через проведение консультаций.
Обзор литературы по выбранной теме. На этом этапе учащиеся составляют список литературы по исследуемому вопросу; изучают теорию и историю проблемы по литературным источникам; осмысляют собранный материал.
Исследование. Здесь учащиеся выделяют задачи исследования, выдвигают гипотезы и проверяют их, проводя теоретические или экспериментальные исследования; обрабатывают полученные результаты. Работая над темой, они советуются с руководителем работы, рассказывают ему о своих трудностях и успехах. Учитель при этом корректирует и контролирует ход выполнения работы.
Тестовое оформление работы. Выбор формы представления результатов. Выступление учащихся с результатами исследования: защита работы на зачетном уроке, на заседании литературоведческого кружка, на конференциях различного уровня.
Структура исследовательской работы.
Работа состоит из введения, основной части, исследовательской части, заключения и списка используемой литературы. Во введении отражается актуальность темы, ставятся основные цели работы, перечисляются основные этапы работы и методы ее выполнения. В основной части дается обзор литературы по изучаемой проблеме. Начать можно с описания истории исследуемого вопроса. Основная часть работы разбивается на параграфы, которые заканчиваются выводом. В каждом параграфе систематизируется и обобщается материал по отдельно рассматриваемому вопросу: строятся сравнительные и обобщающие таблицы, схемы, графики, диаграммы; дается собственная классификация математических объектов т. д. в выводе может быть отражена своя точка зрения на рассматриваемый вопрос, сравнение используемых методов решения задачи, промежуточные результаты работы и т. д. таким образом, уже основная часть работы носит творческий и исследовательский характер. Исследовательская часть начинается с целей и задач. Далее решаются задачи, приводится описание результатов теоретических или экспериментальных исследований. Заканчивается исследовательская часть выводом. Заключение содержит основные выводы, к которым пришел учащийся в ходе выполнения всей работы. Здесь можно также представить отношение ученика к своей работе.
Сложнее всего сформулировать задачи исследования. Ведь учащиеся еще не обладают достаточным уровнем знаний, не владеют приемами научно-исследовательской деятельности для самостоятельной постановки и решения проблем. Чтобы работа для учащихся носила исследовательский характер, а не являлась обзором литературы по изучаемому вопросу (порой сводящемуся к переписыванию готовых фактов), необходимо сформулировать задачи так, чтобы их исследование школьник мог провести самостоятельно, а изученная литература служила лишь источником информации, необходимой для решения поставленной задачи. Руководитель работы показывает лишь общие подходы к постановке задач исследования.
Здесь возможно несколько путей:
Изучить и исследовать языковые задачи. Можно предложить учащимся:
Придумать (или подобрать) и решить языковую задачу по рассматриваемой теме несколькими способами;
Составить и решить упражнение с меняющимся содержанием условия или с не сформулированным вопросом;
Сформулировать задачу в общем виде, при ее решении выделить и решить серию более мелких задач.
Предложить практическое применение темы исследования.
Самостоятельно составить программу, выводящую на экран компьютера изображение исследуемого объекта.
Предложить возможность использования темы исследования при изучении отдельных глав русского языка. Здесь можно предложить изготовить различные методические пособия, например, сборники упражнений, брошюры и т. д.
3.1 Этапы работы над проектом
Для адекватного построения педагогического процесса с использованием проектной деятельности необходимо иметь представление о структуре проекта. Структура проектной деятельности учащихся чаще всего является линейной: потребность, проблема исследования, первоначальные идеи, оценка идей, разработка лучшей идеи, планирование, изготовление, апробирование, оценка.
Каждый проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит ряд ступеней развития, образуя «жизненный цикл проекта». Отметим, что степень активности учеников и учителя на разных этапах работы может быть разной. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений проектной деятельности. Даже ученики начальных классов могут быть более самостоятельными, если они уже работали над одним-двумя проектами, чем старшеклассники, впервые занятые в проекте.
В предлагаемой структуре выделены три основные стадии работы над проектом: организация деятельности, осуществление деятельности, представление результатов деятельности и ее оценка. Каждая стадия разбивается на этапы. На каждом этапе решаются определенные задачи, определяется характер деятельности учащихся и учителя, формируются специальные (проектные) умения.
Этапы работы
1. Организация деятельности.
Погружение в проект. Мотивация, постановка проблемы, выбор темы проекта, определение цели, выдвижение задач.
Обсуждают с учителем предложенную для изучения информацию.
Выявляют проблемы. Выдвигают гипотезы. Устанавливают цели.
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся.
Помогает в постановке целей, выдвижении задач.
Планирование. Определение источников информации, способов ее сбора и анализа.
Выбор способа представления конечного результата (форма отчета).
Установление процедур и критериев оценки результатов процесса. Распределение задач (обязанностей) между членами группы.
Вырабатывают план действий, определяют сроки, выбирают форму представления результатов. Распределяют обязанности в каждой группе в зависимости от выбранной темы исследования. Предлагает идеи, высказывает предположения.
Объявляет учащимся состав консультативной группы учителей-предметников.
2. Осуществление деятельности.
Поиск информации. Сбор информации, решение промежуточных задач.
Выполнение проекта. Поиск, отбор и изучение необходимой информации в научной литературе и сети интернет. Проведение исследования.
Помогает в текущей поисковой, аналитической и практической работе (по просьбе).
Дает новые задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость. Организует консультации с учителями-предметниками.
Наблюдает, советует. Обобщение результатов и выводов.
Анализ и синтез полученных результатов с позиции выдвигаемой гипотезы, формулирование выводов.
Анализируют информацию, формулируют выводы.
Оформляют результаты, готовят материалы для защиты проекта и его презентации.
Ненавязчиво контролирует, оказывает консультативную и методическую помощь в подготовке презентации.
3. Представление результатов деятельности и ее оценка
Презентация. Открытый отчет участников проекта о проделанной работе.
Защищают проект, участвуют в обсуждении. Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. Оценка процесса и результатов работы.