Проектно-исследовательская деятельность как средство развития одарённости младших школьников | Кривоногова Софья Валерьевна. Работа №363239. Номер работы: №363239
Статья посвящена одарённым детям или вундеркиндам (от нем. Wunderkind, дословно чудесное дитя) детям, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Ключевые слова: одарённость, вундеркинд, развитие детей, младший школьник, проектная деятельность. Тематическая рубрика: Начальная школа.
Проектно-исследовательская деятельность как средство развития одарённости младших школьников
Аннотация: Статья посвящена одарённым детям или вундеркиндам (от нем. Wunderkind, дословно чудесное дитя) детям, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Ключевые слова: одарённость, вундеркинд, развитие детей, младший школьник, проектная деятельность. Тематическая рубрика: Начальная школа. В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Детская одаренность является одним из самых интересных явлений природы. Когда в классе обучается одаренный ребенок, он никогда не остается незамеченным учителем. В работе с такими детьми всегда есть определенные сложности. Ведь общую программу они усваивают намного быстрее своих сверстников, и порой скучают на уроках. Одной из особенностей одаренных детей является то, что они постоянно настроены на поиск новой информации. С предлагаемыми заданиями справляются быстрее всех и, выполнив их, начинают мешать остальным, плохо вести себя на уроке. Некоторые вообще предпочитают заниматься только тем, что их интересует, и никак не могут сосредоточиться на чем-нибудь другом. Одним из средств развития одаренности, на мой взгляд, является проектно-исследовательская деятельность. Почему проектно-исследовательская деятельность? Работа с одаренными, талантливыми и способными детьми, их выявление и развитие является одним из главных направлений проектно-исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность создает условия для развития одаренных детей, чья одаренность в настоящий момент, может быть, еще не проявилась. Способные дети, систематически занимаясь исследовательской деятельностью, могут качественно развить свои способности, так как создаются максимально благоприятные условия для интеллектуального развития. Кроме того, позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проектно-исследовательская деятельность предоставляет учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Дальнейшее развитие возможностей ученика должно проходить в рамках его вовлечения в исследовательскую работу, поскольку формирование творческих способностей осуществляется только через включение личности в творческий процесс. Проектно-исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает его формализм. Именно это направление и формирует у учащихся умение и навыки практического применения теоретических знаний, как ничто другое развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения, освоению различных методов. Напомню, что одарённость — это результат сложного взаимодействия наследственности, воспитания и саморазвития. Для того, чтобы выявить одаренных детей в своём классе, считаю необходимым, первоначально собрать информацию о своих воспитанниках. Работая с детьми, учитель должен знать все тонкости развития и способности детей, их психологические, физиологические и личностные особенности, чтоб при построении уроков и работе над проектами, опираться на них. Благодаря характеристике психолого-педагогических особенностей я выбираю те или иные средства воздействия – личный пример из жизни, слово, проблемный вопрос, убеждение, поощрение, наказание, просьбу, намёк, иронию и другие. Учитываю такие особенности: пол, возраст, особенность восприятия, скорость мыслительных операций, тип темперамента. Стараюсь хорошие особенности и черты детей развить, негативные притушить. Сбор информации о ребёнке осуществляется, через наблюдение за ним, анкетировании его и проведения бесед с родителями. Создаётся первоначальная характеристика, которая может быть составлена ошибочно. Но в ходе долговременной работы, всё же даёт нужные показатели и выводы об личности ребёнка. На первом этапе сбора информации по классу (29 чел.) и анкетирования было выявлено, что: - к низкой степени одаренности относятся 8 человек - к умеренной степени одарённости - 7 человек - к значительной степени одаренности - 11 человек - к высокой степени одаренности - 3 человека. Также был проведен опрос по классу, включающий себя 6 вопросов: 1) Какой учебный предмет ребята предпочитают? Смайликом нужно было обозначить своё отношение к учебному предмету. Улыбка - отлично, прямое – хорошо, кривое – плохо, кривое со знаком восклицания – совсем плохо. 2) Кого ты считаешь лидером (лучшим) в классе из мальчиков? 3) Кого ты считаешь лидером (лучшей) из девочек? 4) Кто, на твой взгляд, самый худший в классе? Может быть лишний? Мешает классу? 5) С кем бы ты хотел быть в одной команде для выполнения какого-то задания? 6) Кого бы из перечисленных тобой ребят, ты назначил главным? Очень были интересны полученные ответы: Самыми любимыми предметами оказались: Технология, Физкультура, ИЗО. Хорошо относятся к предметам: Литературное чтение, Математика, Окружающий мир, Английский язык. Плохо относятся к Русскому языку.