Статья Проектная деятельность на уроках физики. Автор: Газимагомедова Кистаман Аликадиевна

Автор: Газимагомедова Кистаман Аликадиевна
С сентября 2018 года на базе МБОУ «СОШ №11» ИГОСК проводится педагогический эксперимент по теме моей магистерской диссертации «Проектная деятельность на уроках физики».  Реализация внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению – это обучение школьников осмыслению результатов эксперимента или опыта, накоплению знаний и их использование в повседневной жизни с раннего возраста. Для пропедевтики изучения курса физики   и углубления знаний, обучающихся по предмету, мною была разработана программа «Проектная деятельность», которая охватывает не только отдельно взятый предмет физики, но и экологию, биологию, историю и т.д. Участники эксперимента учащиеся 7-11 классов.     Цель программы: формирование научного мировоззрения и мышления у школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.   


Автор: Газимагомедова Кистаман Аликадиевна
Проектная деятельность на уроках физики
Докладчик: Газимагомедова Кистаман Аликадиевна, учитель физики и математики
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы №11 Изобильненского городского округа Ставропольского края
Проект- это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Проблема современного образования заключается в том, что в гонке за подготовкой к ГИА дети начинают терять интерес к учебе.
Метод проектов рассчитан на самостоятельную деятельность обучающихся — индивидуальную, парную, групповую, предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки: химии, биологии, физики, родного языка, иностранных языков, техники, творческих областей.
C 2007 я являюсь педагогом дополнительного образования детей. И с учащимися готовили действующие приборы для выставки технического творчества, который проходит в нашем Изобильненском городском округе ежегодно на весенних каникулах. С сентября 2018 года на базе МБОУ СОШ №11 ИГОСК проводится педагогический эксперимент по теме моей магистерской диссертации Проектная деятельность на уроках физики. Реализация внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению – это обучение школьников осмыслению результатов эксперимента или опыта, накоплению знаний и их использование в повседневной жизни с раннего возраста. Для пропедевтики изучения курса физики и углубления знаний, обучающихся по предмету, мною была разработана программа Проектная деятельность, которая охватывает не только отдельно взятый предмет физики, но и экологию, биологию, историю и т.д. Участники эксперимента учащиеся 7-11 классов. Цель программы: формирование научного мировоззрения и мышления у школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к окружающему миру. Реализация программы предполагает формирование первоначального представления об окружающем мире в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в проектной деятельности.
Программа рассчитана на учащихся 7-11 классов, 2 года обучения. На реализацию курса Проектная деятельность в 1 год обучения отводится 68 ч. в год (2 час в неделю). Во 2 год отводится 68 ч. в год (2 час в неделю). Занятия проводятся по 40 минут во внеурочное время два раза в неделю. На занятиях присутствует группа учащихся из 10 – 15 человек. Состав группы может быть постоянным или переменным. В планировании 80% содержания направлено на активную практическую деятельность учащихся с лабораторным оборудованием в кабинете физики. Деятельность обучающихся может носить как групповой, так и индивидуальный характер. Интегрированный характер содержания курса предполагает такие формы деятельности, как лекции, работа в группах, фронтальные опыты и эксперименты, анализ отрывков из художественных произведений, игровые виды деятельности. Это приводит к раскрепощению ребят, возможности высказывать свое суждение, развивает умение слушать, радоваться достигнутым результатам. Учитываются возрастные особенности детей, деятельность школьников осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов. Работа с различными источниками информации, обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации. И, что очень важно в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами всей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы.
Занятия строятся на непроизвольном внимании и памяти, включают в себя игровые элементы. Необходимо использовать и электронные ресурсы. Домашнее задание должно обязательно носить творческий характер. Важно отметить всех, кто выполнил эту работу. На занятиях важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Учащиеся заканчивают проекты защитой перед сверстниками. Затем после корректировки всех моментов, регламента, дети выступают перед целыми классами. Школьники с удовольствием и большим интересом слушают и задают вопросы по проекту.
Учащиеся приобретают навык работы с лабораторным оборудованием, учатся оформлять результаты своей работы, используя таблицы, диаграммы и графики, что способствует развитию аналитического, логического мышления школьников. Формируются познавательные УУД.
Если говорить о последовательности действий, то это планирование, принятие решений, выполнение проекта, защита проекта, проверка и оценка результатов.
1. Планирование.
Это – этап анализа проблемы, выдвижения и обоснования гипотез, определения источников информации, постановки задач и выбора критериев оценки, распределения ролей в рабочих группах.
Принятие решений.
Здесь обсуждаются методы проверки принятых гипотез, выбираются оптимальные варианты решения проблемы, определяются способы предоставления результатов.
Выполнение проекта.
Учащиеся работают с информацией, проводят исследование, синтезируют и анализируют гипотезу.
Защита проекта.
Осуществляется коллективная защита проекта. Ученики готовят доклады, презентации, обосновывают процесс проектирования, объясняют полученные результаты.
Проверка и оценка результатов.
На этом этапе происходит анализ и самоанализ поставленных целей, достигнутых результатов. Оценивается работа рабочих групп.
Учащиеся нашей школы неоднократно занимали призовые места на различных конкурсах на уровне края и России. Это такие конкурсы, как Малая академия наук (г. Ставрополь), конкурс научно-исследовательских работ имени Д.И.Менделеева (г. Москва), Всероссийский экологический конкурс (г.Оренбург). Ученица 11 класса Козлова Наталья выступила на краевой конференции Экологические проблемы Ставрополья, проходящий при участии министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Андрея Хлопянова.
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x