ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА СТУПЕНИ Начального Общего Образования | Косатова Яна Нафталиковна. Работа №349462
Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, развивает познавательные навыки учащихся, коммуникативные навыки, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА СТУПЕНИ НОО
Я.Н.Косатова
МБОУ «Гимназия №80»
Модернизация образования в России направлена на то, что ученик сегодня – не только получатель суммы знаний, умений и навыков. Современное общество диктует свои требования к выпускнику школы.
Нужен выпускник
К
реативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Важнейшая роль в решении этой задачи отведена основному общему образованию. Большое значение имеет выбор педагогом приоритетных образовательных технологий, среди которых достойное место занимает метод учебных проектов.
Проект на уроке изобразительного искусства - это всегда решение художественно-творческой задачи. Большое значение имеет создание благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников.
По длительности осуществления различают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные проекты. В начальной школе, особенно в 1-2 классах предпочтительны краткосрочные (1-2 урока) проекты, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту в связи с возрастными особенностями. В 3-4 классе, при условии регулярного обращения к проектной деятельности, результативны будут также среднесрочные (1-2 недели) и долгосрочные проекты (до 1-2 месяцев).
По форме организации деятельности различают индивидуальные, парные, групповые и коллективные проекты. В начальной школе применимы все эти формы.
Основными этапами работы над творческим проектом являются подготовка проекта, защита проекта, самооценка. Самым сложным моментом при введении в учебный процесс проектов является организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Для начала необходимо сформулировать тему, обязательно интересную и актуальную для детей, работа над которой потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта:
- умение находить нужную информацию;
- способность к воображению, фантазии, оригинальности;
- умение осуществлять выбор из нескольких альтернативных вариантов:
- умение выдвигать новые идеи выполнения проектного задания в соответствии с возрастом;
- создавать проекты отличающиеся оригинальностью, убедительностью, неповторимостью;
- умение уместно использовать средства и способы творческой деятельности.
Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства ведётся по определённому плану:
Этапы работы над проектом — это «пять П»: Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.
Возможные результаты (“выходы”) творческой проектной деятельности младших школьников: альбом; газета; журнал; книжка-раскладушка; коллаж; коллекция; костюм; макет; модель; плакат; серия иллюстраций; стенгазета; сувенир-поделка.
Примеры проектов на уроках изобразительного искусства.
Проект «Сказочный лес» в 1 классе рассчитан на 2 урока. Была организована работа в парах. На первом уроке обсудили тему, спланировали предстоящую работу, определили этапы выполнения, способы представления готового продукта. Затем изучили с помощью учебника и презентации технологию изготовления из пластилина елочек для сказочного леса. Ученики предложили свои идеи, уточнив детали. До конца урока работали в парах, создавая сказочный лес.
На следующем уроке ИЗО продолжили работать над проектами, создавая сказочных зайцев. Предварительно изучили технологию их изготовления. Каждая пара обсуждала, как сделать свой лес особенным. В конце урока защищали свои проекты, представляя их одноклассникам и комментируя выбор дополнительных элементов. (снеговик, снег на елках, грибы под деревьями, морковку, шалашик для зайца, птичку и т.п.)
4 класс, проект «Театральный костюм». В ходе знакомства с темой «Искусство костюма» обсуждаются этапы работы над проектом по созданию собственного театрального костюма. Дома ученики подбирают материалы, необходимые для реализации своего художественного замысла, продумывают нюансы, делают эскизы. На уроке создается театральный костюм, происходит представление его одноклассникам. Во время защиты проекта обосновывается выбор конкретных материалов и техники выполнения.
1 класс, проект «Познакомьтесь с моей мамой!». Среднесрочный, реализован в течение недели. Интеграция урока изобразительного искусства и классного часа. На уроке ИЗО обсудили тему, поставили задачи, продумали этапы работы. Выполнили первую часть работы – портрет мамы. С помощью учителя дети пришли к выводу: чтобы представить свою маму одноклассникам, недостаточно просто показать ее портрет. Нужно так рассказать о своей маме, чтобы все поняли, какая она замечательная. Дети сами поняли, что им потребуется помощь в подготовке такого рассказа. И к маме за этой помощью не обратишься. Решили использовать 2 способа сбора информации: собственное наблюдение и опрос членов семьи – папы, бабушек, сестер и братьев. Это и была вторая часть проекта, выполненная дома. Защиту проектов провели на классном часе. Ценность этой работы в том, что ребята увидели в обыденном и привычном детали, о которых раньше не задумывались.
1 класс, проект «Фантастический транспорт». Краткосрочный групповой. Интеграция классного часа и урока изобразительного искусства. На уроке, обсудив сказочные и фантастические виды транспортных средств, их отличие от реальных, поставили задачу: придумать свое собственную фантастическую машину. Главное условие - наделить ее необыкновенными способностями для реализации авторского замысла, снабдив изобретение соответствующими приспособлениями. Защищая свою работу, авторы подробно рассказывали о предназначении машины, особенностях ее строения. (самые неожиданные решения: «машина для делания радуги», «машина для притягивания мусора» - специальным силовым полем, «машина для уборки игрушек», «для телепортации туда, куда срочно нужно попасть») На классном часе, посвященном взаимопомощи и сотрудничеству, ребятам было предложено объединиться в пары или группы по принципу «сочетательности» их фантастических машин. При этом они должны были придумать общее дело для всех машин данной группы, чтобы возможности каждой машины дополняли функционал других. На данном этапе работы дети убедились в универсальности большинства придуманных машин, т.к. они наделили свои творения поистине фантастическими способностями.
Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, развивает познавательные навыки учащихся, коммуникативные навыки, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки.
Список литературы
Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Журнал практического
психолога. - 1998. - №4.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования