Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 15.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе | Ирина Викторовна Ануфриенко. Работа №308313

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

 

ФГОС предполагает дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, то есть могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.

Проектная деятельность учащихся для меня важна, так как в основе метода проектов лежит познавательная деятельность учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

Цель данной работы – развитие самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления учащихся, формирование демократического стиля общения учителя и учащихся.

 

Обобщение опыта работы учителя начальных классов Ануфриенко И.В.

Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе

В настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

ФГОС предполагает дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, то есть могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.

Преобразование процесса должно осуществляться так, чтобы обучающийся находился в активной позиции познающегося, ошибался, искал пути выхода из сложных учебных и социальных ситуаций, совершал выбор и нес за него ответственность.

На мой взгляд, именно проектная технология способствует формированию у ученика высокого уровня познавательного интереса к проведению работ исследовательского характера, формирует у обучающихся умение самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике.

Проектная технология способствует также развитию ключевых компетенций обучающихся: умению работать в команде, искать компромисс, добиваться результатов.

Анализируя свою деятельность, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:

низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Проектная деятельность учащихся для меня важна, так как в основе метода проектов лежит познавательная деятельность учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

Цель данной работы развитие самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления учащихся, формирование демократического стиля общения учителя и учащихся.

На мой взгляд, именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся. При этом, значительной части школьников не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

Начинала я работу в первом классе с тренировочного проекта и выбрала самый простой вид – информационный.

Работу строила следующим образом: Класс я разделила на две группы. Каждая группа расположилась за общим столом, где в центре находились карточки с этапами и темами проекта. Я объявила ребятам, что сегодня мы будем учиться выполнять очень интересную научную работу как взрослые учёные. Но для начала каждая группа должна выбрать тему своего научного исследования (карточка «Выбери тему»). После того, как в каждой группе учащиеся совместно определили тему своего проекта, лишние карточки с темами были убраны.

Дальше я объяснила юным учёным, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать?

Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело. Поэтому я предупреждаю, что существует много способов получения необходимых знаний.

- Что мы должны сделать перед тем, как начнём собирать информацию?

- Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?

Отвечая на мои вопросы, ребята предлагали разные варианты действий. Однако я старалась подвести их к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме. После того как ребята поняли это, на стол легла карточка с символом «подумать».

Следующий вопрос, который я задала детям:

- Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?

Дети постепенно выстроили линию из карточек: «подумать», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «провести эксперимент», «обсудить в группе», «подведение итогов», «оформление результатов», «представление результатов, выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.)» и «презентация проекта».

Разложенные на столе карточки с символическими изображениями этапов сбора информации есть не что иное, как план проекта в упрощённом виде.

 

 

Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:

1) Учёт интересов детей.

Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.

2) Учение через деятельность.

Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую (например, найдите слова, которые рифмуются), исследовательскую деятельность (к примеру, исследуйте, есть ли рифмующиеся слова в скороговорках, исследуйте стихотворные тексты, упражнения и попробуйте использовать результаты исследования в следующем упражнении). Также предполагается систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы (Все ли получилось? Как ты думаешь, почему не получилось?); презентации (подготовьте презентацию составленных словариков и поэтических строк).

3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

4) Сотрудничество участников педагогического процесса.

Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но и между родителями и учениками, библиотекарем, учителями-предметниками и самими учениками.

5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.

6) Принцип последовательности - усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному.

Главным отличием метода проектов является то, что в результате совместной групповой деятельности обучающиеся не только получают новые знания, но и создают учебный продукт, материальный результат совместного труда. Чтобы доказать целесообразность в практике данного метода, хочу

поделиться опытом организации проектной деятельности на уроке русского языка во втором классе при изучении темы «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением», обучающимся предлагалось поработать над проектом «Грамматика весны».

Цель проекта была сформулирована следующим образом: самостоятельный поиск и подбор материалов к теме. Работа проводилась по группам, которые были сформированы по желанию учащихся, исходя из уровня их учебных возможностей и способностей, сложившегося опыта коммуникаций. Количество учащихся в группах варьировалось от трех до семи. Каждая группа получила свое задание.

Привожу примеры заданий и материалов, подобранных обучающимися.

1 группа - найти «весенние» слова на заданную орфограмму, подобрать к ним проверочные слова, отметив сильные и слабые позиции (приложение 1).

 

2 группа- придумать предложения со словами на изученную орфограмму (приложение 2).

 

3 группа – найти отрывки из художественных произведений, где были бы слова с изучаемой орфограммой (приложение 3).

 

4 группа – найти пословицы. Поговорки о весне, в которых есть слова на изучаемое правило (приложение 4).

 

5 группа - придумать стихи о весне и красивые выражения, прославляющие весну (приложение 5).

6 группа- подготовить рисунки весенних пейзажей. В итоге работы над проектом был накоплен материал по теме «Безударные гласные в корне, проверяемые ударением», который был использован на последующих уроках, как для фронтальной, так и для индивидуальной, дифференцированной работы и работы в парах. Подготовленные материалы нашли применение и на открытом уроке для родителей будущих первоклассников. Были названы фамилии учеников, которые подобрали и создали тексты, это вызвало у детей эмоциональный отклик: они были очень горды, что именно их группа подготовила то или иное задание. Был подобран музыкальных ряд, а также физминутка на тему «Весна». Оформление доски художественными работами учащихся вносило в открытый урок элементы праздничности, значимости события.

 

Так же хочу привести образцы заданий, которые можно использовать при подготовке работы над проектами на тему: «Способы проверки орфограмм»:

Сказка «Как поссорились шипящие с некоторыми гласными буквами» (Приложение 6).

Составьте рассказ о своем способе проверки орфограмм.

Проиллюстрируйте конкретными примерами описанный вами способ проверки.

Придумать задание, при выполнении которого можно проверить у других детей, как они освоили данный способ.

Используя полученные материалы, составьте на отдельном листе ватмана общий иллюстрированный текст на тему «Способы проверки орфограмм», который можно использовать как схему-помощник.

Данная работа позволяет обучать целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

На примере подготовки ребят к созданию проекта «Рифма» хочу показать и доказать, что здесь найдется интересная и посильная практическая работа для всех детей. Я представила в приложении конспект урока, его анализ и проект ученика 2 класса (Приложение 7).

В ходе реализации проектного замысла у школьников формируется способность приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических учебных задач по предмету, приобретаются коммуникативные навыки и умения при работе в группах, парах, когда необходимо планировать результат, решать возникающие проблемы, быть в роли лидера и подчиненного, слушать и слышать своего товарища, аргументировать свою точку зрения, считаться с общим мнением для пользы общего дела. Таким образом, происходит воспитание чувства ответственности, сопричастности к общему делу, формируется умение общаться друг с другом.

При выполнении проектов по русскому языку, работая в группах и индивидуально в условиях личной заинтересованности и практической необходимости, учащиеся отрабатывают навыки правописания, учатся пользоваться словарями, у них развивается произвольность внимания, пополняется словарный запас, формируются новые понятия.

Задания, носящие продуктивный характер, способствуют творческому самовыражению, развитию креативности как черты личности школьника.

Применяя метод проектов, я стремлюсь разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся.

При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения.

Создаю проблемно-мотивационную среду на уроке разными формами: беседой, дискуссией, “мозговым штурмом”, самостоятельной работой, организацией “круглого стола”, консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми.

Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы. Из форм, продуктов проектной деятельности, мы имеем: газета « И в шутку и в серьез»; различного рода творческие письменные работы «Письмо моему другу», «Цветок доброты»; компьютерная презентация «Правописание парных согласных»; продукты творческой деятельности « Живая азбука», «Моя любимая буква» (приложение 8, 10).

Можно сделать вывод, что эффективность проектно-исследовательской деятельности не сводится лишь к освоению конкретного учебного предмета, но выражается в формировании положительного образовательного опыта. Участвуя в полезной, интересной, продуктивной творческой деятельности, школьники учатся анализировать собственный опыт, обозначать явления, события и собственное отношение к ним. Но самое главное, что метод проектов развивает коммуникативность в учащихся.

Инновационный педагогический опыт направлен на формирование предметных результатов. При выполнении проектов: «Что такое рифма» (приложение 9), «Пишем письмо», «Осенняя палитра», «Зачем я говорю и пишу?», «Гласные и согласные бывают такие опасные», «Грамматика весны», «Звуки – «двойняшки», работая в группах и индивидуально в условиях личной заинтересованности и практической необходимости, учащиеся отрабатывали навыки правописания, учились пользоваться словарями, у них развивалась произвольность внимания, пополнялся словарный запас, формировались новые понятия.

Благодаря методу проектов, у учащихся развивалась коммуникативность в следующих умениях:

умение организовать свою деятельность;

высказывать свою версию, сравнивать ее с другими;

давать оценку и самооценку поэтических произведений;

умение общаться: соблюдать правила этикета в общении;

высказывать и доказывать свою точку зрения;

слушать других;

умело говорить и писать с учётом речевой ситуации;

умение работать в группе;

уважительно относиться к позиции другого, объяснять своё несогласие и пытаться договориться.

Повысилась качественная успеваемость учащихся: слабые учащиеся испытывают учебный успех, имеют стабильные оценки и избавляются от комплекса неполноценности; сильные быстрее и глубже продвигаются в образовании, развивают свои творческие способности. У детей повышается интерес к предмету - русский язык, развиваются навыки самостоятельной работы, творческие способности, формируется общественное мнение.

Инновационный педагогический опыт направлен на формирование личностных результатов:

-эмоциональная отзывчивость на свои сочинения и одноклассников;

-высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Защищая свои работы, учащиеся успешно выступают на конференциях, открытых уроках, презентациях проектов. Творческие работы ребят – это рисунки, поделки, макеты, рассказы, загадки, концерты, спектакли, викторины, газеты, книги, конференции.

Наблюдается положительная динамика учебных достижений обучающихся при 100% абсолютной успеваемости. Уровень качества образования у моих учеников повысился.

Формирование творческой личности (отметки «5» и «4» – средние отметки успеваемости, уровень выполнения тестов по русскому языку 52% -100%).

Обеспечение высокого (оптимального) уровня обученности младших школьников: качество обучения 52 – 100%.

Развитие потенциальных возможностей обучающихся, переход на новые уровни развития (выс

окий, выше среднего, средний).

Овладение основными учебны

ми действиями (умение учиться).

Самореализация каждого ученика в условиях развивающей (творческой) образовательной среды.

Обеспечение комфортности школьной среды, положительного психологического самочувствия воспитанников, их родителей и педагогов, позитивного отношения к школе, высокого уровня удовлетворенности обучающихся и родителей качеством образования в начальной школе.

Быстрая и успешная адаптация участников педагогического процесса к новым условиям.

Наблюдается тенденция к увеличению количества обучающихся, принимающих участие в школьных, районных олимпиадах.

Со своими работами ребята выступали на методических объединениях, педагогических советах, лучшие работы по теме «Моя малая Родина» помещены на стенде в доме культуры с. Еленинка, один из проектов по теме «Достопримечательности нашего села» помещен в музее с. Еленинка. Ребята защищали свои проекты «Я люблю читать сказки», «Грамматика весны», «Традиции моей семьи» на открытых мероприятиях для родителей, своим опытом работы над проектом «Что такое рифма» я делилась на открытом учебном занятии для учителей начальных классов и учителей-предметников.

Произошел качественный и количественный скачок в развитии творческих способностей обучающихся. Даже те обучающиеся, кто остался на низком уровне, улучшили свои качественные показатели, что подтверждают результаты диагностических методик. Отметим, что осуществился перенос неординарного решения учебных задач и на другие предметы, повысилась успеваемость по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру.

Рост уровня творческих способностей отразился в следующих показателях:

1 класс – 3 место в школьной игре «Загадочные буквы», 2 место в районном фестивале «Золотой микрофон», 2-е места в конкурсе стихотворений собственного сочинения. 2 класс - 2, 3, 4 места в конкурсе сочинений «Осенняя палитра» (приняли участие 7 человек); 3 место фестивале детского творчества «Сказки на новый лад».

В реализации инновационного опыта проводится большая работа с педагогами начальных классов, предметников, родителями:

открытый урок «Что такое рифма»: вовлечены 20 детей, 3 учителя начальных классов, 3 учителя русского языка и литературы, 4 родителя;

участие детей в проведении концертов на родительских собраниях - 20 детей и конференциях - 3 ребенка (в 1 классе), 6 детей (во 2 классе).

участие детей в выставке работ в сельском ДК- 5 детей;

выступление на школьном методическом объединении - 12 детей.

В школьной выставке лучших проектных работ по теме «Цветок добра» - 17 детей.

 

Опытом своей работы я делюсь на своем персональном сайте, а также на других Интернет-ресурсах: 4stupeni.ru, nachalka.com, педсовет.sy и другие.

Мои работы:

Технология проектирования в начальной школе (Из опыта работы).

Разработки уроков с применением проектных технологий: «Кто много читает - тот много знает», «Что такое рифма», «Математика вокруг нас», «Волшебная страна семьи».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Приложение 1

В…сенний - весны, скв…рцы – скворушка, отт…пель – теплый, гр…чи- грач, к..пель – капает, поз…ленело – зелень и т.д. Приложение 2

На лугах заз…ленела тр…ва. Скор прил…тят г…в…рливые гр…чи. Б…гут в…селые ручьи.

Приложение 3

С нею солнце краше

И в…сна м…лей,

Прощ…бечь с дороги

Нам привет ск…рей!

***

А. Плещеев.

Люблю гр…зу в начале мая,

Когда в…сенний первый гром,

Как бы р…звяся и играя,

Гр…хочет в небе голубом.

Ф. Тютчев.

***

Уж тает снег, б…гут ручьи,

В …кно повеяло в…сною…

Засвищут скоро сол…вьи,

И лес оденется л…ствою.

А. Плещеев.

Приложение 4

В…да потекла, в…сну прин…сла.

Апрель с в…дой, май с тр…вой.

В…сна днем кр…сна.

Кто спит в…сной, плачет з…мой.

 

Приложение 5

Весна, весна!

Надежд полна!

Унынье гонит со двора!

***

Сосульки капают весной,

И с юга птички прилетают.

Ручьи стремительно бегут.

Подснежник юный расцветает.

***

Мы прославляем весну за солнце яркое, за пение птиц, за звон капели, за первые цветы.

 

 

Приложение 6

Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я, Э, Е. Жили они очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти четыре гласные – Ы, Ю, Я, Э. Искали – искали, с ног сбились, до вечера проискали.

И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я и Э как ни в чем не бывало, сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – и с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они рядышком.

Приложение 7

Урок 1 Наши проекты. Рифма.

Цели урока:

познакомить детей с рифмой, учить подбирать простейшие рифмы; учить чувствовать ритм стиха, как основу стихосложения; нацелить на выполнение проектной работы;

развивать связную речь, логическое мышление, память, внимание, воображение, частоту речи, управление голосом, творческую смелость, веру в свои силы, литературное произношение и ударение;

воспитывать самостоятельность, как личную черту, интерес к серьезной, интеллектуальной работе, вселить радость сотворчества, любовь к поэзии, пробудить желание читать и сочинять стихи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выбирать способы решения, соотносить задания с изученными темами; работать в парах, группах; участвовать в обсуждении; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Ход урока

I этап - погружение в проект

1.Организационный момент

Ребята, повернитесь друг к другу лицом. Посмотрите в глаза соседу по парте, Улыбнитесь и передайте глазами, что вы желаете ему хорошего настроения и доброй работы. Сегодня у нас новая тема, а это значит, что вы получите новые знания.

2. Работа по теме урока

1 Беседа

-Вспомните, какие проекты мы выполняли в этом году?

-Как вам больше нравится работать - в парах или группах?

-Чем вам нравятся проектные работы?

2 Актуализация знаний

Вспомним эпизод из книги Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей" (глава 4.Как Незнайка сочинял стихи). Напомним его школьникам, прочитав небольшой отрывок.

Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал:

- Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.

- А у тебя есть способности? - спросил Цветик.

- Конечно, есть. Я очень способный, - сказал Незнайка.

- Это надо проверить, - сказал Цветик. - Ты знаешь, что такое рифма?

- Рифма? Нет, не знаю.- Рифма - это когда два слова оканчиваются одинаково, - объяснил Цветик. - Например: утка - шутка, коржик - моржик. Понял?

- Понял.

- Ну, скажи рифму на слово "палка".

- Селедка, - ответил Незнайка.

- Какая же это рифма: палка - селедка? Никакой рифмы нет в этих словах.

- Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.

Ребята подумайте, почему Незнайка попал в столь смешную ситуацию, придумав рифму "палка - селедка". Вывод: "виноват" не Незнайка, а Цветик: слова-то действительно оканчиваются одинаково (палКА - селедКА). В чем же "вина" Цветика? Оказывается, он неправильно (вернее, "неточно») объяснил Незнайке, что такое рифма.

-А правильно ли сделали вывод мы с вами, мы узнаем чуть позже.

3. Работа по учебнику.

- Как будет называться наш проект?

- Рассмотрите с.8-9 и скажите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке (обратить внимание на задания в у.2, у.4 исследовать рифму, сочинять стихи, находить рифму, рифмовать)

-А, значит, чему мы будем учиться сегодня? (находить рифму, рифмовать, исследовать).

-Для чего мы должны научиться это делать?

Оценивать свою работу на уроке вы будете с помощью солнышка, только не в тетрадях, а на отдельных листочках, лучики можете ставить карандашом любого цвета, за правильное выполнение задания - один лучик.

-Какой вывод мы с вами сегодня уже о рифме сделали?

- Сверим наше определение с определением в учебнике.

РИФМА - созвучное окончание стихотворных строк.

- Скажите, а для чего нам нужна рифма?

Упр.1(с.8).

-Прочитайте стихотворение.

-Как вы поняли значение слова рифмовать?

-Какие слова в стихотворении рифмуются?

-А как вы находили в стихотворении рифмы?

-Какие орфограммы вы нашли в этих словах?

Для закрепления знаний ученикам предлагается разучить игру "Рифма".

Сейчас вы со своим соседом по парте попробуете составить как можно больше рифмованных слов за 1 минуту. Потом посмотрим, у кого будут интересные рифмы к словам: белка, дудочка, игрушка,

Легко подбирать рифму, написать стихотворение? Как вы думаете, какими качествами должен обладать поэт?

- Правильно! (на доске записаны слова):

Способный, талантливый, сообразительный, трудолюбивый, усидчивый, творческий.

Вы сегодня побудете немного в роли поэтов, хорошо и активно работая на уроке, вы будете способствовать развитию этих качеств у себя.

Упр.2,3 (с.8-9).

-Исследуйте стихотворные тексты из упр.2 и попробуйте использовать результаты исследования в упр.3.

-Проверим результаты ваших исследований. (2-3 ученика читают свои варианты рифмовок).

4. Физкультминутка.

Дружно встали на разминку

И назад сгибаем спинку.

Глубоко вдохнули - выдохнули

Поскакали на носочках:

Прыг-скок, прыг-скок.

Встали ровненько в рядочках и продолжили урок.

II этап - организационный

5. Работа в группах. Каким правилам работы в группах нужно следовать, чтобы работать дружно и результативно.

Задание для 1 группы: подчеркнуть слова – рифмы:

снежинки – пушинки точка – почка

зима – мороз класс - дети

печальный - хрустальный шалить- ловить

речка - лед искать- играть

речка - свечка

Задание для 2 группы: подобрать рифму:

-Серый волк гостил в лесу Очень умная птица

Встретил рыжую……….. не сова и не …………

-Где обедал воробей? Она песен не поет

В зоопарке у……… а советы ……………

-А петух с колючим ёжиком

Режут сало острым………..

Задание для 3 группы: соединить рифмы:

Яблоки поспели лапы стынут на морозе Рома спит, и Вова спит комара отгони

Что за чудо у березы У сосны и ели Баба Даша! Не спи а комар зудит

Задание для 4 группы: Вычеркните слова без рифмы в каждой строчке

Мех – теплый – смех – грех - успех- белый- лисий

Елка – метелка – зеленая – телка - нарядная

Козленок – коза - теленок – утенок - жеребенок.

6. Подготовка к выполнению проектов

-Как вы поняли, какой проект мы должны сегодня выполнять?

7. Работа в группах

На доске сюжетная картинка, вам нужно составить рифмованные строчки по этой картинке.

Каждая группа читает свои стихи.

8. Рефлексия

-Как работала ваша группа? Оцените в своих группах работу каждого (за активную работу - 2 лучика).

-Чему сегодня учились на уроке?

-Кто хочет рассказать о своей работе на уроке?

А теперь покажем дерево знаний: если вы научились находить рифму и сможете самостоятельно составить рифмованные строчки, встаньте и высоко поднимите руки; если вы научились находить рифму, но затрудняетесь рифмовать слова- просто встаньте; если вы ничему не научились и не получили никаких знаний на уроке - оставайтесь сидеть на местах.

III этап. Осуществление деятельности (на основе полученных знаний на уроке дети создают свой индивидуальный проект).

-Я благодарю вас за работу, на занятии по проектной деятельности мы продолжим работу над рифмой: составим словарик собственных рифм, поэтические строчки и проведем презентацию по своим работам. Урок окончен.

 

 

2 Урок. Наши проекты. Рифма.

IV этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

Ребята, на этом уроке вы представите свои творческие проекты. После презентации каждого проекта вы можете задать вопросы автору. Также посмотрите, какие цели и задачи у каждого проекта.

 

Анализ уроков

Наши проекты. Рифма.

Этапы работы над проектом

1 этап - погружение в проект.

На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы: что такое рифма? А верно ли мы составили определение, требующие доказательства или опровержения? При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

Применяя метод проектов, я обучаю детей ставить цели к заданиям: С какой целью я выполняю это задание, упражнение? Зачем это нужно делать?

На данном этапе дети узнают, что такое рифма, затем находят в стихотворении рифмованные слова, исследуют рифму в примерах, пытаются сами создать рифмы.

II этап - организационный

-образуем группы участников проекта (в данном случае группы лучше создать по способностям, так как индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

- определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению.

1 группа (дети с ограниченными способностями) – создать сюжетную картину (из данного материала: фигурки животных, различных растений расположить на фоновой основе).

2 группа (дети средних способностей) - подобрать к данным словам рифмы, то есть создать словарь рифм заданной формы.

3 группа – создают четверостишия к картине.

Таким образом, в создании проекта принимают участие все ребята. Благодаря педагогическому сопровождению, которое помогает школьникам чувствовать себя субъектами деятельности, метод проектов ставит каждого ребенка в позицию активного участника. Такой подход ведет к сплочению детского коллектива. Создается обстановка общей увлеченности и творчества. Все это способствует формированию у ребенка положительной самооценки (« Я смог», « У меня получилось») и комфортного психологического состояния, что служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества

Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить, и о возможных путях решения данных задач. Здесь нужно обязательно провести рефлексию, так как далее дети будут работать индивидуально над созданием собственного проекта.

III этап. Осуществление деятельности (на основе полученных знаний на уроке дети создают свой индивидуальный проект).

Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, подбор рифм, создание своего словаря рифм, подбор иллюстраций.

IVэтап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность. Результаты представляются в виде творческой работы.

Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении.

V этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).

В результате педагогического проектирования на практике видно, что проектное обучение даёт возможность поиска, воспитания и обучения талантливых, одаренных и творчески-развитых детей, является условием развития индивидуальных способностей обучающихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными».

Таким образом, проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×