Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе по УМК «Школа России» в условиях реализации ФГОС» | Мой кабинет. Работа №349821

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В условиях внедрения ФГОС ведущее место принадлежит сегодня проектно-исследовательской деятельности. Главной задачей и результатом этой деятельности является изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению. Эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.

По требованиям ФГОС НОО дети готовят первые проекты под руководством учителя, уже начиная с первого класса. Но, учеников необходимо подготовить к новому виду обучения. Новому не только для детей, но и для большинства родителей. А именно они помогут ребенку выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом систематизировать; помочь ребенку кратко изложить самое главное и рассказать об этом другим людям.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ачадовская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

Тема «Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе по УМК «Школа России» в условиях реализации ФГОС».

 

 

 

 

 

 

 

 

Саликова В.В.

2024 г.

«Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе по УМК «Школа России» в условиях реализации ФГОС».

 

«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь»
(Старинная китайская поговорка)

В условиях внедрения ФГОС ведущее место принадлежит сегодня проектно-исследовательской деятельности. Главной задачей и результатом этой деятельности является изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению. Эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.

По требованиям ФГОС НОО дети готовят первые проекты под руководством учителя, уже начиная с первого класса. Но, учеников необходимо подготовить к новому виду обучения. Новому не только для детей, но и для большинства родителей. А именно они помогут ребенку выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом систематизировать; помочь ребенку кратко изложить самое главное и рассказать об этом другим людям.

Проектная деятельность- это самостоятельная творческая деятельность учащихся, выполненная под руководством учителя, в которой ребенок сам определяет направление работы и организует свои действия, начиная от идеи и заканчивая ее практическим воплощением.

Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:

- самостоятельного мышления;

- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;

- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук;    

Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Учебная исследовательская деятельность – это организованная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений.

Под исследовательской деятельностью школьников понимается процесс деятельности учащихся, связанный с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Исследовательские уменияэто готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели, условий и средств деятельности, направленной на изучение и выяснение процессов, фактов, явлений.

Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Чтобы развить у детей исследовательские навыки необходимо сформировать у них следующие умения:

– видеть проблему;

– задавать вопросы;

– выдвигать гипотезы;

– давать определения понятиям;

– классифицировать;

– наблюдать;

– проводить эксперимент;

– делать выводы и умозаключения;

– структурировать материал;

ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Образовательная: активация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.

Развивающая: развитие умения размышлять по изучаемой теме, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования;  представлять результаты исследования.

Воспитательная: создание продукта. 

Виды учебных исследований:

по количеству участников:

индивидуальные

(самостоятельные), групповые, коллективные;

по месту проведения: урочные, внеурочные;

по времени:

кратковременные

или долговременные;

по теме: предметные, свободные.

Процесс реализации исследовательской деятельности.

Этап 1.

– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой.

– анализ полученных результатов;

– формирование групп;

– работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов – воображение, память, логическое мышление и т. д.);

– рефлексия (анализ динамики изменений);

Этап 2.

Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.

Этап 3.

Индивидуальная работа научного руководителя с учащимися. Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научного руководителя.

Этап 4.

Оформление учащимися  выполненных исследований, работа на компьютерах в школе.

Этап 5.

Итог исследовательской работы – это участие в научно-исследовательских конференциях для учащихся начальной школы.

Целью проектной деятельности является общее развитие и формирование качеств творческой личности.

В создании проекта ставятся следующие задачи:

• включить детей в разнообразную деятельность (это достигается специальными видами практических работ);

• выработать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды деятельности, то есть перенос знаний и навыков на практику;

• развить сообразительность и творческую активность учащихся.

Проектная деятельность то метод, который раскрепощает ребенка, повышает его уровень познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах.

С помощью проектов можно обучить:

1) выявлять и формировать проблемы;

2) проводить анализ проблем;

3) находить пути решения;

4) работать с информацией;

5) находить необходимый источник;

Проектный метод направлен на:

• Развитие критического мышления

• Развитие творческого мышления

• Умения работать с информацией

• Умения работать в коллективе;

• Владеть культурой коммуникации.

Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. Проект – это “пять П:

1.Проблема

2.Проектирование (планирование) 

3. Поиск информации

4. Продукт

5.Презентация.


Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.


Этапы работы над проектом:

1. Поисковый

-Определение тематического поля и темы проекта.

-Поиск и анализ проблемы.

-Постановка цели, задач проекта.

2. Аналитический

-Анализ имеющейся информации.

-Сбор и изучение информации.

-Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений, построение алгоритма деятельности).

-Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.

-Анализ ресурсов

3. Практический

-Выполнение запланированных технологических операций.

-Текущий контроль качества.

-Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

4. Презентационный

-Подготовка презентационных материалов.

-Презентация проекта.

-Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, включение в банк проектов, публикация).

5. Контрольный

-Анализ результатов выполнения проекта.

-Оценка качества выполнения проекта.

 

 Итак, проектная деятельность включает в себя следующие шаги :

1. Постановка проблемы проекта.

2. Тема проекта.

3. Цель проекта.

4. Задачи проекта.

5. Гипотеза( с 4 класса).

6. План работы (сюда включены методы исследования, которыми мы пользовались в процессе разработки проекта, и средства, которые помогли добиться цели).

7. Продукт проекта.

8. Выводы (итог).

 

 

Виды проектов.

Проекты могут быть индивидуальными, парными – выполняемыми в паре, групповыми или коллективными. Могут проводиться на уроке или во внеурочное время.

По темам проекты делятся на монопроекты – проекты, выполняемые в рамках одного предмета, межпредметные – проекты, темы которых охватывают несколько учебных предметов, и свободные – то есть тема проекта выходит за рамки школьного обучения. Тема должна быть необычной – оригинальной и не сложной. По времени: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. По месту проведения: урочные и внеурочные.

 

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет «большое количество видов и разновидностей» (по Сергееву И.С.)

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект - разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

Деловая игра.

Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.

Диалог исторических или литературных персонажей.

Игра с залом.

Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

Научная конференция.

Отчет исследовательской экспедиции.

Пресс-конференция.

Путешествие.

Реклама.

Ролевая игра.

Соревнования.

Спортивная игра.

Заочная экскурсия.

На практике чаще всего используются следующие типы проектов:

- исследовательско- творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

ролево- игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

информационно- практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);

- творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.).

В УМК «Школа России» очень хорошо продумана и спланирована работа над проектной деятельностью. А также данный УМК предусматривает поэтапное вхождение учащихся в данный вид деятельности. Например:

1 кл. – подготовительный этап: участие детей в наблюдении, экспериментах, знакомство с планом, фиксировании промежуточных результатов.

2 кл. – работа со справочной литературой, совместное составление плана, выступление по готовому плану, самостоятельные выводы.

3 кл. – учатся самостоятельно выявлять единство с темой, целью, задачами, и результатом проекта.

4 кл. – это самостоятельная работа ребенка над проектом, его формирование и защита, т.е. получение конечного результата, но под руководством учителя.

С 1 класса некоторые проекты носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

Во 2 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

- Что интересует больше всего?

- О чём хочешь узнать больше?

 

При выполнении проектно-исследовательской работы целесообразно пользование следующим алгоритмом:

 

Проблема проекта

"Почему?"

Актуальность проблемы - мотивация

Цель проекта

"Зачем?" (мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

"Что?" (для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

"Как?" (мы это можем делать)

Выбор способ и методов, планирование

Результат

"Что получится?" (как решение проблемы)

Ожидаемый результат

 

 

 

 

Проекты в 1 классе по «УМК Школа России»:

1)Математика.

1. «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках».

2. «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».

2) Обучение грамоте.

1. «Живая Азбука». 

3) Русский язык.

1. «Скороговорки».

4)Литературное чтение.

1. «Сказочная страничка».

5) Окружающий мир.

«Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние животные».


2 класс: «Красная Книга или возьмем под защиту», «Все профессии важны, все профессии нужны», «Города России», «Страны мира». «Сказки, загадки, небылицы», «Мой детский журнал», «Узоры и орнамент на посуде».

3 класс: «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». «Тайна имени», «Математические сказки».

4 класс: «Разнообразие природы России», «Путешествие по реке времени». «Составляем орфографический словарь».


Фрагмент урока русского языка в 3 классе «Правописание частицы НЕ с глаголами».

Задачи:

Развитие умений писать глаголы с частицей не, графически обозначать орфограмму.

Умение находить в предложениях частиц

у-

не.

Формулирование проблемы.

Постановка проблемы: что на уроке нам нужно выяснить?

Что такое "не"?

К какой части речи относится?

Как пишется не с глаголами?

Поиск решения.

– Подумайте, в какой группе частей речи (служебных или самостоятельных) следует искать частицу? (Среди служебных, так как нельзя поставить вопрос и это слово ничего не обозначает).

Вывод: Частица не придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению.

- Итак, мы выяснили, что частица не придаёт глаголам отрицательный смысл, а как она пишется с глаголами, ещё не знаем. А вы как думаете?

- Послушайте стихотворение поэта Виктора Агафонова о глаголе и частице не:

Глаголу нравится читать,
Играть, работать и мечтать!
Глаголу очень нравится
Всё делать очень живо.
Частица не – красавица,
Но как она ленива!
Она не ходит, не сидит,
Не шьёт, не жнёт и не кипит,
Книг не читает, не поёт,
Другим работать не даёт.
Глагол же, не любя безделья,
С частицей пишется раздельно!

- Что вы узнали из стихотворения о глаголе и частице не?

-Как пишется не с глаголами?

Творческое задание. Решение проектной задачи.

- Не секрет, что в школе происходят случаи, когда дети нарушают правила поведения. Почему это происходит?(ответы детей)

- Как решить эту проблему?(ответы детей)

- Сегодня на уроке мы с вами создадим памятки для уголка «Правила поведения в школе». Работать будем в группах.

Тема проекта: Использование частицы не при составлении правил поведения в школе.

- Сформулируйте цель нашей работы.

Цель проекта: Создание памятки по правилам поведения.

- Какие задачи мы поставим, для решения данной цели?

Задачи:

1. Найти информацию по данной теме.

2. Составить памятку, используя частицу не.

-Какой творческий продукт мы получим, выполнив задачи?

-Закончите фразу: «Работа актуальна, потому что …»

-Работать по карточкам. Обратите внимание на инструкцию при выполнении работы в группах.

Инструкция для работы в группах.

1) Выберите тему:

1. Правила поведения во время урока
2. Правила поведения во время перемены
3. Общие правила поведения в школе
4. Правила поведения в столовой
5. Правила поведения в школе

2)Запишите столбиком 3-5 глаголов с частицей НЕ, относящихся к теме;

3)Поднять руки, сообщив о готовности.

4) Проверка результатов работы на экране доски.

5)Подведение итога работы.

Оцените свою работу:

Я думаю, что цель и задачи работы выполнены, так как …

Работа над проектом показала, что …

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Как оцениваете свою работу?

С целью развития исследовательских умений учащихся вовлекала детей в учебно-исследовательскую деятельность на уроках по курсу «Литературное чтение», «Русский язык». Работу с детьми начала со первого класса, и строила ее поэтапно, согласно рекомендациям и методикам, предложенным А.И. Савенковым , Н. Б . Шумаковой.

В основе организации урока-исследования лежат шесть основных этапов методики исследования( по методике Н. Б. Шумаковой).

I. Мотивация (создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формулируется гипотеза)

II. Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы)

III. Обмен информацией (изложение результатов исследования)

IV. Организация информации (сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов)

V. Связывание информации (открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения)

VI. Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы по проблеме)

VII. Постановка новых вопросов (этап возникает при необходимости следующего исследования)

VIII. Применение (использование приобретённого нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия) [24, с.10]

Главной задачей учителя, является организация учебной исследовательской деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались самостоятельная потребности в творческом, исследовательском поиске. [12, с.34]

Для эффективности учебного исследования на уроках применялись следующие методы: поисковый, частично-поисковый, метод проектов, проблемный, исследовательских ситуаций.

Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:

• поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;

• развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;

• формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности:

1. Коллективный учебный диалог;

2. Рассматривание предметов;

3. Создание проблемных ситуаций;

4. Чтение-рассматривание;

5. Коллективное моделирование;

6. Игры-занятия;

7. Выполнение моделей из различных материалов;

8. Выставки детских работ.

Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован:

• на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;

• на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;

• на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования, ролевые игры.

На уроках хорошо использовать разнообразные формы обучения учащихся: индивидуальную, групповую, парную.

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. Выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование и другие.

Исследовательские умения на уроках литературного чтения – это умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения.

Формы уроков, позволяющих представить результаты исследования:

Игры-исследования

Игры-путешествия

Игровые моменты

Ролевые игры

Исследование со сказочным героем

Фантастические исследования

Конференциина которых учащимся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;

Презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;

Выступления, как правило, для определенного круга- своих одноклассников, учащихся параллельных классов;

Выставка достижений, может быть посвящена определенной теме, курсу

 

Работу по развитию исследовательских умений младших школьников на протяжении четырёх лет обучения в начальной школе, то её можно представить так:

В 1 классе ведется пропедевтическая работа по развитию исследовательских умений:

1) проблемное, частично-поисковое обучение под руководством учителя;

2) урок-исследование(в начале года постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводы под руководством учителя);

3) кратковременные исследования- наблюдения;

На уроках на этапе мотивации использовала «Приём загадки» (по методике Н. Б. Шумаковой).

Например, на уроке литературного чтения в 1 классе по теме «Сказка Е. Чарушина «Теремок» для определения темы урока применяла «Приём загадки», после которого дети сформулировали цель и задачи урока. Учились выдвигать первые предположения о героях произведения. А при анализе этого произведения использовала приём «Кластер» по теме «Сказки». Ребята в парах определили виды сказок и составили схему («Кластер»).

Во втором классе:

- проводила работу по проведению кратковременных исследований в контексте изучения лирического стихотворения;

- использовала наблюдение и поисковые методы, учащиеся знакомились с терминологией, теоретическими понятиями в рамках исследовательской деятельности (исследование, информация, значение и др.); с методами исследования (поиск изобразительно-выразительных средств языка, наблюдение за ними, работа со словарями и другими источниками информации).

Дети знакомились с элементами исследовательской деятельности: анализ проблемной ситуации, целеполагание, определение цели, темы и учебных задач урока, выдвижение гипотез т. е. строить предположения, формулирование выводов.

Например, на уроке литературного чтения во 2 классе по теме «Стихи А. Плещеева о весне», дети, отгадав загадку о весеннем времени года и рассмотрев выставку книг, выдвигали свои предположения(гипотезу) о том:

-Какая основная мысль (идея) может объединить эти произведения? (Учитель фиксирует их на бумажных облачках)о предположениям(гипотезам) ребята сформулировали тему урока и наметили цель исследования.

Исследование произведений А . Плещеева проходило по плану:

1)Прочитать стихотворения А. Плещеева, выделить основную мысль.

2)Сравнить основную мысль всех произведений.

3)Сделать заключение и ответить на исследовательский вопрос.

Сделав анализ всех стихотворений о весне, ребята ответили на исследовательский вопрос о том , что все люди должны восхищаться красотой природы и беречь её.

На этапе применения или закрепления изученного материала класс работал в малых группах над следующими с заданиями: Игра "Соотнеси названия стихов и автора", «Вставьте пропущенные олицетворения».

В заключении урока дети выполнили самооценку своей работы на уроке.

В третьем классе:

- на уроках использовала метод проекта, интерактивные формы работы исследовательского, творческого характера: поиск информации, выделение главного, формулирование определения, проведение простых опытов, наблюдение, сочинение на материале стихов, определение цели, темы и учебных задач урока, построение плана работы на уроке, составление инструкций и т.д.

На уроке литературного чтения в 4 классе по теме «Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш» предлагалось детям, не читая произведения, определить, какие ассоциации возникают, когда слышите слово «Приёмыш». В данном случае используется «Приём ключевых слов» (по методике Н. Б. Шумаковой). Подбираются 3-5 слов, которые могут подвести к проблеме, например: «кто», «местожительство», «родство». Ассоциации помещаются в кластер, который составляется на протяжении всего исследования. На этапе применения использовался Приём «Да или нет».

Проводились уроки на основе деятельностного метода с использованием элементов исследования; уроки сследования по рекомендациям и методикам Н. Б. Шумаковой.

На уроках русского языка и литературного чтения использовались следующие приёмы, задания и упражнения исследовательской направленности:

1)Развитие умений видеть проблему (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон) . Для создания проблемных ситуаций в учебном исследовании применяются разнообразные приёмы.

На этапе мотивации на уроке русского языка в 1 классе по теме «Ударение» представлен Прием «формулирования проблемной ситуации».

Начало урока - создание исследовательской ситуации. Ребята читают стихотворение «Полз Жук. Глядь- зверь не зверь...

- Ты кто?

- Паук.

- Паук? Кыш!

- Как так ыш?!

- А вот так: кыш, и всё тут.

Жук мел. А тот- трус, шмыг в щель!...

Ну, друг, в чём тут суть?

в чём соль, а?»

-Почему так получилось? Загадка.

-Кто уже догадался, почему Жук прогнал Паука?(все слова в рассказе состоят из одного слога, а слово«Паук» состоит из 2-х слогов).

-А нужно ли ставить ударение в словах, состоящих из одного слога? (Нет)

-Почему?( в этих словах один гласный звук , он и будет ударным)

-В каких ещё словах не ставится ударение?

-Кто назовёт тему урока?

Каждый ребёнок «примерил» ситуацию на себя и в результате возникло желание изучить, исследовать эту проблему.

На этапе мотивации предлагались:

Приём «формулирования проблемной ситуации

»

«

Приём

 

загадки

»

Упражнение

«Ч

етвёртый лишний»или «Найди лишние», «Угадай-ка» 

и др.

2)Развитие умений задавать вопросы.

Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, а гипотеза – как способ решения проблемы. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа.

Приём «Найди загадочное слово».

 Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем».

3)Учимся выдвигать гипотезы. Гипотеза – это предположительное, вероятное знание, ещё не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Гипотеза – это предвидение событий. Для того чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться, размышляя, задавать вопросы. Нужно отметить, что, делая предположения, ученики обычно используют следующие слова:

может быть;

предположим;

допустим;

возможно;

что, если…

 

Таким образом, все эти приёмы, упражнения и задания способствуют формированию познавательных УУДумение структурировать знания, контролировать и оценивать знания, формирование умения в постановке и формулировке проблемы. Происходит развитие достижения метапредметного результата качества мышления.

На этапе уроков«Организация информации» применялись :

Приём «Кластер

»(

 составление или заполнение таблиц, схем).

Приём «Посмотри на мир чужими глазами».

Учитель читает детям неоконченный рассказ. «Утром небо покрылось черными тучами, пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, дороги…» Дети продолжают его.

А на этапах уроков «рефлексия» учащимися составлялись «Синквейны», использовались оценочные листы, приёмы «Рефлексивный экран», «Укрась яблоню»Светофор» и другие.

На уроке русского языка в 1 классе по теме «Перенос слов» для создания проблемной ситуации детям было предложено прочитать текст записки мальчика своему приятелю:

Миша! Возьми в сарае у

дочки. Позови товар

ища Серёжу. Я вас

жду на речке.

Определив проблему, ребята вместе с учителем формулируют цель исследования: изучить правила переноса слов в русском языке, определяют тему урока. Исследование проводится в малых группах по «Инструкционной карте». Группы обмениваются информацией и формулируется вывод по правилу переноса слов.

Исследовательская деятельность младших школьников способствует достижению метапредметных результатов, так как эта деятельность дает возможность каждому ученику освоить способы решения проблем, обогатить личный опыт в их решении, создать условия для коррекции данных способов, их выращивании до нового качественного уровня – одним словом, создать мощный банк способов действий, которые помогут детям в будущем.

Метод проектов и метод исследовательского обучения наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.

Девизом проектной и исследовательской деятельности в начальной школе могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Готхольда Эфраима Лессинга:

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,
но ради Бога, размышляйте, и хотя и криво,
да сами».

И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, и наша задача – мотивировать учащихся на это творчество, помочь сделать им свои маленькие, а может и большие открытия.







 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1.

2.Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия/ Москва, Просвещение – 2011.

3.Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. М.: Академический Проект, 2004. С. 21 – 22.

4. Герасимова И.В. К вопросу о методологии научного творчества // Исследовательская работа школьников. 2001. № 1. С. 45.

5. Давыдов В.В. Исследовательская деятельность как основа обновления содержания образования. М.: Дело, 2002. С. 66.

6. Данилов М.А., Есипов Б.П. Педагогический словарь. М.: Прогресс, 2001. С. 511. Т.2.

7. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная концепция. М.: Ось-86, 2008. С. 62.

8. Карпенко К.А., Королева Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт организации учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 130.

9. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе / Пособие для учителей. – Феникс, 2003.

10. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 2003. 286 с.

11. Молибога А.Г. Исследовательские умения школьников как условие успешности при продолжении обучения в вузе // Труды Научно-методического семинара «Наука в школе». М.: НТА «АПФН», 2003. С. 118 – 124. Т. 1.

12. Огурцова Н.С., Тарабуева М.В. Формирование исследовательской культуры у младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 9. С. 48 – 51.

13. Савенков А.И. Путь к одаренности. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. СПб.: Питер, 2004. С. 34.

14. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения. М.: Академия развития, 2005. 364 с.

15. Савенков А.И. Этапность учебно-исследовательского поиска ребенка // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общед. к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С. 60 – 66.

16. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство: ЗАО «Издательский дом «Федоров», 2008. С. 23 – 27.

17. Семенова Н.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников. Томск: Изд-во ТГУ, 2007. 68 с.

18. Середенко П. В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2014. 208 с.

19. Скобенко Л. Д. Организация учебной исследовательской деятельности младших школьников при изучении математики // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 1102 – 1105.

20. Усова А.В., Беликов В.А. Исследовательская деятельность учащихся как приоритетное направление развития системы российского образования. М.: Республика, 2005. С. 55.

21. Усова А.Н., Бобров А.А. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. С. 18 – 23.

22. Ушачев В.П. К проблеме исследований в науке и в образовании // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 53.

23. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 1999.

24. Шумакова Н. Б. Развитие исследовательских умений младших школьников// Москва, Просвещение, 2011.

25. Шумакова Н. Б. Урок-исследование в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение . // Москва, Просвещение, 2014.

26. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.

27. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.

28. Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С.Г. Щербакова и др. Волгоград: Учитель, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×