Проектная деятельность во внеурочной деятельности в начальной школе | Ширшова Татьяна Николаевна. Работа №206540
Автор: Ширшова Татьяна Николаевна
Выполняя проекты, учащиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки, развиваются как личности, получая необходимый заряд для самоопределения в будущей взрослой жизни.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, его компетенции и личностные ценности.
во внеурочной деятельности
в начальной школе
Автор: Ширшова Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов, руководитель
кружка
Проектная деятельность.
Высшая квалификационная категория.
Адрес: 412630 с. Балтай, Балтайского района,
Саратовской области,
МОУ – СОШ с. Балтай,
ул. Школьная, дом 1, тел. 2-23-92
Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу
Задачу воспитания гражданина нельзя решать успешно без приобщения подрастающего поколения к духовному богатству своего народа, его культуре, традициям.
Реализация идеи духовного и творческого развития личности требует пересмотра не только содержательной, но и методической стороны урока. Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
реализовали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежат сегодня методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически и теоретически значимой проблемы.
Участвуя в проектной деятельности, ученики учатся:
- расширять кругозор в интересующих их областях знаний;
- находить источники информации;
- извлекать информацию, относящуюся к теме;
- планировать работу над проектами;
- сотрудничать друг с другом при выполнении проектов;
- доводить начатое дело до конца.
Важным направлением организации внеурочной деятельности является проектная деятельность учеников, т.е. выполнение долговременных трудоемких творческих заданий, требующих от учеников самостоятельной и глубокой проработки материала. Использование информационных технологий создает самые благоприятные условия для организации такой деятельности
Особое место занимает реализация информационного (ознакомительно - ориентировочного) проекта, который предполагает сбор информации о каком- либо объекте, явлении, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Этот проект требует хорошо продуманной структуры: цель проекта, способы обработки информации, результат информационного поиска, презентация.
Тема проекта Огонь-друг и враг человека, 1 класс.
Задача проекта. Данный проект направлен на расширение кругозора учащихся и обобщение знаний по правилам пожарной безопасности.
1 этап. Подготовительный.
Вначале проводится беседа на тему 20 лет МЧС с целью формирования первичного представления о службе МЧС, интереса к данной теме, создания условий и возможности для дальнейшей деятельности.
2 этап. Организация проектной и исследовательской работы.
А) Актуализация знаний.
На данном этапе выбраны тема и название проекта Огонь-друг и враг человека, поставлена проблема: выяснить, когда огонь бывает другом, а когда врагом?
Определили количество участников проекта, состав групп- 3 группы.
Б) Плановые работы.
Определили источники информации (прочитать рекомендованные книги, понаблюдать, посмотреть в Интернете, задать вопросы родителям, специалистам, подумать самостоятельно, посмотреть телевизионные передачи.)
1-й группе было предложено прочитать произведения на данную тему (К.Чуковский Путаница, С. Михалков Дядя Степа, С. Маршак Кошкин дом) нарисовать или найти иллюстрацию к произведениям.
2-й группе было предложено найти загадки о возникновении пожара, причинах пожара и т.д., нарисовать отгадки.
3-й группе пословицы и поговорки на данную тему, а также приготовить иллюстрации с изображением огня.
3 этап. Исследовательская деятельность.
Ребята совместно с учителем, родителями выполняли исследования (задания), находили информацию через Интернет, материал в библиотеке, просмотрели фильмы, задавали вопросы родителям, специалистам, провели экскурсию в пожарную часть.
Собранную информацию фиксировали различными способами: записывали, рисовали, изображали символами, фотографировали.
В) Выводы. На классном часе были рассмотрены результаты работ учащихся - это рисунки, иллюстрации, выставка книг, буклеты с загадками, пословицами, видео - и аудио- записи, фото с экскурсии в пожарную часть.
4этап. Заключительный этап.
На этом этапе осуществляется защита проекта, его оценка. Итогом проекта стал урок - презентация по основам пожарной безопасности в форме игры Огонь - друг и враг человека.
Приложение.
Урок – презентация по основам пожарной безопасности
в форме игры в 1 А классе "Огонь – друг и враг человека"
Подготовила и провела
учитель начальных классов
МОУ СОШ С. Балтай
Ширшова Татьяна Николаевна
Цель игры:
1.Закрепить знание правил противопожарной безопасности.
2.Привлечь внимание детей к опасным ситуациям в быту и играх.
3.Учить действовать дружно и слаженно.
4Привить учащимся навыки осторожного обращения с огнем.
5.Формировать умения по выходу из пожароопасной ситуации.
Оборудование :
творческие работы учащихся,
мультимедийный проектор, экран, телефоны, костюмы пожарных, макеты противопожарного оборудования,
карточки с ситуационными заданиями.
ХОД ИГРЫ
Учитель. Здравствуйте, дорогие гости и участники игры. Хочу проверить, знаете ли вы, с какой целью мы сегодня собрались в этом зале? (на экране 1 слайд – заголовок).
Ребята! Слова огонь, пожар вам приходилось слышать и раньше. Может быть, некоторым из вас приходилось наблюдать его или видеть последствия разбушевавшейся стихии. Огонь - давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел. Он, верно, служит людям в повседневном быту и на производстве. ( слайд 2- огонь-друг)
Но случается, что когда огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что созидалось долгими годами упорного труда.(слайд- 3 огонь- враг)
Сегодня мы вспомним правила пожарной безопасности, а также покажем, как нужно выходить из пожарной ситуации. Но сначала вам предстоит выполнить разминочное задание (слайд 4,5,6 –отгадывание загадок)
Отгадайте загадки:
Это темный, темный дом,Сто сестричек живет в нем.И любая из сестерМожет вспыхнуть, как костер.Славные сестрички – тоненькие …(спички).
Кто с огнем не осторожен,У того пожар возможен,Дети, помните о том, Что нельзя шалить с …(огнем).
Раскалился если вдруг Электрический утюг,Что должны вы делать, детки?Вынуть вилку из…(розетки).
Если вдруг пожар возник,Ты звонить обязан вмиг:Знает каждый гражданин:Звать пожарных - …(01).
Ученики:
Спички в руки не беру,С огнем не играю.Будет из-за них беда – Это твердо знаю!
Я, как только подрасту,К вам в пожарные пойду.Тоже буду я гордиться,Что с огнем могу сразиться.
А теперь посмотрим сценку, которую приготовили наши ребята.
01! У нас беда!Мы горим! Скорей сюда!С нетерпением вас ждем – Загорелся Кошкин дом!
Что же делать, как нам быть?Как же пламя потушить?Наберите 01, а иначе мы сгорим!
Заворчал живой комок,Лег у двери поперек.Две медали на груди,Лучше в дом не заходи!
Кто со шлангом, кто с ведром,Быстро справились с огнем!Был пожар,… а в чем причина?
Кто с огнем не осторожен,У того пожар возможен,Дети, помните о том,что нельзя шутить с огнем!
Если младшие сестричкиЗажигают в доме спички,Что ты должен предпринять?
Сразу спички те отнять!Учитель С огнем не шути! Сгореть можно.С огнем обращайся очень осторожно.
А сейчас проверим, как вы знаете и выполняетеПравила пожарной безопасности.
ИГРА.После каждого куплета жду от вас, друзья, ответа:ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ! (показ слайда 7,8)
1.Знает кто из вас о том, что нельзя шалить с огнем?
2.Кто из вас, пусть говорит, с электричеством шалит?
3.Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
4.Из кастрюли пышет пар. Кто кричит: “Горим, пожар”!
5.Если в поле хлеб горит, кто пожарным сообщит?
6.Кто пожарным помогает, добро охраняет?
Учитель. Часто пожары возникают по вине школьников. Очень большую опасность представляют собой костры, которые разводят ребята вблизи строений или строительных площадок. Увлекшись игрой, дети забывают потушить костер, и тогда раздуваемые ветром искры разлетаются на большие расстояния. 1 ученик: Смастерил Сергей пугач, Пострелял немного. А теперь Сережу врач лечит от ожога. От такого пугача Путь обычный до врача!
2 ученик: Возле дома и сарая разжигать костер не смей, Может быть, беда большая для построек и людей.
Задание следующее:
Из каких произведений взяты следующие строки?( слайд 9,10,11,12)
1.Море пламенем горит, Выбежал на море кит,Эй, пожарные бегите!Помогите, помогите! (Чуковский Путаница)
2.И вдруг заголосил: Пожар! Горим! Горим!С треском, щелканьем и громомВстал огонь над новым домом.Озирается кругом, мешает красным рукавом. (С. Маршак Кошкин дом)
3.Что за дым над головой?Что за гром над мостовой?Дом пылает за углом.Что за мрак стоит кругом?Ставит лестницы команда,От огня спасает дом. (С. Михалков Дядя Степа).
Задание следующее: Объясни пословицу.( слайд-14)
Малая искра города прожигает, а сама прежде всех погибает.
Пожар снежком не погасишь.
Затопила печку, а сама на крылечко
Слайд 15,- Какой бывает огонь.
Ученик 3. Он всегда бывает разный, Удивительный огонь. То буяном безобразным, То тихоней из тихонь. То он змейкой торопливой, По сухой скользит траве, То косматой рыжей гривой, Полыхает на заре.
Ученик 4. Вот на спичке как на ветке, Голубой дрожит листок. Вот, ломая прутья клетки, Хищник делает бросок!
Ученик5: Да, огонь бывает разный – Бледно – желтый, ярко-красный, Синий или золотой, Очень добрый или злой.
Ученик 6 : Злой огонь – огонь пожара, Злой огонь – огонь войны! От безжалостного жара Дни черны, поля черны. Жители земного шара, Граждане любой страны Злой огонь гасить должны!
Учитель. Нужно всегда быть осторожным, соблюдать правила пожарной безопасности. Правило пожарное без запинки знайте,
Правило пожарное строго выполняйте. (слайды 16-17)
Учитель. Ребята, соблюдение всех правил пожарной безопасности поможет сберечь здоровье и жизнь людей.
А сейчас мы проверим свои знания.( слайд 18-20)
Загорелся телевизор? Что делать?
1. Телевизор надо сразу отключить от сети.
2. На него надо набросить плотную ткань или одеяло.
3. Тушить водой через верхнее отверстие задней стенки.
А как вести себя, если загорелся утюг?
1. Отключить утюг от электричества.
2. Отключать лучше в резиновой перчатке, если она есть.
3. Набросить на него плотную ткань.
4. И только потом бежать за водой.
5. Сообщить в пожарную часть.
Памятка. Как вести себя на пожаре (слайд 21.)
Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.
Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону
"О1" или попроси об этом соседей.
Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону "01" и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.
Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.
При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт, он может отключиться, и ты задохнешься.
Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна, тебя обязательно спасут.
Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся, они лучше знают, как тебя спасти.
Конкурс: Вызов пожарных.
Знать обязан каждый гражданин - Телефон пожарных - 01. Если что-то загорелось, На себя возьмите смелость: Срочно 01 звоните,
Точно адрес назовите, Что горит? Давно ли? Где?Несколько минут промчится -К вам пожарная примчится. И поможет вам в беде.
Игра. Дети становятся в колонну. По одному подбегают к телефону, поднимают трубку, вызывают 01, бегут обратно.
Итог занятия.
Дорогие ребята, сегодня мы с вами соревновались, играли, разминались, вспоминали правила пожарной безопасности. Но если случается пожар к нам на помощь спешат пожарные. Труд пожарных – это каждодневный подвиг. За особую смелость и спасение людей на пожарах – пожарных награждают медалями За отвагу.( слайды 24-29) Звучит песня Парни службы МЧС)
Ученик. Всем, друзья, вы, расскажите,
Чем пожарные живут.
Они днём и ночью тоже
Ваши жизни берегут.
Ученик. Пожарное дело - для крепких парней,
Пожарное дело – спасение людей,
Пожарное дело – отвага и честь,
Пожарное дело – так было и есть!