"Проектная деятельность «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста через Посткроссинг» | Чугунова Людмила Алексеевна. Работа №362112. Номер работы: №362112
«Посткроссинг» — обмен почтовыми открытками по всей России или по миру, желание познакомить подрастающее поколение с большой страной и странами посредством «живой» переписки с такими же дошколятами из других городов и стран.
Педагоги детского сада «Росинка» решили использовать образовательную технологию «Посткросинг» для знакомства с разнообразным миром профессий нашей родины и познакомить участников Проекта с профессиями Республики Коми, такими как оленевод и профессии нефтегазовой промышленности участников проекта.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 23» г. Усинска
Проектная деятельность
«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста через образовательную технологию «Посткроссинг» между сада детских садов России»
Петрунина Лидия Наркифовна,
старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 23» г. Усинска
Чугунова Людмила Алексеевна, воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 23» г. Усинска
Актуальность проекта:
К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.
Именно детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих трудящихся, несмотря на то, что многим кажется странным такое раннее решение проблемы. Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с различными профессиями в соответствии с возрастом детей.
Очень эффективным и интересным оказался проектный метод для знакомства детей с миром профессий. Педагоги МАДОУ «Детский сад № 23» г. Усинска на педагогическом совете предложили реализовать долгосрочный проект «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста через образовательную технологию «Посткроссинг» между сада детских садов России» (Далее – Проект).
Данный Проект поможет приобрести детям интересное увлечение, которое будет способствовать знакомству с разными культурами, общению с жителями разных городов, профессиями регионов РФ. Участвуя в Проекте, дети и взрослые смогут не только расширить знания по знакомству разнообразным миром профессий, но и собрать коллекцию марок и открыток из разных уголков нашей необъятной страны.
Россия — страна великой культуры, богатая историей, обычаями и традициями населяющих ее народов. В каждом регионе имеются профессии связанные с особенностями региона. Которые будут интересны и познавательны для участников проекта.
В каждом городе есть свои традиции, обычаи, достопримечательности и профессии связанные с особенностями региона. И только те, кто в нем живет, смогут наиболее точно и полно рассказать о профессиях своего субъекта РФ. Так возникла идея обмена открытками и письмами, которая получила название посткроссинг. Посткроссинг — это всероссийский проект по обмену письмами. В нашем случае это переписка более широкого уровня, с обменом информацией об истории городов, поселков, профессий, где проживают адресаты. Обмен письмами, открытками, магнитами, подарками в виде детских рисунков, аппликаций, книжек-раскрасок.
Таким образом, посредством проекта педагоги детского сада хотят активизировать познавательную деятельность детей и заинтересовать их в изучении многообразий профессий, найти друзей по переписке. Педагоги поделятся своими педагогическими находками по данной теме.
Объект и предмет исследования: воспитанники детского сада, педагоги, родители (законные представители), социальные партнеры, педагогическая технология Посткроссинг.
Цель: Формирование у дошкольников первоначальных знаний о профессиях и положительного отношения к труду и профессиональному миру, через образовательную технологию Посткроссинг, а также найти друзей по переписке.
Задачи:
Расширить
представления
детей
о
проекте
«
Посткроссинг
»
;
Обогащать
знания
детей
о
профессиях,
значимости
их
труда;
Активизировать
внимание
и
память
детей,
обогащать
словарный
запас,
связную
речь;
Воспитывать чувство уважения к традициям и культуре других народов
;
Воспитать
уважение
к
людям
разных
профессий,
бережное
отношение
к
их
труду
(результатам труда);
Воспитывать
положительные
качества
личности:
уважение
к
труду
взрослых.
Формы и методы:
Наглядные
Словестные
Практические
Игровые
Технологии используемые в проекте:
Исследовательская
Игровая
Проектная
ИКТ
Сроки реализации проекта: 1 год.
Новизна проекта состоит в том:
«Посткроссинг» — обмен почтовыми открытками по всей России или по миру, желание познакомить подрастающее поколение с большой страной и странами посредством «живой» переписки с такими же дошколятами из других городов и стран.
Педагоги детского сада «Росинка» решили использовать образовательную технологию «Посткросинг» для знакомства с разнообразным миром профессий нашей родины и познакомить участников Проекта с профессиями Республики Коми, такими как оленевод и профессии нефтегазовой промышленности участников проекта.
Предполагаемый результат проекта:
При реализации данного проекта повысится познавательная активность и мотивация детей дошкольного возраста, любознательность, воображение, творческая активность, повысится интерес к профессиям взрослых – позиционирование себя в различных технических профессиях; дети смогут творчески проявить свою индивидуальность в разных видах деятельности.
В ходе реализации происходит знакомство детей с возможностями рукописного письма, формирование познавательного интереса детей к другим регионам нашей страны, народной культуре, обычаям, праздниками и профессиями. Обмен письмами, открытками с видами городов, сел и их достопримечательностями, памятными сувенирами и подарками, в том числе и сделанными своими руками, развивает положительные эмоции и чувства в процессе познания, воспитывает толерантность к людям других национальностей.
Предполагаемые результаты для детей:
Ребенок
имеет
представления
о
мире
профессий
взрослых.
Ребенок
выделяет
структуру
трудовых
процессов
(цель,
материалы,
инструменты,
трудовые
действия, результат;
Ребенок
моделирует
в
игре
отношения
между
людьми разных
профессий;
Ребенок
в
ходе
переписки приобретает
новых
друзей;
Ребенок
знакомится
с
возможностями
рукописного
письма
.
Предполагаемые результаты для педагогов детского сада:
Знакомство
с
образовательной
технологией
Посткроссинг
;
Разработан
методический
материал
по
ранней
профориентации
в
ДОУ;
Используются современные технологии в работе по ранней профориентации дошкольников: игровые технологии, технологии развивающего обучения,
здоровьесберегающие
технологий, технологии проектной деятельности (детские проекты);
Выступление на
муниципальной опорно-методической площадке по теме «Ранняя профориентация для детей дошкольного возраста» на базе МАДОУ «Детский сад № 23» г.
Усинска.
Предполагаемые результаты для родителей (законных представителей):
Повысится
уровень
компетенции
родителей
(законных
представителей)
в
вопросах
ранней профориентации дошкольников, воспитания трудовой культуры.
Появится
возможность
родителям
(законным
представителям)
увидеть
своего
ребенка
в деятельности, оценить его способности;
Разработаны
совместные
подпроекты
с
родителями
(законными
представителями)
«Оленеводы
»;
«Профессии
нефтегазовой
промышленности».
Содержательная часть
Долгосрочный проект «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста через образовательную технологию «Посткроссинг» между сада детских садов России» успешно был реализован в МАДОУ «Детский сад № 23» г. Усинска с ноября 2023 года по апрель 2024 г. Проект вызвал интерес не только у воспитанников, родителей, педагогов детского сада, но и у педагогического сообщества детских садов России. Наработанный опыт работы был представлен педагогами на муниципальной опорно-методической площадки «Организация профориентационной работы в условиях дошкольного образовательного учреждения». https://23usinck.tvoysadik.ru/site/pub?id=453
Особенностью этого Проекта в том, с его помощью дети узнают разнообразный мир профессий, много интересного о своей стране и найдут друзей по переписке в других городах, а педагоги поделятся педагогическим опытом с коллегами. Таким образом, посредством посткроссинга педагоги хотят активизировать познавательную деятельность детей и заинтересовать их в изучении многообразий профессий, найти друзей по переписке. Педагоги поделятся своими педагогическими находками по данной теме.
Реализация Проекта состояла:
1этап-подготовительный
Цель: определение основных направлений работы.
Изучение
педагогической
литературы.
Изучение
интернет
- ресурсов. Обоснование актуальности темы, мотивация её
выбора,
определение
цели
и
задач
проекта.
Планирование мероприятий по реализации проекта.
Проведение
педагогического
обследования
(игровая
деятельность
дошкольников).
Подборка
информационного материала для родителей.
Разработка
плана
и
паспорта
проекта.
Создание
списка
участников
проекта
https://disk.yandex.ru/i/xkpHuYXuZI8p7w
Разработка
договора
участников.
https://disk.yandex.ru/i/R4P_sPYH-fzA_Q
Рассылка
Приглашения
и
заключение
договора
об
участии
в проекте.
https://disk.yandex.ru/i/RLU2uEO-yNBkqg
Создание
и
ведение
Вконтакте
страницы «
Посткроссинг
.
Знакомство с миром профессий» участников проекта.
https://vk.com/club223409914?from=search
II этап – основной:
Цель: апробировать содержание работы по ознакомлению миром профессий посредством Посткроссинга
Подготовка писем и отправка участникам проекта. Всего было изготовлено и отправлено писем 26 детским сада Российской Федерации. Ответственные воспитатели старших и подготовительных групп.
Приложение 1
https://disk.yandex.ru/i/xkpHuYXuZI8p7w
Подготовка и отправка писем участников проекта с субъектов Российской Федерации. Ответственные воспитатели старших и подготовительных групп.
Приложение 2
https://disk.yandex.ru/i/xkpHuYXuZI8p7w
Изготовление видеороликов о профессиях участников проекта. Ответственные кураторы детских садов РФ.
Проведение виртуальных экскурсии-наблюдения по ссылкам участников Проекта.
Подготовка наградного материала. Награждение благодарственными письмами и грамотами участников Проекта.
III этап – итоговый:
Проведение педагогического обследования.
Анализ проделанной работы.
Обобщение наработанного материала.
Обобщение опыта работы.
Анкетирование участников проекта.
Сопоставление имеющихся результатов с
прогнозируемым
.
Презентация опыта работы по проекту.
Результаты Проекта
( в анкетирование приняло участие 158 родителей)
Таблица 1
Название
До участия в Проекте родители (законные представители)
После реализации Проекта родители (законные представители)
Да
Нет
Да
Нет
1
Считаете ли вы необходимым проводить в дошкольном учреждении работу по ранней профориентации дошкольников?
91
67
156
2
2
Вы хотите, чтобы содержание и формы образовательной деятельности в ДОУ расширяли представления ребёнка о разных профессиях?
91
67
156
2
3
Готовы ли Вы к сотрудничеству с нами и принять активное участие в профориентации ребенка (проведению совместных праздников, вечеров-встреч, экскурсий и т.п.)?
91
67
156
2
Данный Проект позволил участникам обмениваться информацией между детьми и детскими учреждениями по всей России по знакомству воспитанников с миром взрослых профессий. Эта педагогическая идея пришла через решение практических задач и наблюдений в ходе образовательной, самостоятельной деятельности и в режимных моментах. Важно отметить проявляемый детьми познавательный интерес именно к людям труда, к профессиям, которые находятся не только в ближайшем окружении, о которых дети знают только из иллюстраций.
Из таблицы 1 мы наблюдаем повышение не только интереса родителей (законных представителей) к Проекту, но и желание и готовность к сотрудничеству с детским садом.
Педагоги детского сада решили расширить проект именно в познавательном масштабе Российской Федерации. В письмах, которые мы писали, воспитанники детского сада «Росинка» познакомили детей с профессией оленевод и профессиями нефте-газовой промышленности нашего региона.
Письма, которые мы получали из разных уголков нашей страны, дети рассказали о своей малой Родине, о людях труда, о профессиях. Так, получив письмо от друзей из города Рязани и Санкт-Петербурга, наши дети заинтересовались «морскими профессиями», «карамельщиком», «военными профессиями» они были удивлены количеству и разнообразию профессий.
Теперь, в отличие от обычного Посткроссинга, в нашем детском саду эта технология имеет познавательный характер и направлена именно на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста.
Совместная работа педагогов и родителей (законных представителей) с детьми по ранней профориентации, позволила добиться положительной динамики. Наша деятельность только набирает обороты. Но уже первые результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о профессиях взрослых. Таким образом, в ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей детей и родителей (законных представителей). Наш проект только набирает обороты. Впереди еще много интересного и познавательного.
Список используемой литературы и интернет ресурсов:
https://www.maam.ru/detskijsad/-ranja-proforientacija-detei-doshkolnogo-vozrasta-cherez-obrazovatelnuyu-tehnologiyu-postkrosing.html
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2022/01/23/postkrossing-v-dou-kak-innovatsionnaya-tehnologiya