Проектная деятельность со слабослышащими детьми на уроках технологии в условиях коррекционной школы | Овчинникова Татьяна Николаевна. Работа №344572
Аннотация. В данной статье рассматривается проектная деятельность со слабослышащими детьми на уроках технологии в условиях коррекционной школы. Проектная деятельность в образовательном процессе является важным инструментом формирования у учащихся не только практических навыков, но и развития их творческих способностей, коммуникации и социальной адаптации. В статье обсуждаются особенности применения проектного метода в условиях работы с детьми с нарушениями слуха, специфика организации учебного процесса, а также методические рекомендации для учителей технологии. Приведены примеры успешной реализации проектов и способы адаптации учебных материалов для слабослышащих детей.
Ключевые слова: проектная деятельность, слабослышащие дети, коррекционная школа, уроки технологии, педагогические методы, адаптация учебного процесса.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СО СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ
Овчинникова Татьяна Николаевна, учитель
ГБОУ ЛНР "Луганская специальная (коррекционная) школа-интернат"
Аннотация. В данной статье рассматривается проектная деятельность со слабослышащими детьми на уроках технологии в условиях коррекционной школы. Проектная деятельность в образовательном процессе является важным инструментом формирования у учащихся не только практических навыков, но и развития их творческих способностей, коммуникации и социальной адаптации. В статье обсуждаются особенности применения проектного метода в условиях работы с детьми с нарушениями слуха, специфика организации учебного процесса, а также методические рекомендации для учителей технологии. Приведены примеры успешной реализации проектов и способы адаптации учебных материалов для слабослышащих детей.
Ключевые слова: проектная деятельность, слабослышащие дети, коррекционная школа, уроки технологии, педагогические методы, адаптация учебного процесса.
Проектная деятельность занимает важное место в современном образовательном процессе, поскольку она способствует развитию не только академических знаний, но и практических умений, креативного мышления и коммуникативных навыков. В условиях коррекционной школы, где обучаются дети с различными особенностями развития, в том числе со слабослышащими учениками, проектный метод приобретает особое значение. Для учащихся с нарушением слуха проектная деятельность может стать инструментом, способствующим лучшей социальной адаптации, формированию самостоятельности и развитию навыков межличностного взаимодействия.
Уроки технологии в коррекционных школах предоставляют уникальные возможности для внедрения проектного подхода, так как эти уроки ориентированы на практическую деятельность и развивают не только профессиональные навыки, но и креативные способности учащихся. При этом учителю важно учитывать специфические потребности слабослышащих детей, адаптируя задания и подходы к их выполнению.
Слабослышащие дети имеют особенности в восприятии и обработке информации, что влияет на их обучение. Учащиеся с нарушениями слуха часто испытывают трудности с вербальной коммуникацией, что, в свою очередь, может затруднять выполнение заданий, требующих четкого понимания инструкций. Кроме того, они могут сталкиваться с проблемами в восприятии социальных норм и правил, что усложняет их социализацию в коллективе.Однако слабослышащие дети обладают большим потенциалом для успешной работы в проектной деятельности при условии правильно организованного процесса обучения. Важно учитывать, что у них может быть снижена способность к аудиальному восприятию информации, но при этом они часто развивают другие каналы восприятия, такие как визуальный и тактильный. Это нужно учитывать при создании учебных заданий.
Проектная деятельность на уроках технологии позволяет слабослышащим детям развивать разнообразные навыки, которые важны не только в учебной деятельности, но и в повседневной жизни. Среди ключевых преимуществ можно выделить:
1. Развитие креативности и самостоятельности. В процессе выполнения проектов дети имеют возможность самостоятельно разрабатывать идеи, выбирать способы их реализации и отвечать за конечный результат.
2. Социальная адаптация и работа в коллективе. Проектная деятельность часто предполагает коллективную работу, что способствует развитию коммуникативных навыков и способности взаимодействовать с окружающими. Для слабослышащих детей это особенно важно, так как они могут испытывать трудности с интеграцией в коллектив.
3. Развитие практических навыков. Уроки технологии предполагают активную работу с материалами, инструментами и техническими устройствами. Это способствует развитию моторики, координации и точности движений, что особенно важно для слабослышащих детей.
4. Усиление мотивации. Проекты, ориентированные на реальную практическую пользу, вызывают у учащихся интерес и желание довести работу до конца, что позитивно влияет на учебную мотивацию.
5. Адаптация к жизненным ситуациям. Выполнение проектов, связанных с бытом, трудовой деятельностью или решением социальных проблем, позволяет слабослышащим детям лучше адаптироваться к реальной жизни и научиться решать практические задачи.
Проектная деятельность со слабослышащими детьми, как и с обычными школьниками, может быть организована в несколько этапов:
1. Определение цели и задачи проекта. На данном этапе учитель вместе с учащимися формулирует тему проекта, ставит перед ними конкретные задачи. Для слабослышащих детей важно, чтобы инструкция была четкой, краткой и визуально оформленной. Поддержание визуальной связи с классом, использование схем и рисунков могут помочь слабослышащим учащимся лучше понять суть задания.
2. Планирование работы. Составляется план выполнения проекта, определяются этапы работы. Здесь важно, чтобы каждый этап был подробно описан и проиллюстрирован, чтобы учащиеся могли легко ориентироваться в последовательности действий.
3. Выполнение проекта. На данном этапе учащиеся приступают к реализации проекта. Важно, чтобы учитель оказывал поддержку, помогал в решении возникающих трудностей, обеспечивал наглядную демонстрацию сложных этапов работы. Для слабослышащих детей можно использовать жестовую речь, текстовые подсказки или видеоматериалы с субтитрами.
4. Презентация результатов. Завершающий этап предполагает презентацию результатов проекта. Слабослышащие дети могут испытывать трудности в вербальной презентации, поэтому важно предусмотреть возможность визуальной демонстрации — например, с помощью плакатов, видеороликов, фотографий или моделей.
5. Оценка и рефлексия. Оценка проекта должна учитывать не только конечный результат, но и процесс выполнения, старания и активность учащихся. После завершения проекта важно провести рефлексию, обсудить трудности и успехи, что поможет учащимся развивать навыки самоконтроля и самооценки.
Для успешной реализации проектной деятельности на уроках технологии необходимо учитывать несколько ключевых моментов, связанных с особенностями слабослышащих детей:
1. Адаптация учебных материалов. Учебные задания, инструкции и методические материалы должны быть адаптированы для слабослышащих учеников. Это включает использование визуальных материалов, схем, рисунков и пиктограмм, которые помогут лучше понять задания.
2. Использование жестовой речи и визуальной информации. Учителю технологии, работающему с детьми с нарушением слуха, важно владеть основами жестовой речи или иметь возможность привлечь сурдопереводчика. Это поможет эффективнее передавать информацию и инструкции. Также следует активно использовать жесты, мимику и зрительный контакт с учениками.
3. Работа в малых группах. Проектная деятельность часто требует коллективной работы. В случае со слабослышащими детьми рекомендуется организовывать работу в малых группах, где взаимодействие между учащимися будет проще контролировать, а коммуникация станет более доступной.
4. Мотивирующее и доступное оборудование. На уроках технологии в коррекционной школе важно использовать оборудование, с которым слабослышащие дети могут безопасно и легко работать. Необходимо объяснять правила работы с инструментами и технику безопасности, используя наглядные пособия и демонстрации.
5. Поддержка и помощь со стороны учителя. В процессе выполнения проекта учитель должен оказывать постоянную поддержку, помогая учащимся справляться с трудностями. Важно не только объяснять теоретическую часть, но и активно демонстрировать практические шаги.
Приведем несколько примеров успешных проектов, которые могут быть реализованы на уроках технологии со слабослышащими детьми в коррекционной школе:
1. Проект по созданию моделей мебели. Учащиеся могут самостоятельно разработать проект мебели для своего дома или учебного класса. Этот проект развивает навыки работы с деревом, пластиком или другими материалами, а также помогает детям освоить основы черчения и планирования.
2. Проект "Сад будущего". Учащиеся могут спроектировать и создать макет сада с использованием различных материалов. Этот проект может включать изучение основ ботаники и ландшафтного дизайна, что способствует развитию у детей экологического мышления.
3. Проект по созданию декоративных предметов. Например, учащиеся могут заняться изготовлением декоративных изделий из текстиля, бумаги или других материалов, что способствует развитию моторики и художественного вкуса.
4. Социальный проект.Учащиеся могут разработать проект, направленный на решение какой-либо социальной проблемы — например, помочь в создании удобных приспособлений для людей с ограниченными возможностями. Такой проект не только развивает практические навыки, но и учит детей состраданию и заботе о других.
В заключение можно отметить, что проектная деятельность на уроках технологии с участием слабослышащих детей представляет собой уникальную возможность для формирования у них не только профессиональных и технических навыков, но и социальной адаптации, креативного мышления и самостоятельности. Успех проектной работы во многом зависит от правильной организации учебного процесса, адаптации материалов и поддержки со стороны учителя. Важно помнить, что каждый ребенок, вне зависимости от своих физических возможностей, обладает потенциалом для развития, и задача педагога — помочь этому потенциалу раскрыться в процессе обучения.Проектная деятельность позволяет создать условия для того, чтобы слабослышащие дети чувствовали себя уверенными, успешными и востребованными в обществе, а также учились преодолевать трудности и активно участвовать в жизни коллектива.
Список литературы
1. Власова, Н. В. Коррекционная и специальная педагогика : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. В. Власова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.
2.Речицкая, Е. Г. Психолого-педагогическая диагностика развития детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения слуха) : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Г. Речицкая, Т. К. Гущина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.
3.Старцева С.М. Проектная деятельность по организации взаимодействия педагогов ОУ при работе с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ. – Югра, 2016