"Профессии наших родителей". Знакомство с профессиями родителей. | Сметанина Светлана Геннадьевна. Работа №363302
Именно в дошкольном возрасте ребенок знакомится с огромным миром профессий. ФГОС ДО предполагает формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, представлений о социокультурных ценностях народа. работа по ранней профориентации дошкольника осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и родителями. данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематазации представлений и успешной социализации каждого ребенка.
Работа по ранней профориентации дошкольников в свете ФГОС ДО
«Профессии наших родителей»
(знакомство с профессиями родителей)
Актуальность
В настоящее время актуализируется проблема профессионального самоопределения. Конечно, дошкольники еще не могут сделать самостоятельный, осознанный выбор. Но все же процесс профессионального самоопределения следует начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребенок знакомится с огромным миром профессий. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы таких личностных качеств, как любознательность, активность, самостоятельность, проявляется способность к социальной мотивации поведения и осознанию ребенком ценности труда, которые являются базой в любой профессии и залогом успеха в будущем. В тоже время, ФГОС ДО предполагает формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, представлений о социокультурных ценностях народа.
Детская профориентация не предполагает непосредственного выбора профессии. Раннее самоопределение дошкольников носит преимущественно информационный характер. Поэтому миссия ДОУ: познакомить дошкольников с разнообразным миром современных профессий, в том числе профессий родителей и показать их ценность.
Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.
В тоже время отмечается недостаточная роль семьи в формировании представлений детей о профессиональной деятельности своих родителей. Вместе с тем, благоприятные условия трудового воспитания создаются только в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе.
Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект
«Профессии наших родителей».
Цель проекта: Расширение и обобщение представлений детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях, создание условий для максимального обогащения знаний и представлений детей о профессиях своих родителей; развитие любознательности и интереса к профессиям родителей, воспитание уважения к труду взрослых.
Задачи:
Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, о результатах труда, об оборудовании, через различные формы работы и виды деятельности.
Развивать коммуникативные
способности. Обогащать словарный запас
детей.
Расширять
кругозор
и
познавательный
интерес
детей.
Способствовать
формированию положительного отношения и
уважения к труду, к людям разных профессий.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников.
Сроки реализации: среднесрочный (6 месяцев)
Возраст: 6-7 лет Гипотеза проекта
Дошкольники смогут узнавать и называть профессии и место работы родителей, владеть обобщающим понятием «профессия», задуматься о том, кем они будут, когда вырастут, научатся ценить труд.
Планируемый результат
Для детей:
наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях своих родителей и
других людей (назначении, особенностях, значимости труда, гордости и уважения к труду);
обеспечение
активности
ребенка
в
процессе
его
социализации;
понимание детьми
значения слово «профессия», проявление признательности и уважения к труду взрослых (родителей).
обогащение
и
активизация
словаря
воспитанников;
умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.
Для родителей:
успешное
взаимодействие
со
своими
детьми;
повышение педагогических компетенций в части поиска, отбора и представления информации в соответствии с возрастом детей.
Для педагогов:
создание предметно-пространственной развивающей среды по теме
проекта;
взаимодействие
с
родителями
воспитанников
по
расширению
знаний
детей;
повышение педагогической компетенции родителей, повышение активности родителей в жизни группы и детского сада.
Этапы проекта
1 Этап (слайд)
Цель: анализ состояния проблемы организационно-педагогического сопровождения, знакомство дошкольников с профессиями взрослых, выявление и постановка проблемы.
Содержание работы.
Выявление уровня знаний детей о профессиях, о профессиях своих родителей; определение уровня родительской компетенции по вопросу формирования представлений детей о профессиях и профессиях родителей.
Анализ
развивающей
предметно-пространственной
среды
группы.
Определение
содержания
и
форм
работы
с
семьями
воспитанников.
Реализацию данного этапа мы начали с родительского собрания «Ранняя профориентация дошкольников или Кем станет мой ребенок», на котором родителям был представлен ряд тем для совместных проектов в учебном году. Родителей заинтересовала тема профессий. Далее совместно мы определили условия, необходимые для реализации проекта и оценили наши возможности. Родители внесли предложения о выходе с экскурсиями на рабочие места. Мы определили организации (предприятия) для экскурсий, часть родителей предложили прийти в группу – рассказать о своей профессии, продемонстрировать спецодежду и инструменты своего труда. Определились с пополнением среды группового пространства и формой итогового мероприятия. В процессе общения с родителями выявилась проблема – недостаток знаний и умений подготовки детских докладов. И мы запланировали консультацию «Как составить мини-доклад с ребенком и представить его».
1 этап проекта для детей начался групповым сбором, на котором мы с ребятами выделили проблему: недостаточные представления о профессиях взрослых, поставили цель и обозначили пути ее достижения.
Результат работы на данном этапе: план реализации проекта. 2 этап (слайд)
Цель: разработка комплекса мероприятий для организационно- методического сопровождения развития личности дошкольников через знакомство с миром профессий.
Комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих реализацию данного проекта:
Профессиональная компетентность педагогов в вопросах профориентации дошкольников с целью систематизации методических и дидактических материалов по ознакомлению дошкольников с профессиями. Разработка перспективного планирования ознакомления дошкольников с профессиями; занятий, цикла бесед о профессиях, дидактических, сюжетно-ролевых игр. Создание презентаций о
профессиях.
Моделирование развивающей игровой среды профессиональной направленности. Оборудование и оснащение центров детской активности
профессиональной
направленности.
Организация
и проведение конкурса атрибутов к сюжетно – ролевым играм профессиональной направленности
Сотрудничество с семьями воспитанников по ранней профориентации. Оформление альбомов «Семейные династии», «Профессии моих
родителей».
Формы работы с детьми
Непосредственно
образовательная
деятельность;
Беседы,
мини-доклады
детей
«Семейные
династии»;
Рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр презентаций, видеороликов по профессиям; виртуальные экскурсии по «скайпу» на работу к родителям;
Рассказы
о разных профессиях: мини-доклады детей о профессиях
родителей;
Групповой
сбор
«Такие
интересные
профессии»;
Клубный
час
«Профессии
работников
нашего
детского
сада»;
Сюжетно-ролевые
игры.
В ходе продуктивной деятельности дети создавали коллажи, рисовали профессии родителей. В группе организована выставка «Такие разные
профессии».
Формы работы с родителями
Опрос
«Изучение
запроса
родителей
–
тематика
совместных
образовательных проектов в учебном году»;
Обогащение
РППС
в
рамках
выбранной
темы
(атрибуты
к
сюжетно- ролевым играм, изготовление маркеров…);
Организация
экскурсий
на
предприятия
и
встречи
с
родителями
в детском саду;
Консультация
«Как
составить
мини-доклад
с
ребенком
и
представить
его»;
Инсценировка
произведения
С.
Михалков
«А
что
у
вас?».
В совместной с родителями деятельности в группе прошли слушания мини- докладов о профессиях родителей, а в завершении был создан альбом
«Профессии наших родителей».
Очень интересным и продуктивным стал цикл тематических экскурсий на рабочие места родителей: посетили театральное закулисье, салон красоты, магазин, детскую библиотеку, школу, ателье, побывали на тренировке по спортивной гимнастике… Результат: создан альбом фотографий «В гостях у профессий».
Обогащение РППС: атрибуты и маркеры к сюжетно-ролевым играм, а ребята с удовольствием использовали их в самостоятельной игровой деятельности.
3 этап
Итоговым мероприятием проекта стала викторина «Мир профессий» – дети показали достаточный уровень знаний и умений, полученных в ходе проектной деятельности.
Литературная постановка «А что у вас?» стала завершением нашего проекта.
Выводы
У детей:
сформированы представления о профессиях родителей, дана мотивация уважения к труду.
У родителей:
повышение педагогической компетентности, успешное взаимодействие с детьми и педагогами, повышение активности участия в мероприятиях группы.
У педагогов:
пополнение предметно-пространственной развивающей среды по теме
проекта;
успешное
взаимодействие
с
родителями
воспитанников
по
расширению знаний детей и повышению педагогической компетенции родителей;
повышение
активности
родителей
в
жизни
группы
и
детского
сада.
Результаты реализации проекта:
Экскурсии
для
детей
на
предприятия
города.
Выставка
рисунков
«В
мире
профессий».
Тематические
альбомы «Семейные
династии»,
«Профессии
наших родителей».
Литературная
постановка
«А
что
у
вас?».
Транслируемость
Данный проект разработан для реализации в ДОО общеразвивающего вида, для воспитателей и специалистов, реализующих основную общеобразовательную программу, детей старшего дошкольного возраста. Проект обобщен на уровне МАДОУ «ЦРР – д\сад№108», практические материалы размещены в электронно-накопительном банке МАДОУ «ЦРР – д\сад№108».
Продукты проекта:
Оформленный
проект;
Презентации;
Конспекты
занятий;
Фотоотчет;
Альбом
«Профессии
моей
семьи»
(творческие
работы);
Атрибуты
и
костюмы
для
сюжетно
–
ролевых
игр;
Творческие
работы
детей,
выполненные
в
процессе
НОД;
Музыкальная
подборка
по
теме проекта
(песни
о
представителях
разных
профессий).