Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проектно-исследовательская деятельность на уроках по окружающему миру | Озерная Юлия Сергеевна. Работа №341309

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к организации проектно-исследовательской деятельности на уроках по окружающему миру в начальной школе. Обсуждаются методы и формы работы, способствующие развитию у учащихся навыков самостоятельного исследования, критического мышления и умения применять полученные знания на практике. Приводятся примеры проектных заданий, которые помогают детям лучше понять окружающий мир, развивают интерес к предмету и способствуют формированию метапредметных компетенций.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, окружающий мир, начальная школа, критическое мышление, метапредметные компетенции, самостоятельное исследование.

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Озерная Юлия Сергеевна, учитель начальных классов,

МБОУ «Браженская СОШ», Красноярский край, с. Бражное

 

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к организации проектно-исследовательской деятельности на уроках по окружающему миру в начальной школе. Обсуждаются методы и формы работы, способствующие развитию у учащихся навыков самостоятельного исследования, критического мышления и умения применять полученные знания на практике. Приводятся примеры проектных заданий, которые помогают детям лучше понять окружающий мир, развивают интерес к предмету и способствуют формированию метапредметных компетенций.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, окружающий мир, начальная школа, критическое мышление, метапредметные компетенции, самостоятельное исследование.

 

Проектно-исследовательская деятельность на уроках по окружающему миру в начальной школе является важным элементом образовательного процесса, способствующим развитию у учащихся исследовательских навыков, умения работать с информацией и применять знания в реальных жизненных ситуациях. Этот вид деятельности помогает детям глубже понимать окружающий мир, развивает их любознательность, критическое мышление и способность к самостоятельному поиску решений.

Одним из основных методов организации проектно-исследовательской деятельности является выполнение учащимися мини-проектов, связанных с изучением различных природных и социальных явлений. Например, проект на тему «Жизненные циклы растений» может включать наблюдение за ростом растения в домашних условиях, ведение дневника наблюдений, фотографирование и анализ полученных данных. В процессе работы над проектом учащиеся учатся планировать свою деятельность, собирать и анализировать информацию, делать выводы на основе наблюдений и представлять свои результаты в виде отчета или презентации.

Другим примером проектной работы может быть исследование на тему «Как загрязнение воздуха влияет на здоровье человека». Учащиеся могут изучить источники загрязнения воздуха, провести опрос среди своих одноклассников или родственников о влиянии воздуха на здоровье, собрать данные и проанализировать их. Результаты исследования могут быть представлены в виде плаката, брошюры или доклада, что способствует развитию навыков работы с текстовой и графической информацией, а также умению выступать перед аудиторией.

Проектно-исследовательская деятельность может также включать работу в группах, что способствует развитию коммуникативных навыков и умения работать в команде. Например, учащиеся могут совместно работать над проектом «Эко-сумка своими руками», где каждый ученик отвечает за свою часть работы — от сбора информации о вреде пластика до создания самой сумки и разработки агитационного материала. Такое сотрудничество учит детей координировать свои действия, распределять обязанности и достигать общих целей.

Важно, чтобы проектная работа была связана с реальной жизнью и имела практическую значимость для детей. Например, проект «Как экономить воду дома» может включать анализ водопотребления в семье, разработку плана по его снижению и проведение информационной кампании среди одноклассников. В ходе выполнения этого проекта учащиеся не только изучат способы экономии воды, но и научатся применять их в своей жизни, что формирует у них экологическое сознание и ответственный подход к использованию ресурсов.

Проектно-исследовательская деятельность также способствует формированию метапредметных компетенций, таких как умение работать с информацией, планировать свою деятельность, оценивать результаты и корректировать свои действия. Например, в проекте «Влияние солнечного света на рост растений» учащиеся могут проводить эксперименты, сравнивать результаты, представлять свои выводы в виде таблиц и графиков. Такая работа развивает у них навыки научного исследования и критического анализа данных, что будет полезно в дальнейшем обучении.

Оценка проектно-исследовательской деятельности должна быть многогранной и учитывать не только конечный результат, но и процесс выполнения работы, степень самостоятельности учащихся, их творческий подход и умение работать в команде. Учитель может использовать как традиционные формы оценки, такие как защита проекта, так и более гибкие методы, например, самооценку и взаимную оценку в группе.

Подводя итог, можно сказать, что проектно-исследовательская деятельность на уроках по окружающему миру в начальной школе является эффективным инструментом для развития у детей исследовательских навыков, критического мышления и интереса к предмету. Она способствует формированию у учащихся целостного понимания окружающего мира, развивает их способность применять полученные знания на практике и готовит к успешному обучению в дальнейшем.

 

Список литературы

1. Вальвакова, Т.В. Из опыта работы. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира / Т.В. Вальвакова // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). –СПб.: СатисЪ, 2014. – С.122-124.

2. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты/ авт.-сост. В.Ф. Феоктистова. - Волгоград: Учитель, 2015. - 154с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X