Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 01.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проектная деятельность школьников | Семенова Нина Степановна. Работа №334012. Номер работы: №334012

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Проектная деятельность… В последнее время этот вид деятельности все чаще и больше входит в практику совместной деятельности учителя и ученика. Наряду с традиционными формами преподавания, где лидирующей фигурой процесса обучения был учитель, самостоятельная форма процесса получения,  систематизации и практического применения  знаний становится основной, наиболее востребованной, развивающей личность учащегося. В настоящее время обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Современные дети – получают большое количество окружающей их информации. Обилие информации не приводит к системности знаний. Необходимо научить детей целенаправленно находить и извлекать необходимую им информацию, усваивать её в виде знаний, то есть формировать у учащихся информационную компетентность.

Организация обучения через желание, мотивирование интереса к самостоятельному приобретению знаний, учить, не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике – немаловажные проблемы.

Коммуникативная компетентность становится ценностью современного общества. Возникает еще одна проблема определить, какие необходимо выработать у учеников умения для ее формирования, т. е. продуктивного общения ученика с учителем, со сверстниками, с Интернетом, информационным полем.

Как разрешить эти проблемы? Объяснительно – иллюстративный метод не годится, так как он ограничивает самостоятельную деятельность учащихся, его цель – усвоение знаний.

Нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения.

Проектная деятельность, бесспорно, является методом, удовлетворяющим перечисленным выше условиям.

Так что же такое проект, проектная деятельность, метод проектов?

Проектная деятельность как фактор повышения познавательной самостоятельности школьников

 

Семенова Н.С., учитель информатики и ИКТ

МБОУ «СОШ №26» г. Чита

 

Проектная деятельность… В последнее время этот вид деятельности все чаще и больше входит в практику совместной деятельности учителя и ученика. Наряду с традиционными формами преподавания, где лидирующей фигурой процесса обучения был учитель, самостоятельная форма процесса получения, систематизации и практического применения знаний становится основной, наиболее востребованной, развивающей личность учащегося. В настоящее время обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Современные дети – получают большое количество окружающей их информации. Обилие информации не приводит к системности знаний. Необходимо научить детей целенаправленно находить и извлекать необходимую им информацию, усваивать её в виде знаний, то есть формировать у учащихся информационную компетентность.

Организация обучения через желание, мотивирование интереса к самостоятельному приобретению знаний, учить, не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике – немаловажные проблемы.

Коммуникативная компетентность становится ценностью современного общества. Возникает еще одна проблема определить, какие необходимо выработать у учеников умения для ее формирования, т. е. продуктивного общения ученика с учителем, со сверстниками, с Интернетом, информационным полем.

Как разрешить эти проблемы? Объяснительно – иллюстративный метод не годится, так как он ограничивает самостоятельную деятельность учащихся, его цель – усвоение знаний.

Нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения.

Проектная деятельность, бесспорно, является методом, удовлетворяющим перечисленным выше условиям.

Так что же такое проект, проектная деятельность, метод проектов?

Проект – специально организованный учителями совместно с учащимися и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы. Проект – это одна из форм исследовательской работы. Проект завершается созданием продукта.

Метод проектов – технология образовательной деятельности, в которой учащийся ставит и решает практически значимые проблемы и задачи. Данная технология основана на самостоятельной исследовательской, организационной и созидательной работе учащегося.

Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

Что такое проект для учителя? Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.

Проектная деятельность школьников способствует развитию общеучебных навыков:

социальные навыки - умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают;

коммуникативные

- учиться не только говорить, но и важно научиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё;

мыслительные навыки - дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать;

исследовательские навыки - учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.

Проектная деятельность развивает компетентностные качества личности:

Аналитические умения (умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять её, обнаруживать отсутствие информации и восстанавливать её).

Практические умения (использование на практике академической теории, методов и принципов).

Творческие умения (одной логикой, как правило, проблемную ситуацию не решить; очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путём).

Коммуникативные умения (умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать наглядный материал и другие

медиасредства

, кооперироваться в группы; защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчёт).

Социальные умения (оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать чужое мнение в дискуссии или аргументировать своё и т.д.).

Суть проектного обучения – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного или критического мышления.

Метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности и повышению уровня субъективности учащихся в образовательном процессе, рассматривается как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся, выступает продуктивным фактором преобразования процесса обучения в деятельность самообучения, что позволяет каждому ученику увидеть и принять себя как человека способного, компетентного, успешного, повышает его самооценку.

Какова роль учителя в проектной деятельности?

Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Необходимо активизировать самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность. Учитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.

Использование метод проектов возможно при обучении всем предметам школьного курса. При изучении отдельных тем курса информатики метод проектов является одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся, проявления их мыслительных способностей, творческих возможностей, самостоятельности, прилежности и индивидуальности.

Классификация проектов на уроках информатики может основываться по профилю знаний:

монопроекты

– в рамках одного учебного предмета.

При этом выбираются наиболее сложные темы или разделы программы; укладываются в классно-урочную систему (Например, при изучении тем «Магистрально-модульный принцип построения компьютера» или «Компьютерные вирусы и антивирусные программы» учащимся предлагается подготовить сообщения о различных устройствах компьютера, разновидностях компьютерных вирусов и различных антивирусных программах.

Учащиеся готовят материал по различным источникам информации, анализируют, систематизируют и презентуют результаты своей деятельности в устной, письменной форме или в виде компьютерных презентаций);

межпредметные

– по двум или более предметам; чаще выполняются во внеурочное время (Для подготовки сообщений, докладов, выступлений на уроках и на научно-практических конференциях по различным школьным дисциплинам, учащиеся средних и старших классов используют такие формы представления, как компьютерные презентации,

Web

-сайты.

Чаще всего под руководством учителей-предметников учащиеся самостоятельно готовят творческие презентации для уроков МХК, литературы, географии, физики, астрономии. Эта форма активного участия в процессе обучения нравится учащимся и приносит свои положительные результаты в образовательном процессе);

надпредметные

– выходят за рамки предметов (

Это

прежде всего проекты, связанные с изучением тем, выходящих за рамки школьного курса, проекты социального характера «Жизнь без наркотиков», «Подросток и алкоголь», «Молодежные субкультуры», «Конец света» и т. д.).

 

Если проекты основываются на уровне контактов, то они могут быть:

внутриклассные

– проекты, проводимые в одном классе;

внутришкольные

– проекты, организуемые внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные;

региональные – проекты, организуемые между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;

международные – в них реализуется диалог культур.

Классификация проектов может основываться по числу участников:

индивидуальные (личностные);

парные;

групповые.

По продолжительности проекты могут быть:

краткосрочные

(1 урок, максимум 3 – 6 уроков);

среднесрочные

(1 – 2 месяца);

долговременные

(до года).

Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся:

исследовательские;

творческие;

игровые;

информационные;

социально-значимые.

Рассмотрим особенности проектов, основанных на доминирующей деятельности учеников.

Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата.

Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение.

Особенно большое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников.

Этапы работы над проектом:

мотивационный

информационно-подготовительный

организационно-практический

рефлексивно-оценочный.

Существует несколько форм проектной деятельности школьников, которые возможно использовать на уроках информатики и позволяющих представить свою работу. В своей практике я и мои учащиеся используем следующие формы:

web-сайт (сайты учащихся «Учебные заведения города Читы», «Игромания», «Социальные сети», «Мой сайт о Красночикойском районе» и т.д.);

• творческие видеофильмы;

•выставка рисунков и фотографий, созданных в различных графических редакторах и программах;

• электронная газета, журнал;

• мультимедийная презентация;

• справочник по определенным разделам изучаемых тем (например, Справочник по работе в среде программирования Turbo Pascal);

• сравнительно-сопоставительный анализ (например, работа в операционных системах Windows и Linux);

 

В своей работе я использую также разные технологии и методики преподавания информатики.

Имея, достаточный педагогический опыт, я заметила, что учащиеся в одном образовательном пространстве отличаются от учащихся в другом образовательном пространстве, дети одного возраста отличаются от детей другого возраста, и каждый учитель должен хорошо знать своих детей, чтобы быть в состоянии предложить то, что школьникам действительно нужно и интересно. Ведь каждому ребенку важно:

выбрать, чем ему заниматься, что для него интересно;

самим определиться, как им работать в группах или индивидуально;

самому собирать информацию, планировать свою деятельность, определять сроки реализации и предоставления конечного продукта;

анализировать, рефлексировать результаты, т. е. быть инициаторами всей своей работы.

Со временем, у меня появилась потребность в разработке проектов, выполненных совместно с учениками, направленные на формирование осознанного отношения к получению необходимых знаний, для дальнейшей востребованности обществом.

Наиболее полно и плодотворно использование проектной деятельности при изучении тем практического применения, например «Создание презентаций». В начале изучения темы учащимся предлагается выбрать тему для подготовки самостоятельного проекта, начать подбор материала по выбранной теме. Учащиеся разбиваются на микрогруппы по 2 человека и в конце изучаемой темы представляют свой проект к защите. Деятельность учащихся при подготовке проекта отражает уровень их самостоятельности, их желание и возможности самореализации, приводит к сплоченности микрогрупп, развивает ответственность и возможности творческой самореализации.

Учитывая опыт работы в классах, где обучаются дети компенсирующего обучения, 7 и 8 вида, одаренные дети, классах информационно-технологического профиля, в работе по подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ и ГИА, необходим особый подход в постановке целей проектной деятельности. Цели должны быть конкретные, достижимые, измеримые, ориентированные на результат, определенные во времени, адаптированы для каждого учащегося. Тематика проектов определяется целями и задачами предстоящей работы и весьма разнообразна.

Принимая во внимание уникальность проектного метода, я часто использую его на уроках, разрабатываю краткосрочные проекты по организации урочной деятельности. Метод проектирования позволяет мне построить учебный и воспитательные процессы, ориентируясь на определенные особенности каждого класса, правильно организовать учебную деятельность разных групп учащихся.

Как сделать проектирование максимально интересным для детей? Как изменить свою деятельность, чтобы адаптировать ее к особенностям современной школы, учеников, чтобы учесть все их личностные характеристики, интересы?

Практическая проектная деятельность не только интересна, но полезна для каждого ребенка, поскольку он приобретает очень важные умения, которые будут востребованы обществом в нашей стране.

 

Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем. Основная школа в будущем – это школа проектов.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×