Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проектное обучение на уроках труда (технологии): формирование навыков работы в команде | Козлитина Светлана Егоровна. Работа №350070

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается использование проектного обучения на уроках труда (технологии) как эффективный метод формирования у учащихся навыков работы в команде. Описаны подходы к организации проектной деятельности, которые помогают школьникам развивать умения взаимодействовать, делегировать задачи и поддерживать друг друга в процессе выполнения коллективных заданий. Приведены примеры проектов и заданий, которые способствуют формированию командных навыков и ответственности.

Ключевые слова: проектное обучение, уроки труда, технология, навыки командной работы, коллективные проекты, школьники, взаимодействие.

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ТРУДА (ТЕХНОЛОГИИ): ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАБОТЫ В КОМАНДЕ

 

Козлитина Светлана Егоровна, учитель труда(технологии)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение № 31 им. Стащенко Р. П. г. Тула

 

Аннотация. В статье рассматривается использование проектного обучения на уроках труда (технологии) как эффективный метод формирования у учащихся навыков работы в команде. Описаны подходы к организации проектной деятельности, которые помогают школьникам развивать умения взаимодействовать, делегировать задачи и поддерживать друг друга в процессе выполнения коллективных заданий. Приведены примеры проектов и заданий, которые способствуют формированию командных навыков и ответственности.

Ключевые слова: проектное обучение, уроки труда, технология, навыки командной работы, коллективные проекты, школьники, взаимодействие.

 

Проектное обучение — это подход, который активно используется на уроках труда и технологии для развития у школьников практических навыков и способности к сотрудничеству. Технологический процесс и работа над коллективными проектами требуют от учащихся умения распределять обязанности, учитывать мнение других и совместно добиваться поставленных целей. Проектное обучение позволяет школьникам освоить навыки работы в команде, что является важным элементом их подготовки к будущей профессиональной деятельности и успешной социализации.

Организация командной проектной работы начинается с распределения ролей и обязанностей между учениками. Учитель может предложить каждому участнику группы выбрать или получить определённую роль в проекте, например, проектировщика, исполнителя, координатора или контролёра качества. Распределение ролей помогает ученикам понять свою ответственность за конкретные этапы работы и учит их координировать свои действия с другими. Например, при создании простого изделия, такого как деревянный стеллаж, один ученик может заниматься чертежами, другой — подбором материалов, а третий — непосредственно сборкой. Распределение обязанностей формирует у учащихся чувство ответственности и учит их уважать вклад каждого участника в общий результат.

Коллективное планирование проекта помогает учащимся совместно определить цели, обсудить этапы выполнения и разработать график работы. Учитель может провести предварительное обсуждение с учениками, в ходе которого все участники группы вместе формулируют задачи проекта, планируют последовательность действий и сроки выполнения каждого этапа. Например, при проектировании и изготовлении модели мебели учащиеся могут распределить, когда будет подготовлен чертёж, закуплены материалы, начнётся сборка и оформление изделия. Коллективное планирование учит школьников работать согласованно, учитывать мнение других и принимать совместные решения, что является важным навыком командной работы.

Этап выполнения проекта предполагает практическую реализацию запланированных действий, что способствует развитию у школьников дисциплины и целеустремлённости. В процессе работы учащиеся выполняют свои роли, следят за качеством исполнения и при необходимости помогают друг другу. Учитель может поощрять учеников делиться своими знаниями, корректировать действия друг друга и совместно решать возникающие проблемы. Например, при создании макета дома один ученик может предложить улучшить конструкцию, а другой — скорректировать размеры деталей. Совместное выполнение проекта развивает у школьников навыки общения, учит их принимать решения и решать задачи в процессе взаимодействия.

Оценка и обсуждение результатов проекта помогают учащимся проанализировать полученный результат, выявить успехи и обсудить ошибки. Учитель может предложить каждому участнику группы высказаться о том, что получилось, а что можно было бы улучшить, чтобы сделать работу более эффективной. Например, после завершения проекта по созданию деревянного изделия учащиеся могут обсудить, как распределение ролей повлияло на результат, какие трудности возникли и как они были преодолены. Обсуждение итогов проекта учит школьников объективно оценивать свои действия, развивает критическое мышление и помогает лучше понять свои сильные и слабые стороны.

Использование цифровых технологий в проектной работе способствует более эффективной организации процесса и развивает у школьников навыки работы с информацией. Учитель может предложить ученикам использовать программы для черчения и моделирования, такие как SketchUp или AutoCAD, для создания макетов и планов, а также приложения для совместного планирования задач, такие как Trello или Google Таблицы. Цифровые инструменты помогают учащимся обмениваться идеями, вести записи и анализировать результаты, что делает процесс работы над проектом более организованным. Использование цифровых технологий в проектной деятельности развивает у школьников навыки информационной грамотности и учит их пользоваться современными инструментами для выполнения коллективных задач.

Обучение разрешению конфликтов и коммуникативным навыкам на уроках труда и технологии важно для успешного завершения проекта. В процессе работы в команде могут возникать разногласия по поводу выполнения заданий или распределения ролей, и учитель может помочь учащимся освоить способы решения таких ситуаций. Например, если один ученик не согласен с предложенным планом действий, учитель может предложить группе обсудить все варианты и найти компромисс. Работа над конфликтными ситуациями учит школьников терпимости, развивает умение слушать других и искать решения, которые устраивают всех участников.

Пример наставника и поддержка со стороны учителя играют важную роль в успешной реализации проектов на уроках труда. Учитель может служить примером для школьников, демонстрируя, как вести себя в команде, помогать другим и уважать их вклад. Также важно, чтобы учитель поддерживал инициативу учеников, поощрял их идеи и помогал им в случае возникновения трудностей. Поддержка со стороны наставника помогает школьникам чувствовать себя увереннее, укрепляет их мотивацию и развивает навыки сотрудничества.

В заключение следует отметить, что проектное обучение на уроках труда (технологии) является эффективным методом формирования у школьников навыков работы в команде. Совместное планирование, распределение ролей, коллективное выполнение задач и обсуждение результатов помогают учащимся научиться взаимодействовать, принимать общие решения и поддерживать друг друга. Важно, чтобы учитель создавал условия для успешного выполнения проектов, поддерживал инициативу учеников и учил их разрешать конфликты, что способствует формированию у школьников профессиональных и личностных качеств, необходимых для будущей жизни и работы.

 

Список литературы

Астраханцева, Л. А. Проектная деятельность на уроках технологии в общеобразовательной школе / Л. А. Астраханцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 160-162.

Сидоров, О. В. Об организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии / О. В. Сидоров, С. А. Смирнов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.2 (110.2). — С. 93-97.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×