Проектно- исследовательская работа в начальной школе. | Ковалёва Татьяна Борисовна. Работа №254078
Автор: Ковалёва Татьяна Борисовна
В статье делюсь опытом организации проектно- исследовательской деятельности в начальной школе. Привожу примеры.
Вся наша жизнь – череда различных проектов. Слова « проект»
« исследование» в последнее время приходится слышать всё чаще. Почти каждый день нам представляют новые проекты на телевидении, в образовании, медицине. В связи с переходом на ФГОС вопросы организации проектной деятельности в начальной школе становятся более актуальными.. Включая детей в проектную деятельность, мы решаем важную задачу, поставленную ФГОС, – формирование универсальных учебных действий (УУД).
Раньше я считала, что учащиеся начальной школы ещё не готовы заниматься проектной и исследовательской деятельностью, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Мне казалось, заниматься проектной деятельностью, исследованиями достаточно сложно, пока не попробовала сама. Это оказалось настолько увлекательно! Я поняла, что для учащихся начальных классов заниматься этим видом деятельности самое время. Ведь у них ещё не угас интерес к познанию, они увлекаются новыми идеями, отзывчивы. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - это важнейшие черты детского поведения...
При разработке проектов я пользуюсь следующей структурой.
Проект - это "пять П":
I этап Погружение в проект.
На этом этапе формулирую проблему, определяем тему проекта, уточняем его цели и выбираем рабочую группу. Здесь важную роль играет мотивация,
II этап Планирование.
На этом этапе учащиеся делятся на группы, распределяют роли в команде, планируют свою деятельность. собирают информацию.
III этап Проектирование.
Проектирование – это работа по плану по разрешению проблемы силами самих ребят. Работа над проектом, исследование начинается со сбора информации. Этот этап делю на 2 подэтапа. Практический: ребята проводят социальный опрос, интервью, анкетирование, уборка мусора, посадка деревьев, проведение опытов, экскурсии, встречи и т.д. Творческий: выпуск плакатов и рисунков, оформление агитационного стенда, конкурсы чтецов, выступление агитбригады, праздники для родителей и жителей микрорайона.
IV этап Продукт проекта.
На данном этапе подводятся итоги, оформляется продукт проекта. Это может быть справочник, книга, паспорт, портфолио и т.д.
вместе учащиеся обобщаем результаты, подводим итоги
V этап Презентация.
На данном этапе защищают свой проект на школьной научно-практической конференции, участвуют в конкурсах разного уровня.
В моей практике есть и проекты и исследования разных направлений.
Экологическтие проекты.
Совместно с учителем начальной школы Гордеевой И.В. на протяжении 3-х лет мы сотрудничаем с «Экошколой». С экологическими проектами мы принимаем участие в областных, всероссийских акциях и конкурсах исследовательских работ и проектов младших школьников. Мы неоднократно становились победителями Всероссийского экологического фестиваля «Чистота родного края».
2013 год – проект «Журавли над Родиной должны жить!»
2014 год – проект «Ёлочка, живи!»
2015 год – проект «Свияга – текущая вода».
2016 год- проект « Новое поколение»
Мы выступаем защитниками рек и водоемов, растительного и животного мира нашего края. Наша цель – привлечь внимание учащихся школы, родителей, жителей микрорайона к социальным экологическим проблемам.
Проекты включали изучение информации, выступление агитбригад, конкурсы рисунков, чтецов, викторины: уборка мусора, посадка деревьев, праздник для родителей.
. Здоровьесберегающее направление. Самое главное для человека здоровье.
Бирюкова Елизавета. Исследовательская работа. «Жевать или не жевать?» Проблема: по телевидению рекламируют жевательную резинку, а мама говорит, что жевать резинку вредно.Так жевать или не жевать?
. Работа содержит материал по истории появления жевательной резинки. Изучается положительное и отрицательное воздействие жевательной резинки на организм человека. Практическая часть работы включает в себя опросы учащихся , родственников, стоматологов, врача-педиатра по теме исследования, изучение химического состава жевательных резинок и его влияние на здоровье человека , эксперимент по определению зависимости умственной работоспособности учащихся во время употребления жевательной резинки. Даются рекомендации любителям жевательной резинки в стихах собственного сочинения
Гуманитарное направление.
Саша Вагин – Исследование « Сладкая орфография. мыла Мама мыла раму. Саша собирал фантики от конфет, находил орфограммы в названиях, классифицировал, оформил словарь для сладкоежек. Сравнил результаты контрольных работ в начале учебного года и в конце и сделал вывод: если находить в названиях конфет орфограммы, можно повысить грамотность письма. Мам
Шеин Иван. Исследовательская работа « Хорошее ли имя Иван?
В ходе исследования он многое узнал о своём имени, о знаменитых тёзках, о своих родственниках, о которых никогда даже не слышал. Выяснил, что Иван - сейчас редкое имя. Доказал ,что ведь именно Иван- символ русского человека, русского характера. И пусть побольше будет Иванов на Руси! Продукт- альбом « Ваня, Ванечка, Ванюша».
Социальное направление.
Исследовательская работа Вагина Александра « Солнечный зайчик».
Чтобы разобраться в том, что такое солнечный зайчик, он проделал несколько опытов и выяснил, что Солнечный зайчик — это и есть кусочек солнечного света. Изучил свойства луча и разобрался: вред или пользу приносит солнечный зайчик.
Саша Царёв- проект « Садка». Вы знаете, что такое садка? Садка- кристаллизация мёда. Мы эти кристаллы видели под микроскопом. Изучили свойства мёда, научились отличать настоящий мёд и выпустили памятку для любителей мёда « Брать или не брать?»
В этом году Саша Царёв создал проект технического направления « Электроник». Сделал робота , который может говорить, измерять температуру, притягивать металлические предметы, излучать свет. Работа заняла 1 место в региональном конкурсе исследовательских работ «Аленький цветочек» и 1 место в конкурсе «Первые шаги в техническом творчестве».
И другие работы, о которых я рассказала вам сегодня, тоже являются победителями конкурсов различного уровня.
Что даёт проектно- исследовательская деятельность?
1. Учит детей слаженно работать в группах , умение договариваться.
2. Аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал; применять основы информационных технологий , оформлять работу; публичным выступлениям, способствующим формированию культуры речи;
3. Совместная работа делает близкими людьми учителя, родителей и учащихся.
4. учит самостоятельно успешно усваивать новые знания, т. е. умение учиться.
5. Исследовательская деятельность и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно. М6666666666
У учащихся 6формируется активная жизненная позиция, воспитываются чувства любви и милосердия ко всему живому, трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость..
Таким образом, в результате проектно- исследовательской работы у моих учеников сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, как основа умения учиться.