Проектные технологии как эффективный механизм реализации системно-деятельностного подхода в образовательно-воспитательном процессе | Гусева Ирина Владимировна. Работа №353721
Проектная деятельность на занятиях дополнительного образования художественной направленности рассматривается как исключительное по своей эффективности средство развития у учащихся способностей к творческой деятельности. В процессе выполнения проектов совершенствуется мышление и речь учащихся, развиваются коммуникативные навыки, расширяется опыт социализации. Проект на занятиях дополнительного образования – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством педагога дополнительного образования.
ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Проектная деятельность на занятиях дополнительного образования художественной направленности рассматривается как исключительное по своей эффективности средство развития у учащихся способностей к творческой деятельности. В процессе выполнения проектов совершенствуется мышление и речь учащихся, развиваются коммуникативные навыки, расширяется опыт социализации.
Проект на занятиях дополнительного образования – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством педагога дополнительного образования.
Базовая основа для выполнения творческого проекта: знания и умения (конструкторско-технологические, художественные, математические, естественно-научные и др.), а также качества творческого мышления, которые осваиваются и формируются на занятиях дополнительного образования.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.
По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4-6 человек) и коллективные (всей группой).
По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные.
Проекты учащиеся выполняют, начиная со 2 класса. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. Поэтому для второклассников больше подходят небольшие творческие работы, объединённые общей темой.
В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка, практическая реализация, защита. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, созданию замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации учащиеся изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Второй этап работы – модернизация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно-полезного характера.
Третий этап – защита проектной работы, главная цель которой – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям. Поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Учащиеся готовят сообщение о проделанной работе, а педагог, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Последовательность работы над проектами
(Примерные схемы)
Технологический проект
1-й этап. Разработка проекта
Для чего и кому нужен проект?
Сделать подарок.
Подготовиться к празднику.
Что-то другое.
Что будем делать?
Обсуждаем и выбираем изделие.
Определяем конструкцию изделия.
Подбираем подходящие материалы.
Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта.
Выбираем лучший вариант.
Как делать?
Подбираем технологию выполнения.
Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение.
Подбираем инструменты.
2-й этап. Выполнение проекта.
Воплощаем замысел.
Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте).
Изготавливаем изделие.
Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, технологию).
3-й этап. Защита проекта.
Что делали и как
Что решили делать и для чего.
Как рождался образ проекта.
Какие проблемы возникали.
Как решались проблемы.
Достигнут ли результат.
Информационный проект
1-й этап. Разработка проекта.
Для чего и кому нужен проект?
Выступить перед школьниками.
Выступить перед взрослыми.
Что-то другое.
Что будем делать?
Обсуждаем и выбираем тему.
Определяем форму подачи информации (сообщение, доклад, альбом, стенгазета, компьютерная презентация).
Выполняем зарисовки, схемы, эскизы оформления
.
Выбираем лучший вариант.
Как делать?
Решаем, где искать информацию.
Продумываем возможные проблемы и их решение.
Подбираем материалы, инструменты, технические средства.
2-й этап. Выполнение проекта
Воплощаем замысел.
Распределяем роли или обязанности (в коллективном, групповом проекте).
Ищем и отбираем нужную информацию (журналы, книги, энциклопедии, Интернет).
Оформляем информационный проект.
Вносим необходимые дополнения, исправления (в содержание, оформление).
3-й этап. Защита проекта.
Что делали и как.
Что решили делать и для чего.
Как работали над замыслом.
Какие проблемы возникали.
Как решались проблемы.
Достигнут ли результат.
Таким образом, проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. И здесь акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов.