Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проектная деятельность младших школьников | Наталия Васильевна Веселова. Работа №313660. Номер работы: №313660

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания. Научить ребёнка работать с информацией. Научить учиться – важная задача современной начальной школы.Введение проектной деятельности в начальной школе очень актуально в наши дни.

 

Проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности и овладение способами познавательной деятельности

 

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать…»

Л. Н. Толстой

 

 Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.

Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания. Научить ребёнка работать с информацией. Научить учиться – важная задача современной начальной школы.

Введение проектной деятельности в начальной школе очень актуально в наши дни.

Что такое проектная деятельность?

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создания проекта.

Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретённых при изучении различных предметов

Задачи проектной деятельности:

- обучение планированию;

формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;

- умение анализировать;

- умение составлять письменный отчёт;

формировать позитивное отношение к работе.

В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются следующие учебные умения: познавательные, практические, самоконтроля, организационные, оценочные.

По характеру выделяют несколько видов проекта:

Исследовательские проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.

Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.

Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты.

Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого.

Участвуя в исследовательской деятельности, учащиеся приобретают компетенции: умение видеть проблему; самостоятельно ставить задачи; планировать и оценивать свою работу.

По числу участников проекты классифицируют на:

индивидуальные (личностные);

парные;

групповые;

общеклассные

.

По продолжительности проекты могут быть:

краткосрочные

(1 урок, максимум 3-6);

среднесрочные

(1-2 месяца);

долговременные

(до года).

Любая проектная деятельность включает в себя следующие этапы:

1 этап – мотивация и целеполагание:

Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной, соответствовать возрасту учащихся. На данном этапе формулируется тема, цели и определяется результат, т.е. продукт.

2 этап – планирование деятельности:

Идёт разработка замысла проектаформулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной или индивидуальной деятельности

3 этап. Информационно-операционный (создание проекта):

На этом этапе идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется.

4 этап. Контроль и коррекция результата.

Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.

5 этап. Рефлексивно-оценочный:

Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Обучающиеся выбирают форму презентации, защищают проект, отвечают на вопросы слушателей.

Первые два этапа осуществляются в школе: учащихся знакомятся с темой проекта, предлагаются различные варианты способов выполнения работы учителем, выслушиваются мнения детей по данному этапу подготовки, вместе с учащимися определяется, каким образом может выглядеть конечный результат проекта и как нужно осуществлять его защиту.

Третий этап направлен на самостоятельный подбор материала учащимися. Для сбора информации определяются временные рамки.

Четвёртый реализуется в классе: проходит представление проекта и его защита.

На пятом этапе после заслушивания всех проектов начинается обсуждение выполнения работ по критериям, предъявленным к данной проектной деятельности, определяются лучшие результаты.

Родители вместе с детьми являются «первооткрывателями» проектной деятельности. Этой теме посвящается один из вопросов первого родительского собрания, где мамы и папы знакомятся со структурой проекта и планом его подготовки. Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка.

По методике А.Савенкова выделяют несколько правил по подготовке проекта.

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам.

Правило 3. Учитывать интересы детей.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности.

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей.

Правило 7. Сочетание желаний и возможностей.

Памятка для учащихся

«Как подготовить защиту (презентацию) проекта?»

Выбери тему для исследования

Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы

Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы

Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы

Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы

Сделай выводы

Оформи результат своей работы

Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования

Формы продуктов проектной деятельности: (как можно представить результат работы):
Атлас, карта; видеофильм; выставка, стенд; газета, журнал, книжка-малышка; коллекция; костюм, модель; мультимедийный продукт; музыкальное произведение или подборка произведений; оформление кабинета; постановка, праздник; справочник, учебное пособие; сказка, рассказ; социальная или рекламная акция; творческие работы; рассказ.

Таблица учебных проектов по программе «Школа России»

Эффективность использования проектной деятельности в  начальной школе - это не просто один из методов обучения - это путь развития самостоятельности, запускающий механизм саморазвития.

Китайская мудрость гласит:

Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×