Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проектная деятельность в работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС | Волкова Ирина Михайловна. Работа №305574

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Одной из главных задач для школы с классами с ОВЗ на сегодняшний момент становится задача создания максимально возможных условий для развития детского творчества.

Проект – это как раз проявление творчества. Поэтому я активно использую эту форму в своей работе. По словам П.П. Блонского, «…творческую личность можно воспитать только посредством упражнения в творчестве». Главной особенностью нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта является изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты).

Инструментом достижения данных результатов являются базовые учебные действия (программы формирования БУД).

Основным подходом формирования БУД, согласно новым Стандартам, является системно- деятельностный подход.

Одним из наиболее эффективных технологий реализации системно- деятельностного подхода является проектная деятельность.

Волкова И.М., воспитатель ГПД, учитель

ГБОУ СОШ № 443 Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

 

СТАТЬЯ:

«Проектная деятельность в работе с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС»

 

Мой опыт показывает, что проектный деятельность имеет неоценимое значение для пробуждения и развития осознанного интереса к предмету. Передо мной, как перед учителем стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают.

Одной из главных задач для школы с классами с ОВЗ на сегодняшний момент становится задача создания максимально возможных условий для развития детского творчества.

Проект – это как раз проявление творчества. Поэтому я активно использую эту форму в своей работе. По словам П.П. Блонского, «…творческую личность можно воспитать только посредством упражнения в творчестве». Главной особенностью нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта является изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты).

Инструментом достижения данных результатов являются базовые учебные действия (программы формирования БУД).

Основным подходом формирования БУД, согласно новым Стандартам, является системно- деятельностный подход.

Одним из наиболее эффективных технологий реализации системно- деятельностного подхода является проектная деятельность.

Основоположником данной технологии считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи. Он и его последователи, считали чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов). Способствует развитию творческих способностей; формированию чувства ответственности; созданию условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.

«Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическое значение»(5)

Таким образом, можно выделить основные аспекты реализации к использованию метода проектов. Прежде всего, для организации обучения методом проектов необходимо наличие проблемы. Перед учеником стоит учебная проблема, взятая из реальной жизни, важная и значимая для него. Для решения этой проблемы ему необходимо приложить имеющиеся знания и новые, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации (это очень важно для наших учеников). Но в результате, ученики должны самостоятельно и совместными усилиями (под контролем учителя) решить проблему, применив необходимые знания и получить реальный результат

Проект — это «пять П»: проблема — планирование — поиск информации — продукт — презентация. Шестое «П» проекта — это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, планы, отчеты и др.

Этапы проекта:

Проблема. Организационный этап: теоретическая часть проекта.

Цель: определение темы, цели, задач, этапов проекта, сроки проекта.

Участники: учитель-родители-специалисты, работающие на классе.

Количество участников зависят от сроков проекта. Тематика и содержание проектов могут быть очень разнообразны.

По продолжительности проекты бывают:

Мини проекты, укладывающиеся в один урок или являющиеся фрагментом урока.

Краткосрочные проекты, разрабатываемые на 4-6 уроках.

Долгосрочные проекты, реализуемые в течении месяца или нескольких месяцев.

Составление плана работы по проекту (планирование).

Ознакомление с планом участников проекта: родителей, специалистов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, учитель музыки (тех людей, которые участвуют в учебно-воспитательном процессе с детьми класса)

Цель: определение направлений проекта, распределение заданий каждому участнику проекта, закрепление за каждым ребенком педагога (родителя) помощника. Для наших детей функция планирования очень сложна, в ходе работы над проектом, ребёнок выполняет задания – развиваем самостоятельность.

Поиск информации по теме проекта. Исследовательская работа в форме: взрослый – ребенок, взрослый – группа детей.

Цель: Совместная работа взрослого и ребенка, определение форм работы над проектом (реферат, сочинение, аппликация, рисунки, пластилинография, поделки из природного материала, презентация и т.д.) в соответствии с темой проекта.

Продукт проекта. Завершение проекта.

Подведение итогов проекта: презентация, выставка работ, изготовление книги, выставка рисунков…

Цель: развитие навыков самостоятельности, самореализация ребенка, достижение конечного результата совместного труда.

 

При работе над проектом стараюсь выстроить работу обучающихся так, чтобы они смогли максимально самостоятельно выполнять необходимые операции. Надо побуждать и поддерживать малейшую инициативу ребёнка. Оказывать помощь, создавать условия для достижения положительного результата.

Необходимо понять, что ребенку с нарушением интеллекта необходимо научиться общению в трудовом процессе: учиться формулировать свои желания и потребности, попросить о помощи, слушать и слышать говорящих с ним людей, адекватно реагировать на замечания и похвалу – всё это поможет его социализации. С помощью приобретённых навыков ребёнок сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нём.

При вовлечении обучающихся в проектную деятельность учителю важно помнить, что проектная деятельность— это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Проекты направлены на использование на уроке дополнительной литературы, ресурсов Интернета. Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок.

Для учителя метод проектов тоже дает ряд плюсов. В чем преимущества метода проекта для учителя?

Использование проектных методик позволяет учителю решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учёбой не увлечь.

Учителю проект позволяет раздвинуть рамки учебной программы, построить работу по изучению конкретного учебного материала в течение продолжительного времени и в различных формах.

Появляется больше возможностей лучше узнать своих учеников, определиться с кругом их интересов и потребностей. Следовательно, между учителем и учащимися устанавливаются, как правило, более доверительные отношения.

Участие в проекте обогащает не только учеников новыми знаниями, но и развивает кругозор учителя. Развиваются творческие способности педагога, информационная культура учителя.

Однако учитель сталкивается и со сложностями. Он должен уметь увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов, владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся.

Далеко не каждый учитель владеет искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом, умеет поддерживать эмоциональный настрой.

Учитель должен владеть компьютерной грамотностью, уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

Все выше сказанное дает основание рассматривать проектную деятельность как новое, интересное, достаточно эффективное средство обучения, воспитания и развития личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, востребованное современной образовательной практикой. В проектной деятельности возможно рациональное сочетание теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности обучающихся и педагога. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания проектной деятельности и его аспектов реализации требований ФГОС.

Проектная деятельность позволяет найти разумный баланс между академическими знаниями и личностными умениями.

И именно проектная деятельность позволяет осуществить системно – деятельностный подход в обучении детей с ОВЗ в полной мере.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×