Проектная деятельность в разделе эстетическо-художественное развитие | Анисимова Светлана Викторовна. Работа №353375
В настоящее время в отечественном образовании возникла реальная потребность научить детей дошкольного возраста умению общаться с искусством, активно проявлять себя в творчестве, создавать свою предметно-пространственную среду. Другой не менее важной составляющей воспитания является формирование у детей художественного вкуса (зрительного и слухового). Параллели музыки и живописи отмечены ещё в Древней Греции и Индии. Музыка способна вызвать у слушателя яркие зрительные представления, что позволяет композиторам создавать «музыкальные картины» («Утро» Э. Грига, «Лунный свет» К. Дебюсси). В живописи определенные сочетания линий и цветовых пятен могут вызвать у зрителя ощущение звука («звучащая живопись»). Не случайно, занятия, на которых дети рисуют музыку, являются самыми любимыми. Их цель – воплощение в рисунках музыкальных впечатлений, переживаний, связанных с прослушиваемой музыкой
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад №83
Проект
«Музыка красок и радуга звуков!»
Подготовила
Музыкальный руководитель
Анисимова Светлана Викторовна
2024г.
Паспорт проекта
Участники проекта: Воспитатели, музыкальный руководитель, дети старшей группы, родители.
Вид проекта: Краткосрочный .
Тип проекта: Информационно - творческий, коллективный.
Образовательная область: Музыка.
Направление: Художественно-эстетическое.
Актуальность проекта:
В настоящее время в отечественном образовании возникла реальная потребность научить детей дошкольного возраста умению общаться с искусством, активно проявлять себя в творчестве, создавать свою предметно-пространственную среду. Другой не менее важной составляющей воспитания является формирование у детей художественного вкуса (зрительного и слухового). Параллели музыки и живописи отмечены ещё в Древней Греции и Индии. Музыка способна вызвать у слушателя яркие зрительные представления, что позволяет композиторам создавать «музыкальные картины» («Утро» Э. Грига, «Лунный свет» К. Дебюсси). В живописи определенные сочетания линий и цветовых пятен могут вызвать у зрителя ощущение звука («звучащая живопись»). Не случайно, занятия, на которых дети рисуют музыку, являются самыми любимыми. Их цель – воплощение в рисунках музыкальных впечатлений, переживаний, связанных с прослушиваемой музыкой
Новизна проекта:
Использование в работе новых музыкальных технологий:
ритмические рисунки,
рисование музыки
,
новые дидактические игры
Использовать цветовую гамму для передачи настроения в музыке
.
Проблема:
Для того чтобы формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций.
Цель проекта: воспитание музыкальной культуры через реализацию творческих замыслов в процессе творчества.
Задачи проекта:
1. Учить слушать и понимать музыку.
2. Учить определять характер музыки, ее настроение.
3. Развивать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения.
4. Знакомить с творчеством русских композиторов (П. И. Чайковский, Д.Кабалевский)
5. Учить воплощать музыку в рисовании.
6. Учить передавать в художественном искусстве настроение музыки, подбирая соответствующую цветовую гамму.
7. Развивать мышление и воображение, познавательную активность.
8. Развивать детское художественное творчество, эстетическое восприятие.
9. Поощрять инициативу, самостоятельность.
Практическая значимость: Использование в проекте разных видов деятельности не только обогащает у дошкольников их представления, развивает восприятие, воображение, но и усиливает интерес детей к музыке, к творчеству, развивает их эстетические чувства и творческую активность.
Интеграция разных видов музыкальной деятельности в эстетическом воспитании детей, основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства. Например, слушая музыкальное произведение, ребенок не только воспринимает его на слух, определяет характер и средства музыкальной выразительности, но и одновременно с биографией композитора, с музыкальными инструментами, поэзией, которые помогают дополнить восприятие.
Социальная значимость: Искусство – важнейший компонент духовной культуры, который включает в себя литературу, живопись, музыку, театр. Все эти виды связаны и переплетаются между собой особыми узами, глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу – многообразные проявления природы. Каждая встреча ребёнка с прекрасным имеет большое значение в формировании его чувств и сопричастности к миру. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно формирование творчески активной личности. Одним из важных условий, от которых зависит успешность приобщения дошкольников к эстетическим ценностям, является руководство педагога. Оценив значимость данной проблемы, был разработан данный проект.
Гипотеза:
Если использовать метод проекта, как средство формирования творческой личности через интеграцию искусств, то это позволит детям, экспериментируя со звучащими красками и цветными звуками, постигнуть сущность ранее неизвестных им творческих методов живописи, раскрывающих красоту и гармонию мира.
Прогнозируемый результат:
Для педагогов:
- повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;
- изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
- творческое использование возможностей музыки в разных видах деятельности.
Для детей:
- Накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями.
- закрепление знаний инструментов, узнавание тембра инструментов.
- Умение детей через рисунок понять и представить образ и настроение музыкального произведения.
- Умение словами рассказывать про услышанную музыку.
- Умение воспринимать музыкально-художественный образ, узнавать мелодию по отдельным фрагментам произведения.
- Образная речь, активный словарь должен пополниться новыми словами.
Для родителей:
- Привлечение родителей к слушанию классической музыки дома и рисование рисунков вместе с детьми по мотивам музыкальных произведений;
- повышение музыкальной культуры;
- эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания.
Этапы работы над проектом:
1 этап – организационно - проектировочный; определить проблему, выбрать тему, определить цель проекта, определить задачи проекта. Довести до участников проекта важность данной проблемы. Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный, музыкальный материал по данной теме. Составить план мероприятий.
2 этап – реализация проекта: Собирать информацию по теме проекта. Изготовить пособия для игровой и образовательной деятельности. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности.
3 этап – анализ результативности проекта. Организация выставки художественных работ, заключительная беседа «Музыка красок и радуга звуков»
Ресурсное обеспечение. Набор детских музыкальных инструментов. Аудиозаписи. Пособия к дидактическим играм. Репродукции картин. Музыкальные произведения. Видео и слайдовые презентации.
Форма презентации. Музыкальная гостиная. Творческая мастерская. Выставка работ детей.
Этапы реализации проекта.
№
пп
Мероприятия
Цель
Ответственные
Сроки
реализации проекта
1 этап – подготовительный.
1
Разработка плана реализации проекта. Подбор материала: составление плана мероприятий, изготовление карточек и наглядных пособий, поиск фонограмм и песен, составление беседы с детьми, беседы с родителями.
Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
Музыкальный руководитель.
01.11.24-
05.11.24г
2 этап – основной.
2
Музыкальная гостинная «Музыка красок»
В ходе мероприятия, вся прозвучавшая музыка, в зависимости от характера отправлялась в домики разных цветов – красный, темно синий и белый.
1 Слушание фрагментов: «Снежинки» А.Стоянова , Д.Кабалевский «Клоуны», П.И.Чайковский «Болезнь куклы».
2. Музыкально-ритмическое упражнение с хлопками.
3 Пение знакомых песен «Снежная песенка» Д. Львова – Компанейца, «Пестрый колпачок» Г. Струве.
4 Игра «Угадай инструмент»
Развивать память, внимание, чувство ритма, слуха, динамики через музыкально-дидактические игры и упражнения
Расширить музыкальный кругозор детей, по средствам знакомства с музыкальными инструментами. Знакомить с тембровыми особенностями их звучания
Развивать умение различать тихое и громкое звучание музыки и соотносить его с цветом разной интенсивности
Музыкальный руководитель.
10.11.24г
3
Творческая мастерская «Радуга звуков». В ходе мероприятия, дети, прослушали сказку про холодные и теплые цвета. Далее детям были предложены для прослушивания два произведения – «Вальс цветов» и «Гроза» П.И.Чайковского. В ходе слушания дети определили, какому произведению подходят холодные цвета, какому теплые. Закрасив соответствующими цветами листы с помощью трафаретов, творческие работы детей превратились в волшебный лес.
Развить предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания музыки и изобразительной деятельности.
Систематизировать знания детей о цветовом спектре.
Вызвать эмоциональную отзывчивость на воплощение в рисунках музыкальных впечатлений связанных с прослушиванием музыки.
17.11.24г
3 этап – заключительный.
4
Организация выставки художественных работ, заключительная беседа «Музыка красок и радуга звуков»
Музыкальный руководитель
19.11.24г
5
Анализ результативности
Подготовка итоговой справки самоанализа.
Музыкальный руководитель
22. 11 24г
6
Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.
Обобщение результатов подготовленного материала по проекту.
Музыкальный руководитель
23.11.24г
По реализации проекта «Музыка красок и радуга звуков!»
были получены следующие результаты:
Дети закрепили знание инструментов, узнавание тембра инструментов.
У детей сформировалось умение через рисунок понять и представить образ и настроение музыкального произведения, словами рассказывать про услышанную музыку.
Научились воспринимать музыкально-художественный образ, узнавать мелодию по отдельным фрагментам произведения.
Образная речь, активный словарь пополнились новыми словами.
Дети накопили музыкально-слуховой опыт, в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями.
Дальнейшая разработка проекта
Приобщение к искусству вводит ребёнка в мир волнующих и радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни. Искусство наиболее эффективно влияет на формирование целостной всесторонне и гармонично развитой личности., становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего обучения, развития, социализации. Безусловно, работа над этим проектом интересна, многогранна и очень важна. Поэтому её обязательно необходимо продолжать. Поскольку считаю, что встреча с классической музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать прекрасное, чувство любви к окружающему миру.
Музыкальная гостиная «Музыка красок»
Вся музыка живет в трех домиках! В синем, красном и белом.
В красном домике звучит веселая, задорная, быстрая музыка.
В темно синем домике – грустная, печальная, медленная музыка.
В белом домике живет нежная, легкая, светлая музыка.
А в каком домике живут песни и танцы?
Слушание:
Д.Кабалевский «Клоуны» - в красном
П.И.Чайковский «Болезнь куклы» - в темно синем
А.Стоянова «Снежинки» – в белом.
Музыкально-ритмическое упражнение с хлопками – в красном домике.
Пение песен:
«Снежная песенка» Д. Львова –Компанейца - в белом домике, «Пестрый колпачок» Г. Струве – в красном домике.
Игра «Угадай инструмент». Где они живут?
Грустная скрипка – в темно синем домике.
Веселая балалайка, гармонь, громкий барабан – в красном домике.
Треугольник и колокольчики – в белом домике.
Подводим итоги, – в каком домике больше музыки, вспоминаем, что это за музыка.
Слушание спокойной пьесы «Снежинки» А.Стоянова. Изображаем в движении снежинки.
Творческая мастерская «Радуга звуков»
Послушаем сказку про холодные и теплые цвета «Снегурочка и Весна» .
Жили на свете две сестры. И были они волшебницами. Одну звали Снегурочка, а другую Весна. Снегурочка любила холодные цвета и любила зиму, Весна любила теплые цвета и любила теплое время года. Когда нужно было окрасить все в холодные цвета, Снегурочка опускала в баночку с красками льдинку, и краски окрашивались в синий, голубой, фиолетовый цвет. Когда нужны были теплые цвета, Весна опускала в баночки с красками свой лучик, и краски приобретали теплые оттенки – желтый, красный, оранжевый. А зеленый цвет был и у Снегурочки и у Весны. Сестры жили дружно, не ссорились.
Слушание фрагментов произведений П. И. Чайковского «Вальс цветов» и «Гроза» Подбираем к музыке теплые и холодные цвета.
Слушая «Вальс цветов». Закрашиваем левую половину альбомного листа теплыми цветами.
Слушая «Грозу». Закрашиваем правую половину альбомного листа холодными цветами.
А теперь сюрприз – с помощью трафаретов творческие работы превращаем в волшебный лес, где каждое дерево неповторимо!
Список литературы.
Анисимов В. Диагностика музыкальных способностей детей. — М., 2004.
Бьёркволл Ю. Р. С Музой в душе: Ребенок и песня, игра и обучение на всех этапах жизни. — СПб., 2001.
Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Дубровская Е. Ступеньки музыкального развития: пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М., 2003.
Журнал «Музыкальный руководитель» №1,2006г, ст. «Учите петь хором».
Зимина А. Большой хоровод: Музыкально-дидактические игры. — М., 1993.
Информационные технологии в образовании–2009. Сборник научных трудов участников IX научно-практической конференции-выставки 29–30 октября 2009 г. – Ростов н/Д: Ростиздат, 2009.
Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста (старшая группа). — СПб., 2003.
Стулова Г. Дидактические основы обучения пению. — М., 1988.
«Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет»; сост. Г.М. Орлова, С.И. Бекина. -М: «Просвещение»,1988г.
Евтодьева А. Пособие «Учимся петь и танцевать играя»