Проектная деятельность по химии и биологии в школе с использованием оборудования "Точки роста" | Самуйленко Светлана Анатольевна. Работа №350474
Аннотация. Статья посвящена использованию проектной деятельности на уроках химии и биологии в школе с применением оборудования Центра "Точка роста". Рассматриваются примеры реализации проектов, направленных на углубленное изучение химических и биологических процессов, а также особенности использования современного оборудования в проектной деятельности. Особое внимание уделено развитию у школьников исследовательских навыков, научного подхода и практических навыков работы с современным оборудованием. Описаны положительные результаты внедрения проектной деятельности и использование новых технологий в учебный процесс, что способствует повышению качества образования.
Ключевые слова: проектная деятельность, химия, биология, оборудование, "Точка роста", цифровизация образования, лабораторные исследования, исследовательские проекты, школьное образование.
Проектная деятельность по химии и биологии в школе с использованием оборудования "Точки роста"
Самуйленко Светлана Анатольевна, учитель химии и биологии
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области "Толмачевская средняя общеобразовательная школа № 61" с.Толмачево
Аннотация. Статья посвящена использованию проектной деятельности на уроках химии и биологии в школе с применением оборудования Центра "Точка роста". Рассматриваются примеры реализации проектов, направленных на углубленное изучение химических и биологических процессов, а также особенности использования современного оборудования в проектной деятельности. Особое внимание уделено развитию у школьников исследовательских навыков, научного подхода и практических навыков работы с современным оборудованием. Описаны положительные результаты внедрения проектной деятельности и использование новых технологий в учебный процесс, что способствует повышению качества образования.
Ключевые слова: проектная деятельность, химия, биология, оборудование, "Точка роста", цифровизация образования, лабораторные исследования, исследовательские проекты, школьное образование.
Проектная деятельность становится важным инструментом в обучении химии и биологии в современных школах, поскольку она способствует не только углубленному освоению предметов, но и развивает критическое мышление, научный подход и практические навыки. С открытием Центра "Точка роста" в школе, проектная работа приобрела новые горизонты, особенно с использованием современного оборудования, которое значительно расширяет возможности для реализации научных проектов. Это оборудование предоставляет уникальные инструменты для химических и биологических исследований, что позволяет учащимся более глубоко погрузиться в изучаемые темы и формировать навыки работы с реальными научными данными.
Внедрение проектной деятельности в преподавание химии и биологии в школьном процессе направлено на развитие у учащихся навыков работы в группе, проведения экспериментов, анализа данных и создания собственных научных выводов. Важно, что проектная деятельность позволяет ученикам не только освоить теоретические знания, но и активно участвовать в процессе познания, применяя знания на практике. В школьной лаборатории химии и биологии Центра "Точка роста" ученики имеют доступ к современному оборудованию, что дает возможность создавать и проводить проекты, которые раньше были бы невозможны или требовали бы значительных затрат на оборудование.
Примером такого проекта может быть исследование состава воды в местных водоемах. Для реализации этого проекта учащиеся использовали специальное оборудование для химического анализа воды, которое есть в Центре. С помощью цифровых весов, спектрофотометров и других приборов они измеряли концентрацию различных веществ в воде, таких как нитраты, фосфаты и металлы. Такой проект помогает ученикам не только понять важность чистоты воды для экосистемы, но и развить навыки работы с химическим оборудованием, научиться правильно собирать и анализировать данные.
Другим ярким примером является проект, посвященный изучению влияния различных факторов на рост растений. С использованием современных микроскопов, термометров с высокой точностью измерений и специальных камер для контроля влажности учащиеся могли моделировать различные условия роста растений и наблюдать, как изменения температуры или состава почвы влияют на их развитие. Этот проект позволяет школьникам в реальных условиях увидеть, как теоретические знания, полученные на уроках биологии, применяются для изучения живых организмов, а также учит их работать с научными методами и инструментами.
Для проведения таких проектов значительную роль играет не только оборудование, но и современные информационные технологии. В Центре "Точка роста" активно используются программы для моделирования химических реакций и биологических процессов. Например, ученики могут проводить виртуальные эксперименты, моделируя реакции с различными веществами, изменяя условия эксперимента и анализируя результат. Это позволяет не только визуализировать сложные химические и биологические процессы, но и лучше понять их закономерности. В биологии школьники могут моделировать, например, процессы фотосинтеза, клеточного деления или даже поведение животных в различных экосистемах.
Моделирование даёт возможность быстрее и проще понять принципы работы живых систем и химических реакций, без необходимости проведения дорогих и времязатратных экспериментов.
Проектная деятельность в рамках химии и биологии также включает в себя работу с междисциплинарными проектами. Например, можно исследовать влияние химических загрязнителей на экологические системы. Этот проект объединяет химию и биологию, позволяя учащимся изучить, как химические вещества влияют на состояние окружающей среды, здоровье растений и животных. Такое объединение знаний из разных областей помогает ученикам понять целостность и взаимосвязанность наук о природе, а также увидеть, как химические процессы влияют на биологические системы в реальной жизни.
Кроме того, проектная деятельность в "Точке роста" помогает школьникам развивать исследовательские навыки. В ходе работы над проектами ученики учат ставить гипотезы, разрабатывать экспериментальные планы, собирать и анализировать данные, а также делать научные выводы. Процесс работы над проектом учит школьников работать в группе, делиться обязанностями и результатами, а также учиться представлять свои исследования на научных конференциях и выставках. Это важный аспект проектной деятельности, так как помогает ученикам развивать коммуникативные навыки и уверенность в себе, а также научиться аргументировать свои выводы и принимать участие в научных дебатах.
Современные лабораторные средства Центра "Точка роста" позволяют учащимся более качественно проводить эксперименты, демонстрируя результаты на экранах интерактивных досок. Это значительно ускоряет анализ данных и помогает лучше визуализировать химические и биологические процессы. Например, в ходе эксперимента по изучению кислотности почвы или определению состава воздуха в различных точках школы учащиеся могут сразу увидеть изменения параметров на экране и провести необходимую корреляцию с теоретическими данными.
Проектная деятельность на уроках химии и биологии с использованием современных технологий помогает учащимся развивать не только академические, но и личные качества, такие как ответственность, инициативность, умение работать в команде и вести научные исследования. Поддержка и наставничество учителей в процессе работы над проектами также играют важную роль. Учителя химии и биологии, используя оборудование Центра "Точка роста", становятся не только наставниками, но и партнерами в научной работе учеников, что создает в классе атмосферу взаимного уважения и интереса к научной деятельности.
Внедрение проектной деятельности с использованием новейших технологий существенно влияет на повышение качества образования. Такие проекты не только углубляют знания учеников по химии и биологии, но и помогают им освоить навыки, которые будут полезны в их дальнейшей профессиональной жизни, независимо от выбранной области. Работа с современным оборудованием формирует у школьников умения, необходимые для решения сложных задач, таких как анализ данных, исследовательская работа, критическое мышление и способность делать выводы на основе доказательств.
Таким образом, проектная деятельность по химии и биологии с использованием оборудования "Точки роста" открывает перед учащимися новые горизонты для научного познания и исследования. Инновационные подходы в образовательном процессе способствуют углублению знаний, развитию исследовательских навыков и формированию у школьников интереса к научной деятельности, что в свою очередь значительно повышает качество образования и готовит учеников к успешному будущему.
Список литературы
1. Буслаков В. В., Пынеев А. В. Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по биологии с использованием оборудования центра «Точка роста». Методическое пособие. — М.: Центр естественно-научного и математического образования, 2021.
2. Беспалов И.П., Дорофеев М.В. Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по химии с использованием оборудования центра «Точка роста». Методическое пособие. — Москва, 2021.
3. Письмо Минпросвещения России от 01.11.2021 N ТВ-1913/02 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей») URL: https://legalacts.ru/doc/pismominprosveshchenija-rossii-ot-01112021-n-tv-191302-o-napravlenii/#100270