Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Проектная деятельность на уроках окружающего мира" | Копыленко Ирина Николаевна. Работа №270434

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Копыленко Ирина Николаевна
  Роль проектной деятельности на уроках окружающего мира при реализации ФГОС НОО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья на тему: «Проектная деятельность на уроках окружающего мира»

 

 

 

 

Копыленко Ирина Николаевна,

учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия № 39»

 

 

 

 

 

 

 

2021г.


Роль проектной деятельности на уроках окружающего мира при реализации ФГОС НОО трудно переоценить. Современная начальная школа должна, прежде всего, сформировать у ребенка желание и умение работать самостоятельно. Это связано с особенностями новой информационной среды общества, в которой все меньше места остается для человека, не способного к постоянному самостоятельному повышению профессиональной и социальной компетентностей.

Наиболее эффективно, на мой взгляд, внедрение проектной деятельности осуществляется в рамках предмета «Окружающий мир».

Предмет «Окружающий мир» – это основы естественных и социальных наук.

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.

Предмет «Окружающий мир» вносит вклад во все сферы интеллектуальной деятельности ребенка. Дети получают систему интегрированных знаний из разных областей действительности, и эти знания становятся достоянием всех учебных предметов.

Считаю, что одним из современных педагогических средств формирования ключевых компетентностей является метод проектов. Этот метод в полной мере реализует деятельностный подход к обучению, поскольку обучение происходит в процессе деятельности обучающихся. Сам метод предусматривает личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности, поэтому его можно характеризовать как личностно ориентированный.

Работа с проектами занимает особое место в системе школьного образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что школьники сами делают свой выбор и проявляют инициативу.

Метод проектов - это такой способ обучения, при котором ученик самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс. Он самостоятельно, формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Цели проектной деятельности:

1. Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.

2. Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий.

3. Развитие исследовательских умений.

Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

 

В процессе проектной деятельности в рамках предмета «Окружающий мир» у обучающихся начальной школы формируется:

1.Желание и умение работать самостоятельно, проявлять активность в достижении целей.

2. Самостоятельно добывать знания о природе, обществе и человеке, понять ценность природы для человека, важность гармоничного отношения человека с природой, необходимость здорового образа жизни людей.

3. Создавать учебные проекты, в процессе работы над которыми они получают не только теоретические знания, но и опыт практической деятельности.

4. В процессе работы над проектом младшие школьники учатся общаться с другими людьми, исследовать окружающий мир, определять свою стратегию и тактику, распределять время, привлекать необходимые ресурсы.

 

В зависимости от ведущей деятельности проекты можно разделить на:

Исследовательские. Отличительной чертой данного вида проектов является четкая структура, напоминающая структуру научного исследования. Для успешной реализации данного проекта требуется четкое доказательство актуальности выбранной темы, определение проблемы исследования, постановка задач, определение путей их решения, приведение результатов исследование, выводы.

Игровые. Данный вид проекта несет признаки исследования, решение поставленной перед учащимися задачи. Исходя из проблемы, поставленной перед учениками, каждый из них примеряет на себя определенные роли: персонажи, социальные роли.

Информационные. Главной цель данного проекта является сбор, обработка и представление информации необходимой для решения заданной проблемы.

Творческий. Для создания этих проектов учащиеся должны уметь находить нестандартные способы решения проблемы. Отличительной чертой таких проектов является то, что при оформлении работ ученики должны проявить свои творческие способности, предложить самые нетрадиционные варианты оформления результатов: журналы, газеты, видеофильмы, музыкальные представления.

В зависимости от количества участников, принимающих участие в разработке и представлении результатов все учебные проекты можно разделить на:

Индивидуальные проекты - это проекты, при выполнении которых принимает участи только один человек. Данный вид имеет множество достоинств. Одно из важнейших - максимальный учет личных интересов при выборе темы. Также это вид проекта помогает сформировать у учащихся чувство персональной ответственности за результат работы.

Групповые проекты – это проекты, для выполнения которых учащиеся объединяются в группы. Данный вид проектов, так же, как и индивидуальный, имеет ряд достоинств, одно из которых умение сотрудничать, доказывать свою точку зрения, отстаивать её.

 

Существуют следующие этапы работы над проектом:

Выбор темы.

Формулирование цели и задач.

Составление плана работы.

Поиск информации.

Исследование.

Выводы.

Результат.

Оформление проекта.

Подготовка к защите.

Защита проекта.

Самооценка участника.

 

Одним из возможных вариантов применения метода проектов на уроках окружающего мира, конечно же, является учебный проект, предложенный автором программы.

Эти учебные проекты тесно связаны с изучаемым разделом, например: раздел «Эта удивительная природа»- тема проекта «Разнообразие природы родного края» или раздел «Наша безопасность»- тема проекта «Кто нас защищает» (УМК «Школа России» Окружающий мир. 3 класс).

Такие учебные проекты позволяют детям глубже и подробнее изучить тему.

Мой опыт работы показывает, что использование проектной деятельности на уроках окружающего мира не вытесняет классно-урочную систему, а наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться и в начальных классах. При этом учебный процесс, организованный на основе метода проектов, конечно же, отличается от традиционного обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.

Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе – наличие познавательного интереса. В первом классе это наличие только ситуативного интереса, но уже во втором, третьем классе отмечается рост устойчивого и обобщенного интереса к исследовательской деятельности.

Проектная деятельность реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, обеспечивает рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×