Проектная деятельность в начальной школе | Васильева Евгения Николаевна. Работа №341202. Номер работы: №341202
В рамках реализации школьных ФГОС нового поколения, ориентированном на повышение качества образования, актуальным является использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения.
Проектная деятельность в начальной школе
В рамках реализации школьных ФГОС нового поколения, ориентированном на повышение качества образования, актуальным является использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения. Данные умения приобретаются, формируются и оттачиваются в проектно-исследовательской деятельности школьников. В начальной школе, естественно, проектно-исследовательская деятельность не занимает ведущего места. Конечно, проекты, представленные младшими школьниками, не такие большие и информационно насыщенные как у учеников старших классов, но даже они могут считаться полноценными учебными проектами.
Проект – с латинского языка переводится как «брошенный вперед». По определению проект – это «специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации».Проектирование – это процесс разработки и создания проекта. Таким образом, проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, я учу детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Внутренний результат – опыт деятельности, который становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Для достижения внутреннего результата, я стараюсь процесс работы над проектом сделать как можно менее заформализованным, а наоборот, добиваюсь того, чтобы работа над проектом была интересной, значимой для каждого ребенка, глубоко осознаваемой им.
При планировании и создании проектов с детьми соблюдаю некоторые условия:1) исхожу из особенностей когнитивного и личностного развития ребёнка - проекты должны быть посильны ребёнку, должны быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне его ближайшего развития:чем меньше ребёнок – тем проще проект;2) обеспечиваю работу над проектом по-максимуму всеми необходимыми дидактическими, информационными и материальными средствами прямо в школе;3) подготовку к проекту и работу над ним превращаю в интересную игру; 4) понимая, что детям младшего школьного возраста на всех этапах работы над проектом необходима помощь взрослого, обучаю родителей основам проектной деятельности, делаю их заинтересованными соучастниками увлекательного поиска; 5) обеспечиваюдетям получение опыта работы над разными проектами: по разным учебным предметам, разной продолжительности (долговременные и кратковременные), с разным числом участников (индивидуальные, групповые, коллективные), разной направленности (познавательные, художественно-творческие, социальные).
Систематическое включение проектной деятельности в образовательный процесс позволяет мне уже в работе с первоклассниками добиться таких положительных эффектов, как развитие интереса к учебному предмету и получение дополнительных знаний по теме, приучение детей к самостоятельной поисково-творческой деятельности, приобретение детьми исследовательского опыта, развитие умения творчески оформлять работу и доносить до заинтересованной аудитории, развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д., развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).
С первоклассниками, в основном, выполняю проекты «на одном дыхании», т.е. на одном – двух уроках. Постепенно приучаю детей работать в парах, группах. Но самое главное, над чем мне приходится особенно позаботиться при организации проекта в любом классе – организация деятельности детей – нужно тщательно продумать формы работы, подобрать материал, построить работу по взаимодействию самих учеников…
Реализуя ООП НОО, я внесла учебные проекты в календарно тематические проекты по учебным предметам: в 4 классе по русскому языку запланировано 4 проекта по 2 проекта в полугодии; по математике – 1 проект на полугодие; по литературному чтению и окружающему миру – 1 проект на полугодие, но с правом выбора темы.
Дети особенно радуются, когда проект доделан ими до конца, а значит, выполнен тот или иной продукт проекта: коллаж, плакат, доклад, презентация. Важным результатом работы над проектом является выступление моих учеников перед одноклассниками и родителями.
Считаю, что работа над проектом требует от учителя достаточных усилий, но, в тоже время, способствует воспитанию у учащихся значимых качеств: способность к сотрудничеству, понимание и принятие других, умение вести диалог, чувство ответственности, самодисциплина и самоорганизация, исследовательские и творческие способности личности.
Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса. Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы.
Список использованных источников
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021
2. Чудаева Е.В. Чем проектная деятельность отличается от проектной. URL: https://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2012/01/07/chem-issledovatelskaya-deyatelnost-otlichaetsya/ (дата обращения: 10.10.2022).