«Проектная деятельность младших школьников" | Огурцова Ирина Юрьевна. Работа №336133
Основной задачей современного образования является создание условий для всестороннего развития обучающегося, привлечение к активному участию в процессе познания мира и себя. Методика проектной деятельности становится для учеников развивающей, требующей от них поисковых усилий. Ученики учатся сами создавать себе условия для активного «добывания» информации, учатся выражать свои мнения, прислушиваться и уважать чужое, договариваться и сотрудничать, а также чувствуют большую ответственность за собственное обучение.
«Проектная деятельность младших школьников, как фактор успешности воспитания и обучения»
Огурцова Ирина Юрьевна,
учитель начальных классов
Основной задачей современного образования является создание условий для всестороннего развития обучающегося, привлечение к активному участию в процессе познания мира и себя. Успешная образованная личность определяется такими показателями, как активность и самостоятельность. Эти показатели формируются в ходе практико-ориентированной и личностно-ориентированной деятельности, каковой является метод проектов, отвечающий требованиям современного образования.
Важным фактором, влияющим на изменение содержания образования в начальной школе, является то, что современные дети сильно изменились.
Резко возросла информированность учащихся, однако при этом информация, которую они получают, бессистемна, чрезмерна и иногда даже агрессивна. Меняются информационные источники: дети мало читают классическую художественную литературу и отдают предпочтение интернету, телевидению, фильмам, видео.
Ограниченность общения со сверстниками препятствует развитию коммуникативных умений, эмоциональной отзывчивости, нравственных норм. Дети лишены возможности приобрести опыт лидерства и работы в команде. Поэтому в современной начальной школе должны быть организованы такие виды деятельности, которые позволяют развивать информационные, познавательные, коммуникативные умения в комплексе с предметными знаниями и умениями.
В результате этого педагоги должны обращаться к различным методам обучения. Использование метода проектов на уроках является актуальным и эффективным способом решения задачи, стоящей перед системой образования в современном обществе. В условиях такого обучения педагог для учащегося является партнёром, у которого можно учиться исследовательскому подходу к учению и жизни в целом. Это требует от педагога не только общей и предметной эрудиции, но и умения передавать эти сведения детям, быть способным планировать и организовывать совместное проектирование и исследовательский поиск, и самое важное уметь пробуждать в детях к этому вкус и интерес.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Учебный проект – совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи – решения определённой проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Метод проектов – это модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем.
На сегодняшний день метод проектов широко используется и на уроках, и во внеурочной и внеклассной деятельности учащихся начальных классов. Проектная деятельность младших школьников имеет определённую методику осуществления, основанную на проектировании. Для детей на всех этапах работы над проектом нужна помощь взрослого. При организации и разработке проектов необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.
Метод проектов как педагогическая технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную творческую деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. По продолжительности проекты выделяют:
- Мини – проекты. Они могут укладываться в один урок или менее.
- Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.
- Недельные проекты. Выполняются в группах, в ходе проектной недели.
- Годичные проекты.
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. Формирование умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий. Начинать реализовывать практические проекты необходимо с 1 класса на уроках технологии, где повышается вероятность творческого развития учащихся; происходит соединение теории с практикой. Со 2 класса целесообразно использовать вместе с практическими проектами - учебные, творческие, информационные с элементами исследования. К 3 и 4 классу необходимо переходить к групповым, а затем и к индивидуальным проектам.
Метод проектов может применяться как для изучения новой темы, так и для закрепления и повторения учебного материала.
В последние десятилетия метод проектов вызывает большой интерес у учителей всех школьных дисциплин и является предметом специальных научных исследований. Проектная деятельность даёт возможность учащимся формулировать и аргументировать своё мнение, проявить активность жизненной позиции по вопросам изучаемой темы. Методика проектной деятельности становится для учеников развивающей, требующей от них поисковых усилий. Ученики учатся сами создавать себе условия для активного «добывания» информации, учатся выражать свои мнения, прислушиваться и уважать чужое, договариваться и сотрудничать, а также чувствуют большую ответственность за собственное обучение.
Список используемой литературы:
https://urok.1sept.ru/articles/672338
https://infopedia.su/29x2d18.html
https://infourok.ru/masterklass-organizaciya-proektnoy-deyatelnosti-v-nachalnoy-shkole-3723586.html