Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проектно-исследовательская деятельность на уроках окружающего мира | Карачкова Татьяна Анатольевна. Работа №346507. Номер работы: №346507

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Проектно-исследовательская деятельность является эффективным методом обучения, который способствует развитию критического мышления, творческих способностей и практических навыков у школьников. В контексте уроков окружающего мира, этот подход позволяет детям глубже осваивать предмет, изучая не только теоретические аспекты, но и практическое применение знаний. Статья посвящена проектно-исследовательской деятельности на уроках окружающего мира в начальных классах, описывая ее преимущества, методы реализации и примеры успешных проектов.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, окружающий мир, начальная школа, методы обучения, практические навыки, критическое мышление.

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Карачкова Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов
ГБОУ Школа №55 Приморского р-на Санкт-Петербурга
Аннотация: Проектно-исследовательская деятельность является эффективным методом обучения, который способствует развитию критического мышления, творческих способностей и практических навыков у школьников. В контексте уроков окружающего мира, этот подход позволяет детям глубже осваивать предмет, изучая не только теоретические аспекты, но и практическое применение знаний. Статья посвящена проектно-исследовательской деятельности на уроках окружающего мира в начальных классах, описывая ее преимущества, методы реализации и примеры успешных проектов.
Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, окружающий мир, начальная школа, методы обучения, практические навыки, критическое мышление.
В современном образовательном процессе все большее внимание уделяется активным методам обучения, среди которых проектно-исследовательская деятельность занимает одно из ведущих мест. Этот подход помогает учащимся не только усваивать учебный материал, но и развивать важные навыки, необходимые в XXI веке: критическое мышление, сотрудничество, умение работать в команде и решать практические задачи. Уроки окружающего мира в начальной школе являются идеальной основой для внедрения проектно-исследовательской деятельности, поскольку данный предмет охватывает широкий спектр тем, связанных с природой, обществом и жизнью человека.
Одним из ключевых преимуществ проектно-исследовательской деятельности является возможность активного вовлечения детей в процесс обучения. Когда ученики работают над проектом, они становятся не только пассивными слушателями, но и активными участниками, что значительно повышает их интерес к изучаемому материалу. Например, при изучении темы Природные явления можно организовать проект, в котором дети создадут модели различных явлений, таких как торнадо или вулканы, используя доступные материалы. Это поможет им не только лучше понять природу явлений, но и развить навыки работы с различными материалами и инструментами.
Важным аспектом проектно-исследовательской деятельности является развитие критического мышления. Работая над проектом, ученики сталкиваются с необходимостью анализа информации, формулирования гипотез, проведения экспериментов и выводов на основе полученных данных. Например, при исследовании темы Вода в природе учащиеся могут провести опрос среди родителей и друзей о том, сколько воды они используют в повседневной жизни, и проанализировать результаты. Это не только позволит детям увидеть практическое применение знаний, но и развить навыки работы с информацией.
Организация проектной деятельности требует от учителя продуманного подхода. Важно заранее определить цель проекта, его задачи и ожидаемые результаты. Учителю следует обратить внимание на уровень подготовки класса, чтобы проект был доступен для всех учащихся. Например, если проект связан с изучением экосистемы, то его можно разбить на несколько этапов: исследование растительного и животного мира, изучение взаимосвязей в природе и влияние человека на экосистемы. Каждый этап можно организовать как отдельное задание, что позволит детям глубже погрузиться в тему.
Кроме того, важной частью проектной деятельности является сотрудничество. Работая в группах, ученики учатся взаимодействовать друг с другом, делиться идеями и приходить к общим решениям. Это не только способствует социализации детей, но и развивает навыки командной работы, которые так важны в будущем. Например, в рамках проекта Экологические проблемы нашего региона дети могут объединиться в группы и предложить свои решения для улучшения экологической ситуации в своем населенном пункте. Это поможет им не только проанализировать проблемы, но и выработать инициативу по их решению.
Практическое применение знаний, полученных в ходе проектной деятельности, играет важную роль в формировании у детей ответственности за свои действия. При реализации проектов ученики видят результат своего труда, что способствует повышению их уверенности в себе. Например, если группа детей решает создать уголок природы в своем классе, они не только изучают растительность, но и учатся заботиться о растениях, понимая, что от них зависит жизнь этих растений.
Важным моментом является интеграция знаний из различных предметов. Проектно-исследовательская деятельность позволяет объединить уроки окружающего мира с математикой, искусством, литературой и другими дисциплинами. Например, проект, посвященный изучению Птиц нашего края, может включать в себя не только наблюдения за птицами и их описание, но и составление таблиц с численностью различных видов, а также создание плакатов и презентаций о найденных фактах. Это не только разнообразит учебный процесс, но и позволит детям увидеть взаимосвязь между различными дисциплинами.
Одним из ярких примеров успешной проектно-исследовательской деятельности является проект Мой любимый уголок природы. В рамках этого проекта учащиеся выбирали место в своем районе, которое им нравилось, и проводили его исследование. Они фотографировали это место, собирали информацию о растениях и животных, которые там обитают, и создавали презентацию о своем уголке природы. В результате дети не только углубили свои знания об экосистеме, но и научились работать с информацией, развили навыки презентации и научились выражать свои мысли.
Важно отметить, что проектно-исследовательская деятельность требует от учителя гибкости и готовности к изменениям. В процессе работы над проектом могут возникать непредвиденные ситуации, требующие изменений в плане или подходах. Учителю следует быть готовым к этим изменениям и адаптировать свои методы в зависимости от потребностей и интересов учеников.
Завершая обсуждение проектно-исследовательской деятельности на уроках окружающего мира, стоит отметить, что этот подход не только помогает детям усваивать знания, но и формирует у них интерес к окружающему миру. Работая над проектами, ученики учатся задавать вопросы, искать ответы и анализировать полученные результаты. Это способствует развитию у них научного мышления и понимания важности знаний в реальной жизни. Важно, чтобы проектная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса, способствуя развитию активных и самостоятельных личностей, готовых к вызовам современного мира.
Список литературы
Вальчук А.Н. Особенности развития исследовательской деятельности младших школьников в курсе Окружающий мир // Таврический научный обозреватель. 2016. №1-3 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-issledovatelskoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-v-kurse-okruzhayuschiy-mir
Катышевская Т.А. Сущность проектной деятельности // Скиф. 2020. №2 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-proektnoy-deyatelnosti
Куприянова Д.Ю. Некоторые аспекты проектно-исследовательской деятельности младших школьников в курсе Окружающий мир // Таврический научный обозреватель. 2016. №1-3 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-proektno-issledovatelskoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-v-kurse-okruzhayuschiy-mir
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×