Название статьи:
Проектная деятельность в начальной школе | Мой кабинет. Работа №347844. Номер работы: №347844
Дата публикации:
20.10.2024
Автор:
Мой кабинет
Описание:
Я пришла к выводу, что необходимо дополнять урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности обучающихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. В своей статье я хотела бы раскрыть темк проектной деятельности учащихся начальной школы.
Проектная деятельность в начальной школе
Эпиграфом к своему выступлению я хочу взять слова американского психолога Карла Рэнсома Роджерса:
Школа должна превратиться из супермаркета, где раздают замороженные идеи, в место, где можно искать и самостоятельно находить новые знания.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции. Общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Какие из педагогических технологий целесообразно применять в начальной школе, чтобы помочь ребёнку овладеть этими умениями? Каждый учитель подходит к этому вопросу индивидуально.
Я пришла к выводу, что необходимо дополнять урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности обучающихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. (слайд 2) Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.
Что же такое проектная деятельность?Проект – это самостоятельная, творческая, завершённая работа, выполняемая под руководством учителя.
Цель проектной деятельности:Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач.
Проектная деятельность ориентирует детей на коллективную, групповую, парную и индивидуальную работу. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность.
Сам учебный проект (слайд 3) – это задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы; целенаправленная деятельность детей; форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой; результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Учебный проект (слайд 4)
Проблема проекта Почему? Актуальность проблемы -
(это важно для меня лично) мотивация
Цель проекта Зачем? Целеполагание
(мы делаем проект)
Задачи проекта Что? Постановка задач
(для этого мы делаем)
Методы и способы Как? Выбор способов и
(мы это можем делать) методов, планирование
Результат Что получилось? Ожидаемый результат
(как решение проблемы)
В основе метода лежит развитие познавательных интересов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, в начальной школе используются: исследовательские проекты, творческие, ролево-игровые, информационные проекты. Рассмотрим особенности каждого из них. (слайд 5)
Исследовательские проекты (слайд 6) имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования: наблюдение, опыты, эксперименты; обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты - одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Это практические и лабораторные работы, доклады, выступления и т.д. К таким проектам можно отнести наши работы, представленные на научно-практических конференция. Чаще всего это индивидуальные проекты. Совместно с учащимися и родителями были представлены работы по следующим темам: Необыкновенные цветы, Загрязнение атмосферы автотранспортом, Проблемы утилизации люминисцентных ламп в городе Орске, Влияние музыки на рост и развитие растений, Удивительная лента Мёбиуса и другие.
Представленные на конференциях работы были высоко оценены жюри. Ребята получили грамоты за свой труд, учитель благодарственные письма. Творческие проекты (слайд 7) не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся - она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, театрализации, видеофильм, плакат, школьный журнал интересных дел и т.д. Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Примером данного проекта может послужить проект на тему: Наши друзья – птицы. Ребята были разбиты на группы. Каждой группе было предложено определённое задание: найти стихотворения о птицах, рассказы русских писателей, пословицы, где встречается название птиц, приметы, связанные с птицами. На уроках чтения, окружающего мира ребятами были представлены результаты их труда. Далее на уроках ИЗО, технологии ребята иллюстрировали птиц, изготавливали модели из пластилина. На уроке русского языка было предложено написать сочинение на тему: Наши друзья – птицы. Конечным результатом данного проекта было изготовление кормушек для птиц и вывешивание их на территории гимназии. А также создание плаката, призывающего к бережному отношению к нашим друзьям – птицам. Ребята с большим энтузиазмом под руководством учителя выполнили предложенную работу. Большую помощь в творческих проектах оказывают родители.
Ролево-игровые проекты (слайд 8) – это литературные, ролевые игры и др., результат которых остается открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями. Приведу пример одного из проектов:
Актуальность проблемы: Во время игровой ситуации На приёме у врача больному выписали рецепт на лекарство. У ребёнка возник вопрос: Что с ним делать и куда идти? Обратились за помощью к ребятам, но выяснилось, что большинство детей не знают, где продают лекарства, кто их продаёт. Знания младших школьников об аптеке, её работниках, о лекарствах оказались весьма недостаточными и привели к выбору темы проекта.
Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, обогащение игровых сюжетов за счет накопления знаний по теме проекта.
Задачи: способствовать умению детей выполнять частично поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы; развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; расширять представления об аптеке, её назначении; углублять знания детей о профессиях работников аптеки (провизор, фармацевт, таксировщик и др.), воспитывать интерес к их труду; побуждать детей самостоятельно подготавливать условия игры, распределять роли, планировать свои действия; закреплять умение развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего.
В ходе подготовительного этапа шло обсуждение проблемы с учащимися, поиск путей решения проблемы, обсуждение возможных вариантов; поиск дополнительной информации в Интернете; оформление консультаций для родителей; составление плана экскурсии в аптеку; разработка конспектов бесед с детьми по теме проекта.
Основной этап включал в себя: чтение художественной литературы (Пёрт Синявский Зелёная аптека, Тамара Крюкова Лесная аптека (сказочная энциклопедия лекарственных растений), Валентин Прозоровский Обязательная аптечка для каждого дома) ; рассматривание иллюстраций по теме проекта; беседы Для чего нужна аптека, Таблетки - хорошо или плохо?; экскурсия в аптеку, интервью у сотрудников аптеки; самостоятельная художественная деятельность по изготовлению атрибутов для игры: лепка таблеток, капсул, витаминов; рисование костюмов фармацевта, провизора, таксировщика, рисование схем, обозначающих лекарственные препараты; изготовление символов для обозначения витрин аптеки, изготовление вывески Аптека и медицинского креста.
Заключительный этап: организация и руководство сюжетно-ролевой игрой Аптека; участие детей в обсуждении проведенной сюжетно - ролевой игры, подведение итогов проекта; презентация проекта. Информационные проекты (слайд 9) направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов (статья в СМИ, информация в сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью. С такими проектами младший школьник встречается чаще всего. Например: в ходе изучения окружающего мира младшему школьнику приходится находить дополнительный материал по темам: Животный мир Оренбуржья, Удивительные растения нашего края, при изучении курса Моё Оренбуржье ребята собирают материал о городах Оренбургской области, удивительных памятниках природы Оренбуржья, узнают о прошлом своей семьи, раскрывают загадки своего имени и фамилия, улицы, на которой живут. Работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. И эта задача падает на плечи взрослых.
Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.
Чтобы обеспечить эффективность проектной деятельности, следует учитывать некоторые моменты.
1. Возрастные и индивидуальные особенности. Важно помнить, что интерес кработе ипосильность вомногом определяют ее успех.
2. Обеспечить заинтересованность детей вработе над проектом. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности итворческой активности. Для этого нужно педагогически грамотно сделать погружение впроект, заинтересовать проблемой, перспективой практической исоциальной пользы. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки - наблюдения, социальные акции.
3. Создавать группы количеством не более 5 человек. Для работы над проектом весь класс разбивается на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов.
4. Избегать подводных камней: сделать многое за детей. На всех этапах подготовки проекта учитель должен выступать в роли консультанта и помощника, а не эксперта.
Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего детского потенциала, деятельность, которая позволяет:
проявить себя,
попробовать свои силы,
приложить свои знания,
принести пользу,
показать публично достигнутый результат.
Продукты, которые могут получить дети в результате проектной деятельности:
Газета, костюм, альбом, спектакль, публикация, справочник, буклет, афиша, памятка, реклама, макет, модель, тематические выставки рисунков, поделок.
В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество надпредметных умений (универсальных учебных действий), таких как:
Проектировочные
Исследовательские
Информационные
Коммуникативные
Экспериментальные
Рефлексивные
Презентационные.
Включать школьников в проектную деятельность нужно начинать постепенно, с первого класса. Сначала это могут быть небольшие творческие проекты: книжки – малышки, выставки рисунков и поделок, сборники загадок, стенгазеты и фотогазеты к различным мероприятиям, датам и т.д. Это краткосрочные проекты продолжительностью от 1 урока до недели. Постепенно уровень сложности повышается. Дети выполняют уже довольно сложные работы. Теперь следует переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на неделю, месяц и более.
Какие же можно использовать примерные темы проектов для начальной школы? Это (слайд 10) семейные традиции, семейные истории, мир семейных увлечений; (слайд 11) зелёная аптека, правильное питание, безопасный город, Папа, мама , я – спортивная семья; (слайд 12) страницы истории моего города, мой край, Подъезд моей мечты; (слайд 13) Жалобная книга природы, Подходы к отходам, Мой четвероногий друг; (слайд 14) Школа вежливых наук, Новогодняя сказка, История маленького зёрнышка и другие темы.
В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения
Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.
Скачать работу
Эпиграфом к своему выступлению я хочу взять слова американского психолога Карла Рэнсома Роджерса:
Школа должна превратиться из супермаркета, где раздают замороженные идеи, в место, где можно искать и самостоятельно находить новые знания.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции. Общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Какие из педагогических технологий целесообразно применять в начальной школе, чтобы помочь ребёнку овладеть этими умениями? Каждый учитель подходит к этому вопросу индивидуально.
Я пришла к выводу, что необходимо дополнять урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности обучающихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. (слайд 2) Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.
Что же такое проектная деятельность?Проект – это самостоятельная, творческая, завершённая работа, выполняемая под руководством учителя.
Цель проектной деятельности:Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач.
Проектная деятельность ориентирует детей на коллективную, групповую, парную и индивидуальную работу. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность.
Сам учебный проект (слайд 3) – это задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы; целенаправленная деятельность детей; форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой; результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Учебный проект (слайд 4)
Проблема проекта Почему? Актуальность проблемы -
(это важно для меня лично) мотивация
Цель проекта Зачем? Целеполагание
(мы делаем проект)
Задачи проекта Что? Постановка задач
(для этого мы делаем)
Методы и способы Как? Выбор способов и
(мы это можем делать) методов, планирование
Результат Что получилось? Ожидаемый результат
(как решение проблемы)
В основе метода лежит развитие познавательных интересов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, в начальной школе используются: исследовательские проекты, творческие, ролево-игровые, информационные проекты. Рассмотрим особенности каждого из них. (слайд 5)
Исследовательские проекты (слайд 6) имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования: наблюдение, опыты, эксперименты; обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты - одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Это практические и лабораторные работы, доклады, выступления и т.д. К таким проектам можно отнести наши работы, представленные на научно-практических конференция. Чаще всего это индивидуальные проекты. Совместно с учащимися и родителями были представлены работы по следующим темам: Необыкновенные цветы, Загрязнение атмосферы автотранспортом, Проблемы утилизации люминисцентных ламп в городе Орске, Влияние музыки на рост и развитие растений, Удивительная лента Мёбиуса и другие.
Представленные на конференциях работы были высоко оценены жюри. Ребята получили грамоты за свой труд, учитель благодарственные письма. Творческие проекты (слайд 7) не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся - она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, театрализации, видеофильм, плакат, школьный журнал интересных дел и т.д. Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Примером данного проекта может послужить проект на тему: Наши друзья – птицы. Ребята были разбиты на группы. Каждой группе было предложено определённое задание: найти стихотворения о птицах, рассказы русских писателей, пословицы, где встречается название птиц, приметы, связанные с птицами. На уроках чтения, окружающего мира ребятами были представлены результаты их труда. Далее на уроках ИЗО, технологии ребята иллюстрировали птиц, изготавливали модели из пластилина. На уроке русского языка было предложено написать сочинение на тему: Наши друзья – птицы. Конечным результатом данного проекта было изготовление кормушек для птиц и вывешивание их на территории гимназии. А также создание плаката, призывающего к бережному отношению к нашим друзьям – птицам. Ребята с большим энтузиазмом под руководством учителя выполнили предложенную работу. Большую помощь в творческих проектах оказывают родители.
Ролево-игровые проекты (слайд 8) – это литературные, ролевые игры и др., результат которых остается открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями. Приведу пример одного из проектов:
Актуальность проблемы: Во время игровой ситуации На приёме у врача больному выписали рецепт на лекарство. У ребёнка возник вопрос: Что с ним делать и куда идти? Обратились за помощью к ребятам, но выяснилось, что большинство детей не знают, где продают лекарства, кто их продаёт. Знания младших школьников об аптеке, её работниках, о лекарствах оказались весьма недостаточными и привели к выбору темы проекта.
Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, обогащение игровых сюжетов за счет накопления знаний по теме проекта.
Задачи: способствовать умению детей выполнять частично поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы; развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; расширять представления об аптеке, её назначении; углублять знания детей о профессиях работников аптеки (провизор, фармацевт, таксировщик и др.), воспитывать интерес к их труду; побуждать детей самостоятельно подготавливать условия игры, распределять роли, планировать свои действия; закреплять умение развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего.
В ходе подготовительного этапа шло обсуждение проблемы с учащимися, поиск путей решения проблемы, обсуждение возможных вариантов; поиск дополнительной информации в Интернете; оформление консультаций для родителей; составление плана экскурсии в аптеку; разработка конспектов бесед с детьми по теме проекта.
Основной этап включал в себя: чтение художественной литературы (Пёрт Синявский Зелёная аптека, Тамара Крюкова Лесная аптека (сказочная энциклопедия лекарственных растений), Валентин Прозоровский Обязательная аптечка для каждого дома) ; рассматривание иллюстраций по теме проекта; беседы Для чего нужна аптека, Таблетки - хорошо или плохо?; экскурсия в аптеку, интервью у сотрудников аптеки; самостоятельная художественная деятельность по изготовлению атрибутов для игры: лепка таблеток, капсул, витаминов; рисование костюмов фармацевта, провизора, таксировщика, рисование схем, обозначающих лекарственные препараты; изготовление символов для обозначения витрин аптеки, изготовление вывески Аптека и медицинского креста.
Заключительный этап: организация и руководство сюжетно-ролевой игрой Аптека; участие детей в обсуждении проведенной сюжетно - ролевой игры, подведение итогов проекта; презентация проекта. Информационные проекты (слайд 9) направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов (статья в СМИ, информация в сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью. С такими проектами младший школьник встречается чаще всего. Например: в ходе изучения окружающего мира младшему школьнику приходится находить дополнительный материал по темам: Животный мир Оренбуржья, Удивительные растения нашего края, при изучении курса Моё Оренбуржье ребята собирают материал о городах Оренбургской области, удивительных памятниках природы Оренбуржья, узнают о прошлом своей семьи, раскрывают загадки своего имени и фамилия, улицы, на которой живут. Работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. И эта задача падает на плечи взрослых.
Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.
Чтобы обеспечить эффективность проектной деятельности, следует учитывать некоторые моменты.
1. Возрастные и индивидуальные особенности. Важно помнить, что интерес кработе ипосильность вомногом определяют ее успех.
2. Обеспечить заинтересованность детей вработе над проектом. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности итворческой активности. Для этого нужно педагогически грамотно сделать погружение впроект, заинтересовать проблемой, перспективой практической исоциальной пользы. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки - наблюдения, социальные акции.
3. Создавать группы количеством не более 5 человек. Для работы над проектом весь класс разбивается на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов.
4. Избегать подводных камней: сделать многое за детей. На всех этапах подготовки проекта учитель должен выступать в роли консультанта и помощника, а не эксперта.
Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего детского потенциала, деятельность, которая позволяет:
проявить себя,
попробовать свои силы,
приложить свои знания,
принести пользу,
показать публично достигнутый результат.
Продукты, которые могут получить дети в результате проектной деятельности:
Газета, костюм, альбом, спектакль, публикация, справочник, буклет, афиша, памятка, реклама, макет, модель, тематические выставки рисунков, поделок.
В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество надпредметных умений (универсальных учебных действий), таких как:
Проектировочные
Исследовательские
Информационные
Коммуникативные
Экспериментальные
Рефлексивные
Презентационные.
Включать школьников в проектную деятельность нужно начинать постепенно, с первого класса. Сначала это могут быть небольшие творческие проекты: книжки – малышки, выставки рисунков и поделок, сборники загадок, стенгазеты и фотогазеты к различным мероприятиям, датам и т.д. Это краткосрочные проекты продолжительностью от 1 урока до недели. Постепенно уровень сложности повышается. Дети выполняют уже довольно сложные работы. Теперь следует переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на неделю, месяц и более.
Какие же можно использовать примерные темы проектов для начальной школы? Это (слайд 10) семейные традиции, семейные истории, мир семейных увлечений; (слайд 11) зелёная аптека, правильное питание, безопасный город, Папа, мама , я – спортивная семья; (слайд 12) страницы истории моего города, мой край, Подъезд моей мечты; (слайд 13) Жалобная книга природы, Подходы к отходам, Мой четвероногий друг; (слайд 14) Школа вежливых наук, Новогодняя сказка, История маленького зёрнышка и другие темы.
В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения
Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.