Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проектно-исследовательское обучение в дополнительном образовании | Глущенко Светлана Михайловна, Кукса Инна Михайловна. Работа №318980. Номер работы: №318980

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Одной из эффективных и современных форм организации обучения является проектно-исследовательская деятельность. Она способствует саморазвитию и самосовершенствованию обучающихся. На наш взгляд, для успешной социализации учащихся актуальным является вопрос о возможности  внедрения проектно-исследовательских технологий в дополнительное образование.

 

До недавнего времени слово «проект» использовалось преимущественно только в технологической сфере, а на данный момент система образования нуждается во  внедрении его в целом в образовательный процесс. В толковом словаре русского языка слово «проект» означает «вступающий вперед» [1]. Метод проектов ориентирован на применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Данная технология обучения включает в себя совокупность  исследовательских, поисковых методов. Несмотря на то, что проект может быть групповым, парным или индивидуальным, он всегда ориентирован на самостоятельное выполнение заданий учащимися за определенное время 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Ракитянская станция юных натуралистов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

 

 

 

 

 

Глущенко Светлана Михайловна педагог;

Кукса Инна Михайловна, методист дополнительного образования Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Ракитянская станция юных натуралистов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023 год

Аннотация. Одной из эффективных и современных форм организации обучения является проектно-исследовательская деятельность. Она способствует саморазвитию и самосовершенствованию обучающихся. На наш взгляд, для успешной социализации учащихся актуальным является вопрос о возможности  внедрения проектно-исследовательских технологий в дополнительное образование.

 

До недавнего времени слово «проект» использовалось преимущественно только в технологической сфере, а на данный момент система образования нуждается во внедрении его в целом в образовательный процесс. В толковом словаре русского языка слово «проект» означает «вступающий вперед» [1]. Метод проектов ориентирован на применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Данная технология обучения включает в себя совокупность  исследовательских, поисковых методов. Несмотря на то, что проект может быть групповым, парным или индивидуальным, он всегда ориентирован на самостоятельное выполнение заданий учащимися за определенное время [2].

Непременными условиями организации успешной проектно-исследовательской деятельности являются: мотивированность обучающихся; наличие проблемы, которую необходимо решить; психологический комфорт; творческая среда; целенаправленность и систематичность; а также учѐт возрастных, индивидуальных особенностей обучающихся. Работа над проектом начинается с того, что педагогу в рамках реализуемой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы необходимо сначала познакомить обучающихся с основами проектно-исследовательской деятельности: классификацией проектов, алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, продуктами проектной деятельности, требованиями, предъявляемыми к проектам. И только после этого дети могут самостоятельно выполнять разнообразные проектно-исследовательские работы. Педагог на различных этапах выполнения проектно-исследовательской работы выступает в роли консультанта.

Организуя проектно-исследовательскую деятельность с обучающимися, педагоги испытывают затруднения и допускают ряд ошибок. Чтобы этого избежать, следует соблюдать некоторые условия: не упрощать проектно-исследовательскую деятельность до разработки алгоритма; педагог должен владеть технологией проектно-исследовательской деятельностью; не допускать формального целеполагания в проектно-исследовательской работе, должна прослеживаться логика проектно-исследовательской работы, которая представляет собой цепочку: проблемная ситуация – проблема – цель – продукт (важно, чтобы все элементы были связаны между собой).

Ежегодно обучающиеся Ракитянской станции юных натуралистов принимают участие в проектно-исследовательских конкурсах «Юннат», «Юные исследователи окружающей среды», «Леонардо» и других. В этих конкурсах принимают участие дети, осваивающие дополнительную общеобразовательную общеразвивающуюе программу естественнонаучной художественной направленности «Я-исследователь», «Биолог».

Во время маршрутных обследований леса было выяснено, что создавшиеся климатические условия привели к большим проблемам, связанным с благоприятными для развития бактериальных, вирусных, грибковых заболеваний, вредителей лесообразующих пород. Такая обстановка заметно ухудшила экологическое состояние древостоя лесонасаждений. Этот материал послужил основанием для разработки и реализации исследовательского проекта «Возможности использования грецкого ореха как интродуцента для лесозащитных полос в Ракитянском районе».

Актуальность проекта заключается в выяснении вопроса о перспективности выращивания грецкого ореха, как интродуцента в лесном хозяйстве. Цель: исследование современного состояния взрослых растений и развития сеянцев ореха грецкого для создания из его сеянцев лесозащитных участков и создание таких участков. Участники проекта разрабатывали сложные вопросы:

во-первых, в чем смысл использования новой породы в лесовосстановлении, какими она обладает ценными свойствами;

во-вторых, устойчива ли она в местных условиях;

в-третьих, какими могут быть последствия при распространении этих видов в природных экосистемах.

Для получения ответов были выполнены задачи:

1) В ходе маршрутного обследования было выяснено состояние лесообразующих пород в урочище Становое.

2) Проведен анализ климатических условий в районе за период 2000 – 2019 годы.

3) Проведено двухлетнее наблюдение за развитием сеянцев породы интродуцента ореха грецкого и сеянцев традиционных лесообразующих пород.

4) Созданы два лесозащитных участка с использованием ореха грецкого.

В реализации проекта участвовали учащиеся объединения «Биолог» Ракитянской станции юных натуралистов и были приглашены участники Экологического отряда Пролетарской общеобразовательной школы №1.

Партнеры. ОКУ «Ракитянское лесничество», ОГБОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа №1».

Ребенок, приходя в учреждения дополнительного образования, выбирает для себя то дело, к которому больше всего лежит его душа, в котором он сможет стать успешным. Воспитанник стремится реализовать здесь свои задатки и раскрыть свои способности в том или ином виде деятельности. И одним из таких важных и интересных дел для него становится проектно-исследовательская работа.

Проектно-исследовательская деятельность детей в системе дополнительного образования – одно из средств воздействия на духовное развитие подрастающего поколения [3].

В современных условиях становится очень важным и нужным наличие достаточного количества творчески развитых детей, которые ясно осознают свои способности, желания и знают, как добиться поставленной цели. И те знания, умения, навыки, которые развивают творческие объединения учреждений дополнительного образования, непременно пригодятся воспитанникам в жизни. Пригодится ребенку и сам навык творчества, и владение творческими приемами. И все это станет замечательной движущейся силой в самой деятельности воспитанника во взрослой жизни.

 

Список литературы:

1. Птицына Е.В. Особенности проведения мастер-классов в технологическом образовании / Е.В. Птицына, Т.М. Гашева // Образовательная среда сегодня: стратегии развития : материалы II Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 5 июня 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 114-117. – ISSN 2411-8184.

2. Горбачева С.М. Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках технологии. / [Электронный ресурс].-Режим доступа: С.М. Горбачева, Т.М. Гашева// Электронный периодический рецензированный научный  журнал «SCI-ARTICLE.RU».-2015-№27- Режим доступа: sci-article.ru – (Дата обращения: 25.09.2018).

3. Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности.// Доп.обр. –2002. № 8.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×