Профессиональная компетентность педагога-организатора | Колисниченко Марина Николаевна. Работа №286162
Автор: Колисниченко Марина Николаевна
В отечественном образовании в последнее время большое внимание уделяется воспитательному и образовательному процессу вне уроков, к свободному времени учащихся.Цель этого процесса: гармоничное развитие личности, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечение занятости детей социально значимой деятельностью, их самореализации и социальной адаптации, формирование лидерских качеств, социальных компетенций. В статье говорится о том, какими профессиональными качествами и степенью участия в инновационной деятельности, в использовании различных современных образовательных технологий и методик должен обладать педагог-организатор. (Их описание).
Комитет по образованию Администрации
Городского округа Подольск
Муниципальный опорный центр дополнительного образования
Тема: «Профессиональная компетентность педагога-организатора как основа эффективной педагогической деятельности»
(из опыта работа педагога-организатора)
Составитель: Колисниченко М.Н.,
педагог-организатор МОЦ
Г.о. Подольск, 2021 г.
Педагог как творец педагогического процесса
В отечественном образовании в последнее время большое внимание уделяется воспитательному и образовательному процессу вне уроков, к свободному времени учащихся.
Цель этого процесса: гармоничное развитие личности, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечение занятости детей социально значимой деятельностью, их самореализации и социальной адаптации, формирование лидерских качеств, социальных компетенций.
Задачи: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и дающих конкретный результат, обеспечение доступности образования для детей всех социальных и возрастных групп в соответствии с их интересами, склонностями и характером образовательных потребностей;
обеспечение условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, личностного развития, профессионального самоопределения, творческого труда, формирование общей культуры, оздоровления и физического развития детей и молодежи;
воспитание бережного отношения к природе, вовлечение детей в природоохранную деятельность, формирование у детей интереса к культуре, истории, природе родного края и Отечества, навыков исследовательской работы;
выявление и поддержка наиболее одаренных и талантливых детей и подростков.
В настоящее время образованностью человека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием, широтой кругозора, способностью к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, его стремлением к самообразованию и самосовершенствованию.
Главной фигурой образовательной системы выступает педагог как творец педагогического процесса, носитель и субъект общей профессиональной культуры. Профессионализм педагога, его профессиональная компетентность является влияющим фактором на развитие личности. Под профессиональной компетенцией подразумевается круг вопросов, в которых педагог должен проявить свои профессиональные знания, умения, навыки и способы деятельности. В первую очередь педагог должен ясно понимать цели обучения. Только у мастера можно научиться мастерству и воспитать личность может только другая личность. Поэтому педагог должен все время самосовершенствоваться и развиваться. Начиная свою деятельность, педагог уже владеет определенным уровнем профессиональной компетентности. Этот уровень можно назвать стартовым, а далее, он постоянно развивается и совершенствуется. Это и является высшим проявлением профессионального мастерства.
Современный педагог призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, необходимость учитывать быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле преподавания предмета, все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему педагогу. Объем информации, необходимый для эффективной работы, нуждается в систематическом расширении. Постоянное пополнение и обновление знаний – важная сторона профессиональной деятельности любого специалиста. Рост профессиональной компетентности педагога определяется степенью его участия в инновационной деятельности, в использовании различных современных образовательных технологий и методик, таких как:
Технология личностно-ориентированного обучения (
И.С.Якиманская
,
Г.К.Селевко
). Результат использования: индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Позволяют адаптировать содержание, методы, формы обучения к индивидуальным особенностям каждого учащегося, следить за его продвижением. Выбор направлений профессионального развития педагога.
Групповые технологии (
А.Г.Ривин
,
В.К.Дьяченко
). Результат использования: Общение в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в группах способствует развитию профессиональных качеств педагога. Отработка коммуникативного аспекта. Информирование педагогов по актуальным вопросам внедрения образовательных технологий в
учебно-воспитательном
процесс.
Игровые технологии (
П.И.Пидкасистый
,
Д.Б.Эльконин
). Результат использования: активизация педагогической деятельности. Расширение кругозора, развитие определенных умений, навыков, сотрудничества. Участие в деловых, ролевых играх (обучающих, интеллектуальных, творческих, психологических и т.п.).
Информационно-коммуникативные технологии (
В.П.Беспалько
). Результат использования: разработка для педагогов обучающих презентаций, расширение доступа к Интернету.
Здоровьесберегающие
технологии (
Н.В.Голобродько
). Результат использования: отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания. Рациональная организация рабочего времени. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в педагогическом коллективе.
Методика «обучение в сотрудничестве» - это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования (рефлексия). Целеполагание, проектирование профессионального роста.
Дебаты - стимулируют творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку материала. Развитие критического мышления.
Концентрированное обучение – позволяет победить нехватку времени, делает образовательный процесс более интенсивным, активизирует профессиональные интересы.
Содержание профессиональной компетентности педагога определяется квалификационной характеристикой. Квалификационная характеристика представляет собой нормативную модель компетентности педагога, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Это необходимое условие для выработки «знаний в действии», т.е. умений и навыков – главного критерия профессиональной готовности.
Структура, виды профессиональной компетентности
Компетенция — это личностная способность специалиста решать определённый класс профессиональных задач.
А. В. Хуторской считает, что компетентность – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
По мнению Т. М. Сорокиной, под профессиональной компетентностью педагога понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению социально-педагогической деятельности.
Компетентность рассматривается как одна из ступеней профессионализма, составляющая основу педагогической деятельности учителя. Компетентность педагога трактуется как способность личности на разном уровне решать различные типы педагогических задач.
Профессиональная компетентность - это уровень осведомленности, авторитетности педагога, позволяющий ему продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, возникающие в процессе подготовки квалифицированного специалиста, формирования личности другого человека.
Структура компетентности определяется видами его профессиональной деятельности.
В структуру профессиональной компетентности входят:
• общественно-политическая осведомленность,
• психолого-педагогическая эрудиция,
• педагогическая техника,
• умения и навыки организации педагогической деятельности.
О. А. Акулова, Н. Ф. Радионова и А. П. Тряпицына видят следующие существенные признаки компетентности:
• компетентность имеет деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях;
• компетентность проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации.
Этими же авторами предложена трехуровневая иерархия компетентностей: ключевые, базовые, специальные.
Ключевые компетентности приобретают сегодня особую значимость. Они проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации и коммуникации. Для профессиональной социально-педагогической деятельности базовыми являются компетентности, необходимые для “построения” профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования на определённом этапе развития общества.
Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности.
Все три вида компетентностей взаимосвязаны и развиваются одновременно, что и формирует индивидуальный стиль социально-педагогической деятельности, и, в конечном итоге, обеспечивает становление профессиональной компетентности.
Различают следующие виды компетенций:
• Учебно-познавательная компетенция — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.
• Информационная компетенция — это способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
• Коммуникативная компетенция — это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе. Знакомство с различными социальными ролями.
Сущность, значение, профессиональной компетентности
педагога
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» задача педагога состоит в том, чтобы подготовить современно образованных, нравственно предприимчивых людей, умеющих самостоятельно принимать ответственные решения и готовых реализовать себя в условиях рыночной экономики.
Для характеристики профессиональных и личностных качеств педагога используется понятие «профессиональная компетентность».
Компетенция (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую, подхожу) — это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам. К. Ангеловски выделяет структуру профессиональной компетентности педагога через педагогические умения. Педагогические умения здесь объединены в четыре группы:
1. Умения “переводить” содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирования на этой основе развитие коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.
2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный выбор форм, методов и средств его организации.
3. Умения выделить и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психических, организационных, и др.); активизации личности школьника, развитие его деятельности; и др.
4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиняющих задач.
Одно из важнейших качеств, которое характеризует компетентность - инициатива. Это внутреннее пробуждение к новым формам деятельности, руководящая роль, в каком либо действии. Инициатива представляет собой разновидность общественной активности, социального творчества, предпринимаемого лицом. Инициатива характеризуется тем, что человек берет на себя большую меру ответственности, чем этого требует простое соблюдение общественных норм.
Таким образом, умения представляются как компетенция в действии. Компетенция это то, что порождает умение, действие. Итак, компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы.
Стоит рассмотреть понятие «компетенция» во взаимосвязи с понятием «квалификация». Быстрые изменения многих профессиональных задач, связанных, в частности, с введением новых технологий, требуют новых квалификаций.
Умения, обычно характеризующие выполнение какой-либо профессии, уже недоступны. Нужно еще уметь предвидеть трудности, принимать решения, сотрудничать и координировать свою деятельность. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации
полученные знания и опыт. А.В.Хуторской поясняет, что под компетенцией следует понимать нормативные требования к профессиональной подготовке педагога, а под компетентностью – уже сложившиеся, состоявшиеся его качества.
Компетентность человека связана с его деятельностью, а, следовательно, и с профессией. Для успешного выполнения профессиональной деятельности ее субъекту необходимо обладать совокупностью психофизиологических, психологических и личностных характеристик, которые определяются как профессионализм.
Для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.
Профессиональной деятельностью педагога как разновидностью его трудовой деятельности является педагогическая деятельность. Термин «педагогический» раскрывает принадлежность индивида к педагогической профессии, которая обслуживает педагогическую деятельность. Таким образом, термины «профессиональная деятельность педагога» и «педагогическая деятельность» несут на себе одну и ту же смысловую нагрузку. Исходя из этого термины «профессиональная компетентность» и «педагогическая компетентность» могут употребляться в качестве синонимов. Профессиональная компетентность - ключевое понятие для характеристики педагогической деятельности.
В.Г. Суходольский отмечает, что профессиональная компетентность педагога это – «способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями, профессиональными умениями и навыками».
Значит, компетентность – это сплав теоретической и практической готовности человека к педагогической деятельности. А профессиональная компетентность – это есть профессионализм и педагогическое мастерство учителя.
Еще одним немаловажным составляющим компонентом компетентности является сотрудничество. Это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир, коллективным анализом хода и результатов деятельности.
В настоящее время в науке нет единого подхода к определению понятия - «педагогическая профессиональная компетентность». Педагогическая компетентность - системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога.
Доминирующим блоком профессиональной компетентности педагога является личность педагога, в структуре которой выделяют: мотивацию личности (направленность личности и ее виды), свойства (педагогические способности, характер и его черты, психологические процессы и состояния личности, интегральные характеристики личности (педагогические самосознание, индивидуальный стиль, креативность - как творческий потенциал).
Психолого-педагогические и специальные (по предмету) знания - необходимое, но отнюдь не достаточное условие профессиональной компетентности. Многие из них, в частности теоретико-практические и методические знания, являются предпосылками интеллектуальных и практических умений и навыков.
Одно из важнейших качеств, которое характеризует компетентность – инициатива. Это внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль, в каком – либо действии. Инициатива представляет собой разновидность общественной активности, социального творчества, предпринимаемого лицом. Инициатива характеризуется тем, что человек берет на себя большую меру ответственности, чем этого требует простое соблюдение общественных норм.
Таким образом, компетентность – это мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально – профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенции.
Также в современных источниках выделяют: коммуникативную, учебно–познавательную, информационную, социальную, индивидуальную, личностную компетентности. В современных условиях необходимо формировать не только компетентную, но и конкурентоспособную личность.
Развитие и этапы профессиональной компетентности педагога
Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование, это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющемся современном мире. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е. профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности, гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, самообразованию и самосовершенствованию. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей, поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалификационную творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Существуют, исходя из современных требований, основные пути развития профессиональной компетентности педагога: работа в методических объединениях; исследовательская деятельность, инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; активное участие в конкурсах и фестивалях, использование ИКТ т.д.
Под профессиональной компетентностью педагога понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной работы.
Этапы профессиональной компетентности: самоанализ; планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения); анализ своей педагогической и воспитательной деятельности. Мотивационной основой деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности является создание портфолио. Портфолио педагога есть отражение его профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития.
Профессионально значимые качества педагогов рассматривались учеными на протяжении длительного времени и определяли содержание профессиональной компетентности, выявляя педагогические, психологические, социальные условия ее становления.
Педагогическая профессия, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому и выражает его теоретическую и практическую готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Именно педагог ответственен за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства. Какими будут результаты труда педагогов на сегодня – таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которого так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.
Идеальный педагог – это образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне. Поэтому одним из важных профессиональных качеств педагога является профессиональная компетентность. Через это педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений.
Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса. Система профессионального педагогического образования, прежде всего, направлена на обеспечение цели общего образования и призвана подготовить учителя, у которого сформированы и развиты ключевые компетенции в сфере решения задач общеобразовательной школы, что, в свою очередь, позволяет обеспечивать развитие личности ученика. Сегодня возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, устойчивой к стрессам, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Поэтому у педагогов должны быть уже сформированы основные компетенции для их успешной педагогической деятельности. А формирование этих компетенций будет успешным, если сам педагог будет работать над своим саморазвитием, знать суть и содержание профессиональной компетентности педагога.