Проектная деятельность как средство развития исследовательских навыков на уроках физики. | Мой кабинет. Работа №352866
АННОТАЦИЯ К СТАТЬЕ.
В статье рассматривается роль экспериментальной деятельности в изучении физики школьниками как ключевого фактора, способствующего повышению интереса к данной науке. Автор подчеркивает, что организация исследовательской работы делает процесс обучения более увлекательным и доступным, развивая у учащихся понимание физики не как сложной и пугающей дисциплины, а как интересной и полезной области знаний. Обсуждаются разнообразные тематики и характер исследовательских работ, акцентируя внимание на важности доказательности выводов и результативности проведенных исследований, а не только на использовании новейших приборов и сложных расчетах. Статья нацелена на педагогов и методистов, стремящихся сделать обучение физике более эффективным и привлекательным для школьников.
Проектная деятельность как средство развития исследовательских навыков на уроках физики.
Учитель физики: Жаров Игорь Валерьевич.
АННОТАЦИЯ К СТАТЬЕ.
В статье рассматривается роль экспериментальной деятельности в изучении физики школьниками как ключевого фактора, способствующего повышению интереса к данной науке. Автор подчеркивает, что организация исследовательской работы делает процесс обучения более увлекательным и доступным, развивая у учащихся понимание физики не как сложной и пугающей дисциплины, а как интересной и полезной области знаний. Обсуждаются разнообразные тематики и характер исследовательских работ, акцентируя внимание на важности доказательности выводов и результативности проведенных исследований, а не только на использовании новейших приборов и сложных расчетах. Статья нацелена на педагогов и методистов, стремящихся сделать обучение физике более эффективным и привлекательным для школьников.
«Исследовательская деятельность в учебном процессе физики: Проблемы и Перспективы»
Исследовательская деятельность учащихся представляет собой многоаспектный процесс, который можно эффективно интегрировать на различных этапах обучения физике. В государственных образовательных стандартах, включая как начальное, так и общее образование, акцентируется внимание на формировании методологических знаний и исследовательских навыков. В рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» подчеркивается важность исследовательского подхода к обучению, который позволяет учащимся изобретать, осваивать новое, выражать собственные мысли и принимать обоснованные решения.
Тем не менее, анализ текущей ситуации в современном среднем образовании выявляет, что многие педагоги сталкиваются с трудностями при организации исследовательской деятельности. Внедрение активного исследовательского подхода в обучение физике имеет потенциал для решения ряд задач, стоящих перед системой образования: оно способствует повышению интереса к физике и науке в целом, развивает умения самостоятельно ставить задачи и находить пути их решения, а также формирует навыки критического мышления.
МЕТОД ПРОЕКТОВ
Метод проектов является мощным инструментом в образовательном процессе, особенно в изучении физики. Этот подход позволяет учащимся не только усваивать теоретические знания, но и развивать практические навыки, критическое мышление и креативность.
При работе над проектами школьники сталкиваются с реальными задачами, что способствует пониманию материала. Они учатся анализировать информацию, делать выводы и представлять результаты своей работы в различных формах: презентациях, отчетах, моделях и т.д. Это требует от них применения таких интеллектуальных умений, как:
1. **Анализ и синтез** – умение обобщать информацию и выделять ключевые моменты, что особенно важно при работе с научными данными.
2. **Критическое мышление** – способность оценивать источники информации, ставить под сомнение существующие теории и формулировать собственные гипотезы.
3. **Коммунативные навыки** – работа в группах позволяет учащимся учиться эффективно общаться, слушать и учитывать мнения других.
4. **Творческий подход** – создание уникальных решений для поставленных задач, разработка оригинальных идей и концепций.
5. **Проблемное решение** – способность находить оптимальные пути решения сложных задач, что особенно важно в научной деятельности.
Таким образом, метод проектов не только способствует формированию и развитию интеллектуальных умений, но и готовит студентов к реальной профессиональной деятельности, где эти навыки будут незаменимыми.
Влияние проектной деятельности на развитие информационной культуры учащихся**
Применение проектной деятельности способствует освоению учащимися новых методов работы с альтернативными источниками информации, такими как интернет, мультимедиа и энциклопедии. Это не только формирует у них основы информационной культуры, но и значительно повышает интерес к изучаемым предметам. Самостоятельная работа с использованием информационных технологий и всех возможностей компьютера в проектной деятельности способствует формированию позитивного отношения к техническим средствам обучения. Метод проектов также помогает справиться с одной из основных причин негативного отношения к учебному процессу – неуспехом, который часто вызван недостаточным пониманием материала и значительными пробелами в знаниях.
На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
В своей работе в ходе работы над проектом я использую такие приемы, как домашние экспериментальные задания или опережающие задания. Например, при изучении темы «Электрические явления. Электрический ток. Работа и мощность тока» выполняется проект «Моя электрическая квартира». В подготовительный период работы над проектом, предлагаю учащимся, например, такие задания:
1. Узнайте, на какое напряжение рассчитаны электрические приборы в вашем доме. Познакомьтесь с паспортными данными приборов
2. Определите сопротивление вашего утюга, используя паспортные данные утюга. Как соединены все электрические приборы в вашей квартире? Как это доказать?
3. Рассмотрите счетчик в вашей квартире и выясните, как снимаются показания счетчика и вычисляется стоимость электроэнергии. Рассчитайте стоимость энергии за 1 сутки и, стараясь экономить электроэнергию, рассчитать ее стоимость. Рассчитайте, сколько денег вам удастся сберечь при подобной экономии за месяц.
4. Рассчитайте, сколько тепла получит ваша квартира при включении имеющегося у вас дома обогревателя на 4 часа в сеть. Используйте паспортные данные нагревателя.
5. Каким способом соединены все потребители тока в вашей квартире? Почему, если перегорит лампочка в зале, то в других комнатах лампочки горят? Если дома у вас имеется «старая» елочная гирлянда, посмотри как соединены в ней лампочки, проверь так ли это (со взрослыми), если гирлянда не горит, то как найти неисправную лампочку? Есть ли у вас дома «новые» гирлянды, подумай, почему к каждой лампочке подходят по два провода? Легко ли обнаружить перегоревшую лампочку в «новой» гирлянде?
6. Возьмите яблоко или соленый огурец и воткните в него два проводника: один - медный провод. А другой - железный гвоздь. Принесите изготовленный таким образом источник тока в школу и, подсоединив его проводами к гальванометру, убедитесь, что источник работает.
И многие другие задания.
Чтобы подготовиться к защите проекта, нужны прочные теоретические знания, для этого при работе с текстом учебника предлагаю учащимся дома составить тест с выбором ответа в форме ЕГЭ. Такие задания позволяют развивать у учащихся логическое мышление, внимание, умение правильно формулировать свои вопросы, а также подготовиться к сдаче экзамена по физике. Часто учащиеся используют вопросы параграфа, но я, учитывая это, предлагаю составить тест из вопросов, например, вдвое больше предложенных в конце текста учебника. Проверяя такие задания, вначале учащиеся меняются своими тестами, и проверяющий сам пытается ответить на вопросы своего одноклассника, делая замечания в формулировке заданий или ответов, затем задания проверяет учитель. В начале такой работы не все справляются с заданием, как правило, это «слабые» учащиеся, но при систематических таких заданиях все с удовольствием включаются в работу, находят такие «песчинки» теории, что каждый стремится очень внимательно подготовиться к уроку. В 7-9 классах в качестве творческих домашних заданий предлагаю составить кроссворд по изученному параграфу или полностью темы, предварительно показываю несколько приемов составления кроссвордов. Выполняя такие задания, некоторые учащиеся применяют компьютерные программы составления кроссвордов.
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя.
Приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности является одной из форм обучения в современной школе.