Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проектная деятельность в разделе художественно-эстетическое развитие | Анисимова Светлана Викторовна. Работа №353374

Дата публикации:
Автор:
Описание:

             В настоящее время в отечественном образовании возникла реальная потребность научить детей дошкольного возраста умению общаться с искусством, активно проявлять себя в творчестве, создавать свою предметно-пространственную среду. Другой не менее важной составляющей воспитания является формирование у детей художественного вкуса (зрительного и слухового). Параллели музыки и живописи отмечены ещё в Древней Греции и Индии. Музыка способна вызвать у слушателя яркие зрительные представления, что позволяет композиторам создавать «музыкальные картины» («Утро» Э. Грига, «Лунный свет» К. Дебюсси). В живописи определенные сочетания линий и цветовых пятен могут вызвать у зрителя ощущение звука («звучащая живопись»). Не случайно, занятия, на которых дети рисуют музыку, являются самыми любимыми. Их цель – воплощение в рисунках музыкальных впечатлений, переживаний, связанных с прослушиваемой музыкой 

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад №83

 

Проект

«Музыка красок и радуга звуков!»

 

 

Подготовила

Музыкальный руководитель

Анисимова Светлана Викторовна

 

 

 

 

 

2024г.

Паспорт проекта

 

Участники проекта: Воспитатели, музыкальный руководитель, дети старшей группы, родители.

Вид проекта: Краткосрочный .

Тип проекта: Информационно - творческий, коллективный.

Образовательная область: Музыка.

Направление: Художественно-эстетическое.

 

Актуальность проекта:

В настоящее время в отечественном образовании возникла реальная потребность научить детей дошкольного возраста умению общаться с искусством, активно проявлять себя в творчестве, создавать свою предметно-пространственную среду. Другой не менее важной составляющей воспитания является формирование у детей художественного вкуса (зрительного и слухового). Параллели музыки и живописи отмечены ещё в Древней Греции и Индии. Музыка способна вызвать у слушателя яркие зрительные представления, что позволяет композиторам создавать «музыкальные картины» («Утро» Э. Грига, «Лунный свет» К. Дебюсси). В живописи определенные сочетания линий и цветовых пятен могут вызвать у зрителя ощущение звука («звучащая живопись»). Не случайно, занятия, на которых дети рисуют музыку, являются самыми любимыми. Их цель – воплощение в рисунках музыкальных впечатлений, переживаний, связанных с прослушиваемой музыкой 

 

Новизна проекта:

Использование в работе новых музыкальных технологий:

ритмические рисунки,

рисование музыки

,

новые дидактические игры

Использовать цветовую гамму для передачи настроения в музыке

.

 

 

Проблема:

Для того чтобы  формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций.

 

Цель проекта: воспитание музыкальной культуры через реализацию творческих замыслов в процессе  творчества.

Задачи проекта:

1. Учить слушать и понимать музыку.

2. Учить определять характер музыки, ее настроение.

3. Развивать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения.

4. Знакомить с творчеством русских композиторов (П. И. Чайковский, Д.Кабалевский)

5. Учить воплощать музыку в рисовании.

6. Учить передавать в художественном искусстве настроение музыки, подбирая соответствующую цветовую гамму.

7. Развивать мышление и воображение, познавательную активность.

8. Развивать детское художественное творчество, эстетическое восприятие.

9. Поощрять инициативу, самостоятельность.

 

Практическая значимость: Использование в проекте разных видов деятельности не только обогащает у дошкольников их представления, развивает восприятие, воображение, но и усиливает интерес детей к музыке, к творчеству, развивает их эстетические чувства и творческую активность.

Интеграция разных видов музыкальной деятельности в эстетическом воспитании детей, основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства. Например, слушая музыкальное произведение, ребенок не только воспринимает его на слух, определяет характер и средства музыкальной выразительности, но и одновременно с биографией композитора, с музыкальными инструментами, поэзией, которые помогают дополнить восприятие.

 

Социальная значимость: Искусство – важнейший компонент духовной культуры, который включает в себя литературу, живопись, музыку, театр. Все эти виды связаны и переплетаются между собой особыми узами, глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу – многообразные проявления природы. Каждая  встреча ребёнка с прекрасным имеет большое значение в формировании его чувств и сопричастности к миру. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно формирование  творчески активной личности. Одним из важных условий, от которых зависит успешность приобщения дошкольников к эстетическим ценностям, является руководство педагога. Оценив значимость данной проблемы, был разработан данный проект.

Гипотеза:

Если использовать метод проекта, как средство формирования творческой личности через интеграцию искусств, то это позволит детям, экспериментируя со звучащими красками и цветными звуками, постигнуть сущность ранее неизвестных им творческих методов живописи, раскрывающих красоту и гармонию мира.

 

 

 

Прогнозируемый результат:

Для педагогов:

- повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;

- изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;

- творческое использование возможностей музыки в разных видах деятельности.

Для детей:

- Накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями.

- закрепление знаний инструментов, узнавание тембра инструментов.

- Умение детей через рисунок понять и представить образ и настроение музыкального произведения.

- Умение словами рассказывать про услышанную музыку.

- Умение воспринимать музыкально-художественный образ, узнавать мелодию по отдельным фрагментам произведения.

- Образная речь, активный словарь должен пополниться новыми словами.

Для родителей:

- Привлечение родителей к слушанию классической музыки дома и рисование рисунков вместе с детьми по мотивам музыкальных произведений;

- повышение музыкальной культуры;

- эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания.

 

 

Этапы работы над проектом:

1 этап – организационно - проектировочный; определить проблему, выбрать тему, определить цель проекта, определить задачи проекта. Довести до участников проекта важность данной проблемы. Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный, музыкальный материал по данной теме. Составить план мероприятий.

2 этап – реализация проекта: Собирать информацию по теме проекта. Изготовить пособия для игровой и образовательной деятельности. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности.

3 этап – анализ результативности проекта. Организация выставки художественных работ, заключительная беседа «Музыка красок и радуга звуков»

 

Ресурсное обеспечение. Набор детских музыкальных инструментов. Аудиозаписи. Пособия к дидактическим играм. Репродукции картин. Музыкальные произведения. Видео и слайдовые презентации.

Форма презентации. Музыкальная гостиная. Творческая мастерская. Выставка работ детей.

 

Этапы реализации проекта.

 

пп

Мероприятия

Цель

Ответственные

Сроки

реализации проекта

1 этап – подготовительный.

1

Разработка плана реализации проекта. Подбор материала: составление плана мероприятий, изготовление карточек и наглядных пособий, поиск фонограмм и песен, составление беседы с детьми, беседы с родителями.

 

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Музыкальный руководитель.

01.11.24-

05.11.2

2 этап – основной.

2

Музыкальная гостинная «Музыка красок»

В ходе мероприятия, вся прозвучавшая музыка, в зависимости от характера отправлялась в домики разных цветов – красный, темно синий и белый.

1 Слушание фрагментов: «Снежинки» А.Стоянова , Д.Кабалевский «Клоуны», П.И.Чайковский «Болезнь куклы».

2. Музыкально-ритмическое упражнение с хлопками.

3 Пение знакомых песен «Снежная песенка» Д. Львова – Компанейца, «Пестрый колпачок» Г. Струве.

4 Игра «Угадай инструмент»

 

Развивать память, внимание, чувство ритма, слуха, динамики через музыкально-дидактические игры и упражнения

Расширить музыкальный кругозор детей, по средствам знакомства с музыкальными инструментами. Знакомить с тембровыми особенностями их звучания

Развивать умение различать тихое и громкое звучание музыки и соотносить его с цветом разной интенсивности

Музыкальный руководитель.

10.11.2

3

Творческая мастерская «Радуга звуков». В ходе мероприятия, дети, прослушали сказку про холодные и теплые цвета. Далее детям были предложены для прослушивания два произведения – «Вальс цветов» и «Гроза» П.И.Чайковского. В ходе слушания дети определили, какому произведению подходят холодные цвета, какому теплые. Закрасив соответствующими цветами листы с помощью трафаретов, творческие работы детей превратились в волшебный лес.

 

Развить предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания музыки и изобразительной деятельности.

Систематизировать знания детей о цветовом спектре.

Вызвать эмоциональную отзывчивость на воплощение в рисунках музыкальных впечатлений связанных с прослушиванием музыки.

 

 

17.11.2

3 этап – заключительный.

4

Организация выставки художественных работ, заключительная беседа «Музыка красок и радуга звуков»

 

Музыкальный руководитель

19.11.2

5

Анализ результативности

Подготовка итоговой справки самоанализа.

 

Музыкальный руководитель

22. 11 2

6

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Обобщение результатов подготовленного материала по проекту.

Музыкальный руководитель

23.11.2

 

По реализации проекта «Музыка красок и радуга звуков!»

были получены следующие результаты:

Дети закрепили знание инструментов, узнавание тембра инструментов.

У детей сформировалось умение через рисунок понять и представить образ и настроение музыкального произведения, словами рассказывать про услышанную музыку.

Научились воспринимать музыкально-художественный образ, узнавать мелодию по отдельным фрагментам произведения.

Образная речь, активный словарь пополнились новыми словами.

Дети накопили  музыкально-слуховой опыт, в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями.

 

Дальнейшая разработка проекта

Приобщение к искусству вводит ребёнка в мир волнующих и радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни. Искусство наиболее эффективно влияет на формирование целостной всесторонне и гармонично развитой личности., становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего обучения, развития, социализации. Безусловно, работа над этим проектом интересна, многогранна и очень важна. Поэтому её обязательно необходимо продолжать. Поскольку считаю, что встреча с классической музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать прекрасное, чувство любви к окружающему миру.

 

 

 

Музыкальная гостиная «Музыка красок»

Вся музыка живет в трех домиках! В синем, красном и белом.

В красном домике звучит веселая, задорная, быстрая музыка.

В темно синем домике – грустная, печальная, медленная музыка.

В белом домике живет нежная, легкая, светлая музыка.

А в каком домике живут песни и танцы?

Слушание:
Д.Кабалевский «Клоуны» - в красном
П.И.Чайковский «Болезнь куклы» - в темно синем
А.Стоянова «Снежинки» – в белом.

Музыкально-ритмическое упражнение с хлопками – в красном домике.

Пение песен:
«Снежная песенка» Д. Львова Компанейца - в белом домике, «Пестрый колпачок» Г. Струве – в красном домике.

Игра «Угадай инструмент». Где они живут?
Грустная скрипка – в темно синем домике.
Веселая балалайка, гармонь, громкий барабан – в красном домике.
Треугольник и колокольчики – в белом домике.

Подводим итоги, – в каком домике больше музыки, вспоминаем, что это за музыка.

Слушание спокойной пьесы «Снежинки» А.Стоянова. Изображаем в движении снежинки.

Творческая мастерская «Радуга звуков»

Послушаем сказку про холодные и теплые цвета «Снегурочка и Весна» .

Жили на свете две сестры. И были они волшебницами. Одну звали Снегурочка, а другую Весна. Снегурочка любила холодные цвета и любила зиму, Весна любила теплые цвета и любила теплое время года. Когда нужно было окрасить все в холодные цвета, Снегурочка опускала в баночку с красками льдинку, и краски окрашивались в синий, голубой, фиолетовый цвет. Когда нужны были теплые цвета, Весна опускала в баночки с красками свой лучик, и краски приобретали теплые оттенки – желтый, красный, оранжевый. А зеленый цвет был и у Снегурочки и у Весны. Сестры жили дружно, не ссорились.

Слушание фрагментов произведений П. И. Чайковского «Вальс цветов» и «Гроза» Подбираем к музыке теплые и холодные цвета.

Слушая «Вальс цветов». Закрашиваем левую половину альбомного листа теплыми цветами.

Слушая «Грозу». Закрашиваем правую половину альбомного листа холодными цветами.

А теперь сюрприз – с помощью трафаретов творческие работы превращаем в волшебный лес, где каждое дерево неповторимо!

 


Список литературы.


Анисимов В. Диагностика музыкальных способностей детей. — М., 2004.

Бьёркволл Ю. Р. С Музой в душе: Ребенок и песня, игра и обучение на всех этапах жизни. — СПб., 2001.

Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Дубровская Е. Ступеньки музыкального развития: пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М., 2003.

Журнал «Музыкальный руководитель» №1,2006г, ст. «Учите петь хором».

Зимина А. Большой хоровод: Музыкально-дидактические игры. — М., 1993.

Информационные технологии в образовании–2009. Сборник научных трудов участников IX научно-практической конференции-выставки 29–30 октября 2009 г. – Ростов н: Ростиздат, 2009.

Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста (старшая группа). — СПб., 2003.

Стулова Г. Дидактические основы обучения пению. — М., 1988.

«Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет»; сост. Г.М. Орлова, С.И. Бекина. : «Просвещение»,1988г.

Евтодьева А. Пособие «Учимся петь и танцевать играя»


 


Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×