Проектная деятельность. Лучший проект | Мой кабинет. Работа №342611
На сегодняшний день педагогами уделяется недостаточное внимание проблеме формирования у дошкольников умения слушать и слышать.
Музыка (по мнению доктора педагогических наук Н. Г. Тагильцевой) - главный предмет изучения на музыкальных занятиях – постигается только благодаря этим двум взаимосвязным умениям.
В программе по музыкальному воспитанию О. П. Радыновой именно умение воспринимать музыку определяется автором как базовое для развития других умений дошкольников – умения петь, двигаться под музыку, играть на ДМИ, импровизировать в пении, танце, игре.
Актуальность проекта
Актуальность данного проекта состоит именно в том, чтобы научить ребенка слушать и слышать, а значит понимать музыку. Чтобы добиться этого результата, необходимо использовать в работе не только пассивное, но и активное слушание музыки (пение, танцевальные импровизации, игры).
Кроме этого, чтобы расширить кругозор детей, дать целостное
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ № 12 "РУЧЕЕК"
Музыкально-познавательный проект «О чем говорит музыка П. И. Чайковского»
Автор-составитель
Заиченко Н.Ю.
Музыкально-познавательный проект для детей 6-7 лет
«О чем рассказывает музыка П. И. Чайковского»
автор проекта : музыкальный руководитель Заиченко Н.Ю.
Методический паспорт проекта
Дети подготовительной группы (6-7 лет) общеразвивающей направленности
Состав проектной группы (участники)
Тип проекта
Музыкально-познавательный
Вид проекта
Долгосрочный
Проблемная ситуация
На сегодняшний день педагогами уделяется недостаточное внимание проблеме формирования у дошкольников умения слушать и слышать.
Музыка (по мнению доктора педагогических наук Н. Г. Тагильцевой) - главный предмет изучения на музыкальных занятиях – постигается только благодаря этим двум взаимосвязным умениям.
В программе по музыкальному воспитанию О. П. Радыновой именно умение воспринимать музыку определяется автором как базовое для развития других умений дошкольников – умения петь, двигаться под музыку, играть на ДМИ, импровизировать в пении, танце, игре.
Актуальность проекта
Актуальность данного проекта состоит именно в том, чтобы научить ребенка слушать и слышать, а значит понимать музыку. Чтобы добиться этого результата, необходимо использовать в работе не только пассивное, но и активное слушание музыки (пение, танцевальные импровизации, игры).
Кроме этого, чтобы расширить кругозор детей, дать целостное представление об окружающем мире и развить самостоятельность в поисках способа передачи в движениях музыкальных образов, необходим синтез трех искусств: музыки, изобразительного искусства и художественной литературы.
Цель проекта
Формирование основ музыкальной и художественной культуры, умения слушать и слышать музыку.
Задачи проекта
- Познакомить детей с фортепианным циклом «Времена года» П. И. Чайковского.
- Вызывать у детей эмоциональный отклик на классическую музыку.
- Развивать слуховое внимание, память, изобразительные, певческие и танцевальные навыки.
- Развивать творческие способности и творческую инициативу путем воплощения полученных впечатлений в танцевальных и оркестровых импровизациях, в рисунке.
- Расширять представления детей об окружающем мире.
Основная форма реализации проекта
Совместная музыкальная деятельность с детьми.
Предполагаемый результат проекта
- Дети знакомы с фортепианным циклом П. И. Чайковского «Времена года» и узнают музыку на слух по отрывкам произведений;
- проявляют инициативу и фантазию в танцевально-ритмических импровизациях и оркестровых зарисовках на музыку П. И. Чайковского;
- дошкольники ознакомлены обзорно с творчеством русских художников, узнают картины;
- ребята отображают в рисунках свои впечатления об услышанной музыке;
- у детей расширился кругозор, обогатился словарный запас, усовершенствовалось умение беседовать: строить фразы, предложения, рассказ.
При реализации проекта задействованы различные образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие: умение сотрудничать в команде, договариваться друг с другом;
- познавательное развитие: знакомство с музыкой П. И. Чайковского, интересными фактами его биографии, знакомство с картинами русских художников;
- речевое развитие: обогащение словарного запаса новыми словами, образными выражениями;
- художественно-эстетическое развитие: приобщение детей к музыкальному творчеству через активное восприятие музыки.
Этапы реализации проекта
Методическая работа
Взаимодействие с детьми
1-й этап
Ноябрь
Диагностические исследования в начале реализации проекта по следующим параметрам:
- Мотивация к занятиям.
- Творческая активность.
- Эмоциональная настроенность.
Изучение методической литературы, научных статей.
Разработка конспектов НОД.
Подготовка презентации:
- портрет П. И. Чайковского;
- детство П. И. Чайковского;
- журнал «Нуввелист»;
- картины старинной охоты на Руси;
- пейзажи октября;
- изображение русской тройки;
- пейзажи ноября.
Подготовка оборудования и атрибутов:
- подборка музыки в записи;
- ноты фортепианный альбом «Времена года» П. И. Чайковского;
- мультимедийное оборудование;
- компьютер;
- ваза с осенними листьями для танца;
- все необходимое для рисования.
Разучивание произведений «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского на фортепиано.
Предварительная беседа о том, кто такой композитор, чем он занимается.
Общие сведения о композиторе П. И. Чайковском.
Включение в музыкальные занятия для активного прослушивания (подпевание, дирижирование, танцевально-ритмические импровизации) музыки из «Детского альбома» П. И. Чайковского :
- «Старинная французская песенка»,
- «Немецкая песенка»,
- «Итальянская песенка»,
- «Неаполитанская песенка».
Музыкальная гостиная фортепианный цикл П. И. Чайковского
«Времена года. Осень».
Художественное творчество детей: рисунки-впечатления о прослушанной музыке.
Создание выставки рисунков.
2-ой этап
Февраль
Изучение методической литературы, научных статей.
Разработка конспектов НОД.
Подготовка презентации:
- портрет П. И. Чайковского;
- пейзаж декабря;
- иллюстрация «святочные гуляния»;
- иллюстрация «гадание девушек»;
- слайд на тему «вальс»;
- пейзаж января (вьюга, метель);
- изображение «русская печка»;
- изображение «камин»;
- пейзаж февраля;
- иллюстрация «Масленица».
Подготовка оборудования и атрибутов:
- подборка музыки в записи;
- ноты фортепианный альбом «Времена года» П. И. Чайковского;
- мультимедийное оборудование;
- компьютер;
- все необходимое для рисования.
Разучивание произведений из цикла «Времена года» П. И. Чайковского «Декабрь», «Январь», «Февраль» на фортепиано.
Продолжение беседы о композиторе П. И. Чайковском.
Включение в музыкальные занятия для активного прослушивания (подпевание, дирижирование, танцевально-ритмические импровизации) музыки из «Детского альбома» П. И. Чайковского :
- «Утренняя молитва»,
- Полька,
- Вальс,
- «Зимнее утро».
Музыкальная гостиная фортепианный цикл П. И. Чайковского
«Времена года. Зима».
Художественное творчество детей: рисунки-впечатления о прослушанной музыке.
Создание выставки рисунков.
3-ий этап
Март
Изучение методической литературы, научных статей.
Разработка конспекта НОД.
Подготовка презентации:
- портрет П. И. Чайковского;
- И. Левитан «Март»;
- изображение «жаворонок»;
- изображение «подснежники»;
- изображение «Петербург. Белые ночи».
Музыкальная подборка :
- «Март», «Апрель», «Май»;
- трели жаворонка.
Разучивание произведений из цикла «Времена года» П. И. Чайковского на фортепиано.
Подготовка оборудования и атрибутов:
- подборка музыки в записи;
- ноты фортепианный альбом «Времена года» П. И. Чайковского;
- мультимедийное оборудование;
- компьютер;
- все необходимое для рисования.
Продолжение беседы о композиторе П. И. Чайковском.
Включение в музыкальные занятия для активного прослушивания (подпевание, дирижирование, танцевально-ритмические импровизации) музыки из «Детского альбома» П. И. Чайковского :
- «Мама»,
- «Болезнь куклы»,
- «Новая кукла».
Музыкальная гостиная фортепианный цикл П. И. Чайковского
«Времена года. Весна».
Художественное творчество детей: рисунки-впечатления о прослушанной музыке.
Создание выставки рисунков.
4-ый этап
Май - Июнь
Изучение методической литературы, научных статей.
Разработка конспекта НОД.
Подготовка презентации
Подготовка оборудования и атрибутов:
- отбор фонограмм;
- ноты фортепианный альбом «Времена года» П. И. Чайковского;
- мультимедийное оборудование;
- компьютер;
- все необходимое для рисования.
Разучивание произведений из цикла «Времена года» П. И. Чайковского на фортепиано.
Диагностические исследования по окончании реализации проекта по следующим параметрам:
- Мотивация к занятиям.
- Творческая активность.
- Эмоциональная настроенность.
Продолжение беседы о композиторе П. И. Чайковском.
Включение в музыкальные занятия для активного прослушивания (подпевание, дирижирование, танцевально-ритмические импровизации) музыки из «Детского альбома» П. И. Чайковского :
- «Камаринская»,
- «Мужик на гармонике играет»,
- «Нянина сказка».
Музыкальная гостиная фортепианный цикл П. И. Чайковского
«Времена года. Лето».
Художественное творчество детей: рисунки-впечатления о прослушанной музыке.
Создание выставки рисунков.
Музыкальная гостиная №1
Фортепианный цикл
«Времена года. Осень»
П. И. Чайковский
Дети заходят в музыкальный зал и рассаживаются на места. Перед ними на экране слайд с портретом П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель. Ребята, сегодня я расскажу вам о творчестве композитора Петра Ильича Чайковского. Скажите, чем занимается композитор? (Ответы детей.) Правильно, композитор сочиняет, пишет музыку.
Слайд «Усадьба в Воткинске»
Давным-давно в русском городе Воткинске родился мальчик Петя. В его семье очень любили музыку, мама хорошо пела, играла на фортепиано, в доме устраивались музыкальные вечера.
Слайд «Семья Чайковских»
Способности у маленького Пети проявились рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а через три года читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. А когда Петр вырос, он начал сочинять музыкальные пьесы.
То, о чем я хочу вам рассказать, произошло очень давно. В городе Петербурге издавался журнал, который назывался «Нуввелист» - от слова «новелла», что значит небольшой рассказ.
Слайд «Журнал «Нуввелист»»
Журнал выходил каждый месяц, и в первом новогоднем номере читателей всегда ожидал какой-нибудь сюрприз. На этот раз в январском номере журнала появились ноты музыкальной пьесы для фортепиано, которая называлась «Январь». Кто же написал эту пьесу? Это был композитор Петр Ильич Чайковский. Каждый месяц в журнале печаталась новая музыкальная пьеса : «Февраль», «Март», «Апрель», «Май», «Июнь», «Июль», «Август», «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь», «Декабрь». Получился музыкальный календарь природы. Каждая музыкальная пьеса передавала звуками настроение, характерное для каждого месяца года. Все двенадцать музыкальных пьес, по числу месяцев в году, были объединены в музыкальный альбом «Времена года». (Показываю нотный сборник.)
Скажите, какое сейчас время года? (Осень.) Назовите все месяцы осени. (Ответы детей.) Первый месяц осени – сентябрь. Послушайте начало пьесы. (Играю на фортепиано.) Как вам кажется. Какое настроение у этой музыки? (Ответы детей.) Что хочется делать под такую музыку? Вряд ли можно представить такой осеннюю музыку. Но называется это музыкальное произведение «Охота».
Слайды «Охота»
Когда-то в старину охотились по осени на лошадях. С собой на охоту брали гончих собак, которые гнали дичь. Была еще и соколиная охота. Обязательно кто-нибудь из охотников трубил в охотничий рог, чтобы все участники охоты собрались в условленном месте.
Пьеса как раз начинается с призывного фанфарного сигнала, похожего на звуки гулкого, громкоголосого охотничьего рога.
Слайды «Охотничий рог»
Сразу же за охотничьим сигналом ясно слышится скачка, стремительный, четкий топот лошадиных копыт. Это верхом на лошадях скачут охотники. Вот такую охоту и рисует нам пьеса Петра Ильича Чайковского «Сентябрь. Охота».
Слайд «Охота»
Давайте послушаем фрагмент пьесы в записи. (Звучит музыкальный фрагмент.) Скажите, ребята, на каком музыкальном инструменте исполнялась пьеса? (Ответы детей.) А сейчас, давайте представим, что мы с вами на охоте, нам нужны лошади и наездники. (Танцевально-игровое творчество детей.)
Музыкальный руководитель. Ребята, назовите второй осенний месяц. (Октябрь.)
Слайд «Пейзаж октября»
Посмотрите на картину Исаака Левитана «Октябрь». Природа замирает. Листьев на деревьях почти нет, небо хмурое, с каждым днем становится все холоднее. Послушайте, как звучит пьеса Петра Ильича Чайковского под названием «Октябрь». (Исполняю отрывок.) Какое настроение у этой музыки? Отличается она от музыки пьесы «Охота»? Чем? Что хочется делать под эту музыку? Конечно, петь! Давайте напоем вместе со мной. (Играю мелодию, напеваю, дети подпевают.) Петр Ильич так и назвал пьесу – «Октябрь. Осенняя песнь». Поэт писал:
«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят…»
(А. Толстой)
Композитор передал в своей музыке тишину и задумчивость осенней природы. Послушаем, как музыка осени вздыхает, печалится… (Звучит фрагмент пьесы «Октябрь. Осенняя песнь» в записи.)
Ребята, давайте почитаем стихи об осени. (Дети читают стихи по желанию.)
Посмотрите, у нас в вазе – осенние листья - предлагаю потанцевать с ними под музыку Чайковского. (Дети исполняют импровизированный танец.)
Музыкальный руководитель. Ребята, назовите последний месяц осени. Правильно, ноябрь. Ноябрь хоть и осенний месяц, но зима уже вступает в свои права.
Слайд «Пейзаж ноября»
Петр Ильич писал про ноябрь месяц так: «Стоят морозы, но солнце еще немного греет. Деревья покрыты белой пеленой, и этот пейзаж до того прекрасен, что трудно выразить словами».
Чайковский написал музыкальную пьесу «Ноябрь. На тройке». Что такое тройка? Сейчас я вам расскажу.
Слайды «Тройка»
В старину тройка – это три лошади, запряженные вместе, под одной дугой. К дуге часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебристым звучанием. Раньше на Руси очень любили езду на тройках.
Пьеса «На тройке» начинается широкой мелодией, напоминающей раздольную русскую народную песню (наигрываю мелодию). Вслед за ней слышатся отголоски грустных раздумий. Но затем все ближе и ближе звучат колокольчики, прикрепленные к дуге тройки (наигрываю фрагменты). Веселый перезвон на время как бы заглушает грустное настроение. Поэт писал:
«Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой во след не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши».
(Н. Некрасов)
Сейчас прозвучит пьеса «На тройке. Ноябрь» в записи. Постарайтесь услышать, как в музыке передается перезвон колокольчиков. (Звучит музыка в записи.) На каком музыкальном инструменте исполнялась пьеса? Вы услышали перезвон колокольчиков? (Ответы детей.)
Ребята, давайте вспомним песни об осени, которые мы с вами исполняли на осеннем празднике. (Дети исполняют песню об осени.)
Музыкальный руководитель. А теперь предлагаю поиграть в игру «Узнай мелодию». Вы прослушаете отрывок из музыкального произведения, попробуете узнать его и назвать. (Звучат отрывки из музыкальных пьес «Охота», «Осенняя песнь», «На тройке».)
Вспомним, музыку какого композитора мы сегодня слушали? (Ответы детей.) Мы продолжим знакомство с фортепианным альбомом «Времена года», но уже зимой. Расскажите родителям о том, что вы сегодня узнали. А сейчас я предлагаю вам пойти в группу и нарисовать то, что вам особенно понравилось и запомнилось в музыке Петра Ильича Чайковского (или нарисовать дома).
Музыкальная гостиная №2
Фортепианный цикл
«Времена года. Зима»
П. И. Чайковский
Дети заходят в музыкальный зал и рассаживаются на места. Перед ними на экране слайд с портретом П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель. Ребята, сегодня мы собрались в нашей музыкальной гостиной, чтобы продолжить знакомство с творчеством великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, а точнее, с его фортепианным альбомом «Времена года». Мы уже познакомились с тремя музыкальными пьесами из этого альбома: «Сентябрь. Охота», «Октябрь. Осенняя песнь», «Ноябрь. На тройке». Вспомните, какому времени года они посвящены? (Ответы детей.) Сегодня мы продолжим знакомство с пьесами фортепианного альбома «Времена года».
Скажите, какое сейчас время года. Назовите первый месяц зимы. (Ответы детей.)
Слайд «Пейзаж декабря»
Композитор написал пьесу «Декабрь» и назвал ее «Святки».
Слайд «Святочные гуляния»
Как вы помните, Святки – старинный русский народный праздник. Давным-давно на Святки девушки устраивали «святочные гадания» на женихов.
Слайд «Гадание девушек»
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали…
(В. Жуковский)
Послушайте отрывок из музыкальной пьесы «Декабрь. Святки». (Играю музыкальный фрагмент.)
Поговорим о музыке, которую мы сейчас слушали. Как вы думаете, какой танец можно исполнять под эту музыку? (Вальс.)
Слайд «Вальс»
Какое у музыки настроение? Она быстрая или медленная? Громкая или тихая? (ответы детей.) Давайте станцуем с вами вальс под музыку Чайковского. Возьмите «снежок», белые и голубые ленты и постарайтесь в танце передать настроение музыки. (Танцевально-ритмические импровизации детей.)
Музыкальный руководитель. Ребята, назовите второй зимний месяц. Верно, январь.
Слайд «Пейзаж января»
За окном метель, завывает вьюга, в окно стучится ветер. Как хорошо сидеть в это время дома, возле теплой печки или камина, смотреть, как горят угольки. Свою пьесу Петр Ильич Чайковский назвал «Январь. У камелька». Камелек – это старинное название камина, печки, с помощью которых обогревали дом.
Слайды «Печка, камин»
Давайте представим, что мы с вами сидим у камелька и мечтаем под музыку Чайковского. (Звучит пьеса в записи.)
Вам понравилась музыка? Какая она? (Ответы детей.) Вы заметили, что вначале у нее мягкий и нежный характер? Но вот фортепиано зазвучало тревожно – в музыке слышится тихая жалоба и даже тревога? Вспомним стихи о зиме. (Дети читают стихи по желанию.)
Музыкальный руководитель. Подошло время третьего зимнего месяца. Назовите его. (Февраль.)
Слайд «Пейзаж февраля»
Петр Ильич Чайковский написал о нем музыкальную пьесу «Февраль. Масленица». Масленица, как вы знаете, старинный русский народный праздник, во время которого провожают зиму и встречают весну.
Слайд «Масленичные гуляния»
Целую неделю продолжается праздник масленицы – народ веселится, пляшет, поет, гуляет, катается на лошадях. А еще на масленицу пекут блины, ведь блин – это символ солнца!
Слайд «Блины на масленице»
Как на масленой неделе
Из печи блины летели.
С пылу, с жару, из печи
Все румяны, горячи!
Послушайте музыкальную пьесу «Февраль. Масленица». (Пьеса звучит в записи.) Какое настроение у этой музыки? (Ответы детей.) Правильно, музыка передает веселое, радостное настроение праздника. Мы как будто слышим гармошку, бубенцы скоморохов, шум толпы и веселые пляски.
Вы заметили, что затем музыка изменилась, появился какой-то новый образ? Может, это привели дрессированного медведя – в музыке слышится что-то массивное, неуклюжее. И снова веселье и звон бубенцов. Вот какой веселый и шумный праздник Масленица! Давайте и мы повеселимся и поиграем в русскую народную игру. (Игра по выбору.)
Музыкальный руководитель. А сейчас я хочу предложить вам другую игру – «Узнай мелодию». Прозвучит отрывок пьесы, а вы попробуйте назвать музыкальное произведение. (Проводится игра.)
Ребята, музыку какого композитора мы слушали? Как называются музыкальные пьесы? (Ответы детей.)
Весной мы продолжим знакомство с фортепианным альбомом Петра Ильича Чайковского «Времена года». Расскажите родителям о музыке, которую мы сегодня слушали. А теперь идите в группу и нарисуйте то, что вам запомнилось и особенно понравилось (или рисуем дома).
Музыкальная гостиная №3
Фортепианный цикл
«Времена года. Весна»
П. И. Чайковский
Дети заходят в музыкальный зал и рассаживаются на места. Перед ними на экране слайд с портретом П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель. Ребята, сегодня в нашей музыкальной гостиной мы продолжим с вами знакомство с фортепианным альбомом «Времена года» Петра Ильича Чайковского.
Скажите, какой первый месяц весны? (Март.)
Слайд «Март. И. Левитан»
У художника Исаака Левитана есть картина «Март». Давайте ее рассмотрим. (Беседуем о том, что изображено на картине, какое в ней настроение.) Художник рисует картины красками, а композитор «рисует» звуками. Музыкальная картина Петра Ильича Чайковский называется «Март. Песня жаворонка». (Играю музыкальный фрагмент.)
Что вы услышали? (Ответы детей.) Правильно, в музыке слышны нежные и звонкие птичьи трели. Вы когда-нибудь слышали, как поет жаворонок в природе? Послушайте.
Слайд «Жаворонок»
А теперь послушаем пьесу «Март. Песня жаворонка» в записи. (Пьеса звучит в записи.) Какое настроение в музыке? ( Ответы детей: музыка нежная, грустная, прозрачная.) Трели жаворонка в музыке – вестники прихода весны, пробуждения природы.
Музыкальный руководитель. Музыка следующего весеннего месяца – апреля похожа на вальс. (Играю музыкальный фрагмент.) Мелодия все время стремится вверх, как будто растет, ширится. Кажется, что ароматный воздух наполняет грудь, дышится легко и хочется покружиться, полетать в плавном, небыстром вальсе. Давайте потанцуем под фортепианную пьесу «Апрель» Чайковского. Танцуйте так, чтобы в движении передать настроение музыки. (Танцевально-ритмическая импровизация детей.)
А сейчас попробуйте отгадать загадку:
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна.
Скажите, ведь правда, что это весна?»
(П. Соловьева)
«Зеленая ножка»… Ну, конечно же, речь идет о первом весеннем цветке – подснежнике.
Слайд «Подснежники»
Такими трогательными и беззащитными кажутся нам эти цветочки, которые появляются сразу после схода снега. Они означают приход весны, поэтому пьеса Чайковского, под которую вы танцевали, так и называется – «Апрель. Подснежник».
Музыкальный руководитель. Обратимся к последней пьесе из весеннего цикла «Времена года». Как называется третий месяц весны? (Май.) Правильно, а музыкальная пьеса Чайковского называется «Май. Белые ночи».
Слайд «Белые ночи. Адмиралтейство»
Ребята, вы слышали про белые ночи? После долгого дня начинает смеркаться, но темнота не наступает, всю ночь тянутся сумерки, все вокруг выглядит таинственно и прекрасно. Александр Сергеевич Пушкин писал так:
…Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…
(Играю музыкальный фрагмент.)
Кто скажет, о каком городе идет речь в стихах Пушкина? Да, конечно, о Санкт-Петербурге, о его чудесных белых ночах. Давайте послушаем пьесу Чайковского «Май. Белые ночи». (Музыка звучит в записи.) Ребята, расскажите, о чем эта музыка, какое у нее настроение? (Ответы детей.)
Друзья мои, сегодня вы познакомились с тремя фортепианными пьесами Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года». Все они посвящены весне. Давайте, как всегда, поиграем в игру «Узнай мелодию». (Дети узнают и называют произведения по музыкальным фрагментам.)
Расскажите родителям о том, что вы сегодня узнали и услышали, а теперь пойдем в группу и нарисуем впечатления от услышанного. Может быть, жаворонка, а может голубой подснежник на лесной проталинке или дома, окутанные легким сумраком белых ночей? Доверьтесь своей фантазии.
Музыкальная гостиная №4
Фортепианный цикл
«Времена года. Лето»
П. И. Чайковский
Дети заходят в музыкальный зал и рассаживаются на места. Перед ними на экране слайд с портретом П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель. Ребята, сегодня у нас очередная встреча в музыкальной гостиной. Мы продолжаем знакомство с творчеством великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Давайте вспомним, какие произведения этого композитора вы знаете. (Ответы детей.) А сегодня мы услышим музыкальные пьесы на летнюю тему. Назовите первый летний месяц. Правильно, июнь. Какое же название дал Петр Ильич своей июньской пьесе? Предлагаю послушать ее. (Играю музыкальный фрагмент.) Как вам кажется, какое настроение в этой музыке? (Ответы детей.)
Называется пьеса «Июнь. Баркаролла.» Это итальянское слово в переводе на русский язык означает «лодочная» или «песня в лодке». Обычно в песне бывают слова, но Баркаролла – это песня без слов. Особенно эти песни были распространены в итальянском городе Венеция, в котором вместо улиц реки и каналы, а люди не ходят по тротуарам, а передвигаются в гондолах, то есть в лодках.
Слайды «Венеция. В гондоле» Р. Санторо, «Венеция. Большой канал» У. Тернера
Давайте представим, что мы с вами плывем на гондоле под музыку Чайковского «Июнь Баркаролла». (Музыкальная пьеса звучит в записи.)
Почувствовали, что музыка как будто плавно покачивается на волнах? Как вам показалось, менялось ли настроение музыки? ( Ответы детей: музыка становилась радостной, затем, как будто, в одно мгновение, налетал сильный ветер, и снова все успокоилось – мелодия опять стала красивой и мечтательной.) Заканчивается пьеса постепенным замиранием – лодка удаляется, все стихает.
Музыкальный руководитель. За июнем приходит июль. Лето в разгаре. Жарко. (Играю музыкальный фрагмент пьесы.) Как вам кажется, какое настроение у этой музыки? (Ответы детей.) Правильно, музыка энергичная, мужественная, смелая, размашистая. А назвал Чайковский свою пьесу «Июль. Песнь косаря»
Слайды «Косари».
В старину крестьяне тяжело трудились на земле. Сейчас нам помогают машины, а раньше, чтобы накосить травы для скотины, брали в руки косу. Песня всегда была помощником в нелегком крестьянском труде, помогала пахать землю, сеять зерно, косить траву. Вот и косарь в музыке идет и напевает в такт размашистым, сильным взмахам косы. Давайте послушаем эту музыку в записи. (Пьеса звучит в записи.)
Музыкальный руководитель. Вот и пришел последний месяц лета – август. Настало время уборки зерна.
Слайд «На жатве. Лето» А. Венецианов
Посмотрите, как точно передал художник атмосферу жаркого августовского дня. В первый момент на картине привлекает внимание фигура крестьянки – она, видимо, занята кормлением ребенка. Присмотревшись, мы замечаем на заднем плане, в поле, фигуры других жниц. (Убирали в старину хлеб вручную, жали серпом и складывали в снопы.)
Петр Ильич Чайковский назвал свою музыкальную пьесу «Август. Жатва». (Музыка звучит в записи.) Ребята, что вы услышали в этой музыке, какая она? (Ответы детей.) Правильно, музыка звучит спокойно, умиротворенно. А, если сравнить пьесы «Песнь косаря» и «Жатва», чем они отличаются? (Ответы детей.) Верно, «Песня косаря» более мужественная, а «Жатва» - нежная, изящная. И темп у нее другой, быстрый. Не случайно композитор выбрал именно такие средства выразительности, ведь на Руси жать серпом считалась женским делом.
Петр Ильич Чайковский своей музыкой говорит нам о своей огромной любви к русскому человеку и русской природе.
Вот мы и закончили знакомство с фортепианным циклом «Времена года» Петра Ильича Чайковского. А сейчас, когда вы придете в группу, попробуйте отразить в рисунках ту музыку, которую услышали сегодня. Пусть это будут рисунки про лето, про деревню… А может для кого-то из вас станет источником вдохновения первая летняя пьеса «Баркарола».