"Проектно-исследовательская деятельность в коррекционной школе VIII-го вида" | Максимова Наталья Александровна. Работа №323915
В наше время особое внимание в вопросах, связанных с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной и активной жизни, требуется детям с особыми возможностями здоровья. Актуальность метода проектно-исследовательской деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида школе заключается в необходимости активизации самостоятельной предметно- практической и умственной деятельности учащихся. В статье рассматриваются основные особенности, цели, задачи, формы метода проектной деятельности и возможности использования его как в рамках уроков, так и внеурочной деятельности.
ГБОУ АО "Соломбальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
"Особенности организации проектно-исследовательской деятельности в коррекционной школе VIII-го вида в рамках урочной и внеурочной деятельности"
Учитель Максимова Н.А.
2023-2024 уч.год
ВВЕДЕНИЕ
В наше время все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной и активной жизни. Особое внимание в этом вопросе требуется детям с особыми возможностями здоровья. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления являются чрезвычайно важными.
Актуальность метода проектно-исследовательской деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида школе заключается в необходимости активизации самостоятельной предметно- практической и умственной деятельности учащихся.
Практика показывает, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью могут вполне положительно проявлять себя и реализовывать свои возможности. Формирование социально значимых качеств учащихся призван решить метод проектов.
Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, самостоятельной деятельности учащихся. Проект осуществляется под четким руководством учителя, преследует конкретные дидактические цели, направлен на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде продукта деятельности.
Метод проектов может использоваться при изучении любого предмета, на всех этапах обучения и во внеурочной деятельности. Использование этой технологии дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять личностные качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.
Цель метода:
Дать возможность учащимся:
приобретать
элементарные
знания самостоятельно,
пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач,
искать пути решени
я проблемы, выбирая
оптимальный
,
планировать свою деятельность,
работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли,
объективно оценивать проц
есс и результат проектирования.
Задачи проектно-исследовательской деятельности:
Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать.)
Формирование позитивного отношения к работе.
Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (
с помощью педагога
составлять план работы, презентовать информацию и
результат
).
Обучение
начальным навыкам планирования
(учащийся должен уметь определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы).
Метод проекта в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и на коллективную деятельность.
Метод проектов как активная форма обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида
В соответствии с Образовательным Стандартом педагогическая деятельность специальных (коррекционных) школ VIII вида направлена на формирование жизненно важных компетенций ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, способствующих более успешной интеграции и социальной адаптации. Особый общественный характер приобретает проблема активизации познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. Организация проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида ориентирована на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и в качестве приоритетной выделяется коллективная деятельность. Коллективная деятельность в условиях коррекционных школ VIII вида направлена на социализацию личности, т.к. чрезвычайно важно ребенку с нарушением интеллекта научится общению и общаться. Способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ними людей поможет ему войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научится жить в нем. Важным положительным качеством метода является его активная форма обучения, которая, решая общеобразовательные задачи по предмету, дает возможность детям проявить свое творчество, фантазию, возможность реализовать свои способности.
Безусловно, для детей с нарушение интеллекта, как и любой вид творческой деятельности, проект очень сложен.
Преподавателю необходимо учитывать основные требования к подбору объектов проектной деятельности, среди которых наиболее существенными являются следующие:
подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
интерес школьников к проблеме;
практическая направленность и значимость проекта;
практическая осуществимость проекта;
существенными условиями учебной проектной деятельности являются:
возможность применения полученных знаний, умений и навыков;
– соответствие учебной задачи индивидуальным возможностям учащихся;
– наличие необходимых материально-технических средств;
– соответствие учебной деятельности экологическим и экономическим требованиям;
– обеспечение безопасных условий труда;
– использование образовательных ресурсов школы и социума, учреждений дополнительного образования, производственных структур;
– применение природных материалов и отходов производства;
– рациональное планирование и оформление учебного комплекса.
Организация и требования к проектной деятельности не зависимо от уровня интеллектуального развития детей (дети из общеобразовательной школы и дети, с ограниченными возможностями здоровья) имеют общую структуру.
1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.
2. Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.
3. Исследовательская работа учащихся. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.
5. Представление готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.
Таким образом, проект- это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация.
Проекты можно условно разделить на следующие виды.
1. По уровню творчества:
Исполнительские (репродуктивные)
Конструктивные
Творческие
2. По содержанию:
Монопредметные
(
реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания)
Межпредметные
(
выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания)
Надпредметные
(вне школьной программы)
3. По назначению:
Учебные
Личные (семейные)
Общественные
Производственные
4. По базе для выполнения:
Школьные
Внешкольные (выполняются на базе учреждений дополнительного образования, в семье, на производстве)
Комплексные
5. По количественному составу исполнителей:
Индивидуальные
Групповые
Коллективные
6. По возрастному составу исполнителей:
Одновозрастные
Разновозрастные
7. По продолжительности выполнения:
Мини-проекты (
могут укладываться в один урок или часть урока
)
Краткосрочные проекты
(
требуют выделения 4 - 6 уроков
)
Недельные проекты
(
выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта.
)
Четвертные, полугодовые
Годовые, многолетние
Формы продуктов проектной деятельности:
Выбор формы продукта предметной деятельности – важная организационная задача участников проекта.
От ее решения зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной, убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.
В ряде случаев на вид продукта сразу указывает тема проекта. Но чаще всего выбор продукта - непростая творческая задача, от решения которой во многом зависит мотивация участников проектной группы к дальнейшей работе.
Возможные выходы проектной деятельности:
WEB
-сайт.
Атлас, карта.
Видеофильм.
Выставка.
Газета, журнал.
Игра.
Коллекция.
Костюм.
Модель.
Музыкальное произведение.
Мультимедийный продукт.
Праздник.
Прогноз.
Спортивная игра
Справочник.
Сценарий.
Учебное пособие.
Экскурсия.
Заключение.
Метод проекта – совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания в той или иной деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей наук. Для детей с недостатком интеллекта это очень сложный вид деятельности.
Проекты, которые учитель предполагает использовать в рамках классно-урочной предметной системы, должны иметь место и время их использования в воспитательно-образовательном процессе. При составлении календарно-тематического планирования необходимо продумать по какой теме предложить учащимся выполнение проекта и запланировать эту работу. Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития. Выполнение индивидуальных проектов требует разноуровневых заданий (дифференциации по сложности и объему).
Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов). Способствует развитию творческих способностей; формированию чувства ответственности; созданию условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.
Использование проектной деятельности в работе с детьми с умственной отсталостью будет способствовать развитию всех сторон психики, а самое главное социализации учащихся.
Проекты в коррекционной школе – это трудно, проблематично, так как возможности учащихся невелики, но всё-таки это возможно. Далеко не все формы проектной деятельности можно использовать с нашими детьми. Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них и начинается знакомство с методом проектов. Речь идёт не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно, а о проектах, выполненных при помощи учителя и родителей.
Работа над учебным проектом вырабатывает у детей умение сосредотачиваться, способность мыслить самостоятельно, развивает внимание и стремление к знаниям. Проектируя, ребёнок и не замечает, что учится - он познаёт, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.
Проекты школьников могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результативности и т.д. Однако при всем их разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития ребенка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной ее самостоятельности и продуктивности.
Список литературы:
1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе [Текст]/ Белобородов Н.В. - М.: Аркти, 2006. 56с.
2.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М.,1995
4.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе [Текст]/ Бычков А.В. – М., 2000. 21с
5.Гульчевская В.Г., Гульчевская Н.Е. Современные педагогические технологии. - Ростов на Дону,1999.
6.Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов – М., АРКТИ, 2003г.
7.Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся – М., 2006г.
8.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч [Текст]/ Сиденко А.С. – 2003. - №6. 23с.
9.Шаповалова О.Е. Моделирование проблемных ситуаций в процессе воспитания учащихся вспомогательной школы-интерната. / Дефектология. – 1995г. – № 2. – с.22-26.
10.Щербакова С.Л. и др. Организация проектной деятельности в школе: система работы – Волгоград: Учитель, 2009 г.
11. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./ Сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007г. – 96с.
12. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7.
13. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист, 2004, № 1.
14. http://ms45.edu.ru/ms45/cont_05/html/2005_06/adm_project.html