Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проектные технологии как эффективный механизм реализации системно-деятельностного подхода в образовательно-воспитательном процессе | Гусева Ирина Владимировна. Работа №353721

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Проектная деятельность на занятиях дополнительного образования художественной направленности рассматривается как исключительное по своей эффективности средство развития у учащихся способностей к творческой деятельности. В процессе выполнения проектов совершенствуется мышление и речь учащихся, развиваются коммуникативные навыки, расширяется опыт социализации. Проект на занятиях дополнительного образования – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством педагога дополнительного образования. 

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Проектная деятельность на занятиях дополнительного образования художественной направленности рассматривается как исключительное по своей эффективности средство развития у учащихся способностей к творческой деятельности. В процессе выполнения проектов совершенствуется мышление и речь учащихся, развиваются коммуникативные навыки, расширяется опыт социализации.

Проект на занятиях дополнительного образования – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством педагога дополнительного образования.

Базовая основа для выполнения творческого проекта: знания и умения (конструкторско-технологические, художественные, математические, естественно-научные и др.), а также качества творческого мышления, которые осваиваются и формируются на занятиях дополнительного образования.

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.

По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4-6 человек) и коллективные (всей группой).

По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные.

Проекты учащиеся выполняют, начиная со 2 класса. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. Поэтому для второклассников больше подходят небольшие творческие работы, объединённые общей темой.

В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.

Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка, практическая реализация, защита. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, созданию замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации учащиеся изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Второй этап работы – модернизация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно-полезного характера.

Третий этапзащита проектной работы, главная цель которой – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям. Поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Учащиеся готовят сообщение о проделанной работе, а педагог, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

 

Последовательность работы над проектами

(Примерные схемы)

 

Технологический проект

1-й этап. Разработка проекта

Для чего и кому нужен проект?

Сделать подарок.

Подготовиться к празднику.

Что-то другое.

Что будем делать?

Обсуждаем и выбираем изделие.

Определяем конструкцию изделия.

Подбираем подходящие материалы.

Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта.

Выбираем лучший вариант.

Как делать?

Подбираем технологию выполнения.

Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение.

Подбираем инструменты.

 

2-й этап. Выполнение проекта.

Воплощаем замысел.

Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте).

Изготавливаем изделие.

Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, технологию).

 

3-й этап. Защита проекта.

Что делали и как

Что решили делать и для чего.

Как рождался образ проекта.

Какие проблемы возникали.

Как решались проблемы.

Достигнут ли результат.

 

Информационный проект

1-й этап. Разработка проекта.

Для чего и кому нужен проект?

Выступить перед школьниками.

Выступить перед взрослыми.

Что-то другое.

Что будем делать?

Обсуждаем и выбираем тему.

Определяем форму подачи информации (сообщение, доклад, альбом, стенгазета, компьютерная презентация).

Выполняем зарисовки, схемы, эскизы оформления

.

Выбираем лучший вариант.

Как делать?

Решаем, где искать информацию.

Продумываем возможные проблемы и их решение.

Подбираем материалы, инструменты, технические средства.

 

2-й этап. Выполнение проекта

Воплощаем замысел.

Распределяем роли или обязанности (в коллективном, групповом проекте).

Ищем и отбираем нужную информацию (журналы, книги, энциклопедии, Интернет).

Оформляем информационный проект.

Вносим необходимые дополнения, исправления (в содержание, оформление).

 

3-й этап. Защита проекта.

Что делали и как.

Что решили делать и для чего.

Как работали над замыслом.

Какие проблемы возникали.

Как решались проблемы.

Достигнут ли результат.

 

Таким образом, проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. И здесь акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×