Проектная деятельность на уроках литературы: создание читательского дневника как творческого проекта | Кочкина Наталья Васильевна. Работа №349497
Аннотация. Статья посвящена методике использования читательского дневника как формы проектной деятельности на уроках литературы. Автор обсуждает роль проекта в развитии читательской культуры и личной заинтересованности школьников в литературе, а также отмечает значимость учительского сопровождения в процессе создания читательских дневников.
Ключевые слова: проектная деятельность, читательский дневник, литература, аналитические навыки, творческое самовыражение, литературное образование.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ: СОЗДАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ДНЕВНИКА КАК ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Кочкина Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики "Троицкая средняя школа № 1"
Аннотация. Статья посвящена методике использования читательского дневника как формы проектной деятельности на уроках литературы. Автор обсуждает роль проекта в развитии читательской культуры и личной заинтересованности школьников в литературе, а также отмечает значимость учительского сопровождения в процессе создания читательских дневников.
Ключевые слова: проектная деятельность, читательский дневник, литература, аналитические навыки, творческое самовыражение, литературное образование.
Проектная деятельность на уроках литературы играет важную роль в современном образовании, так как способствует углубленному восприятию изучаемого материала и позволяет ученикам проявить себя в процессе анализа и интерпретации литературных произведений. Одной из самых результативных форм проектной работы в рамках литературного образования является создание читательского дневника, который становится инструментом не только для закрепления знаний о литературных произведениях, но и для творческого осмысления прочитанного, развития аналитического мышления и формирования у школьников индивидуального стиля чтения и письма.
Читательский дневник как творческий проект позволяет ученикам систематизировать свои мысли и впечатления от прочитанного, постепенно формируя навыки ведения записей и углубленного анализа текста. Научить школьников фиксировать свои мысли, выделять важные моменты, анализировать поступки героев и сопоставлять различные произведения — это задача, которую можно успешно решить с помощью данного формата. В отличие от стандартных учебных заданий, дневник побуждает ученика к творческому самовыражению, дает ему возможность взглянуть на литературное произведение с разных сторон, что способствует формированию индивидуального отношения к тексту.
В процессе создания читательского дневника школьники осваивают методику активного чтения, что помогает им сосредоточиться на важных аспектах произведения, выделять ключевые моменты сюжета, образы героев, проблематику и подтексты. Кроме того, дневник становится личным пространством, где ученик может свободно выражать свои эмоции и впечатления, не боясь критики. Это позволяет сформировать более глубокую связь между учеником и текстом, что способствует усилению его вовлеченности и личного интереса к литературе. С этой точки зрения читательский дневник выполняет роль «переходного звена» от текстов школьной программы к личному чтению, позволяя ученику увидеть, что литература не ограничивается только учебными текстами, но и имеет значение для его повседневной жизни.
Читательский дневник также представляет собой пространство для развития аналитических и литературных навыков. В процессе его ведения ученик учится формулировать собственное мнение о произведении, сопоставлять разные аспекты текста и интерпретировать его символику. Такой подход способствует формированию умений анализировать и структурировать информацию, выражать свои мысли логично и аргументированно. Читательский дневник позволяет выявить скрытые смыслы и подтексты, учит ученика обращать внимание на детали, которые при простом прочтении могут остаться незамеченными.
Помимо развития аналитического мышления, читательский дневник представляет собой площадку для творческого самовыражения. Каждый ученик может вести дневник в своем стиле, добавляя к записям иллюстрации, цитаты, рисунки и даже элементы каллиграфии, делая его уникальным и отражающим индивидуальные черты восприятия литературы. Учитель может направить учеников, предложив им вопросы и темы для размышления, однако при этом важно предоставить свободу в выборе формы ведения дневника. Важно, чтобы школьники чувствовали себя свободными в своих записях, что сделает процесс чтения и анализа литературного произведения увлекательным и нестандартным занятием.
Роль учителя в проекте «Читательский дневник» заключается не только в методической поддержке, но и в создании мотивации для учеников. Учитель может выступить в роли наставника, который помогает ученикам выбрать произведения для записи, объясняет значение текстовых и визуальных элементов, предлагает задания, способствующие углубленному пониманию текста. Например, ученикам можно предложить записывать свои впечатления от прочтения конкретных сцен, анализировать символику и образы героев, а также размышлять о значении произведения для современной культуры. Особое внимание стоит уделять вопросам, которые помогут ученикам увидеть параллели между классической литературой и актуальными темами, а также осознать, каким образом произведения прошлого могут быть созвучны их собственным переживаниям и интересам.
Существенным аспектом при работе с читательским дневником является возможность отслеживания и анализа читательских предпочтений и уровня восприятия текста у школьников. По мере накопления записей в дневнике учитель может заметить, как меняется отношение ученика к литературе, как он начинает видеть глубокие смыслы и параллели. Это позволяет не только корректировать подход к обучению, но и учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, поддерживать его интерес к чтению и мотивировать к дальнейшему изучению произведений. Таким образом, читательский дневник становится инструментом, который учитель может использовать для выстраивания индивидуализированного подхода к каждому ученику, учитывая его уникальные предпочтения и способности.
Читательский дневник позволяет создать условия для взаимодействия между учениками, что особенно важно в образовательной среде. Ученики могут делиться своими записями и впечатлениями, обсуждать произведения в группе, устраивать совместные чтения и анализировать тексты. Это способствует формированию читательской культуры и учит школьников уважительно относиться к чужому мнению, рассматривать произведение с разных точек зрения, понимать и принимать различные интерпретации. Читательский дневник таким образом помогает формировать навыки коммуникации, что важно для развития уверенности и умения выразить свою точку зрения.
Таким образом, использование читательского дневника как творческого проекта открывает перед учителем новые возможности для воспитания читательской культуры, помогает ученикам сформировать навыки глубокого анализа и самовыражения, делает процесс изучения литературы увлекательным и содержательным.
Список литературы
1. Баишева А. П. Дневник творческого читателя — инструмент повышения читательской грамотности / А. П. Баишева, А. Р. Васильева, К. В. Ким. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 2 (65). — С. 145-153.
2. Борисова М. Ю. Проектная деятельность на уроках литературы в основной школе / М. Ю. Борисова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 19-22.